КомпьюАрт

9 - 2001

Цифровая цветопроба: что нового?

Михаил Лагутин
менеджер по продукции компании «Ксерокс (Россия и СНГ)»

В настоящее время практически всегда для дизайна и верстки используются компьютеры. На первый взгляд возникающая при этом проблема некорректной цветопередачи не столь существенна, однако те, кто хоть раз сталкивался с ней, пусть даже при печати на настольном принтере, наверняка задумывались над причинами этой проблемы и способами ее решения. Чем объясняется несоответствие изображения на экране и на принтере? Неправильно настроен монитор? Мало тонера или чернил в принтере? Принтер перегрелся? Некачественная бумага? Такие вопросы задают многие, а некоторые непрофессиональные дизайнеры, к сожалению, даже и не подозревают о существовании проблемы как таковой.

А суть всех осложнений с цветом, возникающих как при работе с настольными принтерами и мониторами, так и с высокопроизводительными офсетными прессами, состоит в том, что устройства воспроизведения цветного изображения основаны на различных технологиях. Так, мониторы используют трехлучевую трубку, а для кодирования цвета — аддитивное трехцветное пространство RGB (в сумме цвета дают белый цвет). Цветные струйные и лазерные принтеры обычно используют четыре стандартных цвета — голубой, малиновый, желтый, черный, комбинации которых позволяют получить любой цвет. Для кодирования цвета в печатных устройствах применяется субтрактивное четырехцветное пространство CMYK (в сумме цвета дают черный цвет или «вычитают» из спектра отраженного света определенные цветовые составляющие). Профессиональные системы печати (офсетые прессы) также используют цветовое простанство CMYK, однако позволяют добавлять к смесевым цветам планшетные цвета, которые сложно или вообще невозможно получить путем смешивания четырех основных цветов.

Кроме того, различаются также и спектры воспроизводимых устройством цветов (gamut), причем это касается даже одинаковых устройств. Например, два цветных лазерных принтера от разных производителей используют чернила неодинакового состава, что в конечном итоге сказывается на диапазоне воспроизводимых цветов.

Отчасти эту проблему решают системы управления цветом. Подобные системы (самый известный пример — Apple ColorSync) посредством специальных аппаратных и программных средств масштабируют цветовое пространство исходного устройства в цветовое пространство конечного устройства. Для того чтобы правильно провести масштабирование, система использует так называемые цветовые профили (color profiles) устройств, где описывается их цветовое поведение. Системы управления цветом позволяют получить предсказуемый результат на любом участке процесса, однако в некоторых случаях этого недостаточно. Внести изменения в уже подготовленный к печати тираж — слишком дорогое удовольствие! Тогда на помощь прихоодят системы цветопробы, которые позволяют печатнику увидеть замысел дизайнера, дизайнеру — оценить, как будет выглядеть его задумка на бумаге с учетом особенностей устройства вывода, а в некоторых случаях и материала для печати. Цветопроба — это изображение, получаемое на специальном устройстве (в простейшем случае на принтере) и предназначенное для контроля соответствия цветного изображения замыслу дизайнера до печати на высокотиражном оборудовании. Хотя по цветопробе можно отслеживать и другие параметры, например треппинг или муар, все-таки основной ее задачей является контроль воспроизведения цвета.

Наиболее достоверная цветопроба делается на конечных стадиях подготовки к печати материала, однако целесообразно иметь цветопробы и на промежуточных этапах подготовки к печати, так как это часто позволяет выявить ошибку на самых ранних стадиях и внести дополнительные коррективы. Такая проба называется концептуальной (Concept Proof) и, как правило, делается на обычном лазерном принтере. Ее задача — не показать реальные цвета (что для обычного принтера практически невыполнимо), а только отобразить общую концепцию. По такому отпечатку дизайнер может оценить взаимное расположение элементов и общее цветовое решение.

Делая экранную цветопробу, о цвете судят по изображению на экране компьютера. Для этого пригодны только профессиональные мониторы (например, Barco). Поскольку качество цветопередачи сильно зависит от внешнего освещения (наиболее достоверные цвета получаются при полном отсутствии освещения), то подобная цветопроба предназначается для того, чтобы получить визуальное представление о соответствии изображения на экране и офсетного отпечатка, и вряд ли может служить реальной цветопробой.

Другой вид цветопробы — аналоговая цветопроба, которая делается обычно с использованием готовых пленок и необходима на финальной стадии процесса подготовки макета. Примеры устройств для изготовления аналоговой цветопробы — Dupont Chromalin, Imation MatchРrint. Неоспоримое достоинство этого вида цветопроб — технологическое сходство с офсетной печатью, что позволяет получить самые достоверные цвета и одновременно проверить качество вывода фотоформ. Системы аналоговой цветопробы могут также использовать для печати дополнительные планшетные цвета. Самый существенный недостаток аналоговой цветопробы — высокая цена отпечатка, иногда достигающая десятков долларов. Другие недостатки — сложность и невысокая оперативность технологического процесса, поэтому, как правило, она делается лишь в самых ответственных случаях. К разновидностям аналоговой пробы можно также отнести и офсетную пробу — печать небольшого тиража для проверки правильности цветопередачи и качества вывода. Такая цветопроба может показать все особенности печати, так как выполняется на той же самой машине, которая предназначается для тиража, однако стоимость этой пробы при необходимости внесения корректив также чрезвычайно высока.

Всего несколько лет назад для цветопробы применялись только аналоговые системы. Однако с появлением недорогих цифровых систем полноцветной печати, а также с повсеместным внедрением компьютерных технологий, цифровая цветопроба стала более распространенной, а в некоторых случаях использование аналоговой цветопробы и вовсе неоправданно (например, в системах без изготовления фотоформ — CTP). В качестве устройств для получения цифровой цветопробы в настоящее время служат разнообразные виды принтеров: струйные, лазерные, сублимационные и твердочернильные. Целесообразность применения того или иного устройства для получения цветопробы определяется диапазоном воспроизводимых цветов: цветовой охват принтера должен быть как минимум равен охвату конечного печатного устройства (обычно — офсетному прессу), чего большинство принтеров дать не могут. Для профессиональной цифровой цветопробы используются специальные принтеры, наиболее известные из которых: Imation Rainbow, Iris Realist. Эти устройства используют разную технологию печати, но необходимый атрибут для них — растровый процессор, который преобразует исходную компьютерную верстку (обычно это PostScript-файл) в «битовую карту» (Bitmap) для вывода на печать. Не менее важной задачей растрового процессора является масштабирование цветового пространства устройства в цветовое пространство пресса. Чем качественнее выполняется этот процесс, тем точнее попадание в цвет. Достоинства цифровой цветопробы — небольшая стоимость отпечатка и оперативность. Недостатки же определяются технологией печати: для струйных аппаратов — невысокая четкость получаемого изображения, для сублимационных — невозможность использования обычной бумаги, для лазерных — низкое качество передачи истинного цвета.

Последние разработки компании Xerox в области полноцветной лазерной печати позволили получить системы, цветовой охват которых нисколько не уступает современным офсетным прессам. Это дало возможность использовать их в качестве устройства вывода цифровой цветопробы. В августе 2000 года корпорации Xerox и Imation объявили о своих планах по совместному созданию системы для цифровой цветопробы. Через год на рынке появилось мощное решение, созданное на базе растрового процессора Imation MatchPrint Server и системы печати Xerox DocuColor 12. Алгоритм работы достаточно прост. Растровый процессор Imation MatchPrint получает готовые работы по компьютерной сети, выполняет необходимые корректировки цвета с учетом заданных режимов печати и ICC-профилей, производит растрирование файла и передает данные на систему печати DocuColor 12. Уникальные возможности растрового процессора Imation по растрированию и цветокоррекции позволяют использовать весь потенциал аппарата Xerox DocuColor 12. Бумага Xerox Laser Proofing Paper, специально разработанная для цветопробы, позволяет выполнять цветопробу MatchPrint с наивысшим качеством и наилучшим попаданием в цвет.

Компания Imation уже давно работает на рынке устройств для цифровой цветопробы и является признанным лидером. Известны разработки Imation для струйных и лазерных аппаратов других производителей. Существующие системы не лишены недостатков: получаемые цвета слишком контрастны или темны, процесс калибровки устройства сложный, нет возможности печатать на широком спектре материалов и т.п.

Совместное решение компаний Xerox и Imation использует современную технологию лазерной полноцветной печати, которая позволяет получать высококачественную цветопробу быстрее (для получения пробы требуется не более 20 секунд) и дешевле, чем другие устройства. Новый растровый процессор Imation MatchРrint Server для аппаратов семейства DocuColor 12 разработан специально для имитации профессиональной цветопробы MatchPrint. Управление цветом осуществляется запатентованным алгоритмом Color Fidelity Module. Точная перадача планшетных цветов гарантируется сертификатом Pantone.

Растровый процессор Imation MatchPrint Server для Xerox DocuColor 12 — это:

  • запатентованная система управления цветом Imation Color Fidelity Module и соответствие стандарту цветопробы MatсhPrint;
  • запатентованная технология калибровки Imation Color Locking Technology;
  • технология Spectral Profiling — возможность автоматического построения цветовых профилей с использованием отпечатка устройства вывода;
  • предварительный просмотр готовых к печати файлов;
  • поддержка до 16 цветовых каналов (включая основные цвета CMYK);
  • встроенные библиотеки цветов Pantone и Imation MatchPrint;
  • средства создания пользовательских цветовых библиотек;
  • процессор 733 МГц, оперативная память 512 Мбайт, два жестких диска по 9 Гбайт;
  • одновременно происходящие растровая обработка, прием файлов по сети и печать;
  • истинный интерпретатор Adobe PostScript 3;
  • поддержка стандартных цветовых профилей ICC и сертификат Pantone;
  • поддержка форматов PDF, TIFF, EPS, Scitex CT, Photoshop PSD, PostScript;
  • имитация профессиональной цветопробы MatchPrint, европейских, японских и американских офсетных стандартов; автоматическое цветоделение RGB и смешанных (RGB/CMYK) форматов файлов;
  • поддержка всех стандартных режимов печати аппарата DocuColor 12: двусторонняя печать, автоматический выбор бумаги, финишная обработка, электронная сортировка, калибровка с помощью встроенного сканера;
  • управляющая операционная система Windows NT — удобство и легкость работы.

Система полноцветной лазерной печати Xerox DocuColor 12 была разработана японским подразделением компании Fuji Xerox. Она способна воспроизводить до 12,5 цветных или до 50 черно-белых отпечатков формата А4 в минуту. Высочайшее качество, автоматическая безлотковая двусторонняя печать, система автокалибровки и слежения за качеством отпечатков, возможность печати на бумаге плотностью от 60 до 250 г/м2, а также на специальных материалах (прозрачных пленках, наклейках). Xerox DocuColor 12 стандартно оснащается четырьмя лотками для подачи бумаги форматов от А5 (105×148 мм) до А3 (297×420 мм). Общая емкость лотков составляет 2150 листов (рассчитана для бумаги плотностью 80 г/м2). Конструкция лотков позволяет печатать на бумаге плотностью до 128 г/м2. Для печати на более плотной бумаге, а также на специальных материалах Xerox DocuColor 12 оснащается многофункциональным, или обходным, лотком. Этот лоток позволяет подавать материалы плотностью до 250 г/м2 (для сравнения: 80 г/м2 — это обычная офисная бумага) и размером до 320×458 мм (формат SR-A3). Обходной лоток имеет микролифт, который подтягивает бумагу к роликам подачи, что практически исключает возможность пропуска подачи материала. Емкость обходного лотка составляет 100 листов (для бумаги плотностью 80 г/м2). Если стандартного запаса бумаги в 2250 листов недостаточно, имеется опциональный лоток большой емкости: 2000 листов для бумаги формата А4. Таким образом, при средней производительности в 750 отпечатков в час Xerox DocuColor 12 может работать без вмешательства оператора до пяти часов — необходимо только забирать готовый материал. Кроме того, внутренняя «начинка» аппарата практически исключает возможность застревания бумаги. Все это делает аппарат Xerox DocuColor 12 незаменимым как в профессиональных печатных салонах и дизайнерских бюро, так и в офисе, благодаря простоте эксплуатации и обслуживания. В настоящее время для профессионального использования компания Xerox предлагает две модели аппаратов семейства — DocuColor 12 (копир/принтер) и DocuColor 12LP (принтер). Для использования в офисе предлагается система копирования/печати с интегрированным растровым процессором — DCCS50.

Немаловажным достоинством решения является возможность использования аппарата Xerox DocuColor 12 с растровым процессором Imation MatchPrint Server не только для получения цифровой цветопробы, но и в качестве устройства для печати цветной малотиражной продукции. Это, естественно, расширяет область его применения и заметно отличает его от специальных устройств для цветопробы, которые предназначены только для определенных целей. Способность растрового процессора Imation MatchPrint Server работать в компьютерной сети позволяет отправлять на печать верстку непосредственно с рабочего места дизайнера — система будет работать так же, как обычный сетевой принтер.

Совместная разработка компаний Imation и Xerox позволила получить высокопроизводительную систему с превосходным качеством и, что немаловажно, пригодную для получения профессиональной цифровой цветопробы. За более подробной информацией просим обращаться в представительство Xerox по тел. (095) 956-4350 или через Интернет: http://www.xerox.ru/, http://www.imation.com/.

КомпьюАрт 9'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства