Рисуем музыку
Дизайн и оформление музыкальной продукции
Жюри фестиваля Music Cover Design 2004
Дизайн, как проектирование и оформление графического сопровождения музыкальных произведений и событий, создает особое пространство, которое должно попасть в резонанс с пространством музыки…
С.И.Серов, академик Российской академии графического дизайна, председатель жюри фестиваля Music Cover Design 2004
Этой весной впервые в России состоялся международный фестиваль-конкурс графического дизайна музыкальной продукции Music Cover Design 2004. Организаторами фестиваля выступают общественная организация MCD и издательство Index Design & Publishing. По заявлению организаторов, основная цель фестиваля развитие отечественного музыкального дизайна и сопутствующих графических разработок.
Безусловно, первый фестиваль, как любое начинание, не идеален и в плане отбора работ, и концептуально. Так, в релизе написано: «В эпоху расцвета винила стало понятно, что безликие круги черной пластмассы не должны быть похожи друг на друга. Уже в 60-е годы прошлого века оформлению конвертов стали придавать большое значение, а в 70-е музыкальный дизайн вылился в отдельный вид искусства. Ведь рисунок на обложке альбома должен предварять прослушивание, и часто благодаря ему пластинка, затерявшись среди тысяч и тысяч своих сестер на полках рекордсторов, находила своего покупателя. Музыкальные стили и направления, размножавшиеся со скоростью звука, немедленно обрастали своей эстетикой и символикой, которые отражались и в оформлении аудионосителей.
Победители Cover-2004Номинация «Дизайн и оформление музыкальных носителей»I место. OBOZ designstudio; работа — «По глазам» «Солнце разливается». II место. OBOZ designstudio; работа — Кристина Орбакайте «Remixes». III место. Дизайн-студия BISON (новосибирск); работа — оформление CD (2002); исполнитель: Вокальный ансамбль Павла Шаромова. Николай Дилецкий. Дмитрий Бортнянский. Номинация «Дизайн акций, музыкальных фестивалей»I место. Наталья Шендрик; работа — оформление фестиваля современного искусства. II место. ВГdesign; работа — рок-фестиваль «Крылья» (Москва, Тушино, 2003); арт-директор: Павел Семенов; дизайн: Павел Семенов, Анна Воропаева; производство: Игорь Пинсон; заказчик: ЗАО «Пивоварня Москва Эфес», Silence Pro. III место . Татьяна Касьянова; работа — серия афиш клубных концертов в культурном центре «Ротонда» (Москва, 2002-2003). Номинация «Графические атрибуты шоу-бизнеса»I место. Энди Мартин; работа — логотип фестиваля IDM-музыки. II место. Андрей Сенькин; работа — плакат «Уитни Хьюстон» (билборд, 6?3 м).
III место. ВГdesign; работа — плакат «Гарик Сукачев»; дизайн: Андрей Сенькин; фото: Сергей Бабенко. Номинация «Фирменные стили коллективов»I место. Татьяна Касьянова; работа — фирменный стиль группы Boogie Chillen (Москва, 2003-2004). II место. «...другие…»; работа — Detsl (2004). III место. «...другие…»; работа — Алсу (2004). Номинация «Web-дизайн»I место. «...другие…»; работа — www.universalmusic.ru (2003). II место. Рекламно-производственная группа Inwork; работа — дизайн сайта Интернет-проекта Clublife. III место. Алексей Щукин (Мурманск); работа — официальный сайт ночного клуба «Пилот». Номинация «Оформление музыкальных каналов (программ)»I место. Виктор Дербенев; работа — разработка музыкальной премии. II место. «...другие…»; работа — Муз-тв «Пип-парад» (2003). Номинация «Полная графическая концепция коллектива»I место. Василий Гаврилов. Андрей Сенькин; работа — Валерия «Глаза цвета неба»: CD, наружная реклама презентации, занавес. II место. «Мотин и Ко». Дизайнеры: Мария Аверьянова, Олег Бочаров, Ксения Курчавина; фотограф: Макс Вадукул; работа — оформление российской версии мюзикла «Чикаго». |
Работа из каталога студии DirectDesign
Но все это происходило там, где прекрасно себя чувствовал мистер Шоу-Бизнес. Досадно, но на одной шестой земного шара, где звучали песни про мир, труд, любимую партию и счастливое детство, этот господин появляться не спешил. Советские пластинки, оформленные видами лугов и полей с нехитрой, а местами и убогой графикой, заполняли прилавки магазинов “Культтовары”. Первые попытки концептуального музыкального дизайна в России появились с первыми “нелегальными” магнитоальбомами нашей андеграундной рок-сцены. Оформление рисовали вручную, делали постановочные фотоснимки, затем все вручную же ретушировалось и склеивалось. Для “тиражирования” оригинал фотографировали и затем печатали копии, которые наклеивались на коробку с бобиной: основным звуковым носителем тогда служила магнитофонная лента. Одним из известных дизайнеров первых магнитоальбомов был питерский фотохудожник Андрей (Вилли) Усов, оформлявший чуть ли не все подпольные релизы “Аквариума”. “Игра в Обложку это то, с чего началась моя дизайнерская деятельность, рассказывает Вилли. Безликие, а порой и страшные упаковки советских пластинок раздражали и звали поработать. Я делал довольно много обложек для разной музыки, и все они созданы на основе обычной фотографии. Теперь, когда компьютер есть в каждом доме, а цифровая фотография теснит пленку, воплощение замысла сводится к простейшим действиям. Была бы мысль…”»
Работы победителя фестиваля студии «...другие...»
Владимир Никифоров изучает историю
Дизайн под музыку воспринимается лучше
Но лиха беда начало. А мысль понятна, но далеко не бесспорна, поскольку уровень оформления грам-пластинок советского и более ранних периодов был разным (как, впрочем, и сейчас). Да, подавляющее большинство из них представляло собой серую массу, многие образцы безвкусицы, но были и вполне классически выдержанные вещи.
Более энергичным и векторным кажется другой посыл организаторов: «… дизайнер в России лицо, остающееся за кадром, и реализовать свои амбиции как публичная персона он не может, хотя как художник имеет на это полное право». А между тем в числе 30 номинаций американской музыкальной премии Grammy Awards были и «Лучшее оформление альбома», и «Лучшее оформление бокса/подарочного издания». Национальные музыкальные премии эту сферу шоу-бизнеса оставили без внимания несмотря на то, что за последние 15 лет музыкальный дизайн в России развивался, как вы сами можете судить, наблюдая эволюцию обложек в домашней коллекции, весьма стремительно. А организаторы в качестве примера успешности наших дизайнеров на международном рынке приводят альбом Civilization Phaze III Фрэнка Заппы, получивший награду Grammy Award for Best Recording Package-Boxed 1995 года; дизайн его выполнил наш соотечественник Юрий Балашов: « именно ему посчастливилось оформить последнюю прижизненную работу великого музыканта и композитора».
Работы победителя фестиваля студии OBOZ designstudio
В Петербурге презентация фестиваля прошла в клубе Red Club. На ней дизайнерами журналистам были представлены проект фестиваля Cover-2004 и каталог «Оформление музыкальной продукции 2003». Партнером проведения презентации в Санкт-Петербурге выступило рекламное агентство The Lochness Monster. Арт-директор агентства Владимир Никифоров кратко рассказал гостям о российских традициях оформления музыкальной продукции. Менеджер издательских проектов издательства Index Design & Publishing Елизавета Кушнир с куклой на руках, которая должна была символизировать фестиваль детище, представила новацию заинтересованной публике. В презентации также участвовали легендарный петербургский фотограф Андрей (Вилли) Усов, арт-директор ZERO Headline Advertising Сергей Ушан и представитель «Индекс Дизайн» в Санкт-Петербурге Ольга Мышковская.
Андрей (Вилли) Усов рассказывает о своих исторических работах
Елизавета Кушнир представляет первый в России каталог «оформление музыкальной продукции 2003»
На специальном Интернет-портале www.musicdesign.ru, где для просмотра были размещены работы участников Cover-2004, проходило предварительное голосование. В числе номинаций конкурсной программы фестиваля Cover-2004 были следующие категории: дизайн и оформление музыкальных носителей; графические атрибуты шоу-бизнеса: плакаты, флаеры, банданы и пр.; дизайн акций, музыкальных фестивалей; фирменные стили коллективов; Web-дизайн; оформление музыкальных каналов (программ); полная графическая концепция коллектива/исполнителя. Специальная номинация приз музыкальных журналистов.
И вот теперь объявлены имена победителей. Среди них как известные широкому кругу дизайн-студии, так и менее знакомые имена (см. врезку «Победители»).
Работы участников и победителей демонстрируют широкий спектр стилей и направлений в современном оформлении музыкальной продукции.
по числу упоминаний в листе победителей в этом году лидируют «…другие…» и OBOZ designstudio. На мой взгляд (не претендую на объективность), работы последней студии интереснее. В работах «...других...» слишком большую роль играют фотографии и периодическое применение графических эффектов к шрифтовому оформлению. Работы же OBOZ более разноплановы и каждый раз демонстрируют новую идею, связанную со стилем музыки и артиста. Вместе с тем все работы OBOZ объединяет чистота дизайнерской идеи, «европейское» чувство стиля и оригинальность исполнения. Взгляните на оформление дисков Чичериной, Земфиры, Батыра, DJ RAM и группы «Дети Пикассо».
Работы из каталога для групп «Воскресение» и «Машина времени»
Для дизайнеров «музыкальные» заказы всегда интересны, поскольку позволяют во всем блеске проявить талант и фантазию. В связи с этим стоит сказать о каталоге «Оформление музыкальной продукции 2003», который собрал под своей обложкой серии работ, представляющих дизайн и оформление компакт-дисков, пластинок, компакт-кассет, плакатов, буклетов, флаеров и прочей атрибутики и сопутствующих графических промо-материалов. Среди подборок, представленных в каталоге, выделяются работы студии DirectDesign. Особенно удались стилизации: ретро для дисков группы «Любэ» и этническая для «Морального кодекса». Ценность каталога в том, что он позволяет проследить тенденции отечественного «музыкального» дизайна последних лет. Надеемся, что, как и фестиваль, этот выпуск каталога не будет последним.
Жюри фестиваля Music Cover Design 2004Сергей Иванович Серов. Стаж работы в области дизайна — тридцать лет, значительная часть которых прошла в Научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ), где он в 1990 году защитил диссертацию кандидата искусствоведения. Автор монографий и более трехсот статей, опубликованных в России и за рубежом. Работал главным редактором профессиональных дизайнерских журналов. Организатор и куратор более 40 дизайнерских выставок, конкурсов и акций в России и за рубежом, президент Московского международного биеннале графического дизайна «Золотая пчела». Академик Академии графического дизайна. Представитель России в ICOGRADA (Международном совете ассоциаций по графическому дизайну) и IBCC (Координационном комитете международных биеннале). Руководитель Высшей академической школы графического дизайна Московского художественного училища прикладного искусства, профессор Национального института дизайна и Московского института туризма, рекламы и шоу-бизнеса. Член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства. Член Ассоциации искусствоведов, Союза дизайнеров России, международных ассоциаций ITC, Friends of ICOGRADA, Alfabugs, Brno Biennale (почетный член). Сева Новгородцев. В 1982 году выиграл конкурс на должность и стал мелким начальником в отделе тематических передач «Би-би-си». В мае 1984 года распрощался с обеспеченной старостью и ушел с «Би-би-си», оставив за собой только «Рок-Посевы». 7 ноября 1987 года в эфир вышел первый «Севаоборот». С марта 2003 года на волнах «Би-би-си» выходит ежедневная передача «БибиСева, новости с человеческим лицом». Эркен Кагаров. Арт-директор студии «ИМА-дизайн». Руководитель авторской мастерской в Высшей академической школе графического дизайна. Член Союза дизайнеров России. Академик Академии графического дизайна с 1999 года (с 2001-го — вице-президент). Мирко Иллик (Mirco Illic). Родился в Боснии. В Европе занимался иллюстрациями, постерами звукозаписывающих компаний, работал арт-директором. В США проживает с 1986 года. Как иллюстратор работал в крупнейших газетах и журналах Америки. С 1991 года — арт-директор журнала Time, c 1992-го — арт-директор New York Times. В 1995-м основал Mirko Ilic Corp — студию графического дизайна и 3D-графики. Отмечен наградами Medals from Society of Illustrators, Society of Publication Designers, Art Directors Club, I.D. Magazine, Society of Newspaper Design и др . Преподает в школе визуального искусства. Выпустил книги «100 Icons of Graphic Design», «Handlettering in the Digital Age», «Design of Dissent». Андрей (Вилли) Усов. Фотографировать начал в 1963 году. В 1975 году на его фототворчество оказало влияние знакомство с Б.Г. и Майком: он становится постоянным фотографом «Аквариума», а позже и «Зоопарка». В 1978 году созданием обложки для совместного альбома Гребенщикова и Науменко «Все братья — сестры» Усов начинает серию подпольных магнитоальбомов. В 1996 году он был назван Фотохудожником года («Синие Страницы России»). С 1999 года — член Союза художников России. Фотографии Усова вошли в собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки, Международного центра фотографии им. Нисефора Ньепса (Франция), Циммерли арт-музея (США), Московского Дома фотографии, музеев городов Москвы и Санкт-Петербурга, в частные коллекции. Гейл Андерсон (Gail Anderson). Арт-директор студии Spot Design (Нью-Йорк), занимающейся различными проектами в медиаиндустрии и шоу-бизнесе. Spot Design является подразделением SpotCo — театрального рекламного агентства полного цикла. С 1987-го по начало 2002 года Гейл работала арт-директором журнала Rolling Stone. Ee работы отмечены наградами Society of Publication Designers, Type Directors Club, AIGA, The Art Directors Club, Graphis, Communication Arts Magazine and Print и постоянно экспонируются в Cooper-Hewitt Design Museum и Библиотеке Конгресса. Олег Анатольевич Нестеров. Генеральный директор компании «Снегири-музыка», артист группы «Мегаполис», музыкальный эксперт журнала NewsWeek (русское издание). Александр Кушнир. Автор книг «Золотое под-полье», «Антология самиздатовской рок-прессы: 1968-1994», «Введение в наутилусоведение», «Правда о мумиях и троллях», «100 магнитоальбомов советского рока», «Аквариум: сны о чем-то большем». Генеральный директор музыкально-информационного агентства «Кушнир продакшн». Кристоф Столл (Christophe Stoll) . Как креативный директор несет ответственность за Web-портал и креативную команду Nivea в Гамбурге. Кроме того, издает свой собственный аудиовизуальный проект «Нитрада» (www.nitrada.com). Кристоф также работает как дизайнер-фрилансер интерфейсов в различных берлинских проектах, основанных на музыкальном программном обеспечении, — Native Instruments (www.nativeinstruments.de). Росс Чоулев (Ross Chowles). Став креативным директором директ-мэйл-агентства Young & Rubicam’s, в феврале 1994 года Росс с двумя парт-нерами основал агентство The Jupiter Drawing Room Cape Town. За последние девять лет это агентство стало самым известным в Южной Африке. Росс был членом жюри в Каннах, Канаде и на One Show в Нью-Йорке, в течение двух последних лет являлся председателем Форума арт-директоров Южной Африки. Дмитрий Петрович Ухов. С 1965 года публикуется как музыкальный критик, с 1970-го является радиожурналистом. Его перу принадлежат 100 публикаций по истории и теории джаза и художественного авангарда в России (в том числе в «Хронике Москва-Berlin 1950-2000» (2004)). Продюсер фестиваля новой музыки «Альтернатива» с 1993 года. Арт Чентри (Art Chantry). Родившись в Такоме, он проработал в Сиэтле порядка 30 лет и создал работы, которые, несмотря на свою неортодоксальность, не уступают лучшим образцам графического дизайна. Арт Чентри завоевал сотни дизайнерских и рекламных наград. Его работы выставлялись в самых престижных музеях и галереях мира, таких как Лувр, Библиотека Конгресса, The Smithsonian, the Rock and Roll Hall of Fame и др. Арту удалось найти стиль, который покорил андеграундную поп-сцену начала 90-х годов. |