Полиграфическое оборудование second hand
Поставки восстановленного оборудования. Опыт холдинга «Апостроф»
Введение
Наметившийся год назад подъем полиграфической отрасли в России в настоящее время продолжается. Благоприятный экономический климат и политическая стабильность в стране позволяют улучшить финансовое положение предприятий и сократить вывоз капитала из России.
Полиграфический бизнес по-прежнему остается весьма привлекательным. В любой ситуации на печатную продукцию, как и на продукты пищевой промышленности, сохраняется гарантированный спрос. По этому критерию газеты, журналы, этикетки и бумажная упаковка стоят в одном ряду с предметами первой необходимости. Для России характерно, что этот спрос во многом остается не удовлетворенным отечественными производителями, поэтому большая его часть покрывается за счет импорта. На сегодняшний день в США на душу населения приходится (в виде газет, журналов, рекламных листков и бумажной упаковки) более 250 кг бумаги, в Германии, Англии и других ведущих европейских странах порядка — 150-200 кг. В нашей же «самой читающей стране мира», по самым оптимистическим подсчетам, эта цифра не превышает 50 кг на человека, что еще раз подтверждает огромный потенциал полиграфической отрасли.
Одной из главных причин бедственного положения отечественных полиграфических предприятий, наряду с завышенными ценами на расходные материалы и бумагу и неустановившимся таможенным законодательством, является изношенность фондов. На большинстве государственных предприятий эксплуатируется оборудование выпуска 60-70-х годов, давно выработавшее свой ресурс. По статистике почти 30% районных газет в стране печатается высоким способом на оборудовании, которое за границей можно увидеть лишь в музеях. Жесткая конкуренция между полиграфическими предприятиями на внутреннем рынке и борьба с западными типографиями (что греха таить, всем известна ориентированность финских, польских, немецких и других фирм на российского потребителя) повышают требования к производительности оборудования, качеству и оперативности выпуска печатной продукции. На большинстве государственных предприятий давно назрела необходимость замены морально и физически устаревшего оборудования.
В то же время, несмотря на эффективность отрасли, сдерживающим фактором открытия новых полиграфических предприятий и развития существующих типографий является относительно высокая стоимость технологического оборудования. Цена современных печатных машин или комплекса финишного оборудования в долларах выражается шестизначными цифрами. Неважно, что срок окупаемости вложений может составить всего 1-2 года, — просто у многих сейчас нет таких средств. А возможность привлечь дополнительные кредиты на покупку нового оборудования не столь проста и прозрачна, как рекламируется. Вариантом выхода из сложившейся ситуации может быть приобретение бывшего в употреблении оборудования из развитых стран Европы и США. Высокие технические показатели, надежность и долговечность лучших моделей немецкой и японской техники, работавшей к тому же в тепличных условиях (небольшая загрузка, применение правильных технологий эксплуатации и обслуживания, качественные расходные материалы и т.п.), дают прекрасный шанс для модернизации отечественных типографий. Правильно выбранные модели современного оборудования second hand позволят поднять качество продукции отечественных предприятий на более высокий уровень, вполне сравнимый с качеством продукции, выпускаемой на новом импортном оборудовании. Плюсы такого шага очевидны: можно либо сократить затраты в полтора-два раза, либо за те же деньги купить более качественное или производительное оборудование. Разумеется, тут есть и обратная сторона, о которой далее и пойдет речь. На основе нашего опыта поставок и обслуживания бывшего в употреблении оборудования будут рассмотрены некоторые тонкости и подводные камни, связанные с реализацией этого решения.
Договоримся о терминах
Примеров успешного ввода в эксплуатацию оборудования second hand множество. Однако случалось, что люди, решившиеся на такой шаг, несли большие финансовые или временные потери. В нашей стране накопился богатый негативный опыт, связанный с приобретением непригодного в эксплуатации оборудования под видом «вполне исправного». До сих пор такие примеры вызывают скептическое отношение у многих руководителей полиграфических предприятий к бывшему в употреблении оборудованию. Поэтому, прежде чем перейти к основной части, договоримся о терминах. Существуют два разных понятия:
- бывшее в употреблении (подержанное) оборудование;
- восстановленное или модернизированное оборудование.
К первой группе можно отнести оборудование, находящееся в эксплуатации или на складе продавца и поставляемое в состоянии «как есть». Сведения о таком оборудовании легко можно найти на страницах объявлений в специализированной прессе, Интернет-сайтах и через многочисленных посредников. На эту технику устанавливаются минимальные цены, но самые невыгодные условия платежа: чаще всего предоплата 100%. К недостаткам подобного выбора следует отнести отсутствие каких-либо гарантий на бесплатное устранение неисправностей, замену или возврат оборудования, сложность оценки состояния машины и высокий риск выявления серьезных дефектов после начала эксплуатации у нового владельца. Кроме того, в случае приобретения за рубежом надо заранее представлять сложности самостоятельного ввоза в страну и таможенной «очистки» оборудования. Такой шаг можно рекомендовать предприятиям со значительным опытом обслуживания подобной техники и/или имеющим связи, обеспечивающие высокий уровень доверия продавцу.
Ко второй группе отнесем оборудование, проверенное и вычищенное специалистами продавца, с уже устраненными дефектами. К достоинствам восстановленного оборудования можно отнести его исходную работоспособность, наличие гарантийных обязательств поставщика на оговоренный срок, техническое содействие со стороны продавца в монтаже и пусконаладочных работах, возможность проведения дальнейшей модернизации машины с помощью продавца. К недостаткам — цену, которая, хотя и выгодно отличается от нового оборудования, все же превышает стоимость машин в состоянии «как есть».
С первым вариантом все ясно: две стороны договорились между собой, и одна получила хорошую цену, а другая без дополнительных обязательств освободилась от ненужного ей оборудования. Во втором случае все сложнее: как правило, не бывает готовых рецептов и жестко закрепленных условий. Объем восстановительных работ, количество заменяемых деталей и узлов, гарантийный срок, условия платежа — все оговаривается с заказчиком отдельно. Так что, уменьшив требования по одному пункту, можно выиграть в другом. В этом и состоит очень важное стоимостное преимущество восстановленного оборудования: за счет «плавающих» условий заказчик получает то, что ему необходимо, за цену, которая его устраивает.
Поставки восстановленного оборудования. Опыт холдинга «Апостроф»
К числу самых активных поставщиков на российском рынке оборудования second hand можно отнести фирмы «Гейдельберг сервис», Paradowski и «Апостроф». В настоящей статье вопросы поставок восстановленного оборудования в Россию рассматриваются на примере нашей компании. «Апостроф» два года активно поставляет в Россию б/у и восстановленное оборудование из стран Западной Европы и США, и спрос на такое оборудование постоянно растет. Так, только за прошедший год нами было поставлено 28 печатных машин Ryobi, которые ранее эксплуатировались в Европе. Причина понятна: клиенты экономят средства и вместе с тем обходят конкурентов или начинают на равных конкурировать с самыми сильными типографиями-соперниками в своем регионе.
Прежде всего оговорим сразу, что б/у машина — это в любом случае «кот в мешке». Подобно б/у автомобилю, печатная машина может отлично выглядеть, иметь «смешное» количество оборотов на счетчике и даже хорошо отпечатать тестовый тираж, но после переезда в новую типографию может начать капризничать и рассыпаться. Именно поэтому, чтобы минимизировать свои риски и не подводить наших клиентов, мы специально ограничили свои поставки б/у печатных машин:
- только техникой японской корпорации Ryobi;
- только машинами, имеющими «возраст» не более 12 лет и/или с ресурсом, не превышающим 15-20 млн. оттисков;
- только машинами, эксплуатировавшимися в развитых странах Европы и Америки.
Ryobi — потому, что мы имеем богатый опыт обслуживания такой техники и уверены как в изначально высоком качестве машин, так и в своих силах. При любом состоянии оборудования инженеры способны его восстановить — это лишь вопрос стоимости запасных частей и времени на восстановление. Еще один момент: машины Ryobi можно отнести к небольшой группе брендов, на которых практически невозможно накрутить счетчик, ибо он напрямую завязан на микросхему системной платы с встроенным внутрь элементом питания. Правда, опытный сервисный инженер сможет обнулить показания счетчика, но накрутить сколько-нибудь правдоподобное значение будет возможно только при реальной работе машины. Представить же себе картину, когда печатная машина месяцами крутится вхолостую, очень сложно. Ограничение по возрасту и ресурсу сделано потому, что наш международный отдел регулярно напрямую от продавцов получает очень большое количество предложений о продаже машин нормального качества, и нет смысла экономить, заведомо выбирая металлолом, и тем самым портить репутацию компании. Следует еще отметить, что отлаженная система поставок и восстановления техники позволяет держать столь низкие цены на восстановленное оборудование, что некоторые клиенты поначалу боятся подвоха и успокаиваются, только ознакомившись с нашим складом, сервисным центром, списком инсталляций и отзывами клиентов.
С новыми предложениями б/у печатных машин Ryobi, содержащими краткие описания, можно в любой момент ознакомиться на специальной страничке сайта «Апострофа» (http://www.apostrof.ru/equipment/sh.htm). В связи с этим хочется отметить, что вторичный рынок полиграфического оборудования очень динамичен. Привлекательные предложения редко держатся более трех дней. Список предложений автоматически обновляется каждые две недели. В любом случае для получения подробной информации о характеристиках, текущей ситуации и ценах представленных в списке позиций или появлении новых предложений, еще не опубликованных на сайте, лучше позвонить менеджерам холдинга «Апостроф».
Большинству читателей излишне доказывать, что машины, отвечающие приведенным выше критериям, в техническом плане практически не отличаются от нового оборудования. Конструкция и технический потенциал оборудования Ryobi (впрочем, как и других лучших японских и немецких производителей Komori, Mitsubishi, Heidelberg, Roland, KBA-Rapida) позволяют считать приведенный выше пробег чем-то вроде первичной обкатки машин. В качестве примера можно привести десятки российских типографий, где при двух-, трехсменной загрузке машины регулярно накручивают на своих счетчиках по 20-25 млн. оборотов каждый год.
Часто контракты «Апострофа» на поставку б/у оборудования включают рассрочку платежа с внесением последней части после диагностики и приема машины в работе на тестовом тираже. Это позволяет заказчику подстраховаться и дает возможность отказаться от не понравившейся ему машины. В таком случае ему предлагается дождаться следующей аналогичной модели или более дорогостоящей машины с доплатой либо получить деньги обратно. Несмотря на такие тяжелые для продавца условия, можно похвастаться тем, что за все время поставок у нас не было случая, чтобы заказчики отказывались от предлагаемого оборудования.
Опыт специалистов сервисного центра позволяет заранее определить места возможных неисправностей и предложить клиенту еще на «ранней» стадии замену быстроизнашивающихся деталей и узлов. К таковым на офсетной машине можно отнести большинство резиновых и мелких металлических частей: валики красочного и увлажняющего аппаратов, присоски и тесьмы самонаклада, некоторые ремни, цепи, пружины листоотделителей и другие мелкие детали. Для основных моделей поставляемого б/у печатного оборудования все эти детали постоянно имеются на складе «Апострофа». Принимая во внимание ограниченность средств заказчика, мы чаще всего практикуем вариант, когда о таких заменах договариваются не заранее, а по факту определения состояния машины. Сервисные инженеры производят демонтаж, полную очистку и диагностику оборудования, после чего в присутствии представителей покупателя составляются списки с подробным обоснованием, в которых отдельно обозначены:
- отсутствующие детали и дефектные запасные части, подлежащие безусловной замене;
- изношенные узлы и детали, которые могут эксплуатироваться какое-то непродолжительное время, или дефектные части;
- поврежденные узлы и детали, не сильно влияющие на работоспособность и качество выпускаемой продукции.
Первую группу деталей заказчику рекомендуется заменить обязательно, вторую — желательно, но можно не сразу, а по истечении какого-то времени, третью — на его усмотрение. Благодаря такому подходу покупатель платит самую низкую начальную сумму за машину, сравнимую со стоимостью техники в состоянии «как есть», и уже потом самостоятельно принимает решение о выделении дополнительных средств на доводку машины и повышение ее технических показателей — вплоть до «состояния новой машины». Таким образом, заказчик одновременно может получить преимущества покупки как восстановленных (гарантия, сдача машины по тестовому тиражу), так и машин в состоянии «как есть» (низкая цена). Такой подход для покупателя значительно привлекательнее, нежели перспектива сразу, вместе с б/у машиной оплатить большой комплект запасных частей, которые предположительно следует на ней заменить. Последний вариант может быть оправдан только для сокращения сроков поставки в случае, когда нужные детали отсутствуют на складе поставщика. А после диагностики такой список может быть значительно сокращен. Кроме того, были случаи, когда прежний хозяин машины по своей инициативе комплектовал машины запасными частями и аксессуарами, не указанными в спецификации, и этот бонус переходил бесплатно новому владельцу.
Стандартный срок гарантии для всех бывших в употреблении машин, поставляемых холдингом «Апостроф», составляет три месяца. Почти всегда этого достаточно, чтобы в условиях реального производства выявить скрытые дефекты и недоработки восстановительного процесса. При необходимости возможно увеличение гарантийного периода до одного года, что потребует некоторых вложений на замену большего количества деталей и дополнительное сервисное обслуживание оборудования. В любом случае, сотрудничество «Апострофа» с клиентами не ограничивается гарантийным обслуживанием. За дополнительную плату оказывается постгарантийная техническая поддержка (периодическая диагностика, консультации, полноценное сервисное обслуживанием). Приобретение оборудования в «Апострофе» дает право на его возврат с зачетом остаточной стоимости при последующих покупках.
После диагностики и очистки заменяются дефектные детали, машина собирается, юстируется, выставляется синхронизация различных механизмов, регулируются зазоры между валиками и цилиндрами и т.п. Результат этой работы проверяется на тестовом тираже. Образец печати с необходимыми шкалами и контрольными изображениями предоставляется сервисным центром. При необходимости клиент может заменить его на любой другой составленный им тест. Требования к печати тестового тиража могут быть включены в контракт на поставку оборудования, надо лишь учесть сложности с критериями оценки качества печати. Грамотные требования должны включать тип бумаги, расходные материалы, тираж, скорость и продолжительность печати, процент отбраковки, точность совмещения, разброс цветового тона по площади листа и в тираже и т.д. Мы не будем уделять много времени этому вопросу, скажем лишь, что проблем со сдачей Ryobi практически не бывает. Многие инженеры печатают тесты на совмещение при повторных прогонах на этикеточной или газетной бумаге на скорости 10 тыс. листов в час и вызывают изумление у новых владельцев, ранее эксплуатировавших более простые машины и не представлявших, что подобное возможно не только на выставках.
Завершая тему восстановления оборудования, нельзя не упомянуть и о том, что помимо традиционного восстановления нами практикуется и модернизация оборудования. При этом стандартные узлы и детали машин заменяются на более совершенные аналоги от других производителей или от более совершенных моделей того же завода-изготовителя. Наиболее часто такой замене подлежат чехловые системы увлажнения Molleton традиционных офсетных машин: вместо них устанавливаются современные спиртовые системы Varn Kompac, Crestline и др. Печатные машины могут оснащаться системами штифтовой приводки, новыми порошковыми распылителями, ИК и УФ сушильными устройствами, приспособлениями для печати дополнительной краской, нумерации и перфорации оттисков, устройствами для подачи и приемки конвертов, вставки закладок в приемную стопу, приспособлениями для безостановочной разгрузки продукции и другими аксессуарами. Бумагорезальные машины мы оснащаем высокоточным приводом затла и новой цифровой системой управления, фальцаппараты — системами склейки и дополнительными модулями перпендикулярного фальцевания и т.п. Список можно долго продолжать.
Заключение
Вышесказанное позволяет провести четкую грань между просто подержанным и восстановленным оборудованием. Можно утверждать, что грамотно восстановленные машины по техническим и эксплуатационным характеристикам не должны сильно отличаться от новых машин. По крайней мере, это справедливо для поставляемого «Апострофом» печатного оборудования Ryobi. Для тех, кто впервые сталкивается с подобной проблемой, можно привести аналогию с куплей-продажей автомобиля. Наиболее надежный вариант, новая иномарка из автосалона, порадует полноценной гарантией. По крайней мере года три от нее не следует ждать каких-либо подвохов. Покупка б/у иномарки у крупной фирмы будет промежуточным вариантом и позволит снизить затраты. Самыми же заманчивыми по стоимости могут оказаться предложения из газеты бесплатных объявлений или на авторынке. Излишне напоминать, что при этом выборе желательно быть хорошим механиком или пригласить на сделку знакомого специалиста. Второго шанса предъявить претензии и получить за них компенсацию может больше не представиться. В дополнение к этой теме приходится признать, что в эту же схему хорошо укладывается сравнение иномарок с новыми отечественными автомобилями. Как «японцы» или «немцы» с десятилетним стажем часто могут дать фору новым творениям родного автопрома, так и известные зарубежные полиграфические бренды из тех же стран могут превосходить продукцию «Рыбинска» или «Ленполиграфмаша».
С учетом состояния отечественных полиграфических предприятий и традиционной для России нехватки средств вполне возможно, что именно оборудование second hand поможет совершить качественный рывок в отрасли. Можно, конечно, копить деньги и надеяться на покупку в ближайшем будущем нового высокопроизводительного оборудования, брать машины более низкого класса, чем требуется для решения стоящих задач, или приобрести одну машину на несколько типографий. Но не будет ли выбор современных машин, проработавших несколько лет в европейских типографиях, более оправданным? В любом случае — выбор остается за вами.
В заключение хочется отметить важность выбора поставщика восстановленного оборудования. Рекомендуем перед принятием решения получить информацию о наличии у фирмы ремонтной базы и опыта производства восстановительных работ. Для этого полезно посетить демонстрационный зал, сервисный центр, складские помещения и производственный участок. Желательно получить у поставщика список прежних установок и побеседовать с владельцами б/у машин.
Желаем вам приобрести действительно сто€ящее оборудование!
КомпьютерАрт 8'2001