КомпьюАрт

7 - 2004

Подготовка формы к печати

Андрей Короб

Трафаретные рамы

Сетка

Фотоэмульсия

Копировальные рамы

Журнал КомпьюАрт совместно со студией «Рея» публикует продолжение серии статей о трафаретной печати Андрея Короба, руководителя студии «Рея».

Правильная подготовка формы к работе обеспечивает длительный срок ее эксплуатации, что приводит к существенной экономии денег. Глубоко заблуждаются те, кто считает выгодным использование солярки, стиральных порошков и прочей бытовой химии. Процентное содержание фенольных соединений и разнообразных наполнителей этих химикатов настолько велико, что вымыть их из сетки невозможно даже концентрированной серной кислотой. Использование товаров бытовой химии в течение месяца приводит сетку в нерабочее состояние: появляются многочисленные пробои в фотоэмульсии («рыбий глаз»), происходит постепенное «зарастание» печатного поля от краев к центру, а механические повреждения волокна, так называемые засаливание сетки и сглаживание ворса на волокне, ухудшают адгезию фотоэмульсии к сетке.

Применение в качестве смывки ацетона и бутил-ацетата сушит волокно сетки и делает его хрупким.

Одним из главных аргументов в пользу данных растворителей является их относительно низкая цена, но при этом забывают, что коэффициент испарения указанных веществ равен 100%, что втрое увеличивает их расход. Использование универсальной смывки ZT-639 Sericol позволяет добиться значительной экономии средств и улучшения обработки, а ведь качество печати на 50% зависит от правильного натяжения сетки, подготовки и копирования формы.

Трафаретные рамы

Рамы должны выдерживать нагрузки, обусловленные параметрами силы натяжения современных сеток, сохраняя при этом стабильность размеров и плоскопараллельность. Кроме того, рамы должны быть устойчивы к воздействию воды и химических веществ, содержащихся в красках и разнообразных расходных материалах, используемых для очистки и подготовки формы к печати.

В начало В начало

Сетка

Выбор сетки определяется видом выполняемых работ. При этом следует принять во внимание множество факторов: особенности воспроизводимого изображения, типы используемых красок, характеристики печатного оборудования. При печати растровых работ номер сетки должен быть согласован с линиатурой растра. При работе с сольвентными красками следует использовать сетки до 120-140-го номеров. Для УФ-красок нужны высоколиниатурные сетки, обеспечивающие нанесение строго нормированного количества краски, поэтому при работе с УФ-красками обычно применяют сетки № 150-200, так как сеток более высоких линиатур на нашем рынке пока нет. Для работы на ручных станках максимальная линиатура сеток ограничена 120-м номером. Сетки больших номеров используются при работе на трафаретных полуавтоматах, и это обусловлено силой давления ракеля. При выборе сеток следует иметь в виду, что сетка с тонкой нитью пропускает больше краски, чем с толстой нитью.

В начало В начало

Фотоэмульсия

При выборе нужно исходить из вида выполняемых работ, а точнее — линиатуры печати и типа используемых красок. При печати на ткани плашек и низколиниатурных растровых изображений пластизолевыми или водными красками хорошо подойдет, например, диазоэмульсия Dirasol 25, а при печати высоколиниатурных растровых или тонких штриховых работ применяют фотоэмульсии Dirasol: 902 и 915 — для сольвентных и водных красок, 916 и 917 — для УФ-красок. Количество слоев также зависит от линиатуры печати и от вида красок. Необходимо помнить, что качественное воспроизведение мелких элементов изображения возможно только при минимальной толщине копировального слоя. Чем толще копировальный слой, тем больше толщина красочного слоя и тем сильнее растискивание точки, что приводит к серьезным потерям в цветах и полутонах печатаемого изображения. При нанесении копировальный слой фотоэмульсии желательно выдавливать на печатную сторону формы — во избежание появления «пилы» на тонких линиях и краях плашек. Поэтому сначала кладутся слои с печатной стороны, а потом — с внутренней (ракельной). Толщина наносимого слоя в довольно большой степени зависит от кюветы: чем острее край кюветы, тем тоньше наносимый слой фотоэмульсии. Удобно использовать кюветы с разным завалом ребра, например от 1 до 2 мм. После нанесения фотоэмульсии раму следует просушить в горизонтальном положении печатной стороной вниз. Температура сушки не должна превышать 40 °С, поскольку при более высокой температуре эмульсия начинает кристаллизоваться, вследствие чего она теряет свои копировальные свойства. Все работы с эмульсиями DIRASOL должны выполняться при освещении с малой долей голубого и ультрафиолетового света. Рекомендуется применять желтое освещение от лампы с вольфрамовой нитью малой интенсивности. Удобное освещение в рабочей комнате обеспечивается флюореcцентными лампами золотистого света. Естественное освещение следует вообще исключить, а также можно нанести на окна желтое лаковое покрытие или специальную пленку, поглощающую УФ-спектр.

ПОДГОТОВКА НОВОЙ ФОРМЫ К ПЕЧАТИ

1. Смочить форму холодной водой 2. Нанести шерохователь Prep 101 круговыми движениями в течение 2-3 мин, выдержать форму 10 мин 3. Смывать шерохователь водой до тех пор, пока вода перестанет пениться
1. Смочить форму холодной водой 2. Нанести шерохователь Prep 101 круговыми движениями в течение 2-3 мин, выдержать форму 10 мин 3. Смывать шерохователь водой до тех пор, пока вода перестанет пениться
4. Нанести обезжириватель Prep 102, выдержать форму 5-10 мин 5. Смыть обезжириватель холодной водой (при использовании горячей воды может забиться сетка) 6. Нанести эмульсию, высушить форму печатным слоем вниз
4. Нанести обезжириватель Prep 102, выдержать форму 5-10 мин 5. Смыть обезжириватель холодной водой (при использовании горячей воды может забиться сетка) 6. Нанести эмульсию, высушить форму печатным слоем вниз

7. Произвести копирование формы

7. Произвести копирование формы

1. Очистить форму от краски и смыть универсальной смывкой Screen Wash ZT 639 2. Смочить форму холодной водой 3. Нанести отслаиватель Strip Liquid SUH 64 с двух сторон, выдержать 2-5 мин (если позволить раствору засохнуть, это приведет к  задубливанию эмульсии)
1. Очистить форму от краски и смыть универсальной смывкой Screen Wash ZT 639 2. Смочить форму холодной водой 3. Нанести отслаиватель Strip Liquid SUH 64 с двух сторон, выдержать 2-5 мин (если позволить раствору засохнуть, это приведет к  задубливанию эмульсии)
     
4. Смыть регенерированную     эмульсию 5. Нанести щелочную пасту Antistain SJL53 вместе с SVL38 для удаления пятен краски и выдержать форму 10-15 мин 6. Смыть щелочь водой
4. Смыть регенерированную эмульсию 5. Нанести щелочную пасту Antistain SJL53 вместе с SVL38 для удаления пятен краски и выдержать форму 10-15 мин 6. Смыть щелочь водой
7. Нанести обезжириватель Prep 102, выдержать форму 5-10 мин 8. Смыть обезжириватель холодной водой (при использовании горячей воды может забиться сетка) 9. Нанести эмульсию и высушить форму печатным слоем вниз
7. Нанести обезжириватель Prep 102, выдержать форму 5-10 мин 8. Смыть обезжириватель холодной водой (при использовании горячей воды может забиться сетка) 9. Нанести эмульсию и высушить форму печатным слоем вниз

10. Произвести копирование формы

10. Произвести копирование формы

В начало В начало

Копировальные рамы

Вид копировального устройства оказывает серьезное влияние на качество продукции и ассортимент выполняемых работ. Многие фирмы, приобретая дорогостоящее печатное оборудование, не уделяют должного внимания параметрам копировального устройст-ва. в итоге оборудование, позволяющее печатать сложные и высоколиниатурные полноцветные работы, простаивает или печатает банальные векторные изображения, а сотрудники обвиняют друг друга в некомпетентности, хотя все дело в недостаточной мощности копировального устройства. Время копирования в трафаретной печати имеет решающее значение для получения оптимального результата, особенно это касается полутонов в диапазоне от 85 до 100% по темным и от 0 до 15% по светлым тонам.

Для того чтобы качественно произвести копирование формы, требуется:

• оптически чистое кварцевое стекло, пропускающее 100% УФ-лучей;

• мощный металлогалогенный источник света от 3 до 8 кВт с широким спектром УФ-излучения;

• вакуумный прижим рамы из антистатической резины, желательно с регулировкой силы прижима.

Наличие в копировальной раме оптически чистого кварцевого стекла, пропускающего 100% УФ-лучей, и мощного источника света (3-8 кВт) сокращает время копирования от 60 до 15 с, что дает возможность избежать потерь растра по светлым и темным тонам и повысить линиатуру печати до 135 lpi. Высокая эластичность резины и возможность регулировки силы вакуумного прижима обеспечивает отличное качество копирования.

Если ваша фирма ограничивается выпуском визитных карточек, наклеек, бланков и прочей подобной продукции, не связанной с системой CMYK или полутоновой печатью, то выбор можно остановить на копировальном устройстве с люминесцентными УФ-источниками света и вакуумным прижимом рамы.

Большой ошибкой является применение в самодельных рамах металлогалогенных ламп и обычного витринного стекла. УФ-излучение сильно разогревает стекло, вслед-ствие чего повышается температура копировального слоя, что ведет к его кристаллизации и потере копировальных свойств. К тому же использование в копировальной раме обычного стекла увеличивает время копирования в несколько раз. Фирмы, продающие копировальные рамы, должны сообщить покупателю ориентировочное время копирования, и если оно превышает 6 мин, то следует поискать другую модель.

В настоящее время существует три вида экспонирующих устройств:

раздельные — отдельный источник света для экспонирования с блоком управления и переворотная копировальная рама с вакуумным прижимом. Преимущества таких устройств — в их компактности и мобильности, а главный недостаток обусловлен тем, что во время копирования нужно покидать помещение во избежание ожогов от УФ-излучения;

комбинированные — экспонирующее устройство включает вакуумную копировальную раму и металлогалоидную лампу в одном корпусе. Во время копирования можно находиться в помещении и выполнять работу по нанесению эмульсии; кроме того, исключена вероятность засвечивания уже подготовленных к копированию форм;

проекционные — проекционный блок с мощным источником света и компьютерным блоком управления, со специально подготовленными линзами, исключающими геометрические искажения при проецировании на копировальную раму. Данные устройства предназначены для копирования больших форматов печати.

Для определения времени экспонирования при работе с неизвестным типом эмульсии или с новым источником света рекомендуется использовать пробную шкалу экспозиций, которая может быть получена двумя способами. Первый — с использованием калькулятора экспозиции. Второй способ заключается в том, что следует поместить полоску позитивной пленки с мелкими элементами на трафарет с покрытием и выполнить серию последовательных процессов экспонирования с использованием маски из черной бумаги. Обычно время экспонирования увеличивается вдвое при переходе от одного шага к другому. Нужно выбрать экспозицию с максимальной длительностью, при которой все еще обеспечивается оптимальное разрешение после промывки. Области с переэкспонированием, как правило, отличаются плохим разрешением мелких деталей, а участки с недоэкспонированием могут привести к тому, что трафарет будет тонким и слабым.

Мультифиламентные, стальные, окрашенные сетки и многослойные трафареты требуют большей экспозиции, а белой сетке необходимо меньшее время экспозиции.

От правильного времени экспонирования зависит как качество передачи мелких элементов изображения, так и тиражестойкость форм.

 

Контактные телефоны студии «Рея»: 332-5073, 766-7472.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства