На распутье трех дорог, или Как организовать продажи
Модель №1: минимизация расходов и усилий
Модель №2: привлечение клиентов через активные продажи
Модель №3: привлечение клиентов через рекламу
Помните, как удивился герой Мольера господин Журден, когда узла, что все люди изъясняются «не иначе как прозой или стихами» и что он сам «вот уже более сорока лет говорит прозой»? Подобно этому все типографии (здесь и далее я буду говорить о московских типографиях среднего размера о рынке, известном мне не понаслышке), так или иначе придерживаются одной из нескольких существующих моделей организации продаж. В том числе даже те типографии, руководители которых никогда об этом не задумывались.
Ни для кого не секрет, что эволюция отечественного рынка полиграфических услуг происходит в весьма трудных условиях: предложение услуг превышает спрос; цены ниже, чем хотелось бы производителям; привлечение новых заказчиков требует серьезных усилий.
Но во всех этих трудностях есть как минимум один плюс: случайные люди и весьма своеобразные способы ведения бизнеса отсеиваются здесь быстрее, чем обычно, и гораздо отчетливее проступают тенденции (или, как сейчас модно говорить, тренды) развития отрасли.
На основании своего многолетнего опыта работы в качестве руководителя полиграфического предприятия, активно функционирующего на рынке, я могу утверждать, что любая типография избирает для себя (сознательно или интуитивно в данном случае неважно) одну из трех существующих моделей продаж.
Сначала я перечислю эти модели, а затем подробнее остановлюсь на преимуществах и недостатках каждой из них.
Модель №1: минимизация расходов и усилий
Как ни странно, такой подход распространен весьма широко. Прежде всего данная модель характерна для типографий, давно и довольно успешно работающих в одном и том же секторе рынка. Клиентская база таких типографий чаще всего уже сформировалась. Каким образом? Очень просто: если для нормальной загрузки типографии требуется, допустим, сто заказчиков, а каждый год туда приходит на десять заказчиков больше, чем уходит, то нужно подождать всего десять лет и типография будет полностью загружена, ей не придется думать об увеличении пакета заказов. Соответственно и денег на рекламномаркетинговые усилия можно не тратить.
Этой политики придерживаются и так называемые типографии одного клиента, то есть те, кто большую часть времени осуществляют печатать для одного или нескольких ключевых заказчиков. Для такой типографии наличие или отсутствие новых заказов дело второстепенной важности, здесь главное удержать основного клиента, причем зачастую с помощью неформальных отношений.
И наконец, такого подхода придерживаются типографии, работающие в самом нижнем ценовом диапазоне. Они рассчитывают на то, что благодаря низким ценам их услуги будут продаваться сами, без каких бы то ни было маркетинговых усилий. Опять же и средств на организацию и поддержание продаж при таких ценах у них нет и быть не может.
Модель №2: привлечение клиентов через активные продажи
Данная модель характерна для типографий, недавно сменивших сектор рынка, на котором они работают, или собирающихся это сделать в ближайшее время. Подобная метаморфоза чаще всего связана с качественными изменениями в производственной базе или технологическом процессе.
Какие изменения можно считать качественными? Естественно, прежде всего речь идет о закупке оборудования, позволяющего производить совершенно новую продукцию. Но этим дело не ограничивается. Здесь я позволю себе высказать одно свое мнение, которое комуто может показаться спорным: любые количественные изменения в производственной базе, приводящие к повышению мощностей типографии в два раза и более, являются качественными. Это верно просто потому, что такие изменения должны привести к кардинальной перестройке клиентской базы. Существует масса типографий, серьезно пострадавших от того, что там вовремя не была понята эта простая истина.
Суть данного подхода в том, что основным инструментом привлечения новых клиентов является активный поиск. Его осуществляют те, кого на Западе называют Sales Representatives, а у нас менеджеры по продажам или менеджеры по работе с клиентами (пару лет назад я предложил для краткости использовать аббревиатуру МРаКи). Рекламный бюджет расходуется на расширение и поддержание отдела продаж прежде всего на выплату этим самым МРаКам зарплаты и/или процентов от продаж, а также на их наем и обучение. Весь объем новых заказов практически полностью обеспечивается отделом продаж, поэтому отдел должен быть многочисленным, а расходы на него довольно значительными.
Модель №3: привлечение клиентов через рекламу
Данный способ также используется типографиями, которые нуждаются в расширении клиентской базы. Однако методика их привлечения несколько иная. Основная часть средств расходуется в этом случае на рекламу. При этом типографии чаще всего используют: а) издания рекламной направленности; б) специализированные издания (к примеру, журнал, который вы держите в руках); в) Интернет. Другие носители либо заведомо слишком дороги, либо имеют значительно более низкую эффективность в расчете на вложенный рубль.
МРаКи в таких типографиях существуют, но занимаются главным образом не активным поиском, а тем, чем они и должны заниматься по определению: работой с клиентами. На Западе таких сотрудников называют Customer Relations Representatives. Их задача грамотно и качественно «обработать» пришедшего по рекламе заказчика. Их обычно значительно меньше, чем сотрудников отдела продаж в типографии, работающей по предыдущей модели, и получают они, как правило, зарплату, а не проценты от продаж.
Теперь позволю себе высказать свое мнение о каждой модели. Сразу оговорюсь: я не утверждаю, что какаято из них лучше или хуже других. Хорош тот метод, который позволяет зарабатывать деньги, не больше и не меньше. И тем не менее…
Модель №1 я считаю стратегически бесперспективной. Хорошо, если сегодня типографии хватает заказов. Ну а что будет, если завтра ситуация изменится? Ведь это вполне реально. Как в таком случае быть типографии, которая не удосужилась создать скольнибудь эффективную систему продаж? Начинать строить ее с нуля? Вот только на то, чтобы заново созданный отдел заработал, обычно уходит как минимум год, а то и больше.
Еще более рискованная ситуация у «типографий одного клиента». Потеря ключевого заказчика (а исключать подобного развития событий нельзя) может поставить такую типографию на грань выживания. Но даже если этого и не произойдет, главный клиент прекрасно понимает, насколько он важен, и, используя этот фактор себе во благо, зачастую «выкручивает руки» исполнителю, требуя все новых скидок и уступок. Согласитесь, не самая приятная ситуация для типографии.
Что же касается типографий «со смешными ценами»… Сколько уже сказано и написано (в том числе и автором этих строк) о бесперспективности такого подхода, что не хочется повторяться. Отмечу лишь следующее: с каждым годом заказчики все отчетливее осознают, что рассчитывать на получение скольконибудь качественного продукта по самой низкой цене не приходится. Поэтому в недалеком будущем из подобных типографий сформируется особый сектор рынка (чтото вроде «дискаунтеров» среди супермаркетов), с совершенно определенным заказчиком. И вот тогда им, этим типографиям, придется действительно трудно.
Модели №2 и №3 гораздо более перспективны. И хотя в большинстве типографий практикуется определенное сочетание двух этих моделей (часто довольно бессистемное и уродливое), последняя модель, на мой взгляд, сегодня имеет гораздо большее распространение. И это объяснимо. Создать эффективный отдел продаж очень трудно дело это долгое и хлопотное. На нашем рынке мало специалистов по организации продаж, еще меньше умелых менеджеров, поэтому приходится брать людей без опыта и заниматься их обучением. А ведь менеджер по продажам в полиграфии должен разбираться не только в продажах, но и в печатных технологиях… Короче говоря, по мнению многих, МРаКи вполне оправдывают свое название. В то же время организовать рекламную деятельность и грамотную работу с клиентом вроде бы проще и легче. И пусть реклама стоит серьезных денег, зато можно сэкономить на отделе продаж.
Как вы, наверное, уже поняли, я все же склоняюсь к модели №2. Попробую объяснить, почему. Прежде всего, действовать в соответствии с моделью №3 слишком дорого. Сегодня, чтобы получить ощутимую отдачу от рекламы, нужно в течение длительного времени тратить весьма много денег, даже работая по тем направлениям, которые я указал в описании этой модели. Достаточно крупная типография, возможно, и потянет такой рекламный бюджет, но типографии помельче вряд ли.
Но существует и более важная причина. На мой взгляд, реклама как таковая в нашей отрасли практически не работает. Почему? Да просто потому, что сегодня на рынке крайне мало свободных заказчиков (то есть тех, кто находится в состоянии поиска подрядчика): 90% потенциальных клиентов уже сотрудничают с какойто типографией, а если говорить о крупных клиентах, то эта цифра возрастет чуть ли не до 100%. Поэтому мало просто оповестить заказчика о себе его надо, что называется, переманить. И здесь пассивные методы (то есть реклама) оказываются значительно менее эффективными, чем активные (поиск клиентов). Впрочем, и реклама бывает разной, и поиск поиску рознь, так что здесь все не так однозначно, как можно подумать, прочитав вышеизложенное.
Какую модель предпочесть, каждая типография решает самостоятельно. Главное здесь понимать, что сегодня клиенты к типографиям сами не приходят, и не ошибиться при оценке времени, усилий и денег, необходимых для того, чтобы эту проблему решить. В настоящее время это самая сложная задача, которая только может стоять перед типографией. Поверьте моему опыту.