КомпьюАрт

8 - 2004

С помощью какого пакета верстать газету?

Технологии производства периодики, или уравнение с пятью неизвестными

Александр Шмаков

Табель о рангах для пакетов верстки

Поддержка и локализация

Выбор пакета в зависимости от типа издания

Журналистские издания

Каталоги, справочники, информационные и рекламные издания

Практика показывает, что вопрос, вынесенный в заголовок статьи, далеко не так тривиален, как может показаться на первый взгляд. Выбор оптимального пакета верстки и сопряженных с ним технологических решений (независимо от того, запускаете ли вы новое издание или оптимизируете технологию производства существующего) зависит от целого ряда факторов. И от того, насколько верна будет их оценка, зависит успех вашего издания.

Обычно на этот вопрос отвечают: « в каком пакете верстали, в том и дальше будем» или «В том, в чем верстает большинство». Обе точки зрения имеют право на существование. И если первая опирается на наработанный массив публикаций и технологических решений (пусть не всегда эффективных, но все-таки работающих), то вторая основывается на обкатанности массовых решений и на наличии персонала, владеющего навыками работы с самыми распространенными пакетами верстки. Какие же программы верстки сегодня наиболее популярны и распространены?

Табель о рангах для пакетов верстки

QuarkХPress 3.11, 4.1 (реже 5.х и 6.х) и PageMaker 6.5-7.0, причем QuarkХPress (QX) лидирует по распространенности в профессиональных изданиях, а PageMaker (PM) — в регионах. В последнее время активно развивается тенденция перехода с PM (компания Adobe недвусмысленно намекнула о свертывании активной разработки пакета) на QuarkХPress (что, в общем-то, надо было сделать уже давно) и на InDesign (ID). Однако на ID пользователи переходят охотнее, что и понятно — та же фирма-производитель, хотя InDesign, «творчески переосмысливший» успешный опыт QuarkХPress, в принципе, гораздо ближе пользователям последнего.

Таким образом, пальму первенства делят QuarkХPress и PageMaker, причем последний в относительно недалеком будущем будет замещен InDesign, занимающим сейчас второе место по популярности. Третье же место, вне всякого сомнения, принадлежит достойной во всех отношениях программе Corel Ventura (CV), а четвертое — FrameMaker (FM). Впрочем, все мы знаем цену рейтингам и не воспринимаем их слишком серьезно. Желающие могут обратиться к поисковой системе Google и, выбрав расширенный поиск документов PDF, посмотреть статистику выборки по файловым расширениям пакетов верстки.

В начало В начало

Поддержка и локализация

Крайне важным фактором выбора пакета верстки является его под-держка производителем, в том числе локализация и гарантия продолжения разработки.

PM и ID в достаточной степени локализованы компанией-разработчиком, а для QХ эта проблема легко решается при помощи дополнительных расширений от сторонних разработчиков. Хотя здесь необходимо признать, что использование компанией Adobe алгоритма словарей и переносов Proximity не в пример изящнее. Corel Ventura успешно русифицируется силами энтузиастов. Хуже всего обстоит дело с FrameMaker. Но и в этом запущенном случае есть решения (см. http://framemaker.narod.ru/ — сайт технического писателя Г.И.Благодатова).

Гарантии развития разработки необходимо учитывать, чтобы в один прекрасный день не оказаться в прош-лом веке или у разбитого корыта — кому что больше нравится.

От Corel, как известно, новых версий Ventura ждать пока не приходится. Adobe приостановила выпуск FrameMaker для Mac OS (выпустив новые версии лишь для Windows и Sun Solaris) и замораживает развитие PM, чтобы расчистить дорогу InDesign.

Что касается Quark, то с учетом поддержки со стороны крупнейших издательских домов и наличия целой армии разработчиков расширений, а также стратегического партнерства с HP, Oracle и Microsoft (с которыми у Adobe наметилась в отдельных областях вполне осознанная конкуренция), компания будет биться до последнего. Так что, как мне кажется, исход битвы ID против QX непредсказуем, особенно если иметь в виду последние перспективные новации Quark (но об этом в конце статьи). К тому же, кроме того что QuarkХPress работает в большинстве издательских домов обеих Америк и Европы, этот пакет еще является стандартом де-факто у профессиональных издателей Китая, Кореи, Японии, Индии, Израиля и стран арабского мира.

В начало В начало

Выбор пакета в зависимости от типа издания

А теперь мы подошли к едва ли не самому основному критерию выбора технологического решения на базе того или иного пакета верстки. Прежде всего вам необходимо определить тип вашего издания и на этом основании строить свою дальнейшую работу. Не слушайте дизайнера, который уверяет, что только в InDesign будет красота неземная. Не обращайте внимания, если верстальщик говорит, что, кроме PM, ничего не знает и что «Пейдж» работает стабильнее других программ. И не верьте препресс-оператору, который с видом знатока заявляет, что из Ventura и FM ничего не выводится на фотонабор. Вам просто нужно выбрать технологию, которая позволит максимально эффективно производить конкретный тип издания и принять ограничения, им налагаемые.

Итак, о типах периодики… Будь то газета, журнал или другой вид периодического издания (справочник, каталог, бюллетень и т.п.), все их можно отнести к одному из двух типов. К первому относятся ежедневные и еженедельные газеты, журналы и прочие издания, основным содержанием которых являются статьи и иллюстрации. Ко второму — газеты объявлений (вроде «Из рук в руки», «Работа» и др.), рекламные газеты (например, «Экстра-М»), в которых преимущественно размещаются рекламные модули, а также издания смешанного типа и другие издания, насыщенные таблицами, сложно структурированными текстами и графикой, — это каталоги, реестры, справочники и т.д.

В начало В начало

Журналистские издания

Издания первого типа, назовем их условно журналистскими, отличаются большим объемом различного статейного материала, иллюстраций и инфографики. В таких газетах и большинстве журналов, как правило, имеется широкий круг авторов и значительный штат журналистов, корректоров, редакторов, верстальщиков и других редакционных сотрудников. При выпуске ежедневной газеты, кроме оперативного решения творческих задач, для которых оптимальны QX и ID (а с некоторыми оговорками — CV и PM), критичной становится организация групповой работы над изданием.

Долгое время единственным решением были редакционно-издательские системы (РИС) на базе QuarkXPress — QPS (http://www.qps.com/), Atex (http://www.atex.com/), NAPS (http://www.napsys.com/) и множество других. C выходом InDesign появились альтернативы — K4 (http://www.k4publishingsystem.com/), Adapt (http://www.pcspcs.com/), SCOOP (http://www.scoop.se/) и некоторые другие. Легкую артиллерию выпустила и сама Adobe — пакеты Creative Suite, объединенные при помощи Version Cue.

Необходимо отметить, что эффективно организовать работу редакционного коллектива журналистских изданий позволяют только решения на базе связки Xpress—CopyDesk в случае Quark или InDesign—InCopy при ориентации на решения Adobe. Это связано с тем, что обе компании держат закрытыми механизмы текстовой композиции и что идентичность отображения между приложениями верстки и рабочими местами для редактирования способны обеспечить только указанные выше приложения.

Вдаваться в описание других преимуществ РИС, таких как распределение заданий и прав, трекинг работ, установка тайм-аутов и т.д., мы не будем — куда лучше это сделают по-ставщики таких систем. Отметим лишь, что для эффективного выпуска изданий второго типа такие системы малопригодны.

В начало В начало

Каталоги, справочники, информационные и рекламные издания

Издания второго типа отличает обилие разных видов информации. Рассмотрим это на примере газеты объявлений, которая обычно состоит из платных и бесплатных объявлений и разнообразных типов рекламы. Платные объявления имеют различные виды оформления (в рамке, с выделениями, с фото или логотипом), каждый из которых имеет свою цену. Реклама в таких газетах должна быть помещена в строго определенную рубрику или на определенное место на полосе. Кроме того, указанные издания часто содержат сложные таблицы (сводные прайс-листы, реестры и т.п.) и особым образом оформленные массивы фотообъявлений. Характерный пример — страница с мини-каталогом автомобилей, недвижимости или бытовой техники и с фотографиями, логотипами, описаниями, ценами, скидками и прочей текстовой и графической информацией.

Казалось бы, для изданий данного типа больше подходят Ventura и FrameMaker. И действительно: есть примеры успешного использования этих пакетов для решения подобных задач. Но все же чаще CV и FM используются для верстки книг и научной и технической документации, причем FM вообще можно назвать любимым пакетом технических писателей.

В общем, хотя решения на базе PM, FM и CV и возможны, но даже при внедрении специализированной системы автоматизации они будут менее эффективны, чем решение на базе QX или ID. Всего один пример: вы слышали о том, чтобы в PM, FM или CV можно было поставить связь на рекламный макет, иллюстрацию, объявление, содержащееся в базе данных? Или проверить, оплачено ли данное объявление?

И здесь мы подошли к основной специфике изданий данного типа — это специализированная база данных и сложный алгоритм работы с клиентами: прием заявок по телефону, через Web, SMS, согласования, утверждения, различные типы оплаты, кредиты и т.д. Эти и множество других параметров должны быть зафиксированы в базе данных с помощью специализированных рабочих мест и при выпуске автоматически и безошибочно сверстаны.

К тому же объем таких еженедельных изданий подчас превышает тысячи страниц, а в ежегодных справочниках — и несколько тысяч. То же самое относится к рекламным и промышленным каталогам, включающим тысячи позиций. Представьте себе ответственность перед рекламодателями в случае ошибок или срыва сроков выхода! Тиражи велики, а каждый квадратный сантиметр стоит дороже денег — то есть площади купюр, которыми за него заплачено, и это при том, что масса таких изданий выходит пока в черно-белом варианте. Однако ротационных печатных машин, позволяющих качественно печатать цвет, устанавливается все больше, а требования рекламодателей растут, вследствие этого многие издания уже сейчас переходят на цвет.

В какой мере системы на базе QuarkXPress или InDesign подходят для данного типа изданий? В случае с ID вам придется с нуля разрабатывать собственную систему, но, насколько мне известно, такие разработки, как правило, не удовлетворяют всем запросам и не способны к развитию. Допускаю, что через некоторое время появятся специализированные решения для производства рекламных изданий и под InDesign. Пока же безусловный лидер на этом рынке — системы автоматизации на базе QuarkXPress, например Dataform (http://www.gassenhuber.de/), Сopan (http://www.codesco.com/), adPublisher (http://www.tiff.ru/), Mactive (http://www.mactive.com/), СLS, АLS и другие решения от Managing Editor (http://www.maned.com/). Минусом западных систем является их полное несоответствие специфике российских изданий и бухгалтерии и отсутствие возможности доработки решений согласно пожеланиям заказчика.

В заключение — обещанные новости от Quark. В ближайшее время будет выпущена версия QuarkXPress 6.2, дополненная QuarkXClusive — для печати переменных данных непосред-ственно из QuarkXPress на цифровых печатных машинах, а также модулем QuarkVista, который позволит обрабатывать и корректировать изображения, не выходя из пакета верстки. В 7-й версии Quark обещает, что объектной моделью документа станет новый открытый формат XML. Поддержка существующего внутреннего формата, естественно, тоже будет сохранена для обратной совместимости.

Также Quark существенно усиливает линию продуктов для издательских домов, редакций и издательских отделов крупных корпораций — QPS, DDS и Content Manager. Одним словом, стоит серьезно подумать о том, на кого ставить — на Quark или на Adobe.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства