Компьютерный художник: Александр Прохоров
КомьпьюАРТ: Вы где-нибудь учились компьютерной графике?
Александр Прохоров: Я в детстве окончил художественную школу. Конечно, в то время о компьютерной графике и речи не было. После школы поступил в технический вуз и непосредственно в качестве дизайнера никогда не работал. Правда, рисование как хобби я не оставлял на протяжении всей жизни, и когда появилась возможность рисовать на компьютере, я очень этим увлекся.
КомьпьюАРТ: Таким образом, как профессиональный дизайнер вы нигде не работали?
А.П.: Практически нет. Хотя было достаточно много творческих проектов, в которых я участвовал как компьютерный художник. Я, например, принимал участие в создании целого ряда компьютерных игр. Когда я работал в московском представительстве Silicon Graphics как маркетинг-менеджер, мне приходилось сотрудничать с дизайнерами, руководить разработкой локального сайта, где, кстати, впервые экспонировались мои работы.
КомьпьюАРТ: Получается, что компьютерной графике вы не учились?
В Silicon Graphics мне приходилось общаться с компьютерными художниками, причем не только из России, но и, например, из Германии, однако это был, скорее, обмен опытом, а не учеба.
КомьпьюАРТ: Как вы рисуете свои картины? Вы начинаете создавать их сразу же в компьютере или сначала делаете наброски карандашом?
А.П.: Вы знаете, бывает по-разному. Чаще всего я начинаю придумывать картину и делаю первые наброски карандашом или ручкой, затем сканирую набросок, убираю лишние линии и начинаю править дальше, подбирать цветовую гамму. Преимущественно я пользуюсь программой Photoshop. Бывает, если композиция не очень сложна, я начинаю сразу рисовать мышью. Иногда, правда, случается и так, что я начинаю рисовать пастелью или гуашью, и если я не удовлетворен результатом, то, прежде чем выбросить рисунок, сканирую его, и порой мне удается добиться того, что не получилось на бумаге. Несколько раз приходилось реставрировать свои собственные рисунки — после того как на них порисовали дети.
КомьпьюАРТ: У вас очень интересная графика — я имею в виду ваши работы пером. В них виден почерк. Наверное, в компьютерной графике это исчезает. Вам не кажется, что, прибегая к компьютерной графике, вы обедняете свои рисунки — лишаете их почерка?
А.П.: Вы знаете, это давний спор. Убивает ли компьютерная графика ручную, и вообще — убивает ли появление такого инструмента, как компьютер, творчество, или наоборот — предоставляет художнику новые возможности. Я склоняюсь к тому, что справедлив второй вариант.
А потом каждое новое поколение изменяет инструменты, в том числе и художника, — это неизбежный процесс. Здесь можно проводить аналогии, например с киноискусством. Вначале было немое кино, и речь шла о том, что звуковое кино убивает немое. Потом появилось цветное кино, и стали говорить о том, что оно отрицает черно-белое, затем появились компьютерные эффекты, и послышались сетования на то, что современное кино, насыщенное компьютерной графикой, отрицает игровое. На самом деле кино как жанр живет и процветает, и сегодня в распоряжении режиссера гораздо более мощный инструментарий, чем 30 лет назад.
КомьпьюАРТ: Но, согласитесь: одно дело рисовать с натуры — для этого нужно мастерство, и совсем другое дело, когда вы берете фото, сканируете, накладываете несколько фильтров и затем говорите, что это портрет, написанный маслом.
А.П.: Ваш пример, скорее, свидетельствует о том, что по мере развития техники легче обманывать зрителя. Впрочем, и это не вполне справедливо. Все дело в том, что зритель тоже меняется с развитием техники. Сегодня зритель прекрасно представляет технические возможности и воспринимает художника совсем с других позиций, делая совсем другие акценты. Зритель в любую эпоху оценивает именно степень творческого мастерства и новаторство в произведении. Если 200 лет назад в картине художника ценилось умение копировать природу, то сегодня, в период расцвета фотографии и всевозможных средств электронного копирования, термин «фотографичность» почти утратил позитивный смысл и приобрел, скорее, негативное звучание.
Следует также отметить, что в оценке произведения всегда присутствует элемент сравнения. Вот более яркий пример: двое написали компьютерную программку, которая рисует языки пламени на экране. Один уместил этот код, условно говоря, в 30 байт, а другой — в 100 килобайт. Творением первого восхищаются, а второе никого не удивляет. Потому что так может каждый.
КомьпьюАРТ: По-вашему получается, что написать программу, значит, создать произведение путем написания кода?
А.П.: В принципе, совершенно верно. Компьютерный художник может пользоваться компьютерной кистью (как в том же Photoshop или в Fractal Paint), может моделировать трехмерные модели, определять текстуры поверхностей, и потом давать компьютеру команду просчитать ход лучей и получить изображение (как, например, происходит в программе 3DMAX), а может быть третий вариант — когда вы пишите программу на одном из языков программирования и получаете определенное статическое или динамическое изображение.
Я, например, был знаком с одним канадским художником, который подбирал формулы различных поверхностей, а затем, используя раскаленную нить, вырезал из пенопласта на станке с ЧПУ свои «скульптуры» и отливал их из бронзы. Конечно, творчество в этом случае весьма опосредованно, но в конечном счете подбором формы занимался именно он, автор.
КомьпьюАРТ: Ваши работы где-нибудь экспонировались?
А.П.: В 1997 году у нас была такая телепередача — «Виртуальный мир», которую вела компания BS Graphics в сотрудничестве с Silicon Graphics. В одной из передач, посвященных компьютерной графике, экспонировались мои работы. В 2000 году у меня состоялась персональная выставка в городе Черноголовке.
Мне удалось поучаствовать в оформлении нескольких книг; кстати, недавно мне представилась возможность иллюстрировать свою собственную книгу.
КомьпьюАРТ: А о чем ваша книга?
А.П.: Это сборник моих рассказов, написанных в разное время в течение последних двадцати лет. Надеюсь, мне удалось подчеркнуть своими рисунками настроение, которое, как мне кажется, должна передавать эта книга.
КомпьюАрт 9'2002