КомпьюАрт

8 - 2003

Фото вразвес

Иван Разливин

Немного теории

Сетевые фотобанки

Бизнес по-крупному

Специальные ресурсы

Значимость сетевых фотобанков для современного издательского дела сложно переоценить. Благодаря им сегодня за считанные минуты дизайнеры могут подобрать все необходимые для подготовки публикаций документальные и художественные фотографии, на поиски которых по бумажным каталогам в уже полузабытую нами «доинтернетовскую» эпоху уходили дни, а то и недели. Но сетевые архивы, о которых пойдет речь , выгодны не только с точки зрения экономии времени. Десятки миллионов изображений по более чем сходной цене — предложение, от которого невозможно отказаться!

Немного теории

Понятно, что материалы крупнейших фотобанков предоставляются на платной основе. Как правило, расчет их стоимости зависит от множества факторов: от размера самого изображения, от предполагаемого тиража издания, в котором фотография будет опубликована (а в том случае, если ее планируется разместить не на бумаге, а на электронной странице Интернет-издания, в рассмотрение берется удельная посещаемость сайта), от местонахождения покупателя, от продолжительности использования издания и т.д. Подчас определиться с итоговой ценой бывает чересчур сложно, поэтому для удобства расчетов почти все известные хранители фотоколлекций подразделяют свои собрания на две группы: Rights Managed (RM) и Royalty Free (RF).

К первой группе относятся работы, лицензированные под распространение на строго определенных условиях. Клиент должен четко обозначить, как, где и с какой целью он собирается использовать ту или иную фотографию, так как от этого будут зависеть размеры лицензионных отчислений. В таких случаях компания-правообладатель обычно ставит ряд ограничений: однократная публикация, запрет на редактирование и изменение картинки и т.п. Условия кажутся излишне жесткими? Зато при покупке на условиях RM возможно приобретение эксклюзивных прав на публикацию, исключающих появление такого же изображения на страницах конкурирующих изданий. Кстати, отечественные издания зачастую пренебрегают преимуществами RM-соглашений, в результате чего одни и те же фотографии могут кочевать из журнала в журнал месяцами, а то и годами.

Материалы из группы RF не предполагают никаких специальных условий приобретения — цена зависит только от размера картинки. Однажды заплатив за фото фиксированную сумму, вы можете поступать с ним по своему усмотрению: использовать неограниченное число раз при подготовке рекламных проспектов (Web-страничек, печатной и мультимедиапродукции и т.д.) или вообще изменить его до неузнаваемости.

Для доступа ко многим фотоархивам требуется регистрация: серьезные компании хотят застраховать себя от случайных посетителей. Впрочем, эта процедура традиционно остается бесплатной. С помощью регистрации компании, во-первых, собирают информацию о своих клиентах, чтобы затем проанализировать их заказы и, вероятно, составить специальное предложение, а во-вторых, такая система позволяет защитить свои базы от поисковых систем, которые не могут заглядывать на скрытые страницы. На всякий случай все более или менее качественные эскизы изображений обычно (но не всегда) покрываются «водяными знаками» — чтобы любителям халявы неповадно было.

В начало В начало

Сетевые фотобанки

Corbis, пожалуй, самый знаменитый фотоархив (по крайней мере, среди отечественных). Помнится, еще полтора-два года назад дизайнеры и верстальщики активно пополняли свои CDR-диски, выкачивая из его бездонных глубин все новые и новые фотографии. Достаточно было ввести в строке FTP-клиента или браузера адрес ftp://ftp.corbis.com, как любой желающий получал свободный доступ к огромной базе высококачественных работ сотен фотографов. Единственное неудобство — беспорядочное расположение файлов. FTP-сервис Corbis открыт до сих пор, вот только от былого величия не осталось и следа. Ничего удивительного: почти вся коллекция перекочевала в платный раздел сайта www.corbis.com. Не стоит забывать, что данный ресурс принадлежит Биллу Гейтсу, который как никто другой знает, на чем зарабатывать деньги.

Свою лепту в прирост капиталов софтверного магната вносит фантастическая коллекция фотографий, иллюстраций и видеороликов, почерпнутых более чем из 3 тыс. источников. Здесь содержится около 70 млн. изображений, из которых 2 млн. представлены в режиме онлайн. Поиск можно вести по ключевым словам, типам лицензии (RM, RF), категориям (Creative, Historical, News, Celebrity, Art), ориентации (горизонтальная, вертикальная, панорамная), фотографам или агентствам, дате создания, количеству находящихся в кадре людей, ракурсу и размеру изображения. Цены зависят от размера файла, эксклюзивности, количества публикаций и т.д. В каждом случае следует обращаться непосредственно в компанию Corbis.

Getty Images была основана в США в 1995 году Марком Гетти и Джонатаном Кляйном. За несколько лет существования компания переманила в свои ряды многих талантливых фотографов, художников и журналистов. По мнению создателей Getty Images, главная особенность ее коллекции — страсть, экспрессия и осмысленность в каждом кадре. Не случайно ведущие мировые газеты, журналы, рекламные агентства и телеканалы охотно пользуются фотоархивами этой компании.

Сайт www.gettyimages.com был запущен всего два года назад, а до этого компания просто-напросто оцифровывала все свои накопления для того, чтобы облегчить клиентам доступ к огромной базе данных. Сегодня Getty Images сотрудничает с партнерами из более чем 50 стран мира, охватывая около 25% всей индустрии визуального контента. Страница поиска, так же как и на www.corbis.com, позволяет задать несколько критериев для более точного поиска фотографий, иллюстраций и видеоматериалов. После регистрации здесь можно скалькулировать цены и скачать понравившиеся изображения и ролики в режиме онлайн, а также заказать тематические CD, разбитые по трем десяткам категорий. Примечательная особенность этого ресурса состоит в том, что даже без регистрации любому желающему будут доступны незащищенные «водяными знаками» изображения приличного размера (640480 точек), однако их использование регламентируется условиями лицензионного соглашения.

Прочие крупные онлайновые архивы построены по схожему принципу. Indexstock (http://www.index­stock.com), WireImage (http://www.wireimage.com), DirectStock (http://www.directstock.com), REX (http://www.rexfeatures.com) — список хороших западных фотобанков можно продолжить и дальше, однако лидерство Corbis и Getty Images неоспоримо.

Однако негоже отечественным дизайнерам, художникам и издателям смотреть только за кордон. Особенно когда под боком есть родной Fotobank (принадлежащий ООО «Библиотека изображений») — фактический монополист на нашем рынке.

Fotobank (www.fotobank.ru) начал свою деятельность с лицензирования лучших зарубежных коллекций. Сегодня в его архивах можно встретить такие бренды, как Stone (концепт-фото), TAXI (работы фотографов с мировым именем), The Image Bank, StockFood (натюрморт), AllSport Concept (спортивная тематика), Hulton/Archive (исторические материалы) и пр. Впрочем, сами сотрудники Fotobank тоже не сидят сложа руки, активно освещая (насколько это слово применимо к фотоработам) последние события в мире шоу-бизнеса, спорта, музыки, политики, культурной и общественной жизни. К вашим услугам — постановочная и студийная съемка звезд, тематические репортажи и подборки, исторические фотоматериалы, современный интерьер и многое другое.

Регистрация в Fotobank проходит быстро, однако особых преимуществ не дает — размер изображений почти не увеличивается; кроме того, на всех них присутствует защитный «водяной знак». Так что охотники за халявой могут не беспокоиться. Остальным — добро пожаловать в раздел «Цены» (http://www.foto­bank.ru/info/price.html). В отличие от западных коллег, Fotobank указывает расценки на свои услуги в удобном табличном виде.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства