Новая версия PageMaker и Перестройка от Adobe
Легкий способ печати переменных данных
В первом приближении, или Правильное редактирование!
Поклонники PageMaker радуются выходу очередной версии пакета — 7.0.
Автор, не разделяя их восторгов, отмечает тем не менее некоторые полезные усовершенствования пакета, и — что гораздо более важно — рассматривает тенденции развития стратегии Adobe в области выпуска издательских продуктов и их интеграции в существующие редакционные процессы.
PageMaker’у в этих планах отведена, по всей видимости, далеко не решающая роль, и это лишний повод подумать — а не пора ли заблаговременно «переходить» на новые средства.
В течение долгого периода ожидания с тех пор, как вышел в свет PageMaker 6.5, а затем появился и флагманский пакет InDesign, у многих пользователей возникали мысли, что Adobe прекратил разработку одной из самых популярных программ для DTP — так долго ничего о ней не было слышно.
Выход седьмой версии успокаивает, но не очень. В принципе, все осталось так же. Голубь-то — бумажный (в отличие от живой бабочки InDesign’а). И Adobe, бессмысленно тратящий время и подпортивший свою репутацию в борьбе с «Элкомсофт», выпустил, как это уже стало принято говорить, не полноценную новую версию, а очередной апдейт.
Целевая аудитория продукта — корпоративный (читай — офисный) рынок, которому в первую очередь необходим дружественный интерфейс. По этой же причине Adobe улучшил фильтры импорта из офисных форматов, делая переход из работ, выполненных в Word и Microsoft Publisher, по возможности легким и безболезненным. Опции импорта и конвертации этих фильтров и вправду не так плохи.
Файлы QuarkXPress конвертируются хуже, обнаруживая потерянные связи и шрифты при открытии конвертированного файла, и требуют ручной доводки («разбить фрейм», «заменить на изображение» и т.д.). Файлы Quark версии 4.1 лучше сохранить в более раннем формате. Плагин PM2Q производства компании MarkzWare, выполняющий конвертацию из формата PageMaker в QuarkXPress, работает, на мой взгляд, гораздо успешнее. Конвертор в PageMaker, как и в предыдущей версии, выполнен в виде отдельного приложения.
Механизм текстовой композиции не изменился, управление полосами — тоже... Легче перечислить, что появилось нового: сменный toolbar вдоль верха экрана «a-ля Word», большой набор «клипартовских» картинок (ждите рекламных листовок-близнецов) и шаблонов различной «продукции» (привет от CorelDRAW). Хороший хэлп в HTML-формате — думаю, скоро появятся многочисленные «учебники» по седьмой версии PageMaker. Что до настоящих новинок — то их не так много (см. врезку на следующей странице).
Среди них стоит отметить расширение Datamerge, которое позволяет соединить PageMaker 7 с базами данных (с пакетом поставляется комплект ODBC-драйверов).
Графические фильтры дополнены модулем импорта файлов PSD. Неплохая новость, поскольку это вполне ожидаемое нововведение устраняет необходимость преобразовывать PSD в TIFF перед импортом, существенно экономя время и место на диске. Прозрачность PSD и файлов Illustrator не поддерживается.
К уже ставшей привычной для пользователей палитре библиотеки Library (почему-то ею, как правило, мало кто пользуется), позволяющей каталогизировать различные объекты полос PageMaker и их группы (текст, линии, фигуры и импортированную графику с учетом их форматирования), добавилась Палитра Изображений.
Эта новая палитра (Pictures) представляет собой встроенную программу (некий аналог ACDSee или Thumbnails) для просмотра миниатюр вашей графики, которую вы можете поместить методом drug-and-drop непосредственно на полосу вашего документа, и для управления вашими цифровыми архивами. Вы можете создать свои галереи (категории), объединив в них иллюстрации, связанные с текущей работой. Физически файлы, естественно, останутся в тех же каталогах, где и были. Но расширение Bondi (предназначенное, правда, для QuarkXPress; см. КомпьюАрт № 6, 2001) впечатляет гораздо больше.
Опции отображения позволяют выбрать только Clipart (файлы в форматах wmf, eps, ai, pcx), или Images (jpg, gif, tif, bmp), или All Types (psd и файлы прочих графических форматов, доступные для импорта в PageMaker).
Вы можете, так же как в Photoshop, задать размер отображения миниатюр, переместить файлы из категории в категорию или исключить их из библиотеки.
Кроме того, хорошо организован поиск изображений по ключевым словам и описанию. Аналогично палитре Pictures организована и библиотека шаблонов — вы можете наглядно хранить и выбирать свои повторно используемые шаблоны для разных типов публикаций и макетов. Вообще говоря, при внимательном изучении и творческом подходе к библиотеке шаблонов выясняется, что она способна принести существенную пользу. Вот если бы еще это были не анонимные макеты, а «скелеты» полос и разделов ведущих западных изданий — этакий мастер-класс монстров издательского бизнеса для новичков.
Легкий способ печати переменных данных
Как уже говорилось, в новой PageMaker реализована функция печати переменных данных.
До последнего времени подобный фокус можно было выполнить лишь при помощи специализированных программ, таких как PrintShop Mail, позволяющая, например, использовать в качестве переменных данных текст и графику и готовить макеты в PageMaker, Quark-XPress или Word.
Подобная возможность была реализована в CorelDRAW командой Print Merge. Сorel не плодит новые страницы для каждого макета, и генерирует их непосредственно перед посылкой на принтер, подставляя необходимые переменные данные.
В Microsoft Word опция Merge позволяет подгружать данные из Excel и текстовых файлов, формируя многостраничные документы. Таким образом, для печати 500 именных приглашений программа создаст документ из 500 страниц. Похожий (не очень эффективный, поскольку не использует возможности оптимизации, заложенные в PostScript) способ использует PageMaker.
Допустим, у вас есть база данных ваших клиентов и вам необходимо срочно подготовить и распечатать для рассылки с курьером пригласительные билеты на открывающуюся послезавтра выставку. Что делать?
После создания мастер-страницы, содержащей общие элементы (логотипы, рамки и пр.), сохраняете информацию из базы данных в формате *.csv или как текст разделителями, и с помощью палитры Data Merge открываете информацию в PageMaker. К примеру, ваш файл содержит записи о 250 ваших клиентах, содержащие помимо требующейся вам информации и фотографий массу служебных деталей. Для вашей работы вы можете выбрать из палитры только необходимые поля (имя, должность, фото) и перенести в вашу публикацию.
Затем задаете размер, расположение и параметры форматирования текста. После этого запускаете подгрузку данных и в появившемся диалоговом окне указываете диапазон обрабатываемых записей, количество пригласительных билетов на лист и их взаиморасположение. Далее PageMaker 7 закачивает указанные данные, создавая новые страницы.
Итак, с выпуском новой версии этого популярного пакета печать переменных данных стала доступна в виде стандартной опции пакета верстки (в QuarkXPress эта функция может быть реализована при помощи ряда дополнительных расширений) и, надо полагать, найдет немало своих сторонников в офисах и печатных салонах.
Предварительный вывод, который можно сделть после недолгого тестирования пакета в ходе черновой верстки настоящего материала: ничего принципиально нового.
Пакет стабилен, что неудивительно — код выверен годами, и практически не изменился. При открытии нескольких палитр возникает некоторая захламленность экрана, хотя горячие клавиши помогают управиться и с этим. Строчки с разделителями импортируются, и даже можно переходить к определенной записи (если серьезно, то поддержка ODBC, пожалуй, самое существенное обновление пакета). А теперь перейдем к гораздо более интересному — к InDesign.
С момента выхода пакета в 1999 году КомпьюАрт следил за развитием и этой программы, вызвавшей массу дискуссий и споров (№ 6, 99; № 6 и 9’2000; № 7’2001). Чтобы по возможности избежать повторений, в данной статье мы отметим только принципиально важные особенности технологий, реализованных в Adobe InDesign.
Пакет в перспективе
InDesign стал первой программой Adobe, в которой была применена графическая архитектура, разработанная для Acrobat 4.0, — Adobe Graphics Manager. AGM базируется на технологии Display PostScript и отвечает за отображение шрифтов и PostScript-объектов на экране. InDesign использует для отображения на экране ту же PostScript-информацию, что и для печати, экранные версии импортируемых изображений создаются в процессе импорта автоматически.
Используя собственный обработчик Unicode-шрифтов и поддерживая формат OpenTypе, AGM также решает проблемы со шрифтами, возникающие при работе в межплатформенной (Windows и Macintosh) среде (подробнее см. КомпьюАрт №7, 2001).
Благодаря последовательно проводимой Adobe политике построения собственной независимой от среды «издательской платформы» и существенному влиянию компании на рынке профессионального издательского программного обеспечения, рост популярности InDesign приведет к тому, что формат OpenType станет фактическим стандартом.
Вторая составляющая далеко идущих планов Adobe состоит в том InDesign и InCopy станут частью большой «издательской платформы» под названием InScope, о которой КомпьюАрт, в лице вашего покорного слуги, также уже писал. Подробнее на сайте проекта http://ns.adobe.com/InScope.
InCopy, так же как и InDesign, поддерживает протокол управления данными WebDAV (Web Distributed Authoring and Versioning), который служит основой редакционной системы InScope.
Как инструмент для редактирования и подгонки материалов InCopy обеспечивает все необходимые функции текстового редактора плюс возможность просмотра сверстанной полосы, а также поддерживает тот же механизм композиции текста, что и InDesign. Таким образом, Adobe предоставляет в пользование редакциям законченное технологическое решение для звена «редакция-верстка», аналогичное связке QuarkXPress —QuarkCopyDesk. Дальнейшее развитие системы во многом зависит, по всей видимости, от интеграторов, одним из которых стал известный производитель расширений для QuarkXPress компания MEI (http://www.maned.com/).
Возможности расширения
Сторонние разработчики могут расширить возможности InDesign, написав дополнения к программе, которые приспособят пакет для выполнения специфических задач. Архитектура API InDesign позволяет дополнениям к программе связываться друг с другом. По заявлению Adobe, более 90% функциональных возможностей InDesign открыты для усовершенствования и почти 80% из них могут быть реализованы при помощи средств AppleScript или Visual Basic.
Как говорит один мой знакомый разработчик, InDesign — это такой пакет, который можно поставить в любую позицию и заставить его делать то, что вам необходимо.
Конечно, необходимо время, чтобы InDesign сравнялся по количеству дополнительных модулей с QuarkXPress одним из первых пакетов, в котором был применен модульный принцип построения — но число разработчиков, «расширяющих» InDesign, растет с каждым днем. Virginia Systems выпустила систему построения алфавитных указателей и оглавлений, ALAP конвертирует свои популярные инструменты ShadowCaster и XPertTools, PoWrTools, естественно, предлагает плагин для создания таблиц, а ManEd по обыкновению пытается упростить жизнь больших редакций посредством своего нового инструмента TruEdit.
В первом приближении, или Правильное редактирование!
Все мы приблизительно представляем, как протекает процесс в большинстве издательств. Или текст пишется в заказанный объем — неплохое правило, железно соблюдаемое только представителями старой школы, имеющих опыт печати железным же набором, или...
Журналист пишет текст, редактор его правит, потом текст заливается на страницы, и затем, как правило, возвращаются на дополнительное редактирование. Передавая сверстанный файл для правки, дизайнер ждет, пока будет выполнено редактирование, и только после этого дизайнер продолжит работу над полосой. И так может повторяться до бесконечности.
Зачастую оказывается, что текст опять необходимо сокращать или переверстывать — крайне неэффективный процесс.
TruEdit предельно сжимает цикл редактирования, делая ваши материалы готовыми для издания в различных средах скорее, чем когда-либо.
Используя TruEdit с InCopy и InDesign, конечное редактирование может быть сделано прежде, чем завершено форматирование страниц. Используя GoLive или любой другой HTML-редактор, вы можете не ждать, пока полосы будут сверстаны, поскольку InCopy может экспортировать текст непосредственно в HTML-формат.
Используя InCopy, авторы и редакторы, получают наконец инструментальные средства, созданные специально для издательских задач, которые позволяют им, например:
- редактировать страницы в режиме WYSIWYG, или работать с текстом в текстовом режиме для подсчета строк слов или символов;
- подключать примечания к документам, видимые и в InCopy и InDesign, что улучшает связь между отделами редакции;
- назначать цвета для каждого редактора, чтобы можно было легко отследить вносимые изменения.
TruEdit освобождает вашу продукцию от необходимости последовательной обработки, повышая эффективность работы редакции в целом.
Текстовые композиции в InCopy и InDesign, как уже говорилось, идентичны, поскольку идентичны сами движки — нет никакой эмуляции. Так, прерывания строк и переносы в итоговом документе будут теми же, что вы видите при редактировании ваших статей в InCopy. Что это дает? Например, дизайнер может выгнать различные текстовые элементы статьи разным редакторам, так что в одно и то же время один редактор будет сокращать обзор и вносить текстовые выделения, другой — править стилистику врезки, а третий — работать с заголовочным блоком (заголовок, подзаголовок, вводка).
Хотите, чтобы дизайнеры сверстали полосы прежде, чем редакторы наполнят их содержанием? Без проблем. Дизайнер может создать формат в InDesign с связанными текстовыми фреймами, выбрать пустые текстовые фреймы, и затем экспортировать полосу в InCopy. Или, например, дизайнеры могут залить сырую рукопись, прежде чем редакторы начнут над ней работать, а затем экспортировать страницу для InCopy.
Все файлы, необходимые для формирования страницы, — текст, графика, все, что вам нужно, — появляется в упорядоченном виде в папках палитры в каждом из приложений.
TruEdit также отслеживает файлы, которые были скорректированы, и всякий раз предупреждает пользователей InCopy и InDesign, что дизайн или редакционное содержание для документа, на который они ссылаются, были изменены.
Дизайнеры и редакторы могут теперь работать в тандеме. TruEdit соединяет мощность InDesign и InCopy для совмеcтного эффективного управления и производства ваших изданий.
Эта связность означает, что TruEdit позволяет вам не закрывать файл верстки всякий раз, когда необходимо редактировать текст.
С TruEdit все участники рабочего процесса имеют доступ к той части страницы, за которую они ответственны.
Несомненный плюс — в отличие от ряда специализированных систем, TruEdit работает с вашим уже существующим сервером и не требует вложений в новые серверные системы и базы данных, как, например, в случае QPS. Забавная деталь (иногда Acrobat «выдает» своих пользователей) — документация по TruEdit c «индизайновскими» скриншотами сверстана в XPress. Помнится, мне попалось в руки руководство по скриптингу в InDesign, сверстанное, как ни странно, в FrameMaker. Зря похвалил PageMaker — к моменту завершения статьи стала исчезать нижняя панель прокрутки — та, где расположены миниатюры перехода на страницы документа. Помогает перезапуск пакета, но ненадолго.
В ряде источников отмечается, что к концу этого года должен выйти InDesign 2.0. Но скорее всего, это произойдет не ранее появления QuarkXPress 5.0. А пока у нас есть возможность изучить уже существующие плагины к «адобовскому флагману» и основы макропрограммирования (скриптинга) в среде InDesign. Я думаю, что можно назвать продукт со столь продуманной архитектурой вполне можно назвать средой, равно как и интерфейсом к языку описания страниц PostScript. До следующего номера.
КомпьюАрт 9'2001