Создание индивидуального облика издания
Типология и тенденции современного журнального рынка России
Факторы, влияющие на формирование облика
Планирование и структура журнального номера
Статистика выпуска специализированных по аудитории журналов (1998 год) (2)
Сегодня, когда экономика страны в какой-то мере стабилизировалась после кризиса 1998 года, повергшего в упадок и полиграфический бизнес в России, появляются новые журналы в глянцевых обложках, в большинстве своем похожие друг на друга. В попытке продвинуть свой журнал на рынке, и издатели и редакторы все чаще обращаются к проблеме формирования индивидуального облика издания.
Добиться успеха и закрепиться на рынке — цель любого издания, но удостоиться внимания многоликой и анонимной аудитории и завоевать ее симпатии в условиях конкуренции чрезвычайно сложно. Поэтому наряду с другими факторами, дающими надежду на удачу, немаловажное значение имеет внешний вид издания. В первую очередь необходимо позаботиться о том, чтобы издание было «приятно взять в руки», ведь восприятие читателем любого издания начинается с оценки внешнего облика — прежде чем читатель станет вчитываться в текст, его внимание будет привлечено оформлением.
Умение правильно сформировать индивидуальный облик издания — одно из решающих условий обеспечения востребованности потребителем печатной продукции. Под понятием «индивидуальный облик» в данном случае подразумевается и содержательная сторона журнала, и оформительский аспект (свойственные данному изданию приемы организации материала).
Но если вопрос содержательной наполненности журнала освещается в современной литературе, а технологические аспекты создания журнала вполне достойно представлены в специальных изданиях, то вопрос индивидуальности оформления практически не рассматривается.
Мы расскажем о том, что обычно остается за кадром, — об ответственнейшей подготовительной работе, которая должна быть проделана максимально эффективно задолго до того, как номер поступит в продажу, проведем анализ индивидуального облика журнала и выявим композиционные и графические приемы, обеспечивающие его формирование и позволяющие ему эффективно конкурировать с существующими на рынке изданиями.
Нам предстоит определить: типологические характеристики современного журнального рынка и влияния типа журнала на его облик; компоненты, из которых складывается индивидуальность журнала; принципы планирования и структурирования журнального номера; взаимосвязь содержания (идеи) и дизайна (графического воплощения идеи) журнала; роль графического облика в создании индивидуальности журнала; применение специальных приемов дизайна и эффективность их воздействия на читателей; критерии выбора основных приемов, которые составляют художественно-графическую концепцию журнала.
Сначала мы рассмотрим современные тенденции типологии журналов. В решающей степени образ журнала определяется — и по содержанию, и по форме — его типом. Тип издания под влиянием социально-политических факторов претерпел в последнее время ряд изменений, которые не могли не сказаться на специфике журнальной сферы. Индивидуальный облик журнала — понятие комплексное, требующее к себе особого внимания. Необходимо провести анализ факторов, на него влияющих, и выявить составляющие его элементов, чтобы понять, как осуществляется планирование и структуризация будущего номера журнала.
Затем мы расскажем о создании художественно-графической концепции журнала, которая бы наиболее полно отражала идею и содержание журнала, и в то же время формировала бы его неповторимый и узнаваемый графический облик. Разговор пойдет также о том, как с помощью оформительских приемов заставить элементы графического оформления (текст, иллюстрации и др.) работать на формирование и подтверждение художественно-графической концепции издания.
Не будут оставлены без внимания и проблемы адекватного выбора оформительских приемов, а также компоновка всех элементов в единое целое на основе законов композиции с помощью принципов модульного проектирования полос.
Типология и тенденции современного журнального рынка России
Типология помогает определить место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то в пределах России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации — читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией. Сближение, контакт с аудиторией во многом определяются типологически. Правильное определение типологии — это правильное позиционирование издания на рынке СМИ.
Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа (1). В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма, а в целом — средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал) и др.
Многие журналы, выходящие на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Космополитен», Elle, «Домашний очаг» и др.). В настоящее время претерпел и рынок детских изданий. За последние годы количество детских журналов и газет увеличилось в несколько раз. Знание возрастных особенностей помогает редакциям учитывать интересы и удовлетворять потребности юной аудитории. В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем. Учитываются и социально-психологические характеристики читателей.
Появились и быстро завоевали популярность у подростков издания, копирующие взрослую бульварную прессу, например журнал Cool (основан в 1997 году), выходящий под девизом «Это круто». На его страницах публикуются материалы о жизни звезд эстрады и кино, большое место отводится моде, печатаются фотокомиксы эротического содержания, гороскопы, предсказания и т.д.
Женским журналам не противопоказаны никакие жанры, но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются диалог, интервью, беседа, острая публицистическая или проблемная статья, портретный очерк. К числу весьма распространенных форм относятся информационная смесь, малые формы прозы и поэзии.
Есть отличия и в оформлении женских журналов. Они ориентированы на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, без излишней яркости и крикливости. Живой и красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых журналах они порой занимают до 60% общего объема материалов. Иногда иллюстрации несут большую функциональную нагрузку: расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете, воспитывают эстетически.
Характер информации является серьезным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, женские и др.), могут быть универсальными по тематике, то есть освещать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они часто бывают монотематическими или посвящены моде или медицине, отражают только ряд важных для данной аудитории тем. Например, журналы для женщин часто универсальны по тематике, но могут быть посвящены моде или медицинской тематике и т.п.
В особую группу выделены журналы мод и издания, популяризирующие технику шитья и рукоделия, ведение домашнего хозяйства, художественное творчество.
СМИ дифференцируются по целевому назначению с учетом их участия в осуществлении политических и экономических функций, поддержки тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Владельцами, учредителями СМИ являются многие государственные, коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации. Самым большим собственником СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагает собственными органами массовой информации.
Новые тенденции наметились и в практике корпоративных изданий. Исследователи выделяют три подвида корпоративных журналов:
- Дотируемые издания, распространяемые бесплатно среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. Как правило, они не распространяются за пределами корпорации. Их условно можно назвать «органами печати корпорации». Отличительная особенность — отражение исключительно точки зрения корпорации, то есть руководства. Примерами таких изданий могут служить журналы «Английский клуб» и «101%» (СПбГУП).
- Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся освещать более широкий круг проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. Нацелены не столько на сотрудников корпорации, сколько на ее клиентов. Условно их можно назвать «клиентскими изданиями». При этом точка зрения корпорации может вовсе не отражаться в издании. Каждое из них стремится к самоокупаемости и информационной самодостаточности. Ярким примером такого издания может служить журнал «2000», издателем которого является компания «Мобильные телесистемы» (МТС), или журнал «На связи» (GSM).
- Смешанные корпоративные издания. Они содержат в себе признаки первых двух. Оставаясь «органом корпорации», они выходят за рамки корпоративного распространения. Однако внутрикорпоративные проблемы обязательно выносятся в специальный раздел, тогда как в целом издание скорее соответствует отраслевому подвиду. Пример такого издания — журнал «Нефть России» (компания «Лукойл»).
В заключение разговора о типологии современных СМИ, в частности журналов, необходимо отметить следующие тенденции. По принципу маятника после отмены тематических ограничений массовый читатель качнулся в сторону ранее «урезанной» тематики. Этому способствовала и тенденция к деполитизации, характерная для середины 90-х годов. Отсюда успех изданий о простом, повседневном, личном — в жизни как рядовых, так и известных людей.
Коренные изменения в экономических отношениях, в том числе выход на рынок такого товара, как труд, привели к быстрой дифференциации типов прессы с преобладанием производственной тематики (теперь уже для самостоятельных коммерсантов и предпринимателей), с одной стороны, и практических изданий для садоводов, домашних умельцев — с другой. Этот процесс пока не столь заметен из-за низкого платежного спроса населения, не имеющего возможности в массовом порядке покупать или выписывать такие издания, как «Спрос», «Впрок», «Деньги».
Фигурирующие на российском рынке богато иллюстрированные журнальные издания дифференцируются по тематике. Если у журнала «Космополитен», который относится к универсальным изданиям, прослеживается некоторая параллель с «Работницей» и «Крестьянкой», то «Автопилот», «Гурман», «Оружие» рассчитаны на особые пристрастия, доступные далеко не каждому человеку. Закрепляются на российском рынке зарубежные (в русской версии) или складываются отечественные издания, способные к популяризации не только стиля, но и определенного образа жизни (типичный пример — журнал «Домовой»).
Журнал может быть городским, областным, массовым или элитарным, и в каждом случае точное определение типа издания помогает ему не только выжить, но и обрести необходимую форму. Понимание типологии позволяет правильно сформировать и журналистский коллектив, наметить цели и обеспечить правильное и разумное их выполнение, а кроме того выработать сумму приемов, методов, жанров, позволяющих удовлетворить интересы аудитории, на которую рассчитано данное издание. Таким образом, типология во многом определяет индивидуальный облик журнала.
Факторы, влияющие на формирование облика
Фактор аудитории. Существование журналов почти всегда связано только с интересами аудитории, ее увлечениями, запросами, ожиданиями» (5). Таким образом, журнальных изданий может быть столько, сколько читательских групп удастся выделить в обществе, руководствуясь сложившимися социологическими критериями или сугубо личностными интересами. Журнал может обращаться к читателю и как к гражданину, и как к специалисту, и как к семьянину, и как к личности определенного возраста или пола, и как к любителю компьютерных игр, и как к владельцу автомобиля...
Один человек может быть потенциальным читателем нескольких журналов, так же как один журнал может представлять интерес для нескольких групп читателей.
Интересы аудитории можно условно расположить по вертикальной и горизонтальной осям. Вертикальную ось составляют уровни запросов аудитории, три из которых можно считать опорными: профессиональный уровень, обусловливающий существование теоретико-научных и технико-производственных журналов; специализированный уровень, обеспечивающий специалистов-практиков и так называемых любителей информацией о проблемах и новинках в той или иной научно-производственной или культурной сфере; уровень массовой аудитории, нуждающейся в общих и занимательных сведениях (понятие «массовая аудитория» означает в равной мере и стереотипы массового сознания, и широту интересов множества людей, принадлежащих к разным социальным, профессиональным, возрастным и прочим группам; поэтому так велики тиражи и количество журналов именно для этой аудитории).
Горизонтальную ось составляет многообразие читательских интересов: политика, спорт, искусство и т.д.
В точках пересечения и возникают журналы. Например, такие журналы, как историко-теоретический «Киноведческие записки», специализированный «Искусство кино», массовые «Экран», «Сеанс», «Видео-Ас», относятся к одному кругу интересов, но представляют разный уровень.
Аудитория побуждает издателей учитывать два момента: направление информации, объективно необходимой той или иной группе населения, и особенности информационных интересов читателей, их сложившиеся ценностные ориентации. Наибольший эффект достигается при совпадении информационной необходимости (которая не всегда ясно осознается читателем, но должна учитываться редакцией) и информационных интересов (недостаточный учет которых редакцией грозит отторжением аудитории).
Относительная насыщенность журнального рынка и конкурентная борьба за читательский спрос ввели в обиход не совсем научное, но вполне реальное понятие «ниша», обозначающее незанятую или плохо освоенную ячейку информационного пространства, которая позволяет привлечь определенное количество заинтересованных читателей (например, «Домашний адвокат», «Няня», «Горные лыжи»).
Интересы аудитории можно схематично представить в виде двух кругов — внешнего и внутреннего. Внешний круг образуют интересы, связанные с жизнью человека в социуме, с его трудовой деятельностью, обусловливая наличие общественно-политических и научно-производственных журналов, а внутренний круг заполняют интересы, относящиеся к личной жизни людей. В угоду этим потребностям в 90-е годы появились издания, названия которых прежде было просто невозможно вообразить: «Смак», «Каприз», «Гурман», «Птюч», «Супермен» и т.п.
И хотя внешний и внутренний круги не разделены какой-либо жесткой границей, а во многих изданиях они даже переплетаются, нельзя не учитывать их специфику, тем более что именно она определяет характер, облик журналов, обусловливая их различие.
Тематический фактор
Первостепенное значение для определения целевой направленности журнала имеет его предмет, то есть тема, соотнесенная с интересами аудитории. Например, в ряду общественно-политических изданий в 1996 году появился журнал «Лица», предметом внимания которого стали жизнь, характеры, увлечения известных политиков, бизнесменов, актеров, что отвечало извечному стремлению людей знать (причем по самым разным побудительным причинам) как можно больше не только о профессиональной деятельности, но и о личной жизни знаменитостей. Открытость в освещении личной жизни известных людей является завоеванием свободной печати и в ее борьбе за общественную нравственность, и в создании, как говорили прежде, образцов для подражания. Нормальный интерес к личной жизни ничего общего не имеет с приемами «желтой» прессы — все дело в правильно поставленной цели и в хорошем вкусе.
Особенности аудитории определяют и разные средства привлечения ее внимания: информировать, просвещать, увлекать, развлекать. Эти задачи могут быть одинаковыми в разных тематических сферах, но различаться внутри одной сферы. Именно так возникают «гнезда», то есть в сравнительно узкой тематической группе изданий каждый журнал обретает свою нишу, откликаясь на явные ожидания аудитории или самостоятельно формируя пока еще неосознанные потребности читателей. Так, самый массовый и пришедший еще «из старых времен» журнал для автомобилистов «За рулем» оказался в одном «гнезде» с удерживающими свою нишу журналами «Автопилот», «Автопанорама», «Мотор», «Колесо» и др. В условиях такой насыщенности рынка необходимо выделить предмет, о котором будет «говорить» со своими читателями издание. Это и определит нишу для конкретного издания в своем гнезде.
Для России самыми значимыми традиционно считаются политические интересы, позволяющие людям ориентироваться в обществе и мире, осознавать свою принадлежность к той или иной общественной группе, а следовательно ощущать большую социальную устойчивость. События политической жизни находятся в центре внимания практически всех взрослых читателей, поэтому редакциям приходится точно учитывать установки той части аудитории, которой адресовано их издание.
В России также издается много журналов, предназначенных для удовлетворения профессиональных потребностей читателей: быть в курсе новостей, проблем, разработок в своей производственной отрасли или конкретной области науки. В нынешних условиях значительно увеличилось количество изданий, посвященных исследованию рыночных отношений (финансы, менеджмент, торговля, экономика), и появились новые технологические сферы (прежде всего компьютеризация и информатика).
Помимо этого каждая научная или производственная отрасль в большинстве случаев образует журнальные гнезда в соответствии с разнообразием интересов многослойной аудитории.
Немаловажное значение для идентификации журнала имеет его жанр — конкретная форма существования журнала в издательском мире. В формировании жанра несколько составляющих: публицистика, информация, художественные произведения, изобразительный ряд. Различные их сочетания и рождают конкретный жанр, например научный. Так, достаточно гибким является жанр научно-популярного журнала («Химия и жизнь», «Знание — сила»).
К популярным относятся журналы, не имеющие четкого определения приоритетного предмета — тут и жизнь звезд, и спорт, и книжные новинки, и занимательные истории, и гороскопы, и бытовые советы, и всякая увлекательная «смесь». Показательна в этом отношении структура «Огонька», сменившего жанр общественно-политического и литературно-художественного иллюстрированного еженедельника на жанр общенационального иллюстрированного журнала, в котором освещаются новости, политика, экономика, региональные программы, частная жизнь, культура, наука и техника, здоровье, досуг, спорт (полтора десятка отделов-направлений!).
Особый жанр представляют иллюстрированные журналы, посвященные изобразительному искусству и художественной фотографии, где основной акцент делается на сами работы, а текст выполняет служебную информационно-комментирующую роль.
Вообще, понятие иллюстративности является многосторонним: есть иллюстративность документальная (репортажная и портретная фотосъемка), декоративно-графическая (оформительская игра шрифтами, пространством полосы, фигуративными подложками, рисованными миниатюрами), художественная (репродукции произведений искусства, художественная фотография), рекламная и т.д.
В каждом издании диалектически взаимосвязаны стабильное и динамическое, консервативное и новаторское. В одних случаях журнал стремится сохранить в полном объеме сложившийся статус, в других — подходить новаторски к работе, отражая перемены в общественных вкусах. Поэтому каждый журнал — внутренне противоречивый организм, развивающийся в процессе противоборства этих двух позиций.
Периодичность и тираж
На облик журнала также оказывают влияние периодичность выхода и тираж. Существует определенная сетка периодичности выхода журналов, обусловленная мировой практикой и отечественной традицией:
- ежемесячники всех типов, независимо от предмета издания и его жанра. В некоторых случаях особо респектабельные и научные журналы выходят один раз в два месяца, что не влечет за собой каких-либо кардинальных изменений в типе издания («Вопросы литературы», «Маркетинг», «Каприз»);
- еженедельники разных типов: событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные финансово-экономические («Деньги»), «пестрые» («Огонек», «Лиза») и некоторые другие;
- журналы, выходящие с двухнедельной периодичностью, большей частью это общественно-политические издания («Диалог») и репертуарно-информационные;
- ежеквартальные издания — элитарные («Новая Россия») или научные («Дискретная математика»).
Однако каких-либо обязательных условий необходимости выпуска изданий с двухмесячной или же с ежеквартальной периодичностью нет — в основном все зависит от финансовых возможностей. Критерий массовости не может являться решающим при определении эффективности, успешности журнала, поскольку все зависит от установки на потенциальную аудиторию — массовую или узкопрофессиональную: вовсе не большие тиражи предполагают массовую аудиторию и популярность изложения, а наоборот, установка на массовую аудиторию предполагает большие тиражи. И успех будет оцениваться по тому, как осуществится эта установка. Сейчас лидируют журналы, тираж которых насчитывает 150/220/360 тыс. экз. («Крестьянка», «За рулем»), тогда как в недавнем прошлом многотиражными считались издания с тиражом, доходящим до 15-18 млн. экз., — так изменился критерий массовости. В основном массовые журналы издаются тиражами в пределах нескольких десятков тысяч экземпляров, а профессиональные, научные и особо роскошные ограничиваются тиражами в несколько тысяч.
Красочные издания совсем оттеснили прежде самый уважаемый жанр «толстых» литературно-публицистических журналов: бывшие властители дум теперь вынуждены ограничиваться уровнем 20 тыс. экз.
Разнообразие типов изданий, их тиражей и качества оформления дают обильную пищу для исследования направленности читательских интересов, их стабильности и изменчивости. И без такого анализа издатель не может планировать успешный, продаваемый журнал.
Составляющие облика
Индивидуальный облик журнала складывается из следующих элементов:
- Оригинальное и свежее содержание. Помнить о читателе очень важно, однако прежде всего вы должны четко представлять, что вы хотите ему сказать. Разнообразные СМИ откровенно пытаются заполнить якобы существующую «брешь рынка» или опираются на якобы научные исследования о том, что нужно людям. И такие издания редко добиваются успеха.
- Самостоятельность взглядов (идеология). Очень важны четкие убеждения издания, определенная позиция по тому или иному вопросу, его приоритеты. В зависимости от этого СМИ может быть активным борцом или бесстрастным наблюдателем?
- Привлекательный голос (тон) и внешний вид (дизайн).
Голос журнала — это тон, заданный общим стилем его материалов. Это не значит, что каждый материал попадает в тон, но большинство из них обязательно попадут. Что еще более важно — этому тону будет соответствовать и голос заголовков. Он может быть каким угодно — властным, наглым, ерническим, ироничным, серьезным и так далее, но он должен быть, его следует тщательно продумать.
Журнал должен быть интересным и узнаваемым. Этот фактор определяет его дизайн — классический, расхожий, авангардистский, агрессивный или мирный. Во всех этих трех аспектах самое главное то, что ваше издание должно иметь свое лицо, легко отличимое от конкурирующих изданий.
В обретении индивидуального облика существенную роль играет формат издания.
Сегодня на рынке существуют три основных типа журналов — стандартный (А4), малоформатный (А5), крупноформатный (А3). Каждый из этих форматов не только дает массу возможностей, но и налагает свои ограничения. Формат А5 как нельзя лучше подходит журналу «Досуг», который предоставляет информацию о развлечениях и мероприятиях в городе — читателям удобно носить этот журнал в кармане пальто, пиджака или в сумочке и заглядывать в него на протяжении всей недели.
Формат А3 позволяет печатать более объемные статьи и более крупные фотографии. Он также дает более широкие возможности для дизайна. В формате А3 выходит недавно появившийся журнал «Молоток», предназначенный молодежной аудитории и имеющий броский, динамичный дизайн.
Большинство журналов используют формат А4 или близкий к нему. Существует также несколько промежуточных нестандартных форматов.
Возможности в области формы в настоящее время многообразны: малоформатные и крупноформатные журналы с приложениями всевозможных размеров и т.д. Возможности современной полиграфии практически безграничны, и воплощена может быть любая идея.
Объем определяется не только нуждами редакции, но и количеством рекламы. Однако некоторые разделы, популярные у читателей, но привлекающие мало рекламы, могут быть «субсидированы» остальными частями издания.
Планирование и структура журнального номера
Номер журнала зарождается задолго до того момента, как сотрудники редакции приступят к непосредственной работе над ним. Его содержание в какой-то мере предопределяется еще в процессе составления перспективного плана издания. Его структура начинает прорисовываться в предварительной модели, сконструированной заранее. Выпуск начинается с совместной разработки плана номера руководителями литературных и оформительского отделов. Составляется соответствующий документ — «план номера». В этот план впоследствии могут вноситься изменения. Срок работы над журналом достаточно большой, и жизнь вносит свои коррективы. Главное назначение плана — быть руководством к целенаправленным и скоординированным действиям творческих работников редакции.
План журнала состоит из двух частей: структуры, то есть порядка, в котором преподносится его содержание, и композиционного плана номера. Чтобы не сбивать читателей с толку и попусту не раздражать их, журнал должен иметь единую для всех номеров структуру, нарушать которую можно лишь сознательно и крайне редко — например при создании специальных выпусков или разделов. «Чтобы выстроить хорошую прочную структуру издания, требуется здравый смысл и понимание важности этого дела» (6).
При этом следует обратить внимание на ряд моментов.
Во-первых, структура должна быть понятной. Суть в том, чтобы постоянные читатели смогли быстро запомнить мысленную «карту» журнала. Это позволит им легко находить то, что им нужно, то есть ориентироваться в структуре журнала. Здесь помогут ясные наименования разделов.
Во-вторых, планировать структуру будет проще, если представить содержание журнала в виде строительных блоков. Так, если к разделу примыкает большое количество рекламы, то лучше, чтобы он располагался ближе к концу журнала.
В-третьих, планируемая структура должна быть логичной, независимо от количества страниц в журнале. Не стоит, например, начинать один блок, перебивать его другим, а затем вновь к нему возвращаться. Блоки, сходные по содержанию (например, все, что с связано с отдыхом), следует располагать в одном месте. Вам также следует убедиться, что новый блок начат правильно. Если объем блока всего две страницы, он, как правило, начинается на левой стороне разворота. Если же в блоке одна страница, три или более, его начинают на правой стороне.
Структура журнала приобретет наглядность, если сделать макет — небольшую модель журнала, где размечены площади, отданные под рекламу. Ее можно сделать, складывая листы так, чтобы они образовали миниатюрное подобие журнала. Это необходимо для более детальной разработки структуры будущего журнала посредством создания композиционного плана номера. «Этот процесс начинается с осмысления направления журнала, его редакционных задач и в связи с этим с оценки места той или иной статьи в данном издании» (7).
При компоновке номера следует учитывать, что первые полосы журнала несут в нем нагрузку, сходную с первой страницей газеты. Именно здесь помещаются материалы, в первую очередь выражающие общественно-политическую позицию издания, наиболее актуальные публикации. В принципе, редакция может вынести в начало номера любую публикацию, для того чтобы показать, что придает обсуждаемой в ней теме большое значение. Это освященное традицией правило хорошо известно читателям, так же как и то, что в конце номера обычно помещаются «развлекательные» материалы. В основном массиве издания публикации также располагаются сообразно определенным принципам. Читатели должны получить такой набор материалов, содержание которых составляет достаточно цельную сумму знаний, идей, мыслей.
Немаловажная часть редакционной работы — формирование из многообразия подготовленных материалов единого стройного целого. И здесь — поле проявления своеобразной системы профессиональных журналистских приемов создания цельного произведения периодики, его компоновки.
Эта система не одинакова в журнале и в газете. В газете редакция имеет дело с большой площадью полосы, на которой размещаются небольшие по объему материалы (относительно площади всей полосы). В журнале, как правило, наоборот, — большие по объему публикации на несколько полос. В первом случае приходится учитывать гораздо больше условий (расположение материалов — верх, низ полосы, зрительно «ударные» места; соседство разных текстовых и заголовочных шрифтов, наборных форматов и т.д.). Система организации журнального номера, в большой степени базирующаяся на принципах книжного дизайна, не игнорируя при этом газетных приемов руководства читательским вниманием (варьирование форм и расположения заголовков, иллюстраций, шрифтовые выделения и т. д.), в основном зиждется на продуманной последовательности публикаций, их взаимном расположении в многостраничном издании, подборе сопутствующих информационных и справочных врезов.
Может возникнуть вопрос: а так ли уж необходимо заботиться о порядке расположения публикаций? Ведь вряд ли читатель будет знакомиться с материалами в том порядке, в каком они следуют в журнале: он может открыть его на середине номера или начать читать с публикаций, расположенных в конце. И все же рациональное размещение текстов внутри номера важно. Представим себе, что рядом оказались два схожих — по теме, жанру или объекту отображения — материала. В таком случае одна публикация обязательно окажется в тени другой, и уменьшатся ее шансы быть прочитанной. Чтобы при любом порядке знакомства с изданием его структура стимулировала внимание читателя, в ней должен пульсировать, как в музыке, ритм. «И пусть читатель не видит тактовой черты, какая бывает в нотах, — в грамотно построенном журнале ее роль выполняют содержательные и оформительские элементы» (8).
В каждом журнальном издании существует основной массив материалов в силу самого его профиля и читательской потребности. В медицинском журнале — это статьи с описанием врачебных наблюдений и исследований; в «Журналисте» — корреспонденции с разбором практики редакционных коллективов и т.д. Естественно, материалы такого рода привлекают повышенное внимание читателей. Они-то и могут служить своеобразными смысловыми акцентами выпуска, организующими базовый ритм номера.
Конечно, приведенными соображениями не исчерпываются мотивы, которыми руководствуются работники редакций, распределяя по страницам статьи. В каждом журнале какую-то часть текстов составляют информационные материалы. Если их распределить по номеру, «рассыпав» между проблемными и обзорными «блоками» и «кирпичами», это создаст еще одну ритмическую «волну», которая будет благоприятствовать восприятию содержания издания.
Поиски возможностей ритмической организации номера могут вестись во многих направлениях. К примеру, среди основной массы публикаций, адресованных прежде всего специалисту, встречается несколько таких, которые могут быть интересны, как говорится, всем. Возможны разные варианты их размещения внутри выпуска. Их можно относительно равномерно распределить по всему журналу, создав тем самым дополнительный ритмический ряд, призванный организовать внимание и такого читателя, который впервые взял в руки это издание. Само такое деление с четко выраженным графическими средствами началом каждого раздела порождает определенный ритм издания, помогающий читателю с легкостью ориентироваться в нем даже при большом объеме печатного материала.
Однако при расположении публикаций внутри разделов в значительной мере встают те же проблемы ритмической организации материала. И руководствоваться здесь следует теми же самыми принципами, о которых шла речь выше. Не стоит забывать и о таком правиле, как чередование больших и маленьких по объему материалов. Вообще, чем больше удается найти естественных оснований для «тактового» деления журнала, тем скорее удастся скомпоновать интересный номер, в котором возникает пульсирующий на всей его протяженности ритм.
Разработка оптимальной для конкретного журнала структуры — важнейшая задача на пути создания индивидуального облика издания, которая почему-то недооценивается многими редакторами и часто целиком возлагается на плечи дизайнеров. Это в корне неверно. Структура будущего журнала — это основа, на которой базируются дизайнерские решения, но продумывать ее должен редактор, потому что никто лучше него не знает, каким темам будет отдан приоритет, какие возможности тематического расширения нужно заложить в структуру, чтобы журнал не испытывал в дальнейшем трудностей и гармонично, последовательно развивался. Структура журнала — это своего рода венец, завершающий важный этап работы творческого коллектива над обликом будущего журнала. С этого момента работа над индивидуальностью журнала переходит в руки дизайнера. Его задача — из всего многообразия дизайнерских приемов выбрать те, что наилучшим образом будут отражать идею, профиль и структуру журнала, максимально отвечать ожиданиям и запросам конкретной аудитории и создавать тот неповторимый графический облик издания, который на долгие годы останется его визитной карточкой. Цель дизайнера — создать макет, который будет удобен, эстетичен и узнаваем. Но об этом — в следующем номере журнала.
Литература
- Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 1203.
- Система средств массовой информации России. / Под ред. Проф. Я.Н. Засурского. М., 2001 г. С.17.
- Там же. С.24.
- Там же. С.42.
- Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала: уч. пособие. М., 1987. С. 50.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. М, 2000. С. 107.
- Херлберт А. Сетка. Киев, 1990. С. 60.
- Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала: уч. пособие. М., 1987. С. 79.
КомпьюАрт 9'2001