КомпьюАрт

9 - 2002

Сервис в полиграфии — это качество товара

Александр Шмаков

Сегодня наши издатели размещают заказы за рубежом на сотни миллионов долларов в год,
а отечественная полиграфическая база лишается рыночных источников для развития и технического перевооружения. 

Из выступления Президента РФ В.В.Путина на Общероссийской конференции «Индустрия СМИ: направления реформ»

Почему многие работают с западными полиграфистами

Консерватизм и новации препресс-бюро

Сервис транспортировки данных

Рынок программного обеспечения

Цветопроба и сквозная калибровка

Доступность сервиса

Размышления практика

Сервисное программное обеспечение и консалтинг

Движение в сторону свободных ниш

Менеджмент по-русски?

Дефицит специализированной литературы

Проблема квалифицированных кадров

Обладатели награды GATF Intertech Technology за 2002 год

Купи слона, или скептическая экономика рынка печатных машин

С 17 по 18 сентября 2002 года в Санкт-Петербурге пройдет Всероссийский конгресс полиграфистов

Коснувшись такой необъятной темы, как сервис в препрессе и полиграфии, мы попробуем рассмотреть некоторые из существующих проблем и возможные пути их решения.

Сервис для заказчиков полиграфической продукции напрямую зависит от сервиса в среде игроков рынка, который, с некоторыми оговорками, можно обозначить аббревиатурой B2B («бизнес для бизнеса»).

Покажем это на простом примере. Если типография не может купить бумагу в субботу (а это известный факт) или, скажем, 31 декабря вечером — это проблема.

Значит, должно появиться некое конкурентное предложение. например это может быть, условно говоря, брокер, у которого имеется страхующий запас материалов, доступный все 365 дней в году и 24 часа в сутки, или несколько таких посредников.

Почему многие работают с западными полиграфистами

Можно пересчитать по пальцам типографии, в том числе в Москве и Петербурге, сотрудники которых готовы внятно и четко ответить на вопрос, какие профили стоит использовать при заказе печати, а тем более предоставить эти профили. Негативная реакция отечественных полиграфистов на отток части заказов за рубеж, например в Финляндию, общеизвестна. Действительно, хорошего в этом мало, но если рассматривать не ценовой вопрос, а только технологический, то следует отметить, что практически любая финская типография предоставляет клиенту профили и работает над профилированием каждого заказа. Вследствие этого имееися возможность зафиксировать ответственность в контракте на объективных основаниях.

Таким образом, если обобщить все вышесказанное, можно назвать определенные проблемы в работе технологического звена отечественных типографий. Иначе говоря, либо технологи не готовы внедрять современные технологии, либо их останавливает цена решения. Хотя нужно учесть, что цена, которую придется заплатить в результате сорванного заказа, не сопоставима со стоимостью внедрения технологий стабильной цветопередачи.

В последнее время редко можно услышать, чтобы заказы на листовую печать размещались за рубежом (альбомная продукция, периодика — другое дело), то есть рост качества листового офсета у нас опережает рост качества ротационной печати. Но нельзя недооценивать и прихода западных корпораций на наш рынок печати.

В начало В начало

Консерватизм и новации препресс-бюро

Нельзя не отметить недостаток информационного сервиса для препресс-бюро. Обратите внимание, что представляют собой сайты многих организаций, предлагающих услуги фотовывода: адрес, телефон, драйвер фотонабора. Таким образом, от функции продвижения и установления технологических стандартов большинство препресс-бюро отстраняется. Также общеизвестна негибкость многих фотовыводных бюро. Например, не принимаются файлы в определенных форматах: PDF, InDesign или уже пресловутый СorelDRAW. Это может быть связано с тем, что на российском рынке практически нулевое предложение издательского консалтинга. Так, отсутствуют сервис доводки технологического процесса, интеграции определенных приложений под конкретные задачи заказчика, например издательства или рекламного агентства, и сопряжение этих процессов с типографиями и препресс-бюро.

То, что предлагают «акулы бизнеса», — это общие решения, и зачастую даже при установке системы «под ключ» они не предусматривают доводки под реальный технологический процесс.

В начало В начало

Сервис транспортировки данных

Лет десять назад мы с трудом могли себе представить, что макеты для изготовления форм будут передаваться не только на электронных носителях, но и по Интернету.

Такой способ транспорта данных стал возможен, с одной стороны, благодаря появлению и развитию технологий PDF а, с другой стороны, связан с распространением широкополосных линий.

В настоящее время Интернет можно назвать одним из самых эффективных способов доставки данных, в частности, на фотовывод. Безусловно, ситуация с высокоскоростным Интернетом является сдерживающим фактором. Довольно часто региональные компании посылают файлы на вывод в крупные центры, потому что там он значительно дешевле, но они не могут себе позволить отправлять их по диалапному соединению. Логичным было бы предоставление услуги по транспорту файлов в рамках региональной приемной.

В начало В начало

Рынок программного обеспечения

Вместе с тем, говоря о сервисе, необходимо рассматривать всю цепочку прохождения полиграфического заказа. То, что не принимаются файлы в определенных форматах, помимо косности, может быть связано с тем, что даже перспективные инновации у нас внедряются недостаточно быстро.

Если препресс-студия выступает в качестве профессионального связующего звена между заказчиком и типографией, то никакого ограничения по принимаемым форматам, на мой взгляд, быть не должно.

Другое дело, что для этого необходимо приобрести по копии каждого из наиболее популярных издательских и иллюстративных пакетов, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на развитие рынка поставщиков программных решений для полиграфии, издательств и препресса.

Возможно, ситуацию могло бы изменить снижение цен на издательские лицензионные продукты, поставляемые в России, или, например, внедрение схем лизинга при покупке программного обеспечения, подобных тем, которые реализуются при покупке техники.

В начало В начало

Цветопроба и сквозная калибровка

необходимо также вспомнить о цветопробе. Безусловно, цветопроба должна зависеть от условий реального печатного процесса. Только с учетом характеристик печатной машины, красок, бумаги при изготовлении пробы можно надеяться на то, что она станет эталоном, на который можно будет сослаться в контракте. В противном случае, если оборудование не откалибровано под конкретные процессы, она только вносит еще большую неразбериху.

Далее, если, как мы только что выяснили, типография вполне может позволить себе приобрести измерительное и калибровочное оборудование, соответствующее специализированное программное обеспечение и содержать в штате специалиста, то далеко не каждое издательство будет в состоянии пойти на такие расходы.

Итак, каким же может быть решение? Известны случаи, когда издательство, понимая свою несостоятельность в этом вопросе, но осознавая необходимость калибровки, пытается заказать услуги по сквозной калибровке технологического процесса у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией. Но такого рода услугу должен предлагать интегратор, который, «строя профиль», выступает технологическим посредником между издательством (рекламным агентством, дизайн-студией) с одной стороны и препресс-бюро и типографией — с другой.

И здесь также открывается широкое поле для деятельности как консалтинговых организаций, так и интеграторов. В первом случае заказчик получает набор рекомендаций по внедрению технологических решений и свободу пользования ими, во втором случае — покупает определенную услугу всякий раз, когда возникает необходимость коррекции в техпроцессе.

В начало В начало

Доступность сервиса

Принцип доступности, кроме непосредственных доходов в виде дополнительно реализованных товаров, приносит фирме и определенное реноме. Если вы знаете, что можете получить необходимый товар или сервис в любое удобное для вас время, вы вряд ли станете обращаться к другому поставщику без серьезных на то оснований. И цена в этом случае перестает быть решающим фактором.

Не заполнена ниша ремонта и сопровождения полиграфической и препресс-техники, особенно неновой. Сервис сопровождения и ремонта развит, работают бригады механиков, но, например, запустить в работу технику, поставленную до 1991 года, бывает сложно: нет необходимого программного обеспечения, не хватает поддержки.

Если для «Ромайоров» поставку запчастей обеспечивает в Питере, например, «Полиграфмаш», то с фирменной техникой все не так просто. При этом следует понимать, что уровень сервиса для полиграфии в Москве намного выше, поэтому судить о положении в регионах по московским меркам будет несправедливо.

У «Хейдельберга» сервис — один из лучших, и нет разницы, где вы находитесь — в Москве, в Петербурге или в одном из регионов. Это дорого, но оправдано — техник подъезжает в течение часа-двух.

Конечно, есть предприятия, где все техпроцессы отлажены — например «Алмаз» или известная типография NFQ2Print, которая печатает гексахромом и стохастикой. У них стоят машины Shinohara, действует система климат-контроля: изменилась влажность или температура — тут же все будет восстановлено. На подобных предприятиях производство выстраивается по-западному.

В начало В начало

Размышления практика

Разговор с директором типографии «Любавич» Максимом Румянцевым мы начали с риторического вопроса: — а нужен ли сервис в такой нише, как рекламная полиграфия?

— Наверное, время, когда сервис в сфере полиграфических услуг из Золушки превратится в принцессу, еще не настало. Такие критерии, как оптимальное соотношение «цена/качество», четкое выполнение сроков и стабильность печати, остаются тремя китами, на которых основывается выбор заказчика. Но с каждым годом значение сервиса растет.

Если говорить о сервисе по-научному, то можно ли его отделить от таких факторов, как широкий ассортимент услуг, промоушен? Например, развитая послепечатная обработка дает расширение ассортимента, но в европейских типографиях она применяется по минимуму — все «навороты» делаются в специализированных мастерских. У нас же внутриотраслевая кооперация может дать серьезный сбой по срокам (особенно в декабре), поэтому владение собственной постпечатной техникой можно приравнять к гарантии обещанных сроков, а это уже практически сервис. Или, например, в летнее время мы предлагаем бесплатную фальцовку буклетов для рекламных агентств. Это сервис или рекламная акция?

— Как развивался сервис в вашей типографии за все время ее существования?

— Когда мы начинали в 1993 году, единственным сервисом была бесплатная доставка, которая сохранилась и до сих пор. Со временем значение этого вида сервиса уменьшилась. В те далекие годы мы печатали в основном бланочную продукцию, нашими заказчиками были предприятия госструктуры. Их снабженцев устраивало, когда с них снимали такую головную боль, как доставка.

Когда мы вышли на рынок рекламной полиграфии, то новые наши заказчики — рекламные агентства — готовы были сами ездить за продукцией — для них важнее была скидка. Но в последнее время ценность доставки растет. То же касается доставки бумаги. Если в начале 90-х годов было очевидным, что бумагу мы доставляли сами, то потом появилась платная доставка, которая сегодня стала бесплатной. Более того, я уже недоволен, когда мне привозят бумагу не в первой половине дня. В этом смысле компания «Берег» — вне конкуренции, работает блестяще. Но ее услуги стали одними из самых дорогих, что тоже естественно.

— Допечатная подготовка входит в список услуг, которые вы предоставляете клиентам?

— Типографии, занимающиеся производством упаковки и этикеток, делают дизайн бесплатно. Но этим они подрывают в какой-то мере рынок рекламных агентств и дизайн-студий. Мы такой услуги не предоставляем. Если предполагается большой тираж, то верстку и предпечатку мы можем сделать бесплатно (у нас есть свой отдел предпечатной подготовки), но полностью дизайн мы не делаем.

Сейчас у нас печатаются и периодические издания. Это связано с тем, что питерская ротация еще не может дать такого же качества, как, скажем, московская типография «Алмаз-Пресс».

В настоящее время наши основные заказчики — рекламные агентства. Они подчас экономят деньги на цветопробе. И цветопробу формата А6 мы всегда делаем бесплатно, летом предлагаем также бесплатную фальцовку. Предоставляя рекламному агентству цветопробу, мы даем заказчику возможность оценить, что он создал.

Вообще, один из самых важных видов сервиса — технологическая помощь. Ее аспекты слишком многочисленны, чтобы все их сейчас перечислять. Наша технологическая консультация позволяет избежать ошибок в пленках, неверного цветоделения, неверного спуска полос и т.д.

— Какие еще виды услуг можно отнести к сервису полиграфических предприятий?

— Технический кредит, работа без предоплаты, скорость оформления бухгалтерских документов, удобные месторасположение типографии и время приема заказов, быстрая калькуляция заказа, выезд менеджера по продажам к клиенту на фирму, упаковка тиража в термоусадочную пленку, возможность присутствия при печати. Есть и специфические виды сервиса, о которых в двух словах не расскажешь.

— Например?

— Тот же широкий ассортимент услуг. Чем больше заказов клиент может разместить в одной типографии, тем ему удобнее. Процесс расширения своих возможностей бесконечен, хотя, если очень растянуть послепечатную обработку, можно разориться, не заметив, как опустишься ниже точки безубыточности. Многие типографии уже встали на обратный путь — от универсализации к специализации. Мы пока еще пытаемся сделать диверсификацию на других рынках. Сейчас, помимо имеющихся у нас печатных машин, приобретаем двухкрасочный Heidelberg формата 70х100 см, купили биндер и трехсгибную фальцовку. Так что теперь, кроме плакатов, сможем печатать брошюры большего, чем делали раньше, объема и тиражности.

Другой вид сервиса имеет психологическую природу. У заказчиков еще остались опасения, касающиеся срыва сроков исполнения заказов или запоротого качества. Сейчас дела в питерской полиграфии обстоят значительно лучше, но фобии остались. Заказчикам очень важно ощущать, что в типографии есть человек, который лично отвечает именно за их заказ. Обычно этот человек — менеджер отдела приема заказов. И чем ближе этот менеджер к производству, тем спокойнее заказчику. Поэтому в новом здании (мы собираемся переехать в него в следующем году) производство и коммерческий отдел будут объединены под одной крышей.

— Фотонабор брать не собираетесь?

— Нет. Если покупать, то я предпочел был computer-to-plate. А фотонабор… можно будет в новом здании сдать помещение препресс-студии и выводить его по цене пленок.

В планах типографии также значится развитие партнерских отношений для предоставления клиентам услуги цифровой печати. Может быть, на новой площадке мы запустим и такой сервис.

Также мы ответим на требования наших заказчиков — рекламных агентств, предложив им печать большего формата после приобретения машины Heidelberg формата B1. Мы сможем печатать большие плакаты, тетради с одного листа.

– Расскажите, пожалуйста, о семинарах, которые вы проводите для сотрудников рекламных агентств?

– Есть крупные профессиональные рекламные агентства, есть средние, и мы заметили, что если дизайнеры еще как-то разбираются в технологии печатных процессов, то менеджеры по продажам — «плавают». И мы решили организовывать семинары по основам офсетной печати. Конечно, за два-три часа невозможно прочитать полный курс, но определенная польза от них есть. На этих семинарах мы распространяем свой мини-справочник, с помощью которого менеджер всегда может освежить полученные знания.

Мы проводим экскурсию по предприятию, потому что, как показывает практика, многие менеджеры, продающие полиграфическую продукцию, даже не видели печатных станков. И например, такой прибор, как денситометр, просто приводит их в восторг. Семинары проходят раз в месяц. С осени планируем проводить их два раза в месяц. Начнется вторая ступень, более технологическая, она уже может быть полезной и дизайнерам. Семинары — наша эксклюзивная услуга.

Также мы проводим круглые столы для топ-менеджеров рекламных агентств. Обсуждаем вопросы взаимодействия: типография — рекламное агентство — заказчик, чтобы выработать стиль, сервис, обсудить вопросы ценообразования, этические моменты. Было бы хорошо выработать некий кодекс, систему общепринятых правил.

– Вы издаете газету «Рекламная полиграфия», можно ли назвать эту акцию информационным сервисом или это способ продвижения?

– Это, скорее, хобби. Я когда-то был журналистом и с удовольствием бы им остался, если бы не надо было заниматься бизнесом. Вторая причина — хочется, чтобы рынок становился все более цивилизованным, поэтому еще одно специализированное информационное издание, доводящее профессиональную информацию и обмен мнениями, не помешает.

В начало В начало

Сервисное программное обеспечение и консалтинг

Начнем со второго. Предложение на рынке настолько велико, что опираться при выборе того или иного продукта только на собственный опыт и советы друзей становится неразумно. Какой выбрать фотонабор, печатную машину, ПО, где размещать заказы и как набрать специалистов? Это лишь начало бесконечной череды вопросов, с которой сталкивается любой руководящий работник в сфере печати, препресса или издательской деятельности.

Существует различное программное обеспечение для издательств и полиграфии, реализующее функции, позволяющие сохранить время и деньги. Большинство системных задач можно решить при помощи сервисного ПО. По аналогии с литературой можно сказать, что все ПО уже написано, а чего еще нет — пишется под заказ. Но предложение такого ПО на нашем рынке ограниченно.

Отчасти это связано с тем, что рынок не хочет принимать меньшие нормы прибыли, отчасти с тем, что фирма, продающая и ПО, и железо, делает акцент на последнем. В результате складывается ситуация, когда имеется железо на уровне приемлемых стандартов, а работают на нем приемами железного века. Пример? Ручной спуск полос в препресс-бюро, оборудованном, помимо всего прочего, фотонаборным автоматом Scitex Dolev. Или — отсутствие Pantone и денситометра. Иногда даже складывается впечатление, что некоторые участники издательского, препресс- и полиграфического рынка не читают специализированной прессы.

Решение проблемы — воспользоваться консалтинговыми услугами или самостоятельно изучать мировой рынок предлагаемых решений.

Иной раз грамотная консультация по любому из этих и других, связанных с «бумажным» бизнесом вопросов может стоить «целого зоопарка». То есть, может, стоить она будет и дешевле, но экономия может оказаться и больше.

Помните старый прием продавца — зачем я буду тебе говорить, сколько это стоит, если я заработаю в N раз больше на твоем незнании. К чему я все это говорю: самые известные издатели и полиграфисты в приватных беседах заявляют, что тот или иной приобретенный инструмент оказался неэффективным и был куплен только вследствие высокопрофессиональных маркетинговых действий продавца. Следовательно, консалтинговые услуги в области препресса, издательских технологий и полиграфии — логичный способ увеличения доходов.

В начало В начало

Движение в сторону свободных ниш

Одна из проблем, если ее можно так назвать, — неразвитость рынка. Под производство каталогов в ожидании спроса на печать подобного рода продукции закупались целые типографии. Но спрос на нее оказался небольшим, можно сказать, его практически нет, рынок не перерос за рамки черно-белых прайс-изданий.

В последнее время все больше газет переходит на цвет. Но дизайнеров почему-то мало интересует, что очередность наложения красок, скорее всего, будет — черная, красная, синяя, желтая, а вовсе не С, M, Y, K.

Или, например, возьмем рынок печати по требованию (Print-on-demand). Оборудование уже есть, специализированное программное обеспечение тоже. Предложений может быть масса, но почему-то эта технология у нас не востребована. Нынешние издатели и рекламодатели оставляют вне сферы своего внимания преимущества прямого маркетинга, реализуемого с использованием модели печати по требованию.

Во-первых, это крайне дешевый способ выхода на специализированную аудиторию. И во-вторых, например, для уже раскрученных изданий это способ дать вторую жизнь своим старым материалам, а для заинтересованного читателя — возможность отследить развитие той или иной технологии или, например, освещение той же темы сервиса в специализированных изданиях на протяжении последних десяти лет.

Для реализации этой модели достаточно принтера, доступного через Сеть, и программного обеспечения, позволяющего формировать издание. Возможны два варианта: клиент или загружает данные и распечатывает их на своем принтере, или заказывает печать через Сеть и получает твердую копию, содержащую необходимые ему материалы. Первый случай предполагает плату за содержание, во втором цена копии может выключать стоимость содержания. Технологически это можно реализовать при помощи e-Book или обычных PDF.

В начало В начало

Менеджмент по-русски?

Контроль над средствами производства необходим, но до сих пор вера в особый путь и надежда на авось приводят к недостаткам управления. Качество вполне достижимо при определенном уровне внимания. Казалось бы, все просто: планирование, подбор персонала, самоконтроль исполнителей, технологический контроль, бизнес-стратегия и оперативный контроль за всем вышеперечисленным. Но недостаток то ли воли, то ли творческого подхода к возникающим каждый день вызовам приводит к растущему кому проблем, а в результате — к снижению качества.

В начало В начало

Дефицит специализированной литературы

Вот уж, действительно, сапожник без сапог. Не хватает хорошей технической литературы по различным областям отечественной полиграфии — от препресса до печати, от дизайна до флексографии. Насыщен только рынок литературы по самым массовым приложениям в области настольного издательства. Да и они, как правило, пишутся для начинающих.

Можно отметить практически полное отсутствие узкоспециализированных изданий. То ли рынок у нас не дозрел, то ли по советской привычке денег жаль, но изданий, подобных продукции Seybold, у нас нет — можно найти либо универсальные отраслевые издания, либо корпоративные агитки. Да и последние мало напоминают маркетингово-технологические отчеты, какие готовит, например, Сreo, выявляя слабость PR-отделов отечественных поставщиков. Хотя достойные попытки есть: например PDF-журнал, выпускаемый HGS. Но издание одной (пусть и весьма уважаемой) компании всегда будет восприниматься (и, честно говоря, рискует стать) тенденциозным, преследующим преимущественно маркетинговые цели.

Некоторые профессионалы рынка считают, что с инициативой выпуска подобных изданий должны выступать независимые общественные профессиональные объединения. Но такие союзы в настоящее время либо слабы, либо предпочитают решать задачи политического и коммерческого характера и издания выпускают соответствующей направленности. Поддержать инициативу такого издания могла бы группа узкоспециализированных, неконкурирующих компаний, предлагающих лидирующие решения.

В начало В начало

Проблема квалифицированных кадров

Несмотря на то что учебные заведения ежегодно выпускают специалистов, квалифицированных кадров как не хватало, так и не хватает. Специалистов (ведущих) у нас можно пересчитать по пальцам, и все они, как правило, работают в лидирующих фирмах, которые их растили не год и не два. И чем уже область, тем грамотнее специалист — времена Леонардо прошли.

Спросите любого менеджера по персоналу или «охотника за головами». Вам скажут: высококвалифицированные кадры — руководители, технологи, печатники, дизайнеры — в дефиците. Естественно, возникает вопрос: почему в таком случае не создать специализированное кадровое агентство и сервис подбора кадров?

В рамках одной журнальной публикации сложно полностью осветить такую широкую тему, как сервис в полиграфии, издательском деле и препрессе, потому эти заметки носят тезисный характер. В статье был намечен круг идей, подчас спорных, но актуальных. Автор и редакция будут рады продолжить их обсуждение со всеми участниками рынка и заинтересованными лицами.

КомпьюАрт 9'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства