Факты – упрямая вещь
Полиграфисты знают — хорошая картинка на обложку формата А4 «тянет» на 25-50 Мбайт. Чтобы получать качественные изображения такого формата, нужны большие хорошие слайды и дорогие сканеры. Оборудование, применяемое цифровыми фотоэнтузиастами, не стоит на месте; стандарт цифровых камер для широкого применения за каких-то 3-4 года прошел путь от одного до трех-четырех мегапикселов, и каждому ясно, что этот процесс продолжится. Но с точки зрения профессионала такие камеры пока годятся только для репортажных съемок. Недостающие десятки мегабайт из воздуха не возьмешь — они должны изначально присутствовать в полученном при помощи камеры изображении. Какие возможности открылись в цифровой фотографии для качественных студийных съемок, связанных с рекламой, модой, эксклюзивным имиджевым портретом? Заглянем в мир цифровой фотографии high-end, где применяются цифровые камеры с самыми большими CCD-матрицами и адаптеры («задние стенки») к популярным студийным камерам. О профессиональном уровне такого оборудования свидетельствуют хотя бы цены на него, которые, как и в случае high-end-сканеров, выражаются в десятках тысяч долларов.
Профессиональное оборудование, основанное на больших CCD-матрицах, уже давно применяется в полиграфии — это высококлассные плоские сканеры, которые производит добрый десяток фирм. Прекрасной репутацией среди них пользуются датские компании Purup Escofot (различное оборудование для препресса, включая high-end-сканеры) и Imacon (сканеры революционной архитектуры на основе «виртуального барабана», о которых мы неоднократно писали). В конструкции сканеров и цифровых камер много общего; датские компании успешно работают и на рынке цифровой фотографии, причем и здесь они специализируются на продукции высшего класса. Самая представительная из этих компаний — Phase One. На основе материалов зарубежной печати, любезно предоставленных нам Московской Академией фотографии, мы подготовили краткий очерк о профессиональном цифровом фото вообще и о продукции Phase One в частности.
Немного истории
Leaf Systems была первой компанией, которая использовала матричный чип в цифровом фотоадаптере. Первая камера, Leaf DCB, базировалась на матрице 2048×2048 пикселов, изготовленной компанией Loral Fairchild. Полученный RGB-файл «весил» 12 Мбайт. В то время приходилось снимать кадр в три последовательные экспозиции через красный, зеленый и голубой фильтры. Это было приемлемо разве что для съемки предметов и натюрмортов, но никак не годилось для портретов.
Вскоре камера была модифицирована — стала возможной цветная съемка в одну экспозицию. Прямо перед матрицей был установлен мозаичный фильтр. Каждый пиксел «видел» в итоге один определенный цвет и вырабатывал отдельный цветовой канал. Два других канала генерировались компьютером уже позднее, методом интерполяции смежных цветовых пикселов. В результате появлялся полноценный RGB-файл — такой же, как после сканирования обычной пленки.
Правда, у данной технологии были и свои слабые стороны. Так, процесс интерполяции приводил к появлению артефактов в местах повышенного контраста или в случае передержки. Какое-то время с такими проблемами удавалось справляться с помощью специальных программ размытия, например Quantum Mechanic.
Матрицы растут
Первые камеры ColorCrisp, Leaf и MegaVision использовали чип Loral Fairchild, давая картинку с хорошим разрешением формата А4 и больше. В последующих моделях цифровых приставок ColorCrisp и EyeLike использовались похожие французские матрицы Thomson, значительно улучшенные по показателям «шумов».
Еще один экземпляр — Leaf Volare, многоэкспозиционный цифровой задник с новой матрицей 2048×3096 пикселов (18 Мбайт), изготовленный Philips. Именно эта матрица совершила революцию среди своих собратьев, на нее стали ориентироваться многие производители камер.
Режим мультиэкспозиции и в этом случае сменился на однократный. Это был важнейший исторический момент. Техника интерполяции — самая близкая к традиционной съемке на пленку с точки зрения оперативности, а хорошая цифровая камера становится вполне приемлемым инструментом профессионального фотографа.
Приставка LIGHT PHASE
Компания Phase One, возможно, больше всего известна своей линейкой сканирующих цифровых приставок для карданных и зеркальных камер. В этой сфере компания занимает лидирующие позиции. Она впервые представила высокочувствительные CCD и цепь синхронизации для сканирующих приставок. Это сделало возможной предметную съемку с высоким разрешением при использовании традиционных ламп накаливания средней мощности. Широко известная приставка StudioKit позволила фотографам начать заниматься цифровой съемкой за относительно небольшие деньги.
Приставка Phase One Н10 имеет матрицу 2000×3000 пикселов такого же физического размера, что и рамка для узкой пленки. На выходе создается RGB-файл объемом 18 Мбайт. Технология интерполяции позволяет создать снимок в одну экспозицию. Сама матрица однотипна с матрицей Philips, которая используется в Leaf Volare. Phase One не подтверждает и не отрицает, что они идентичны. Можно, однако, предположить, что это одноэкспозиционная версия устройства Philips, а приставка Phase One вполне сравнима с многоэкспозиционной Leaf Volare.
Матрица расположена в корпусе, подходящем для установки в камеру Hasselblad; она немного больше, чем кассета А12, и может использоваться для получения как вертикального, так и горизонтального кадра. Приставка соединяется с компьютером через интерфейс IEEE 1394 кабелем длиной 10 м. Питание осуществляется по тому же кабелю. Имеются два дополнительных кабеля — от затвора камеры к приставке и синхронизации приставки со вспышкой.
Работа с LIGHT PHASE Н10
Было большим искушением сделать демонстрационный снимок движущегося объекта, чтобы показать, как приставка справляется с этим. С другой стороны, способность приставки «замораживать» движения — очевидный факт. Поэтому в конце концов мы пришли к выводу, что надо показать, насколько хорошо получаются снимки предметов по сравнению со сделанными многоэкспозиционной приставкой типа Leaf Volare и Leaf DCB.
Мы освещали наши предметы вспышками Bowens, используя новый генератор Equipe в 2400 Дж и комбинацию из головки Studio Highlight и моноблока Esprit 500. Рисующий свет слева — софт-бокс Bowens Wafer 100 с внутренним рассеивателем. Заполняющий свет справа — Wafer 75 с дополнительным рассеивателем для получения более мягкого света. Мощность могла быть 2400 Дж для рисующего света и 500 Дж — для заполняющего. При установленной «чувствительности» в 50 ISO и замерах флашметром мощность рисующего света была установлена на 500 Дж, заполняющего — на 250 Дж.
Сначала мы снимали камерой Hasselblad с объективом Planar 80 мм, что примерно эквивалентно объективу 240 мм при размере кадра 4×5 дюйма. Мы использовали инфракрасный фильтр. Работали с Apple Macintosh G3/233 с интерфейсом IEEE 1394 и 160 Мбайт RAM.
Интерфейс LightPhase знаком любому, кто работал со сканирующими приставками Phase One. Файлы могут быть записаны как в RGB, так и в CMYK, с конвертированием Europos ICC-профилей, которые обрабатываются ColorSync 2.0 в Mac, а также, теоретически, ICM 2.0 в Windows 98.
Как и в сканирующей программе, на мониторе виден показатель уровня экспозиции, по которому можно выставлять мощность вспышек и диафрагму. В случае с нашим снимком, который делался с большим количеством света, диафрагма была 22. Это дало нам глубину резкости в один метр.
Затвор может срабатывать как от камеры, так и через приставку. Готовое изображение появляется на мониторе через 3 секунды. Гистограмму и градационную кривую можно менять тут же. Мы немного увеличили мощность: рисующего света — до 650 Дж, заполняющего — до 300 Дж.
Очень удобно то, что, когда на гистограмме меняются точки черного и белого, меняется градационная кривая, и наоборот. Стандартный Macbeth chart устанавливает баланс средне-серых тонов. Компьютеру с 233 МГц G3 c жестким диском IDE потребовалось около 2 минут, чтобы окончательно обработать изображение и записать его на диск. При работе с более мощным компьютером это время значительно сокращается.
Мы также работали приставкой LightPhase с камерой Horseman LX 4×5 дюймов, применяя специальный адаптер. LightPhase может работать с обычными или электронными затворами, такими, например, как в системе Horseman. В нашем тесте применялся объектив 90 мм Rodenstock Digital с традиционным затвором Copal «0».
Результаты
Открыв изображения в Photoshop, мы были удивлены так же, как и в случае тестирования Leaf Volare. Качество было просто великолепным! Переэкспонированные области стали белыми, не было никаких цветовых искажений в зонах с высоким контрастом, которые наблюдались при тестировании аналогичных мгновенных адаптеров. В тенях не было шума, а гистограмма показывала расширенный динамический диапазон.
Матрице не требовалось никакой системы охлаждения, она не нагревалась — а ведь мы работали с камерой больше пяти часов. Это происходит потому, что матрица находится в «спящем режиме» в перерывах между снимками и «просыпается» только в момент съемки. Резкость тоже была на хорошем уровне. Такой резкости можно ожидать только от хорошо отсканированного слайда среднего формата.
Нам не очень много известно о процессе интерполяции, мы знаем только, что на всех стадиях «проявки», когда происходит «размытие», не заметно никаких искажений. Это было лучшим результатом среди всех мгновенных приставок. LightPhase, несомненно, очень пригодится коммерческим фотографам, снимающим для каталогов и привыкшим к камерам типа Mamiya RB или RZ.
С камерой Hasselblad, оборудованной приставкой, работать очень просто, но уже 4×5 дюйма вызывают сложности. Немного помогает экран Hasselblad ArcBody, а кроме того призмы, позволяющие заметить смещения камеры. Изображение 24×36 мм выглядит очень маленьким, особенно для тех, кто привык работать с экранами 6×7 см и 5×4 дюйма.
Тест был интересным и вызвал несколько вопросов. Если Phase One использует матрицу Philips (а мы думаем, это именно так), то что конкретно обеспечивает такое качество: сама матрица или усовершенствования, которые введены в нее Phase One? Возможно, мы узнаем об этом в ближайшем будущем, протестировав другие приставки, содержащие матрицу Philips.
Мы благодарим всех, кто помог нам в тестировании: Нильса Кнудсена (Дания), Чарльза Вудса (Phase One, Великобритания) и Эрика Йоахима.
По материалам отчета, опубликованного в ELECTRONIC IMAGING, декабрь 1998 года.
LIGHT PHASE H20
На выставке РМА в Орландо, Флорида, компания Phase One представила новую модель цифровой задней стенки Light Phase — Н20.
Light Phase H20 использует матрицу в 16 млн. пикселов (CCD 4020х4020) и позволяет создавать файлы объемом 48 Мбайт при 24 битах в RGB или 128 Мбайт CMYK при 48 битах. Самые распространенные изображения обычно имеют прямоугольную форму. Если скадрировать картинку Light Phase H20 до прямоугольника (2:3), мы получим файл в 32 Мбайт, то есть на 78% больше, чем изображение в 18 Мбайт с Light Phase H10.
Light Phase H20 — это развитие технологии CCD на базе хорошо известных достижений популярной модели Light Phase. С начала выпуска приставок Light Phase их было продано несколько тысяч.
Light Phase H20 идеально подходит для коммерческих фотостудий, где требуется более высокое разрешение по сравнению с предыдущими моделями цифровых приставок.
Light Phase H20 разработана с таким расчетом, чтобы наилучшим образом соответствовать технологиям серии Light Phase и сделать съемку в студии более продуктивной. Благодаря этим приставкам получаются снимки с высоким разрешением, отличной цветопередачей и хорошей детализацией.
Light Phase H20 полностью совмещается с прежними приложениями и программным обеспечением Light Phase; автоматические функции позволяют фотографу свободно менять приставки — простым подключением кабелей к компьютеру.
Light Phase H20 разрабатывалась специально для профессиональных фотографов. Используется только один гибкий кабель IEEE 1394 (FireWire), соединяющий камеру и компьютер, так что приставка очень удобна в работе. К тому же благодаря кабелю фотограф быстро получает информацию обо всем изображении, о его разрешении и глубине резкости, об уровне контраста и может сразу вносить свои коррективы. Программное обеспечение позволяет эффективно работать с файлами и ICC-профилями.
Продуктивность и качество — ключевые понятия для любой фотостудии, большой или маленькой, поскольку определяют уровень доходов. «Горячие соединения», автоматическая конфигурация Light Phase и единое для разных моделей Light Phase программное обеспечение дают фотографам максимальную свободу действий.
Совершенствование технологий Light Phase, в частности улучшение программного обеспечения, задает новые стандарты качества, завоевывает все новые и новые награды.
Light Phase H20 работает по уникальному принципу, названному «спящим», когда CCD «включается» только при прохождении сигнала, что позволяет избежать нагрева корпуса и появления «шумов» в изображении даже при выдержке до 16 секунд.
Light Phase H20 удобна в обращении и в смысле транспортировки. С компактным Light Phase Portable Solution и ноутбуком вы сможете сделать снимки в нужном помещении и проверить качество на месте. Есть также дополнительные аккумуляторы и дисковое пространство, на которое может быть записано несколько сотен снимков при полном разрешении.
Light Phase H20 совмещается с камерами Hasselblad 555ELD, Mamiya RZ Pro II, а также многими другими, если применять специальные адаптеры. Например, с адаптером Flex Adapter от Phase One задняя стенка Light Phase H20 может создавать файлы с еще большим разрешением — до 94 Мбайт RGB (24 бита на цвет) и делать «широкоугольные» снимки, соответствующие 20-миллиметровому объективу на 35-миллиметровой камере.
Самые распространенные модели Light Phase рекомендуются для ежедневных съемок в студии, когда требуется быстрая обработка картинок, есть широкий выбор камер и необходимо получить размеры файлов с достаточной детализацией изображений. Когда вам нужно больше деталей, более высокое разрешение достигается с приставкой Light Phase H20 с файлами 48 Мбайт.
Продажа Light Phase H20 начинается в июле 2001 года. Дополнительную информацию можно получить на сайте компании Phase One: http://www.phaseone.com/.
Power Phase
Продолжая наращивать размеры сенсорных матриц и получающихся изображений, Phase One выпустила заднюю стенку на основе новой CCD-матрицы 7000×7000 пикселов, позволяющую получать изображения размером до 140 Мбайт. При этом пользователь может без потерь работать с очень большими изображениями или обрезать края «снимка» произвольным образом, сохраняя достаточно материала для получения полноценного отпечатка размером А4 и больше.
Новый «задник» может применяться с популярными студийными камерами: Mamiya RZ 67; Hasselblad 201F, 203FE, 205FCC, 500, 501C, 503CXi, 903SWC (ввсе модели); Bronica SQ-Ai; Fuji GX 680; Rolleiflex 6008.
Глубина цвета составляет 36 бит (по 12 на канал). Технология подавления бликов обеспечивает работу с обычным низковаттным осветительным оборудованием. Адаптер для внешних карт памяти FLASH PROM позволяет дополнять возможности оборудования пользовательскими средствами. Для получения предварительного изображения в цвете требуется всего 15 с. Перекачка изображения на компьютер производится по SCSI-интерфейсу; программное обеспечение поддерживает работу с РС и Мас.
Portrait Studio
Как мы убедились, по многим аспектам применения цифровые камеры с большими CCD-матрицами близки к дорогим полиграфическим сканерам. И там и здесь речь неизбежно заходит о производительном интерфейсе, специальном программном обеспечении, охлаждении сенсорного узла. Но есть одно важное различие: камеры работают не с ранее полученным изображением, а непосредственно с объектом съемки. Часто этот объект — реальный и к тому же не рядовой человек, в студию его не заполучишь. Так, VIP-персоны предпочитают сниматься в своем привычном интерьере. Для съемок свадеб фотографу тоже приходится выезжать «на место», оборудуя рабочее место прямо в гуще событий. Для таких ситуаций разработано готовое решение на базе задника Phase One к студийной камере, ноутбука с программным обеспечением (в том числе дополнительным для выездных портретных съемок) и портативного осветительного оборудования.
Выводы
Современные цифровые камеры профессионального уровня обеспечивают качество изображения, способное полностью удовлетворить основные потребности художественной, рекламной и портретной фотографии высшего класса. Вместе с тем они предоставляют фотографу ряд преимуществ, связанных с цифровой природой производственного процесса: высокую производительность, стабильность, предсказуемость, идентичность копий, возможность сохранения изображений без ущерба для качества в течение сколько-угодно долгого времени, удобство различных компьютерных манипуляций. Сейчас, когда качество снимков перестает быть ограничивающим фактором, можно ожидать быстрого распространения цифровых камер в профессиональной среде. Это направление становится весьма перспективным, что, в свою очередь, приведет к еще большему ускорению технического прогресса.
КомпьюАрт 9'2001