КомпьюАрт

8 - 2000

Печать по требованию (Print-on-Demand) – технологическая революция в издательском мире

Гжегож Богута

Введение

Технология печати

Технологическая и организационная революция

Печать по требованию и применение Интернета

Печать по требованию и вопросы авторских прав

Слабые стороны технологии на настоящий момент

Заключение

Словарь печати по требованию (Print-on-Demand) (терминология)

Полезная контактная информация

Введение

Печать по требованию является новой технологий издательского дела и представляет собой по сути, новый способ распространения содержания, которое позволяет осуществлять очень небольшие тиражи. По этой системе производства печатается только требуемый объем. Печать часто происходит при наличии заранее подготовленного материала и имеющихся файлов. Иногда файлы редактируются в соответствии с указанными в заказе требованиями. В идеале печать по требованию означает возможность напечатать только один экземпляр. Это становится возможным только при использовании новых цифровых методов печати.

В отличие от так называемых малых тиражей, при которых печатается небольшое количество экземпляров (50-100) для очень небольших запасов, печать по мере спроса позволяет печатать книгу только в ответ на конкретный заказ клиента, так что напечатанные по требованию экземпляры никогда не отправляются на хранение. Очевидным образом это существенно уменьшает запасы печатных экземпляров, в результате чего сокращаются расходы на складирование и стоимость утилизации непроданных экземпляров. Эта технология также делает возможной повторную печать по требованию: таким образом, книги уже больше не будут считаться «вышедшими из печати».

В современном мире спрос требует быстрой поставки новейшей информации. Этот спрос создается потребителями печатной продукции, такими как библиотек и другие общественные учреждения, так же как и потребителями/ читателями книг с одной стороны и авторами — с другой.

Однако традиционная цепочка «автор — издательство — типография — дистрибьютор — оптовая торговля — книжная торговля — потребитель/ читатель» работает слишком медленно, чтобы удовлетворить требования автора к доступности его работы, так же как и требования читателя по получению самого современного материала в любой момент, когда он пожелает его прибрести, по доступной цене. Технология печати по мере спроса может предложить решение этой проблемы и для автора, и для потребителя/ читателя.

В начало

В начало

Технология печати

Метод печати по мере спроса требует применения цифровой печати: печать при этом осуществляется с компьютера; электронная черно-белая или цветная продукция распечатывается непосредственно с информационной системы при использовании печатной машины с цифровым контролем. Окончательная продукция может различаться по экземплярам или страницам.

Для такой печати не могут быть использованы системы «компьютер-печатная форма» (computer-to-plate-on-press) и «компьютер-цилиндр» (computer-to-cylinder-on-press), так как информацию на цилиндре при очередном использовании невозможно изменить. При использовании этих систем электронная комплектовка и изменения в печати по требованию клиента не являются возможными.

Полная цифровая печатная система должна иметь поточную обработку (для брошюровочно-переплетных работ).

Наиболее сложной формой применения печати по требованию является производство книг. Другие типы продукции, такие как рекламные материалы или даже газеты, также могут производиться данным методом. В рекламном секторе акцент делается на печати и вариативном использовании четырехцветных изменяющихся данных.

Электрофотографический метод все еще является доминирующим в технологии цифровой печати, имеющейся на рынке, но быстрыми темпами происходит развитие краскоструйной технологии. Уже имеется на рынке первая краскоструйная установка, совместимая с цифровой печатью. Ею также можно пользоваться при печати книг. Черно-белые цифровые печатные машины поставляются, по крайней мере, семью различными производителями: Canon, Heidelberg Digital, IBM, Kodak, Oce, Scitex и лидером в этой технологии — Xerox. Цветные цифровые печатные машины являются гораздо более дорогими; их поставляют на рынок девять поставщиков: Agfa, Canon, Elcorsy Tech, IBM, Heidelberg Digital, Indigo, Oce, Xelkon и Xerox.

Производственная цепочка при использовании цифровой печати гораздо менее сложна, чем при традиционной печати, и предоставляет больше возможностей для печати, которая может осуществляться централизованно, дистанционно или по методу «распространить и напечатать» (distribute-and-print).

В начало

В начало

Технологическая и организационная революция

По мере того как издатели подвергаются все большему давлению со стороны информационных и коммуникационных провайдеров, финансовые возможности для печати книг становятся исключительно важным вопросом стабильности и продолжения роста издательского дела. Примером такого давления на современных издателей является существующая в мировом масштабе тенденция к уменьшению тиражей, то есть увеличение стоимости производства одного экземпляра в случае применения традиционных технологий. Данная тенденция оказывает особенно негативное воздействие на такие сегменты с традиционно низким количеством экземпляров, как профессиональные, технические, научные, культурные и некоммерческие публикации.

В отличие от тех стран, где довольно большой процент читающей части населения говорит на таких распространенных языках как английский, французский, испанский и немецкий это давление особенно ощущается во многих странах Центральной и Восточной Европы. Поэтому технология печати по требованию должна быть очень привлекательной для издательств и оптовой торговли Центральной и Восточной Европы.

В соответствии с существующими в Америке и Западной Европе технологическими и организационными тенденциями, когда ведущими производителями книг по требованию являются представители оптовой торговли и крупные книготорговцы, можно предсказать подобный же процесс для бывших стран социалистического блока.

В США крупнейшая сеть книжных магазинов Barnes & Noble начала предлагать издания по требованию с этого года, используя технологию и производственное оборудование, разработанное IBM. Ряд американских издательств уже подписали лицензионное соглашение с B&N о книгах по требованию и передали авторские права B&N. В Великобритании и Германии издатели, осуществляющие публикации по требованию, в основном являются крупными оптовыми торговцами и распространителями.

Многие издатели пользуются печатью по требованию для производства небольшого пробного тиража в качестве рыночного теста для установления потенциального спроса. Таким образом, уменьшаются финансовые риски издательства.

В начало

В начало

Печать по требованию и применение Интернета

Цифровое издательское дело постоянно получает дополнительный стимул в результате быстрого развития информационных сетей и цифровых производственных процессов, прокладывая путь новым операционным моделям, которые могут заменить, дополнить и усовершенствовать процессы производства и распространения книг, пособий, рекламных материалов и другой печатной продукции.

Быстрый рост использования Интернета и мобильной связи предлагает новые возможности для сочетания электронных и печатных носителей, позволяя создать адаптируемые к носителю мультимедийные продукты. В основе этой идеи лежит убеждение, что сообщение должно передаваться клиенту в форме, приспособленной к его требованиям, так же как и к информационным носителям. Во многих случаях читатели должны иметь возможность оказывать влияние на процесс публикации, включая и содержание. На деле традиционная печатная продукция, цифровая печатная продукция и электронные сетевые продукты должны дополнять друг друга, формируя интегрированное единство, в котором роли различных компонентов изменяются в зависимости от применения.

Для того чтобы сделать это возможным, содержание должно быть в таком формате, который можно будет применить для разных носителей; также необходима возможность изменить его для каждого конкретного носителя.

Для этого требуются структурные компьютерные языки, подобные SGML, XML и HTML. Последние два были специально разработаны для Интернета. Интересный пример использования мультитехнологической платформы предоставляет компания NetBooks.com, которая предлагает недоступные в продаже и вышедшие из печати книги. Книги предоставляются в нескольких типах электронных форматов, и они могут быть закуплены и загружены непосредственно в компьютер клиента.

Структуризация содержания предоставляет много новых дополнительных возможностей для печати по требованию и для электронных изданий.

В начало

В начало

Печать по требованию и вопросы авторских прав

Издатели всегда приветствовали новые формы использования тех произведений, подготовку и публикацию которых они осуществили. Печать по требованию, что очевидно, в согласии с понятием авторских прав, является актом воспроизведения и поэтому требует разрешения со стороны владельца авторских прав.

Какие основные проблемы возникают в связи с использование новой технологии:

  • некоторые контракты на издания должны указывать минимальный объем тиража, что может оказаться проблематичным, если печать по требованию является единственной формой издания данного произведения.

  • по контракту издатель должен издать произведения к оговоренной дате — подготовка печати по требованию будет тогда осуществлена к данному сроку.

  • из-за специфичности печати по требованию издатели будут пытаться получить цессию на все географические территории.

  • когда все копии произведение распроданы, цессия отменяется и права передаются назад автору. В случае печати по требованию произведение всегда остается в печати.

С точки зрения авторских прав, распространение на рынке при использовании печати по требованию связано с применением новых, также как и традиционных положений авторских прав. На первом этапе печати по требованию произведение копируется в виде электронного файла, с которого оно может быть поставлено клиенту в электронном формате. Издательство должно получить согласие автора на производство этой первой электронной копии, так как эксклюзивное право репродуцирования находится у автора.

На втором этапе, а именно при поставке по требованию произведение через Интернет клиенту, издателю также нужна лицензия на репродуцирование, также как и лицензия на «поставку». Как отмечают специалисты в области авторского права Европейской комиссии, право на репродуцирование в данном случае применимо, потому что на пути от издательства к клиенту (книготорговцу, библиотекарю и т.п.) произведение на краткое время автоматически репродуцируется.

Очевидно, что еще не на все вопросы получены ответы, и данная ситуация должна быть разрешена в ближайшем будущем для обеспечения полной защиты интеллектуальных прав при использовании метода печати по требованию.

В начало

В начало

Слабые стороны технологии на настоящий момент

Небольшие объемы тиражей и варьирующиеся продукты делают задачу переплета и обработки более сложной. Возможности переплета к настоящему моменту довольно ограничены, в основном используются мягкие обложки, твердый переплет все еще недоступен.

В целом, стоимость переплета довольно высока.

Для процесса печати требуется особый тип бумаги, в то время как для офсетной печати имеется множество ее разновидностей. Также ограничены возможности использования форматов печатных материалов, на практике в основном используется формат A3+, печать в формате B является слишком дорогой.

В начало

В начало

Заключение

Технология печати по требованию является важной вехой в процессе развития жизнеспособных издательских рынков Центральной и Восточной Европы. Использование технологии может помочь существенно уменьшить стоимость производства одного экземпляра, делая возможным издания небольших тиражей, также как и предоставляя доступ к старым изданиям, уже вышедшим из печати. Технология будет способствовать прибыльности издательского дела в данном регионе, что в свою очередь окажет благоприятное влияние на обучение населения в странах переходной демократии, помогая им в данном процессе.

В начало

В начало

Словарь печати по требованию (Print-on-Demand) (терминология)

HTML (язык описания гипертекста) — происходящий от стандартного обобщенного языка описаний SGML (см. ниже) язык описания содержательной структуры гипертекста. В основном используется для текстовых документов на WWW страницах в Интернете.

OCR (оптическое распознавание символов) — Программа, распознающая печатные знаки при сканировании, т.е. он преобразует графические образы в текстовый файл.

PDF (формат передачи документов) — Стандарт для электронного распространения документов. Представляет собой ключ, блокирующий документы, созданные и сформатированные при использовании других программ (Word, XPress, FrameMaker, etc.), для сохранения оригинального формата во время пересылки.

Печать по требованию (Print-on-Demand) — технология с применением цифровых методов печати для осуществления изданий только в ответ на конкретный запрос клиента.

SGML (стандартный обобщенный язык описания) — язык описания содержания электронного документа. Элементы структуры документа и их взаимоотношения маркируются. Не определяет формат документа. ISO 8879.

Печать небольших тиражей (Short-Run-Printing) — технология, которая может (но не во всех случаях) применять цифровую печать для осуществления публикаций небольших тиражей для формирования очень ограниченных запасов.

XML (расширенный язык описания) — Основанный на SGML язык описания электронных материалов специально для Интернета. Легко расширяется.

КомпьюАрт 8'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства