Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

8 - 2004

Графическая икебана, или дизайн по-японски

Марго Григорян

Японский графический дизайн в глазах западного человека выглядит совершенно иным, нежели привычные ему образы. Работы японских дизайнеров поражают своей странной, ни на что не похожей, удивительной эстетикой. Одни дизайнеры создают свои произведения, основываясь на многовековой истории и культуре Страны восходящего солнца, а другие, наоборот, полностью от нее абстрагируются и работают исключительно с современными образами. Но как бы то ни было, работы получаются необычные и вызывают восхищение.

Икко Танака

Дизайнера Икко Танака принято считать отцом современного японского графического дизайна. Он одним из первых начал создавать работы, которые находили отклик и завоевывали признание как в Японии, так и во всем мире. Танака родился в г. Нара в 1930 году и окончил школу искусств в Киото в 1950-м. В этих двух городах, обладающих многовековой историей, он проникся эстетикой традиционного японского искусства, которая видна во всем его творчестве.

Его работы не обманывают ожиданий западного зрителя: в них есть и исторические художественные ссылки на ксилогравюры эпохи Эдо, и классическая каллиграфия, но в то же время они полностью соответствуют принятым мировым стандартам графического дизайна. Более того, работы этого дизайнера настолько хорошо вписываются и в японскую, и в западную культуру, что иногда создается впечатление, что они созданы западным дизайнером, который просто использовал японскую стилистику и присущие ей цветовые сочетания.

Танака всегда знал свое дело, и в те времена, когда большинство японских графических дизайнеров старались избегать использования национальной стилистики, он создавал гармоничный синтез современного дизайна и древнего япон-ского искусства. В чем-то его работы напоминают японские сады камней: каждый элемент находится на строго определенном для него месте, а его взаимоотношения с прочими графическими элементам композиции тщательно рассчитаны и часто имеют некий особый смысл. Танака удивительно тонко чувствовал цвет, пропорции, текстуры и рабочее пространство, а следуя японским художественным традициям, он всегда отдавал предпочтение ярким, насыщенным цветам. Также для его стиля весьма характерны подчеркнуто плоские формы и фигуры. Дизайнер очень много, интересно и с большим мастерством работал с типографикой, к тому же, в отличие от прочих японских дизайнеров, он не испытывал никаких трудностей при работе с латинским алфавитом и всегда удачно соединял во-едино изобразительные и текстовые элементы. Он всегда работал в ключе четкой передачи контента своих работ, следуя мировым принципам классической типографики.

За все время своей дизайнерской карьеры (а она продолжалась без малого 45 лет) Танака ни разу не отклонился от изначально выбранного курса, не изменил своему стилю (хотя многие его коллеги подверглись влиянию постмодернизма и деконструктивизма) и всегда настаивал на своей творческой независимости от каких бы то ни было веяний моды.

Карьеру графического дизайнера Танака начал в 1952 году, а спустя пять лет перебрался в Токио. Его очень привлекала тема театральных афиш и постеров, и он занимался этим жанром начиная с 1961 года. Для театра Kanze Noh в Осаке он создавал ежегодные постеры на протяжении более чем 30 лет. Эти постеры, как и многие другие работы дизайнера, отражали и классические японские, и современные западные образы. В 1973 году Танака стал работать для театра Seibu в Токио, причем он создавал афиши к произведениям самого разного рода — начиная от чеховского «Вишневого сада» и заканчивая современной японской пьесой «Equus». А с 1996 года театр New National Theatre в Токио также стал заказывать дизайнеру афиши, и за семь лет Танака создал для этого театра 38 работ.

Конечно же, театральными постерами деятельность дизайнера не ограничивалась. В 1963 году Танака основал свою дизайн-студию — Ikko Tanaka Design Studio, где занимался всеми направлениями графического дизайна, которые его интересовали. д изайнер очень любил работать над оформлением книг. На его счету немало проектов, выполненных по заказу крупнейших универмагов и шопинг-центров. Танака также тесно сотрудничал с многими япон-скими домами моды и дизайнерами. В их числе такие известные имена, как Hanae Mori, Kenzo Takada и Issei Miyake.

За свою долгую и плодотворную карьеру Танака был удостоен множества наград. Работы дизайнера представлены в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art). А в 1994 году Танака удостоился за свои труды престижнейшей награды: он был принят в «Зал Славы» (Hall of Fame) Нью-Йоркского клуба арт-директоров. Великого дизайнера не стало 10 января 2002 года.

Танадори Йоку

Дизайнера Танадори Йоку в Японии знают все. Творчество этого гения стиля pop-art уже более 40 лет находится на пике по-пулярности, и интерес к нему, похоже, иссякнет не скоро. Его яркие, многозначные, полные необычного юмора и интриги работы не теряют актуальности с 1960-х годов. Именно в этот период Йоку совершил настоящий прорыв в графическом дизайне Японии, решительно отойдя от бытовавшего в те времена модернистского стиля. И если Икко Танака прославился своими работами, основанными на мотивах японской жизни и искусства, то Йоку всегда предпочитал западную символику. Однако полностью отойти от влияния японской культуры ему так и не удалось (что, возможно, и к лучшему): все произведения дизайнера поражают тем, что изображения привычных на первый взгляд объектов, собранные воедино, придают работам совершенно новый контекст и смысл.

Визитная карточка Йоку — постеры, сохданию которых он уделял больше всего внимания. Отличительными чертами постеров Йоку всегда были красочные цвета, смелые элементы фотомонтажа и различные персонажи японской и западной культуры. На очень многих постерах неизменно присут-ствовало стилизованное изображение восходящего солнца, которое дизайнер использовал в качестве фона.

Началом пути Йоку в мир искусства и графического дизайна стала его работа, названная автором в честь себя самого: Tanadori Yokoo. Выполненное на шелковом панно, это произведение сочетало в себе множество разнородных графических элементов: черно-белые фотографии самого дизайнера, текст на английском и изображение повешенного на фоне восходящего солнца.

Йоку проявил себя во всех возможных направлениях и жанрах графического дизайна. Он создавал обложки для пластинок известных рок-исполнителей (таких как «Битлз» и Карлос Сантана), обложки для известнейших журналов и многое другое. Он даже разработал дизайн пояса для борьбы Сумо. Дизайнер создал и множество трехмерных работ, в числе которых — серия скульптур стилизованных кошачьих фигурок, керамика и разнообразные инсталляции. А совсем недавно у Йоку появилась идея создать коллекцию различных предметов домашнего обихода и аксессуаров.

Хотя многие считают Йоку королем современного японского стиля pop-art, его работы можно отнести к жанру современного экспрессионизма. Все они таят в себе частицу души дизайнера, а его характер просматривается в любом дизайнерском исполнении, будь то постер или обложка для пластинки. и это не удивительно: рожденный в провинции, Йоку был с детства погружен в мир возвышенного и духовного. «Я вырос в атмосфере, где природа и религия были единым целым, — говорил Йоку, — и поэтому все, что бы я ни делал, помимо моей воли превращалось в нечто исполненное духовности». Одно из наиболее наглядных подтверждений этим словам — серия постеров под названием «Боги удачи», изображающих японских богов. К тому же Йоку в своих работах часто использовал ссылки на религии других народов: у него есть очень известная серия, связанная с миром духовным, — изображения ангелов. Увлечение образом восходящего солнца, стилизованное изображение которого украшает многие работы дизайнера, также уходит своими корнями в детство. Его родители владели магазином, торговавшим кимоно и тканями, а треугольники (которые впоследствии стали лучами солнца в интерпретации Йоку) были частью фирменного знака магазина.

Родился дизайнер в 1936 году, а уже в 14 лет начал постигать искусство каллиграфии, поступив в национальную школу каллиграфии, где участвовал и побеждал в соревнованиях по этому искусству. В 1952 году Йоку поступил в высшую школу Nishiwaki в Хього. Будучи студентом, он мечтал стать художником стиля «манга». И хотя сначала Йоку обучался живописи, вскоре он стал выходить за рамки этого жанра, постепенно все больше внимания уделяя графическому дизайну.

Сам Йоку считает, что его работы говорят сами за себя. В многочисленных интервью он любит повторять: «В Японии к тебе приходит признание и успех, только если кто-то важный и значимый заметит твою работу и похвалит ее. Вне Японии люди реагируют непосредственно на саму работу. Если она им нравится, они говорят об этом прямо». Йоку повезло: его работы ценятся одинаково высоко как в его родной стране, так и во всем мире. Несмотря на то что работы Йоку имеют во многом коммерческую направленность, многие из них можно встретить в постоянных коллекциях более восьмидесяти престижнейших музеев по всему миру, в частности в Нью-Йорке и Токио.

КомпьюАрт 8'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства