КомпьюАрт

7 - 2004

Рисуем музыку

Дизайн и оформление музыкальной продукции

Александр Шмаков, фото Александры Якимовой

Победители Cover-2004

Жюри фестиваля Music Cover Design 2004

Дизайн, как проектирование и оформление графического сопровождения музыкальных произведений и событий, создает особое пространство, которое должно попасть в резонанс с пространством музыки…
С.И.Серов, академик Российской академии графического дизайна, председатель жюри фестиваля Music Cover Design 2004

Этой весной впервые в России состоялся международный фестиваль-конкурс графического дизайна музыкальной продукции Music Cover Design 2004. Организаторами фестиваля выступают общественная организация MCD и издательство Index Design & Publishing. По заявлению организаторов, основная цель фестиваля — развитие отечественного музыкального дизайна и сопутствующих графических разработок.

Безусловно, первый фестиваль, как любое начинание, не идеален и в плане отбора работ, и концептуально. Так, в релизе написано: «В эпоху расцвета винила стало понятно, что безликие круги черной пластмассы не должны быть похожи друг на друга. Уже в 60-е годы прошлого века оформлению конвертов стали придавать большое значение, а в 70-е музыкальный дизайн вылился в отдельный вид искусства. Ведь рисунок на обложке альбома должен предварять прослушивание, и часто благодаря ему пластинка, затерявшись среди тысяч и тысяч своих сестер на полках рекордсторов, находила своего покупателя. Музыкальные стили и направления, размножавшиеся со скоростью звука, немедленно обрастали своей эстетикой и символикой, которые отражались и в оформлении аудионосителей.

  

Победители Cover-2004

Номинация «Дизайн и оформление музыкальных носителей»

I место. OBOZ designstudio; работа — «По глазам» «Солнце разливается».

II место. OBOZ designstudio; работа — Кристина Орбакайте «Remixes».

III место. Дизайн-студия BISON (новосибирск); работа — оформление CD (2002); исполнитель: Вокальный ансамбль Павла Шаромова. Николай Дилецкий. Дмитрий Бортнянский.

Номинация «Дизайн акций, музыкальных фестивалей»

I место. Наталья Шендрик; работа — оформление фестиваля современного искусства.

II место. ВГdesign; работа — рок-фестиваль «Крылья» (Москва, Тушино, 2003); арт-директор: Павел Семенов; дизайн: Павел Семенов, Анна Воропаева; производство: Игорь Пинсон; заказчик: ЗАО «Пивоварня Москва Эфес», Silence Pro.

III место . Татьяна Касьянова; работа — серия афиш клубных концертов в культурном центре «Ротонда» (Москва, 2002-2003).

Номинация «Графические атрибуты шоу-бизнеса»

I место. Энди Мартин; работа — логотип фестиваля IDM-музыки.

II место. Андрей Сенькин; работа — плакат «Уитни Хьюстон» (билборд, 6?3 м).

III место. ВГdesign; работа — плакат «Гарик Сукачев»; дизайн: Андрей Сенькин; фото: Сергей Бабенко.

Номинация «Фирменные стили коллективов»

I место. Татьяна Касьянова; работа — фирменный стиль группы Boogie Chillen (Москва, 2003-2004).

II место. «...другие…»; работа — Detsl (2004).

III место. «...другие…»; работа — Алсу (2004).

Номинация «Web-дизайн»

I место. «...другие…»; работа — www.universalmusic.ru (2003).

II место. Рекламно-производственная группа Inwork; работа — дизайн сайта Интернет-проекта Clublife.

III место. Алексей Щукин (Мурманск); работа — официальный сайт ночного клуба «Пилот».

Номинация «Оформление музыкальных каналов (программ)»

I место. Виктор Дербенев; работа — разработка музыкальной премии.

II место. «...другие…»; работа — Муз-тв «Пип-парад» (2003).

Номинация «Полная графическая концепция коллектива»

I место. Василий Гаврилов. Андрей Сенькин; работа — Валерия «Глаза цвета неба»: CD, наружная реклама презентации, занавес.

II место. «Мотин и Ко». Дизайнеры: Мария Аверьянова, Олег Бочаров, Ксения Курчавина; фотограф: Макс Вадукул; работа — оформление российской версии мюзикла «Чикаго».

В начало В начало

Работа из каталога студии DirectDesign

Работа из каталога студии DirectDesign

Но все это происходило там, где прекрасно себя чувствовал мистер Шоу-Бизнес. Досадно, но на одной шестой земного шара, где звучали песни про мир, труд, любимую партию и счастливое детство, этот господин появляться не спешил. Советские пластинки, оформленные видами лугов и полей с нехитрой, а местами и убогой графикой, заполняли прилавки магазинов “Культтовары”. Первые попытки концептуального музыкального дизайна в России появились с первыми “нелегальными” магнитоальбомами нашей андеграундной рок-сцены. Оформление рисовали вручную, делали постановочные фотоснимки, затем все вручную же ретушировалось и склеивалось. Для “тиражирования” оригинал фотографировали и затем печатали копии, которые наклеивались на коробку с бобиной: основным звуковым носителем тогда служила магнитофонная лента. Одним из известных дизайнеров первых магнитоальбомов был питерский фотохудожник Андрей (Вилли) Усов, оформлявший чуть ли не все подпольные релизы “Аквариума”. “Игра в Обложку — это то, с чего началась моя дизайнерская деятельность, — рассказывает Вилли. — Безликие, а порой и страшные упаковки советских пластинок раздражали и звали поработать. Я делал довольно много обложек для разной музыки, и все они созданы на основе обычной фотографии. Теперь, когда компьютер есть в каждом доме, а цифровая фотография теснит пленку, воплощение замысла сводится к простейшим действиям. Была бы мысль…”»

Работы победителя фестиваля студии «...другие...»

Работы победителя фестиваля студии «...другие...»

Владимир Никифоров изучает историю

Владимир Никифоров изучает историю

Дизайн под музыку воспринимается лучше

Дизайн под музыку воспринимается лучше

Но лиха беда — начало. А мысль понятна, но далеко не бесспорна, поскольку уровень оформления грам-пластинок советского и более ранних периодов был разным (как, впрочем, и сейчас). Да, подавляющее большинство из них представляло собой серую массу, многие — образцы безвкусицы, но были и вполне классически выдержанные вещи.

Более энергичным и векторным кажется другой посыл организаторов: «… дизайнер в России — лицо, остающееся за кадром, и реализовать свои амбиции как публичная персона он не может, хотя как художник имеет на это полное право». А между тем в числе 30 номинаций американской музыкальной премии Grammy Awards были и «Лучшее оформление альбома», и «Лучшее оформление бокса/подарочного издания». Национальные музыкальные премии эту сферу шоу-бизнеса оставили без внимания — несмотря на то, что за последние 15 лет музыкальный дизайн в России развивался, как вы сами можете судить, наблюдая эволюцию обложек в домашней коллекции, весьма стремительно. А организаторы в качестве примера успешности наших дизайнеров на международном рынке приводят альбом Civilization Phaze III Фрэнка Заппы, получивший награду Grammy Award for Best Recording Package-Boxed 1995 года; дизайн его выполнил наш соотечественник Юрий Балашов: « именно ему посчастливилось оформить последнюю прижизненную работу великого музыканта и композитора».

Работы победителя фестиваля студии OBOZ designstudio

Работы победителя фестиваля студии OBOZ designstudio

В Петербурге презентация фестиваля прошла в клубе Red Club. На ней дизайнерами журналистам были представлены проект фестиваля Cover-2004 и каталог «Оформление музыкальной продукции 2003». Партнером проведения презентации в Санкт-Петербурге выступило рекламное агентство The Lochness Monster. Арт-директор агентства Владимир Никифоров кратко рассказал гостям о российских традициях оформления музыкальной продукции. Менеджер издательских проектов издательства Index Design & Publishing Елизавета Кушнир с куклой на руках, которая должна была символизировать фестиваль детище, представила новацию заинтересованной публике. В презентации также участвовали легендарный петербургский фотограф Андрей (Вилли) Усов, арт-директор ZERO Headline Advertising Сергей Ушан и представитель «Индекс Дизайн» в Санкт-Петербурге Ольга Мышковская.

Андрей (Вилли) Усов рассказывает 
о своих исторических работах

Андрей (Вилли) Усов рассказывает о своих исторических работах

Елизавета Кушнир представляет первый в России каталог «оформление музыкальной продукции 2003»

Елизавета Кушнир представляет первый в России каталог «оформление музыкальной продукции 2003»

На специальном Интернет-портале www.musicdesign.ru, где для просмотра были размещены работы участников Cover-2004, проходило предварительное голосование. В числе номинаций конкурсной программы фестиваля Cover-2004 были следующие категории: дизайн и оформление музыкальных носителей; графические атрибуты шоу-бизнеса: плакаты, флаеры, банданы и пр.; дизайн акций, музыкальных фестивалей; фирменные стили коллективов; Web-дизайн; оформление музыкальных каналов (программ); полная графическая концепция коллектива/исполнителя. Специальная номинация — приз музыкальных журналистов.

И вот теперь объявлены имена победителей. Среди них как известные широкому кругу дизайн-студии, так и менее знакомые имена (см. врезку «Победители»).

Работы участников и победителей демонстрируют широкий спектр стилей и направлений в современном оформлении музыкальной продукции.

по числу упоминаний в листе победителей в этом году лидируют «…другие…» и OBOZ designstudio. На мой взгляд (не претендую на объективность), работы последней студии интереснее. В работах «...других...» слишком большую роль играют фотографии и периодическое применение графических эффектов к шрифтовому оформлению. Работы же OBOZ более разноплановы и каждый раз демонстрируют новую идею, связанную со стилем музыки и артиста. Вместе с тем все работы OBOZ объединяет чистота дизайнерской идеи, «европейское» чувство стиля и оригинальность исполнения. Взгляните на оформление дисков Чичериной, Земфиры, Батыра, DJ RAM и группы «Дети Пикассо».

Работы из каталога для групп «Воскресение» и «Машина времени»

Работы из каталога для групп «Воскресение» и «Машина времени»

Для дизайнеров «музыкальные» заказы всегда интересны, поскольку позволяют во всем блеске проявить талант и фантазию. В связи с этим стоит сказать о каталоге «Оформление музыкальной продукции 2003», который собрал под своей обложкой серии работ, представляющих дизайн и оформление компакт-дисков, пластинок, компакт-кассет, плакатов, буклетов, флаеров и прочей атрибутики и сопутствующих графических промо-материалов. Среди подборок, представленных в каталоге, выделяются работы студии DirectDesign. Особенно удались стилизации: ретро — для дисков группы «Любэ» и этническая — для «Морального кодекса». Ценность каталога в том, что он позволяет проследить тенденции отечественного «музыкального» дизайна последних лет. Надеемся, что, как и фестиваль, этот выпуск каталога не будет последним.

Жюри фестиваля Music Cover Design 2004

Сергей Иванович Серов. Стаж работы в области дизайна — тридцать лет, значительная часть которых прошла в Научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), где он в 1990 году защитил диссертацию кандидата искусствоведения. Автор монографий и более трехсот статей, опубликованных в России и за рубежом. Работал главным редактором профессиональных дизайнерских журналов. Организатор и куратор более 40 дизайнерских выставок, конкурсов и акций в России и за рубежом, президент Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела».

Академик Академии графического дизайна. Представитель России в ICOGRADA (Международном совете ассоциаций по графическому дизайну) и IBCC (Координационном комитете международных биеннале). Руководитель Высшей академической школы графического дизайна Московского художественного училища прикладного искусства, профессор Национального института дизайна и Московского института туризма, рекламы и шоу-бизнеса.

Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства. Член Ассоциации искусствоведов, Союза дизайнеров России, международных ассоциаций ITC, Friends of ICOGRADA, Alfabugs, Brno Biennale (почетный член).

Сева Новгородцев. В 1982 году выиграл конкурс на должность и стал мелким начальником в отделе тематических передач «Би-би-си». В мае 1984 года распрощался с обеспеченной старостью и ушел с «Би-би-си», оставив за собой только «Рок-Посевы». 7 ноября 1987 года в эфир вышел первый «Севаоборот». С марта 2003 года на волнах «Би-би-си» выходит ежедневная передача «БибиСева, новости с человеческим лицом».

Эркен Кагаров. Арт-директор студии «ИМА-дизайн». Руководитель авторской мастерской в Высшей академической школе графического дизайна. Член Союза дизайнеров России. Академик Академии графического дизайна с 1999 года (с 2001-го — вице-президент).

Мирко Иллик (Mirco Illic). Родился в Боснии. В Европе занимался иллюстрациями, постерами звукозаписывающих компаний, работал арт-директором. В США проживает с 1986 года. Как иллюстратор работал в крупнейших газетах и журналах Америки. С 1991 года — арт-директор журнала Time, c 1992-го — арт-директор New York Times. В 1995-м основал Mirko Ilic Corp — студию графического дизайна и 3D-графики. Отмечен наградами Medals from Society of Illustrators, Society of Publication Designers, Art Directors Club, I.D. Magazine, Society of Newspaper Design и др . Преподает в школе визуального искусства. Выпустил книги «100 Icons of Graphic Design», «Handlettering in the Digital Age», «Design of Dissent».

Андрей (Вилли) Усов. Фотографировать начал в 1963 году. В 1975 году на его фототворчество оказало влияние знакомство с Б.Г. и Майком: он становится постоянным фотографом «Аквариума», а позже и «Зоопарка». В 1978 году созданием обложки для совместного альбома Гребенщикова и Науменко «Все братья — сестры» Усов начинает серию подпольных магнитоальбомов. В 1996 году он был назван Фотохудожником года («Синие Страницы России»). С 1999 года — член Союза художников России. Фотографии Усова вошли в собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки, Международного центра фотографии им. Нисефора Ньепса (Франция), Циммерли арт-музея (США), Московского Дома фотографии, музеев городов Москвы и Санкт-Петербурга, в частные коллекции.

Гейл Андерсон (Gail Anderson). Арт-директор студии Spot Design (Нью-Йорк), занимающейся различными проектами в медиаиндустрии и шоу-бизнесе. Spot Design является подразделением SpotCo — театрального рекламного агентства полного цикла. С 1987-го по начало 2002 года Гейл работала арт-директором журнала Rolling Stone. Ee работы отмечены наградами Society of Publication Designers, Type Directors Club, AIGA, The Art Directors Club, Graphis, Communication Arts Magazine and Print и постоянно экспонируются в Cooper-Hewitt Design Museum и Библиотеке Конгресса.

Олег Анатольевич Нестеров. Генеральный директор компании «Снегири-музыка», артист группы «Мегаполис», музыкальный эксперт журнала NewsWeek (русское издание).

Александр Кушнир. Автор книг «Золотое под-полье», «Антология самиздатовской рок-прессы: 1968-1994», «Введение в наутилусоведение», «Правда о мумиях и троллях», «100 магнитоальбомов советского рока», «Аквариум: сны о чем-то большем». Генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн».

Кристоф Столл (Christophe Stoll) . Как креативный директор несет ответственность за Web-портал и креативную команду Nivea в Гамбурге. Кроме того, издает свой собственный аудиовизуальный проект «Нитрада» (www.nitrada.com). Кристоф также работает как дизайнер-фрилансер интерфейсов в различных берлинских проектах, основанных на музыкальном программном обеспечении, — Native Instruments (www.nativeinstruments.de).

Росс Чоулев (Ross Chowles). Став креативным директором директ-мэйл-агентства Young & Rubicam’s, в феврале 1994 года Росс с двумя парт-нерами основал агентство The Jupiter Drawing Room Cape Town. За последние девять лет это агентство стало самым известным в Южной Африке. Росс был членом жюри в Каннах, Канаде и на One Show в Нью-Йорке, в течение двух последних лет являлся председателем Форума арт-директоров Южной Африки.

Дмитрий Петрович Ухов. С 1965 года публикуется как музыкальный критик, с 1970-го является радиожурналистом. Его перу принадлежат 100 публикаций по истории и теории джаза и художественного авангарда в России (в том числе в «Хронике Москва-Berlin 1950-2000» (2004)). Продюсер фестиваля новой музыки «Альтернатива» с 1993 года.

Арт Чентри (Art Chantry). Родившись в Такоме, он проработал в Сиэтле порядка 30 лет и создал работы, которые, несмотря на свою неортодоксальность, не уступают лучшим образцам графического дизайна. Арт Чентри завоевал сотни дизайнерских и рекламных наград. Его работы выставлялись в самых престижных музеях и галереях мира, таких как Лувр, Библиотека Конгресса, The Smithsonian, the Rock and Roll Hall of Fame и др. Арту удалось найти стиль, который покорил андеграундную поп-сцену начала 90-х годов.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2004

?aeoeia@Mail.ru

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства