Тренинги для специалистов по допечатной подготовке
О необходимости повышения профессионализма сотрудников
Недостатки традиционного инженерного образования
Миф об эффективности дистанционного обучения
Преподаватели-теоретики и преподаватели-практики
Плюсы и минусы работы нескольких преподавателей в одной группе
Выбор длительности курса обучения
Учет уровня подготовки слушателей
Определение уровня предварительной подготовки
Идея написания этой статьи вызревала уже довольно давно. Так уж сложилось, что и в периодических изданиях, и в Интернете много материалов, которые в той или иной мере посвящены обучению специалистов в области полиграфии, однако в лучшем случае они являются либо прямой рекламой курсов какого-либо учебного заведения, либо в них не рассматривается учебный процесс изнутри, со всеми его подводными камнями. Как преподаватель и автор нескольких учебных программ, я хотел бы подробнее остановиться на некоторых аспектах такого обучения и рассказать о том, как обычно проходят тренинги. Сегодня многие полиграфические, издательские, рекламные и дизайнерские компании практикуют проведение тренингов для своих сотрудников с целью повышения их квалификации. Поэтому я надеюсь, что данная статья окажется полезной и интересной для тех читателей, которые захотят использовать некоторые мои советы и приемы работы на практике при проведении внутренних корпоративных тренингов.
О необходимости повышения профессионализма сотрудников
Существует замечательное англий-ское выражение: «With the right skills there’s no telling about what high you can go», что означает: «С нужными знаниями не существует пределов роста». Рост карьерный, как правило, сопутствует росту профессиональному. Повышение квалификации сотрудника позволяет ему выполнять более сложные задачи и допускать меньшее количество ошибок, что в результате позволит компании больше зарабатывать. Однако существует очень много трудностей в профессиональном обучении специалистов по допечатной подготовке. Некоторые проблемы, сопряженные с процессом обучения, мы и рассмотрим в этой статье.
Главная проблема это непонимание того, что процесс обучения квалифицированного специалиста не завершается с окончанием вуза обучение должно продолжиться и в дальнейшем на производстве при решении реальных производственных задач, а также с помощью специализированных тренингов, семинаров и т.п. Технологии очень быстро развиваются, поэтому жизненно необходимо постоянное обучение, жаль только, что многие до сих пор рассматривают получение образования как своего рода горькую таблетку, которую нужно обязательно проглотить, чтобы в дальнейшем начать или продолжить свою работу.
Недостатки традиционного инженерного образования
Весьма трудно сделать так, чтобы Существующие программы обучения инженерных кафедр специализированных вузов отвечали реальному уровню развития полиграфии. Причин тому несколько это и некоторая инерционность отрасли в целом, и отсутствие практического опыта у преподавателей, и, конечно же, недостаточное финансирование государ-ственных учебных учреждений, что приводит к проблемам с приобретением нового оборудования, компьютеров, современного программного обеспечения, а также к нехватке средств на повышение квалификации преподавателей. Поэтому часто бывает, что специалисты, прошедшие полный вузовский курс, ни разу в жизни не видели ни современного фотовыводного устройства, ни барабанного сканера, ни компьютера Macintosh и что они расценивают требования к срокам и качеству исполнения производственных заданий как некие абсолютно немыслимые претензии, предъявляемые им придирчивым работодателем.
Скорее всего, некоторый разрыв между образовательной сферой и фактическим развитием отрасли будет присутствовать всегда, однако его необходимо минимизировать, чтобы специалисты, заканчивающие обучение, могли хотя бы в какой-то мере соответствовать запросам современной полиграфии.
Миф об эффективности дистанционного обучения
С моей точки зрения, дистанционное обучение это не более чем способ зарабатывания денег для учебных заведений, и уж никак не эффективный метод повышения квалификации специалистов. Об удобстве этой формы обучения сказано и написано чрезвычайно много, однако про «узкие места» дистанционного обучения, к сожалению, говорится крайне недостаточно.
Рискуя быть раскритикованным своими коллегами из различных учебных центров, которые работают на дистанционных отделениях различных курсов, я, тем не менее, попытаюсь убедить читателей в том, что дистанционное обучение представляет собой наименее эффективную форму повышения квалификации персонала среди всех ныне существующих. При этой форме подготовки клиент учебного центра фактически проходит весь курс самостоятельно, изучая весь материал только по книгам, то есть, в принципе, такая форма подготовки не что иное, как самостоятельное обучение. Таким образом, для достаточно вдумчивого слушателя необходимость в дистанционном обучении попросту отпадает учиться можно будет и по книгам, а затем сдать выпускной экзамен и получить свидетельство об окончании соответ-ствующих курсов.
После того как в 2002 году мы предоставили нашу первую программу обучения специалистов по допечатной подготовке, к нам стали приходить десятки писем по электронной почте с вопросами о том, как можно окончить наши курсы заочно или дистанционно? На момент опубликования эта программа была единственной в нашем городе, и только спустя полгода-год ее начали «творчески заимствовать» другие организации. Понятно, что идея создания дистанционного обучения всячески поддер-живалась нашим руководством, однако после множества дискуссий мы пришли к выводу о том, что организация подобных курсов в дистанционной форме невозможна в принципе. Это связано как с низкой эффективностью дистанционного обучения, так и с невозможностью предоставления нашим удаленным слушателям ряда наглядных материалов, которые мы обычно демонстрируем на лекциях. Поэтому мы предоставили всем желающим список рекомендованной литературы, давая им возможность самостоятельно пройти обучение, не связываясь ни с какими дистанционными формами.
Обучение на рабочем месте
Традиционный способ обучить специалиста чему-либо предложить ему практическое задание, объяснив способ решения или позволив найти такой способ решения самостоятельно. Обычно этот метод обучения приносит хорошие результаты, и специалисты, получившие такое производственно-практическое образование, в дальнейшем могут с успехом работать на самых ответственных участках. Правда, такая форма обучения требует много времени, а кроме того, обучаемый зачастую не получает элементарных теоретических знаний, так как не каждый инструктор-практик в состоянии понятно и доходчиво рассказать о том или ином технологическом процессе.
В свое время мое обучение начиналось именно так: наивно предполагая, что я в совершенстве знаю Photoshop, я пришел в полиграфическую фирму и начал там работать. Через несколько дней я понял, что мои знания весьма и весьма несовершенны и требуют значительной корректировки. К тому же я с удивлением обнаружил, что специалисты, работающие гораздо медленнее меня (порой даже не умеющие пользоваться горячими клавишами или не знающие назначения многих пунктов меню) в концеконцов достигали гораздо лучших результатов. По прошествии некоторого времени я понял, что им помогал большой опыт практической работы и хорошее знание классических приемов цветокоррекции и ретуши, которые были изобретены и хорошо им знакомы задолго до появления Photoshop. В итоге оказалось, что мне было чему поучиться у этих специалистов, да и они, в свою очередь, могли кое-что у меня позаимствовать, то есть интерес к обучению и улучшению имеющихся навыков оказался взаимным.
Другой недостаток обучения непосредственно на рабочем месте состоит в том, что далеко не каждый молодой специалист в состоянии найти место, где он сможет работать и одновременно учиться работать, ибо практически всем компаниям требуются опытные и сформировавшиеся специалисты, а не зеленые ученики, которым нельзя будет поручить даже элементарные задания.
Преподаватели-теоретики и преподаватели-практики
Согласно некоему стереотипу (кстати, весьма вредному, так как он подрывает престиж традиционного инженерного образования), преподавать в институты и в различные учебные центры идут специалисты, которые мало что могут сделать в условиях реального производства. Одним словом, такие преподаватели в большин-стве своем являются чистыми теоретиками: они владеют большим количеством теоретической информации (подчас бесполезной для специалиста, проходящего обучение), но не всегда могут помочь в решении реальных задач.
Другая крайность преподаватели-практики, которые способны быстро и профессионально выполнить то или иное практическое задание, но не всегда могут внятно и грамотно объяснить суть происходящего. Обычно они бывают искренне удивлены, если аудитория не понимает того, что было ими только что проделано. А поскольку вывод о низком уровне собственных педагогических способностей приходит им в голову в самую последнюю очередь, то они обычно делают ошибочное заключение об ограниченности знаний своих слушателей. Короче говоря, эффект от деятельности подобного преподавателя будет минимальным, так как адекватно оценить ситуацию он просто не сможет.
Настоящие же преподаватели имеют большой опыт практической деятельности и вместе с тем в состоянии доступно рассказать своим слушателям обо всех тонкостях предмета обсуждения, так что пресловутая золотая середина, как всегда, располагается между теорией и практикой.
Плюсы и минусы работы нескольких преподавателей в одной группе
Ни один специалист не способен полностью охватить тонкости всех технологий в рамках определенной производственной деятельности. Универсализм, как правило, предполагает отсутствие узкой специализации в какой-либо сфере. Таким образом, один специалист обычно не в состоянии рассмотреть все интересные целевой группе темы настолько хорошо, как это сделают несколько специалистов, разделивших между собой учебную программу.
Мы периодически применяли в своей практике подход, когда курс наших тренингов вели разные специалисты. Несмотря на общую связанность всех материалов обучения, мы разделяли учебную программу на ряд отдельных модулей. В результате различные способы рассмотрения каждой темы курса, разные методы изложения материала, свойственные каждому преподавателю, помогали целевой аудитории на основе сравнения нескольких мнений об одном и том же процессе (безусловно, не противоречащих друг другу) сформировать собственный взгляд на обсуждаемые вопросы.
Потенциальные проблемы такого подхода могут состоять в избыточности при изложении материала, в возможном дублировании и повторном рассмотрении некоторых тем и т.д. Решаются эти проблемы с помощью четкого плана занятий и следования составленной учебной программе. В частности, в целях предотвращения избыточности изложения материала и возможного дублирования преподаватели иногда отказывали слушателям в детальном объяснении того или иного дополнительного вопроса, ссылаясь на то, что в будущем это будет рассмотрено гораздо подробнее, и ограничиваясь лишь небольшой консультацией.
Выбор длительности курса обучения
Определение оптимальной длительности курса обучения очень важный вопрос, который необходимо решать менеджеру курсов вместе с преподавателем. Курсы не должны быть ни слишком затянутыми, ни слишком кратковременными. На общую продолжительность курса влияют прежде всего общая численность группы, перечень задач, которые необходимо решать при изучении курса, а также уровень предварительной подготовки слушателей. При проведении тренингов в небольших группах количество необходимых часов уменьшалась, равно как и при индивидуальных занятиях, а при увеличении численности группы увеличивалось.
При расчете точного количества часов необходимо опираться на базовую длительность тренинга, к примеру на 50 академических часов. Если слушатели слабо подготовлены, ее можно увеличить на 10-12 часов, а если численность слушателей в группе невелика можно сократить программу на 5-10 часов. Добавлять в курс дополнительное учебное время следует в тех случаях, когда необходимо увеличить число рассматриваемых тем.
Длительность тренинга, который проходит в течение одного дня, рассчитывается исходя из физических возможностей как группы, так и преподавателя: довольно трудно прочитать лекцию, изобилующую новой для аудитории информацией (особенно технического характера), и при этом выдерживать 4-5-часовые занятия. Поэтому, как правило, мы ограничиваемся 4 академическими часами, проводя за это время одну или две небольшие перемены. Вечерние тренинги, которые проводятся после окончания рабочего дня слушателей, обычно длятся до 3 часов, утренние и дневные до 4 часов.
Учет уровня подготовки слушателей
В учебном процессе часто возникают проблемы, если уровень предварительной подготовленности слушателей целевой группы оказывается слишком неровным или если в группе присутствуют несколько слабо подготовленных слушателей. Как правило, в этих случаях преподаватель ориентируется на некий средний уровень по группе, не упрощая или не усложняя изложение материала. Однако такой подход не всегда себя оправдывает, так как в такой ситуации способ подачи материала оказывается излишне простым для подготовленных слушателей, но слишком сложным для менее подготовленных. В результате все слушатели целевой группы будут недовольны общим качеством обучения.
Еще один вариант стратегии обучения ориентация преподавателя на уровень самых неподготовленных слушателей группы с целью дальнейшего их подтягивания до некоторого среднего уровня. Этот вариант в целом неплох, поскольку его результатом является выравнивание уровня знаний слушателей, но необходимо учитывать, что более подготовленные слушатели в это время будут откровенно скучать.
Ориентация же на наиболее сильную часть группы тоже не всегда оправданна, так как при этом страдает наименее подготовленная часть аудитории, то есть именно те слушатели, ради которых, собственно, и организован процесс обучения (последнее особенно актуально для корпоративных тренингов). А в итоге сильные слушатели все же получат необходимые им знания, а слабые не получат ничего, а возможно, и вовсе утратят интерес к обучению из-за сомнений в уровне своих знаний и квалификации.
Выход из этого положения состоит в разделении слушателей по различным группам в зависимости от уровня их предварительной подготовки. Группа, в которую войдет тот или иной слушатель, определяется в первую очередь на основе собеседования с помощью специального входного тестирования. Таким образом для каждой целевой группы можно будет создать персональные тренинги, что поможет избежать как чрезмерной сложности, так и излишней простоты в изложении материала.
Определение уровня предварительной подготовки
Самым простым способом оценки знаний целевой аудитории является тестирование. Задача этого тестирования состоит не столько в определении того, что уже знает слушатель, а сколько того, чего он пока не знает, но планирует узнать после прохождения тренингов. Например, для специалистов по допечатной подготовке я предлагал опросный лист, состоящий более чем из полутора десятков вопросов, условно разделенных на две группы сложности. По количеству правильных ответов можно выяснить, какие темы у слушателя вызывают наибольшие затруднения, и принять решение о его зачислении в ту или иную группу.
Мы никогда не делили своих слушателей на группы «умных» и «менее умных», так как подобное разделение свело бы на нет все наши усилия по проведению качественных тренингов. Мы группировали слушателей по уровню предварительной подготовки, и далее в продвинутых группах не давали материалов по элементарным вопросам, а в менее подготовленных подробно останавливались на базовых понятиях.
Если тот или иной вопрос теста вызывал у тестируемого откровенное недоумение, мы рекомендовали ему оставлять поле для ответа незаполненным, а не пытаться заниматься угадыванием правильного ответа, это позволяло давать более объективную оценку его знаниям. Замечу, однако, что большинство слушателей, испорченных традиционной школьной и институтской системой оценки и контроля знаний, которая фактически стимулирует ученика получать максимальную оценку, а не максимальные знания, игнорировали нашу просьбу об этом и стремились угадать правильные ответы на те или иные вопросы, не имея ни малейшего представления о предмете. Вследствие этого нам иногда приходилось специально отбирать анкеты с такими ответами и направлять их заполнителей в группы для менее подготовленных слушателей. Отбор таких анкет осуществлялся путем поиска в ответах особо грубых ошибок, демонстрирующих полное непонимание будущим слушателем темы вопроса. С бланком для проведения предварительного тестирования вы можете ознакомиться по адресу http://www.ukrprint.com/edu_centre/pre_testing.zip.
Окончание в следующем номере.