КомпьюАрт

7 - 2004

Цифровая цветопроба: комплексное решение от Agfa

Александр Дроздов, ведущий инженер группы компаний «Легион»

Требования к цифровому цветопробному комплексу

Цифровая цветопроба Agfa Grand Sherpa

Требования к цифровому цветопробному комплексу

За последние несколько лет цифровая цветопроба постепенно перестала ассоциироваться в умах дизайнеров и специалистов препресса с дорогой и малопредсказуемой экзотикой. Да и во многих типографиях идея построения цветопробных комплексов на базе сравнительно дешевых струйных принтеров уже не вызывает внутреннего протеста. А уж тем, кто планирует перейти на прямое экспонирование пластин с помощью CtP, придется навсегда забыть о своих пристрастиях к аналоговой пробе.

Очевидно, что если цветопроба изготавливается не просто как подспорье дизайнеру, а должна быть «контрактной», то есть будет выступать в качестве документа, регламентирующего отношения заказчика и исполнителя, то говорить нужно уже не об устройстве цветопробы, а о целом комплексе программно-аппаратных средств и методик.

Перечислим необходимые, на наш взгляд, компоненты такой системы.

Устройство печати и расходные материалы к нему . Подобное устрой-ство должно обеспечивать достаточное для воспроизведения всех деталей имитируемого печатного оттиска разрешение и приемлемую для заказчика скорость печати в рабочем режиме. От сочетания используемых чернил и бумаги напрямую зависят цветовой охват и стабильность характеристик цветопробного оттиска во времени. Также очень важна стабильность качества печати по всей площади оттиска и в тираже. Для организации удаленной цветопробы немаловажным фактором является допустимый разброс характеристик между несколькими экземплярами одной модели устройства. Стоит упомянуть и о стабильности цветовых характеристик расходных материалов.

Растровый процессор (RIP) с модулем цветопреобразования (CMM). Традиционно задачей RIP является преобразование входного задания из общепринятых на допечатной стадии форматов «PostScript» и PDF в растровый формат, понимаемый конкретным устройством печати. Конечно, правильнее было бы говорить не о растровом процессоре, а о программных средствах интеграции цветопробного комплекса в существующую на предприятии технологическую цепочку, поскольку не всегда требуется обеспечить совместимость цветопробного комплекса с PostScript.

Требования к PostScript RIP в значительной мере определяются особенностями принятой на производстве схеме работы: для цветоделенных заданий RIP должен уметь «сложить» поступающие к нему в виде отдельных полос цвета обратно в их композитное представление, для композитных — наоборот, выполнить цветоделение. Причем обе эти операции нужно делать с учетом присутствующих в задании смесевых цветов. Даже если печатный процесс ограничен стандартной триадой, для воспроизведения таких элементов заданий, как оверпринты, требуется наличие в RIP средств управления цветоделением. В том случае, если на производстве уже используется растровый процессор, работающий с устройством вывода фотоформ или печатных форм, то, во избежание различий в интерпретации элементов изображения между цветопробным и печатным оттиском, желательно использовать для получения цветопроб и вывода форм идентичные RIP. Как правило, рекомендуется использовать RIP от одного производителя или, как минимум, RIP с одинаковым ядром интерпретатора.

Если в растровом процессоре для устройства высокого разрешения имеется модуль треппинга, то без аналогичного модуля для цветопробного RIP не обойтись. Имеет смысл обратить внимание на поддержку конкретным RIP всех возможностей и режимов печати используемого устройства. Для флексографии, ввиду разнообразия красок и запечатываемых материалов, немаловажно и наличие в RIP развитых средств организации очередей с привязкой к ним управляющих параметров для RIP и модуля преобразования. Функциональность последнего имеет не меньшее значение, чем ядро растрового процессора.

Для организаций, планирующих делать цветопробы для сторонних заказчиков, критичным будет совместимость CMM со стандартом ICC. Несмотря на то что сегодня такая совместимость декларируется практически всеми производителями, ее степень может довольно значительно различаться. При этом важны возможности гибкого управления профилями для данных, поступающих в различных цветовых моделях, возможность использования внедренных в задание (embedded) профилей, управление стратегией цветопреобразования (rendering intent). Нелишней может оказаться и возможность построения цепочек преобразований, не ограниченных только печатным процессом и цветопробой. Это полезно, например, в тех случаях, когда нужно оперативно получить цветопробу для подготовленной под офсет работы, которую планируется отправить на глубокую печать.

Программное обеспечение для линеаризации помогает минимизировать степень отклонений устройства от того «идеального» состояния, при котором производилось его профилирование, и скомпенсировать допустимый разброс в цветовых характеристиках расходных материалов. Важно, чтобы данная операция производилась максимально оперативно, с помощью автоматических инструментальных средств и была простой для оператора.

Программное обеспечение для диагностики состояния устройства цветопробы.

Программное обеспечение для построения профилей . Математика пакетов-профилировщиков постепенно совершенствуется, хотя нельзя не отметить, что число предлагаемых на рынке продуктов данного класса сократилось. Наличием редактора профилей уже никого не удивишь, зато теперь в арсенале пакетов, стремящихся быть «на уровне», появились такие реально полезные возможности, как работа со спектральными данными и, как след-ствие, компенсация влияния содержащегося во многих цветопробных бумагах оптического отбеливателя. Более того, стала возможной настройка на определенные параметры освещения, при котором цветопроба должна оцениваться. Приветствуется также способность работать с максимально большим списком измерительного оборудования и использовать для профилирования создаваемые пользователем шкалы.

Измерительное оборудование.

Источник нормализованного осве-щения.

* * *

Не секрет, что современные системы для получения цифровой цветопробы не идеальны. Связано это с ограничениями технологии управления цветом, но немаловажен и тот факт, что в большинстве предлагаемых решений используются компоненты от разных производителей. Концепция открытости, которая декларировалась в качестве одной из основополагающих участниками ICC-консорциума, торжествует: пользователь может свободно комбинировать печатающие устройства, растровый процессор, профилировщик и т.д. Дело за малым — чтобы все компоненты цифрового цветопробного комплекса были совместимы, а точнее — оптимально соответствовали решаемой задаче. К сожалению, даже наличие у пользователя лучших в своем классе продуктов еще не является гарантией получения достойного результата. Поэтому многие известные компании предлагают законченные и проверенные практикой решения вместе с тщательно проработанной методикой их настройки и использования. Рассмотрим одно из таких решений — Grand Sherpa от компании Agfa.

В начало В начало

Цифровая цветопроба Agfa Grand Sherpa

В состав цветопробного комплекса Agfa Grand Sherpa входят:

• широкоформатный плоттер серии Agfa Jet Grand Sherpa, использующий струйную микропьезотехнологию печати с переменным размером капли. Физическое разрешение устройства составляет 1440 x 1440 dpi;

• оптимизированные для цветопробных устройств расходные материалы Agfa Digital Proofing Base с различными вариантами покрытия, имитирующие матовую или глянцевую бумагу;

• Agfa QMS — программный инструментарий для линеаризации и контроля состояния системы;

• цветопробный растровый процессор Apogee PDF Proofer RIP;

• система управления цветом ColorTune Pro для создания и редактирования ICC-профилей цветопроб и печатных процессов;

• автоматический спектрофотометр X-Rite DTP-41.

Формат устройства, а оно предлагается в модификациях шириной 127, 165 и 224 см, предполагает, что этот цветопробный комплекс будет использоваться на производстве с большими объемами вывода. Такой формат позволяет получать цветопробы для полного печатного листа уже после выполнения операции электронного монтажа (спуска полос). Естественно, что в тех случаях, когда этого не требуется, растровый процессор обеспечивает автоматическую раскладку отдельных работ малого формата на весь формат используемой бумаги.

Все компоненты комплекса разрабатывались с учетом обеспечения максимальной производительности. В первую очередь это относится к самому устройству: встроенный сетевой адаптер, жесткий диск для буферизации заданий, сравнительно большие емкости (220 мл) с чернилами, заменять которые можно в процессе печати задания.

Цветопробный комплекс комплектуется RIP, который аналогичен растровым процессорам, используемым совместно с устройствами вывода фотоформ или CtP компании Agfa. Различия есть только в элементах управления растрированием и настройках модуля цветопреобразования. Вместе с тем в RIP предусмотрены все важные для работы в потоке функции, такие как поддержка многопроцессорности, разделение этапов растрирования и вывода, гибкое управление дисковой подсистемой. Поддержка в RIP режимов печати с переменной точкой позволяет даже для получения цветопроб «контрактного» качества использовать разрешение 720 dpi, что ощутимо повышает скорость получения цветопробных оттисков.

Рис. 1. Программное обеспечение QMS

Рис. 1. Программное обеспечение QMS

Система QMS (Quality Management System) — это как раз та часть системы, которая делает из струйного принтера цветопробное устройство.

На программное обеспечение QMS (рис. 1) возложено решение нескольких задач, первая из которых — линеаризация устройства. В отличие от большинства цветопробных систем, линеаризация в QMS на удивление проста. Как правило, на данной стадии необходимо определить оптимальные параметры для используемых режима печати, чернил и бумаги:

• данные по ограничению подачи чернил (для каждой краски в от-дельности и суммарные);

• линеаризационные кривые (для каждой краски);

• целевые градационные кривые;

• таблицы смешения чернил (Ink Splitting Table), определяющие правила, по которым смешиваются светлый и насыщенный компоненты (Cyan и LightCyan, Magenta и Light Magenta) для получения конкретного цвета.

Выполняя линеаризацию с помощью QMS, оператор должен только напечатать шкалу и измерить ее. Шкала может быть считана прибором многократно, при этом результаты измерения автоматически усредняются. Все остальное — дело программы. Интересно, что линеаризация в QMS производится по уровням цветового тона. Так, вместо привычных 1, 3, 5% линеаризационная шкала содержит поля с градациями в 1/255, 2/255, 3/255 и т.д. Число полей, по которым данная операция выполняется, превышает 200. Естественно, что без быстрого протяжного спектрофотометра здесь уже не обойтись.

Повышенное внимание к этапу линеаризации со стороны разработчиков абсолютно оправданно, поскольку от точности полученного на нем результата зависит и качество последующего профилирования. Функция Proof to Proof используется для диагностики состояния цветопробного устройства. При такой диагностике применяется шкала оперативного контроля (рис. 2), выводимая вместе с заданиями или отдельно. Растровый процессор не производит над ней никаких цветовых преобразований, исключая операции, выполняемые CMS.

Рис. 2. Шкала оперативного контроля состояния цветопробного устройства Proof to Proof

Рис. 2. Шкала оперативного контроля состояния цветопробного устройства Proof to Proof

Измерив шкалу, можно оценить отклонение устройства от нормы и, при необходимости, провести линеаризацию для их компенсации. QMS представляет оператору результат проверки в наглядном виде (рис. 3). Линеаризацию с применением этой шкалы обязательно следует выполнять при замене чернил или при проведении профилактических работ, связанных с настройкой печатающих головок.

Рис. 3. Наглядное представление результата проверки состояния устройства

Рис. 3. Наглядное представление результата проверки состояния устройства

В закодированном виде в шкале всегда присутствует идентификационный номер задания, совместно с которым она выводилась. Можно включить в шкалу и данные о режиме печати, типе растрирования и т.п. Результаты всех измерений сохраняются в QMS и доступны для анализа с помощью функции History .

Функция Proof to Reference позволяет оператору убедиться в том, что выведенная им цветопроба сделана в соответствии с требованиями определенного заказчика (верно сделаны все настройки RIP и модуля цветопреобразования) и степень отклонения ее цветовых характеристик от соответствующего эталонного образца находится в допустимых пределах (рис. 4). Соответствующая шкала контроля обычно выводится вместе с каждой цветопробой.

Рис. 4. Результат работы функции Proof to Reference

Рис. 4. Результат работы функции Proof to Reference

Крайне полезной в спорных ситуациях является функция Print to Reference, которая позволяет проверить соответствие отпечатанного тиражного оттиска изготовленной для него цветопробе. Естественно, что при этом используются результаты измерений стандартных шкал контроля печатного процесса.

Если цветопроба предназначена для газет, то допускается использование тиражной бумаги. В таком случае по-ставляется адаптированный вариант QMS с функцией настройки на нее.

Рис. 5. Настройка на тиражную газетную бумагу

Рис. 5. Настройка на тиражную газетную бумагу

Предназначенный для профилирования цветопроб и печатных процессов пакет ColorTune предоставляет все необходимые для производства функции. Он «понимает» спектральные данные измерений, может производить расчет профилей с учетом освещения, включает описания наиболее распространенных контрольных шкал, таких как ECI2002.

Рис. 6. Образец шкалы для настройки баланса «по серому»

Рис. 6. Образец шкалы для настройки баланса «по серому»

В состав ColorTune входит замечательный редактор профилей. Однако построенный по неактуальным данным профиль никаким редактором, конечно, не исправить — редактирование позволяет лишь в некоторых пределах улучшить визуальное соответствие цветопробного и тиражного оттисков. По-этому большинство операций по редактированию профиля цветопробы производится с учетом профиля имитируемого печатного процесса.

Очень проста и наглядна методика коррекции баланса «по серому». В процессе такой коррекции из профиля получают значения наложений триадных красок цветопробного устройства для нескольких уровней светлоты. Затем для каждого из выбранных уровней на цветопробе распечатывается шкала (на рис. 6 изображены шкалы для трех уровней), содержащая образцы цветовых наложений с различными отклонениями от расчетных. После измерения шкалы (или визуально) выбирается максимально нейтральное поле и выполняется соответствующая ему коррекция профиля (рис. 7).

Рис. 7. Настройка баланса «по серому» в редакторе профилей ColorTune

Рис. 7. Настройка баланса «по серому» в редакторе профилей ColorTune

Для подавляющего большинства цветопроб в Proofer RIP используется так называемое стохастическое растрирование по методу диффузии ошибок (error diffusion). Этот метод в сочетании со струйной пьезотехнологией печати и переменным размером капли позволяет получать большой цветовой охват и содержащую достаточное количество градаций плавную полутоновую шкалу, при этом сохраняется резкость изображения.

Недостатком такого метода растрирования является невозможность воспроизведения и оценки на пробе растровой структуры, повторяющей структуру будущего тиражного оттиска. Такая цветопроба может требоваться, например, для низколиниатурных работ (обычно упаковочной продукции и газет), когда при использовании стохастики на цветопробе воспроизводится слишком много деталей, которые в печати неизбежно будут потеряны. При применении устройств с разрешением от 720 dpi и с переменным размером капель для низких линиатур возможна так называемая имитация растра. Она не позволяет точно воспроизвести растровую розетку и предназначена скорее для оценки общего вида печатного листа. Пользователям выводных устройств Agfa могут быть полезны предлагаемые для цветопробного RIP дополнительные растровые библиотеки Agfa Balanced. Доступны следующие линиатуры:

• для флексографских растров — 45, 65, 85, 100, 120 lpi;

• для офсета — 85, 100, 120, 133, 150, 175, 200 lpi.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства