КомпьюАрт

8 - 2003

Пионеры цифрового искусства

Маргорита Григорян

Бен Лапоски

Герберт Франке

Чарльз Зури

Майкл Нолл

Фридер Наке

Краткая хронология истории цифрового искусства

Сегодня цифровые технологии позволяют художникам создавать работы, которые еще полвека назад могли показаться несбыточной мечтой. Однако именно благодаря пионерам цифрового искусства, создателям нового художественного жанра, современным компьютерным художникам удается воплощать в жизнь свои самые дерзкие замыслы.

Бен Лапоски

Американского математика и художника Бена Лапоски принято считать родоначальником жанра цифрового искусства. Он был первым, кому удалось создать графические изображения, применив для этой цели аналоговый компьютер. В 1952 году при помощи катодной трубки осциллографа он создал композиции под названием «Электронные абстракции» (или «Осциллоны»). Возможно, по сравнению с теми цифровыми работами, которые под силу современным художникам, «Электронные абстракции» смотрятся довольно аскетично, но для середины прошлого века открытие Лапоски было настоящим прорывом. Суть его идеи заключалась в всевозможных перемещениях электронных лучей на флуоресцентной поверхности катодной трубки осциллографа. В дальнейшем, полученные изображения были записаны на высокоскоростную пленку. По словам самого Лапоски, идея создания «Электронных абстракций» возникла благодаря его экспериментам с различными математическими системами. А свою работу Лапоски называл «визуальной музыкой».

В начало В начало

Герберт Франке

Примерно в то же время, когда Бен Лапоски создавал свои «Осциллионы», немецкий ученый Герберт Франке также начал экспериментировать с осциллограммами, «рисуя» абстрактные композиции. Однако по стилю композиции двух художников сильно отличались друг от друга: большинство абстракций, созданных Лапоски, отдаленно напоминали знакомые всем формы и образы, когда как работы Франке редко ассоциировались с реальными объектами и в чем-то даже перекликались с трехмерной графикой. Ученый и художник, Франке наряду с этим преподавал компьютерную графику и искусство в Мюнхенском университете, писал научно-фантастические рассказы. В числе прочего Франке написал первую в истории цифрового искусства книгу о компьютерной графике («Computer Graphics — Computer Art»). Один из недавних проектов Франке — учебник и компакт-диск на тему «Анимация с помощью математики». У художника есть созданная им самим Интернет-страница по адресу: http://www.zi.biologie.uni-muenchen.de/~franke/.

В начало В начало

Чарльз Зури

Современное цифровое искусство многим обязано американскому художнику Чарльзу Зури (Csuri). В 1964 году он начал экспериментировать с компьютерной графикой, используя аналоговый компьютер. Устройство, которым Зури оснастил свой компьютер, чтобы получать цифровые изображения, было смоделировано на основе пантографа. Ксури изменил суть пантографа таким образом, что стало возможным не только копировать изображения в обычном масштабе, но и по желанию растягивать их по осям X и Y. С помощью этого устройства Зури нарисовал серию цифровых изображений по мотивам картин знаменитых художников. Позднее, осознав значимость компьютера как инструмента цифрового искусства, Зури стал работать над созданием картин, используя исключительно компьютерную графику. С более подробной биографией, а также с работами художника можно ознакомиться на его собственной Интернет-странице по адресу: http://www.siggraph.org/artdesign/profile/csuri/

В начало В начало

Майкл Нолл

Американский художник Майкл Нолл был первым в истории компьютерного искусства, кого интересовала исключительно эстетическая ценность создаваемых цифровых изображений. Самую первую свою работу он создал в 1962 году. В одном из ранних экспериментов Нолл попытался сравнить картину известного художника с созданным при помощи компьютера рисунком. Выставка цифровых работ Нолла в 1965 году в Нью-Йорке стала первой подобной экспозицией в Соединенных Штатах.

Позднее, в конце 1960-х — начале 1970-х, Нолл сконструировал интерактивное устройство 3D-ввода, а также ряд других устройств, ставших предшественниками современных систем виртуальной реальности.

Работа Нолла под названием «Созданный с помощью компьютера балет» стала первой анимационной работой, выполненной на компьютере. «Балет» представлял собой танец стилизованных фигурок на сцене.

Многие из работ Нолла экспонировались по всему миру, а некоторые из них по праву заняли место в коллекциях крупнейших музеев. Сейчас Нолл преподает в Южно-калифорнийском университете (University of Southern California). Просмотреть научные труды Нолла можно на его Web-странице по адресу http://www.citi.columbia.edu/amnoll/.

В начало В начало

Фридер Наке

Несмотря на то что главным своим призванием в жизни Фридер Наке всегда считал точные науки, он внес неоспоримый вклад в развитие цифрового искусства. Вместе с Майклом Ноллом он организовал семинар по компьютерному искусству в Германии в 1965 году. А в 1967 году Наке начал экспериментировать с графопостроителем, создавая визуальные отображения умножения матриц, которые, вне всякого сомнения, представляли огромный художественный интерес.

Сейчас Наке преподает курс по информационным системам в Бременском университете (University of Bremen). У Нолла, как и у многих его единомышленников, есть своя страница в Интернете (www.agis.informatik.uni-bremen.de)

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства