Тренинги для специалистов по допечатной подготовке
Индивидуальные и групповые занятия
Профессия специалиста по допечатной подготовке
Различия в содержании и структуре тренингов для дизайнеров и технологов
Оглашение результатов тестирования
Стимуляция дальнейшего обучения
Окончание. Начало в № 7’2004
Работу в области допечатной подготовки зачастую считают недостаточно значимой профессией и даже не выделяют ее в отдельную специальность. Как следствие, хороших знаний допечатной подготовки часто требуют даже от рядового дизайнера, стараясь не нанимать на работу отдельного препресс-инженера.
Собственно, специалист по допечатной подготовке это профессионал, обладающий практическими навыками в области подготовки макетов печатной продукции к печати, дизайнерскими навыками, а также умеющий эффективно общаться с заказчиками. Некоторое пренебрежительное отношение к таким специалистам иногда обусловлено тем, что требования к качеству полиграфической продукции иногда оказываются весьма низкими, вследствие чего для решения большинства производственных задач хватает даже поверхностных знаний о препресс рядового дизайнера.
Индивидуальные и групповые занятия
К сожалению, не существует прямой зависимости между количеством денежных средств, потраченных на обучение, и эффектом от него. Обычно индивидуальное обучение, как и обучение слушателей в небольших группах, стоит значительно дороже, чем аналогичный курс в больших группах, однако пользы от этого не всегда больше. Перед тем как решиться на индивидуальное обучение, следует тщательно взвесить все «за» и «против». Для этого попытаемся разо-браться в особенностях каждой из форм обучения в отдельности.
Тренинги в больших группах
При проведении тренингов в больших группах преподаватель следует заранее составленному учебному плану как в отношении рассматриваемого материала, так и в отношении количества часов, отведенных им для каждой конкретной темы, в связи с чем он не в состоянии уделить много внимания каждому конкретному слушателю, да и уровень знаний различных специалистов может быть разным. Однако слушатели таких групп могут общаться со многими своими коллегами, обмениваясь полученной информацией, что также способствует учебному процессу, ибо, как известно, самые важные рабочие вопросы решаются во время перерыва в курилке.
Вывод: подобная форма обучения подходит для продолжительных или объемных по материалу курсов, когда материал рассматривается с самых основ.
Тренинги в малых группах
При проведении тренингов в малых группах преподаватель придерживается учебного плана, соответствующего уровню знаний слушателей. Количество часов и способы подачи тех или иных материалов могут варьироваться в зависимости от реальных запросов группы. Каждому слушателю уделяется достаточно много внимания, имеется возможность подробного обсуждения индивидуальных вопросов. В случае различия уровней знаний слушателей имеется возможность некоторого их выравнивания. Более тесное общение между слушателями курса также играет не последнюю роль в учебном процессе.
Вывод: эту форму обучения можно рекомендовать в качестве оптимальной для внутрикорпоративных занятий, для проведения небольших тренингов и для комплексных курсов обучения.
Индивидуальные тренинги
В процессе индивидуального тренинга преподаватель работает по плану, согласованному с конкретным слушателем. Можно свободно изменять все параметры учебного процесса, а именно: количество часов, рассматриваемые темы, глубину изложения тех или иных вопросов. Все внимание преподавателя сосредоточено на одном-единственном слушателе. Преподаватель видит все его проблемы и акцентирует все свое внимание именно на его проблемах. Правда, общение с сокурсниками полностью отсутствует, а иногда это является существенным недостатком. Кроме того, как показывает опыт, индивидуальные тренинги обычно не решают проблему ликвидации всех пробелов в профессиональных знаниях слушателя.
Вывод: такая форма обучения оптимальна для непродолжительных тренингов в целях решения конкретных производственных вопросов. В силу своей дороговизны эта форма обучения не годится для изучения объемных курсов, как и для обучения слушателей «с нуля».
Внутрикорпоративные тренинги
Внутрикорпоративные тренинги проводятся нами наиболее часто и, как правило, служат для повышения общей квалификации сотрудников конкретного отдела. При этом из нескольких сотрудников формируется группа, в которой проводится ряд специальных занятий по заранее согласованной с ними программе обучения. У этих тренингов много позитивных сторон, поскольку при их организации преследуются конкретные цели: объяснить основы тех или иных процессов полиграфического производства и технологии допечатной подготовки, решить конкретные проблемы в работе и т.д. Однако очень часто эти тренинги проводятся одновременно с изданием приказа об аттестации соответствующего отдела компании, поэтому работники часто воспринимают их как горькую пилюлю, которую нужно принять по прихоти руководства, что, безусловно, идет во вред учебному процессу.
Профессия специалиста по допечатной подготовке
Главная задача специалиста по допечатной подготовке обеспечить связь процесса творческого (различных дизайнерских изысков) с процессом производственным (то есть печатным), с учетом присущих ему технологических ограничений. Поэтому самым важным требованием к тренингам для специалистов по допечатной подготовке является обеспечение комплексности их знаний и понимания взаимосвязи между различными стадиями производственных процессов. Одним словом, дизайнерские навыки у таких специалистов должны сочетаться с технологическими навыками, которые позволят такому специалисту связать воедино все звенья технологического процесса и выдать качественный результат на выходе.
От теории к практике
Теперь перейдем к некоторым проблемным вопросам, которые часто возникают у преподавателей и слушателей курсов и являются почвой для возможных конфликтов между преподавателем и обучаемыми. Предпосылкой для таких разногласий служит несовпадение мнения слушателя о способе изложения предложенной ему программы обучения и опыта преподавателя, который якобы пытается навязать этому слушателю собственное (в силу свойственной каждому специалисту субъективности) видение того или иного практического вопроса. Например, одна из наиболее распространенных причин возникновения подобных конфликтов четкие предпочтения относительно «самой лучшей» программно-аппаратной платформы и вопросы, связанные с использованием или неиспользованием функций системы управления цветом (CMS).
Ниже приведен ряд таких вопросов, задававшихся мне слушателями во время проведения тренингов. Ответы на эти вопросы являются ключом к разработке успешной стратегии обучения.
Вопрос № 1: «Зачем дизайнеру цветокоррекция?»
«Зачем мне, дизайнеру, цветокоррекция?» когда такой вопрос мне однажды довелось услышать от одного из моих слушателей при обсуждении предлагаемой нами учебной программы, то, честно говоря, я не сразу нашелся что ответить. «Ну как же, начал я, хорошие знания у хорошего специалиста должны быть комплексными». Однако слушатель продолжал утверждать, что это специальная область знаний, которую дизайнер вовсе не должен использовать в своей работе. (Кстати, справедливости ради следует отметить, что с подобным мнением мне довелось встретиться всего один раз). В итоге я все-таки убедил этого слушателя и его сокурсников в том, что эти знания необходимы им для общего развития, и в дальнейшем никаких разговоров в группе по этому поводу не возникало.
А после того, как прошла неделя или две с момента этого разговора, я увидел работы, с которыми приходилось постоянно иметь дело этому слушателю. Он участвовал в изготовлении полноцветного городского еженедельника и занимался дизайном журнальных полос, иллюстрирующих жизнь города. На страницах еженедельника помещалась имиджевая реклама, уже доведенная до ума специалистами по допечатной подготовке из рекламных агентств: картинки из коллекций изображений Royalty-Free типа «Neons and lights», реклама с рядом объектов корпоративных цветов (значения которых либо вообще не было нужды корректировать, либо их всегда можно было получить из бренд-буков), фотографии дискотек, праздников, цветных огней ночного города, молодежь в одежде ярких насыщенных цветов… Действительно, среди этих изображений я не нашел ни одного, достойного внимания профессионального цветокорректора. Главным при их публикации было умение держать на соответствующем уровне общую яркость всех красок и их насыщенность, так как читатели подобных изданий обычно крайне непритязательны и на ура воспринимают всё им предложенное.
Понятно, что никакие тренинги не превратили бы начинающих слушателей в умудренных опытом профессионалов вроде небезызвестного Дэна Маргулиса такие знания приобретаются только после долгих лет практической профессиональной работы. Однако дать базовые знания основных методов и способов цветокоррекции, методик использования кривых и изучить различные тонкости работы с ними мы, безусловно, обязаны.
Вопрос № 2: «Зачем дизайнеру технология полиграфического производства?»
Дизайнер, будучи творческой личностью, зачастую вообще игнорирует предложенные ему технологические требования и нормы, которые он должен соблюдать при подготовке того или иного макета. Наиболее типичные ошибки подготовка растрового документа с неэффективным или слишком малым разрешением (например, 72 ppi), растеризация векторных данных и последующее многократное их масштабирование и т.д. При попытках указать дизайнеру на эти ошибки он обычно оправдывается тем, что соблюдение технологических тонкостей это работа технолога, но никак не его. Часто бывает невозможно доказать подобному специалисту, что в случае несоблюдения им технологических требований к публикациям его работу будет проще переделать заново, чем исправить. Поэтому у дизайнеров, работающих в издательствах, рекламных агентствах и типографиях, следует формировать понимание целостности технологического процесса и всячески искоренять их ошибочные представления о том, что технолог при подготовке макета к печати будет в состоянии оперативно исправить ошибки, сделанные на предшествующих стадиях.
Вопрос № 3: «Зачем препресс-инженеру знание работы RIP?»
К сожалению, даже достаточно квалифицированные специалисты по допечатной подготовке на проводимых нами тренингах часто задавали этот вопрос. Как говорится, нельзя объять необъятное, и хорошими знаниями в этой сфере обычно может похвастаться только многоопытный RIP-мастер. Однако без знания элементарных основ теории растрирования препресс-инженер таковым, по сути, не может считаться. В частности, он обязан ориентироваться в основных алгоритмах растрирования (или хотя бы различать алгоритмы AM- и FМ- растрирования), иметь четкое представление о том, что такое линиатура, знать, что такое углы наклона растра, и владеть многими другими смежными знаниями, иначе работы, полученные в результате деятельности такого препресс-инженера, будут изобиловать технологическими ошибками. Например, непонимание принципов растрирования может привести к тому, что специалист неверно подберет необходимый угол наклона растра для пятой краски в макете.
Конечно, самые простые работы можно выполнять и безо всякого представления о растрировании, но знания настоящего профессионала должны быть комплексными. Поэтому мы считаем понимание основных принципов работы RIP обязательным для каждого грамотного препресс-инженера.
Различия в содержании и структуре тренингов для дизайнеров и технологов
Комплексные знания это тот идеал, к которому следует стремиться, но на практике приходится идти на компромиссы. Бесспорно, и полиграфическим дизайнерам, и технологам допечатных процессов нужны знания печатных технологий. Однако если дизайнеру эти знания помогут работать более качественно и, таким образом, являются для него опциональными (то есть желательными для улучшения общего качества работы), то для технолога они жизненно необходимы, ибо без них он попросту не сможет качественно выполнять свою работу.
Следовательно, для полиграфического дизайнера подходят тренинги, которые включают обзорный экскурс по некоторым технологическим тонкостям процесса полиграфического производства, с обязательным знакомством с табличными величинами (например, с ориентировочными значениями количества триадных красок, необходимых для получения баланса по серому), которые он сможет впо-следствии использовать при выполнении своей работы. При обучении же препресс-инженера (будь то специалист по допечатной подготовке из рекламного агентства или RIP-мастер репроцентра) ему требуется выполнить глубокий анализ всех технологических процессов. А после того как сформировано понимание «физики» того или иного процесса, можно приступать к рассмотрению различных табличных значений: таблиц баланса по серому, норм растискивания, номинальных уровней оптических плотностей красок и т.п. При этом крайне важно добиться понимания слушателем того, что идеальной повторяемости можно будет добиться только в лабораторных условиях, не имеющих ничего общего с действительностью. В этом случае специалист по препрессу, к примеру, при подготовке CMYK-профиля печатного устройства будет понимать, что профиль, в принципе, описывает лишь некоторые «мгновенные» (обычно усредненные) параметры печати, тогда как действительные результаты могут несколько отклоняться от этих значений. Кроме того, при подготовке препресс-инженера потребуется уделить внимание специфическим вопросам, связанным с особенностями функционирования различных моделей workflow, тонкостям построения профилей, основам работы конкретного оборудования и специализированного программного обеспечения.
Теория и практика на занятиях
Плохи те занятия, на которых преподаватель уделяет все свое внимание только одной теории и где нет места практике. Ничего хорошего нет и в противоположном в обучении через бесконечную практическую работу (особенно самостоятельную, не сопровождающуюся комментариями преподавателя), не подкрепленную приобретением теоретических знаний. В обоих случаях знания, полученные слушателями, оказываются некачественными, а значит, само обучение не приводит к положительному результату. Поэтому специалист, проходящий курс обучения, должен решать чисто практические задачи, в частности проводить технологическую доводку макета дизайнера к печати с учетом конкретных оговоренных требований типографии. Только на таких занятиях, подкрепленных необходимым количеством теоретического материала, можно качественно усвоить все полученные в результате обучения знания и навыки.
Весьма эффективны практические занятия, во время которых пользователю предлагается в заранее подготовленной публикации достаточно большой сложности выявить максимум технологических ошибок и исправить их. При этом специалисту предоставляется список технологических требований типографии к макетам, что делается в первую очередь для того, чтобы избежать неоднозначностей при различных задей-ствованных моделях рабочей среды (workflow). К примеру, в одном случае подача растровой картинки в модели CMYK является некорректностью, а в других обязательным требованием, невыполнение которого является грубейшей ошибкой. Одновременно пользователю предоставляются все популярные графические пакеты (в частности, линейка издательских программ от Adobe) и сред-ства по оперативному контролю готовых публикаций (такие как Flightcheck и т.д.). Таким образом, его задача сводится к поиску максимума ошибок за ограниченное время обычно за 1 час. Если все ошибки оказались выявленными, то слушатель получает максимально возможный балл; если большинство ошибок было устранено, но некоторые по-грешности остались незамеченными средний балл; если же остались неразрешенными критические ошибки подготовки макета (в том числе готовый файл публикации не проходит стадию обработки на растровом процессоре, что невозможно для полноценно подготовленной публикации) баллы вообще не начисляются.
Выходной контроль знаний
Выходной контроль позволяет оценить знания слушателя после тренингов. Кстати, при проведении экзамена следует помнить старую истину, что экзамен это еще одна хорошая возможность научиться чему-либо. Выходной контроль знаний является стимулом для привлечения дополнительного внимания слушателя к учебному процессу. Не последнюю роль здесь играет и самолюбие, которое будет до некоторой степени удовлетворено в случае получения высокого балла за обучение.
Бывает, что сама атмосфера экзамена играет с тестируемыми злую шутку. Иногда слушатель курсов начинает пытаться выиграть время путем выдачи наиболее быстрого ответа, но, к сожалению, менее качественного. Поэтому задачей экзаменатора, помимо подробного инструктирования относительно методики проведения экзамена, является и разрядка обстановки для устранения нервозности в группе.
Поведение тестируемых сотрудников во время экзамена также говорит о многом: знающий человек обычно работает методично и достаточно уверенно, а менее подготовленный слушатель пропускает задания, в конце теста не успевает ответить на большинство вопросов, допускает ряд грубых ошибок.
Оглашение результатов тестирования
Одна из итоговых задач экзаменатора огласить результаты экзамена. Об успехах в тестировании и о хороших оценках говорить довольно легко, а самая непростительная ошибка преподавателя это прямое указание на профессиональную некомпетентность слушателя. Обычно после такой критики слушатель замыкается в себе или начинает относиться к тренеру курсов с большой долей неприязни и, конечно же, без уважения, причем восстановить его авторитет практически невозможно.
Поэтому после оглашения результатов тестирования следует тщательно проанализировать допущенные ошибки и объяснить, почему они возникли, даже если это потребует значительного времени и усилий со стороны преподавателя. То, что «работа над ошибками» фактически окажется повторением пройденного материала, не должно смущать ни тренера, ни слушателей курса: менее подготовленный слушатель получит еще одну возможность повторить и усвоить пройденный материал, более подготовленный дополнительно укрепить свои знания.
Стимуляция дальнейшего обучения
Бесспорно, никакие тренинги никогда не дадут самых широких и полных знаний, поэтому всегда сохраняются возможности для дальнейшего повышения квалификации сотрудника. Результаты экзамена, список рекомендованной к изучению литературы являются прекрасным стимулом для дальнейшего повышения квалификации залога последующего карьерного роста.
Непосредственно сразу после курсов дополнительное обучение не требуется. После проведения цикла занятий необходимо некоторое время для того, чтобы специалист мог применить и опробовать полученные знания на практике. Лишь через некоторое время у него возникнут новые вопросы, которые он сможет выяснить у тренеров этого же учебного центра. Обычно тренеры оставляют свои координаты для того, чтобы слушатели могли связаться с ними для выяснения каких-либо вопросов, или заранее договариваются со своими слушателями о последующих консультациях.
Заключение
К сожалению, понимание того, что повышение профессионализма сотрудников прямая дорога к успешной работе предприятия, присуще далеко не всем руководителям. Особенно это относится к руководству компаний, отличающихся высокой текучестью кадров, где не слишком квалифицированного сотрудника считается проще уволить и заменить другим (скорее всего, таким же неквалифицированным), чем обучить. За время своей преподавательской деятельности я имел дело со многими компаниями, где желание сотрудника учиться не приветствовалось (а следовательно, и не оплачивалось), в результате чего некоторые специалисты самостоятельно оплачивали свое обучение, а затем по прошествии нескольких месяцев с момента окончания курсов увольнялись с работы.
По моим наблюдениям, число организаций, проводящих регулярное или хотя бы разовое обучение своих сотрудников, примерно в пять-семь раз меньше, чем компаний, которые такие тренинги не проводят и не планируют проводить в принципе. Типичным вопросом руководителей таких предприятий после предложения о проведении серии тренингов для их специалистов является сакраментальный: «А зачем?», после которого у нас попросту опускаются руки.
Еще одной причиной низкого спроса на обучение сотрудников является то, что инвестиции хотя и окупаются с лихвой, но не приносят мгновенную прибыль. А ведь вложение средств в обучение собственного персонала это снижение будущих затрат и плата за профессионализм и компетентность сотрудников, за повышение качества выпускаемой продукции.
Об авторе: Евгений Александрович Кузнецов, автор ряда программ обучения и повышения квалификации дизайнеров, верстальщиков и специалистов по допечатной подготовке, координатор проекта «Украинский полиграфический сервер»
(http://www.ukrprint.com/, http://www.ukrprint.com/edu_centre/)