КомпьюАрт

9 - 2002

Сервис в полиграфии. Поставщики объединяются

Aлександр Шмаков

Уже второй год полиграфия — в числе наиболее успешных отраслей России. По данным Госкомстата, за первую половину 2002 года производство в России выросло на 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Полиграфия — на 4 месте (рост на 5,6%). По итогам 2001 года полиграфия занимала 2 место по темпам роста (25,4% в год). Эти цифры дают основание предполагать, что товары и сервисы, предлагаемые полиграфией, отвечают растущим потребностям других отраслей.

Продукция полиграфической отрасли вполне естественным образом одновременно выступает и в качестве товара, и в качестве сервиса. Примером товара, производимого полиграфическим предприятием, могут служить книги, журналы, газеты.

В качестве сервиса полиграфия выступает как часть рекламной и информационной отрасли, а также обслуживает заказы других бизнесов. Каждый раз, когда печатается листовка, плакат, пригласительный билет или буклет, можно считать, что речь идет о части сервиса, предоставляемого рекламодателю. И клиент становится все более требовательным: его уже не устроит сомнительный цвет, неточная обрезка или некачественное клеевое скрепление.

К тому же клиент больше не намерен тратить массу времени на ожидание расчета стоимости заказа и хочет знать, нельзя ли получить предварительный расчет на сайте типографии.

Этот процесс привел к тому, что для ведения внешних и внутренних расчетов стали разрабатываться специальные программы. Примером может служить универсальный программный комплекс, разрабатываемый по заказу компании «Гейдельберг СНГ».

В последнее время стали востребованы услуги, которые ранее специально оговаривались, например спуск полос, цветопроба на каждую полосу, спусковая цветопроба, выборочная лакировка, вырубка, персонализация, печать дополнительными цветами. Об увеличении спроса на различную отделку продукции косвенно свидетельствует и возросший интерес к послепечатному оборудованию, который отмечают поставщики.

Вместе с тем происходит передел технологических ниш рынка, вызванный продвижением новых технологий: широкоформатной цветопробы, СtP, цифровой печати и т.д. Так, Heidelberg перестраивает производственные линейки в соответствии с наметившейся тенденцией к сокращению объема рынка сканеров и фотонаборных аппаратов, чтобы предоставить клиентам компании наиболее актуальные и перспективные сервисы. По данным компании за 2001 год, наблюдалось сокращение рынка сканеров на 20%, а фотонаборных автоматов — на 30%. Эти же цифры приводит и компания Vantage Strategic Marketing, которая занимается исследованиями мирового полиграфического рынка. По ее информации, объем продаж фотовыводных устройств в 2001 году упал: в Северной Америке — на 44%, в Западной Европе — на 26% (по сравнению с 2000 годом).

В связи с этим Heidelberg провела оперативную реорганизацию данных направлений. Изменения в производственной программе Heidelberg направлены на корректировку программы выпуска допечатного оборудования и на развитие направления цифровой печати. В настоящее время количество реализованных Heidelberg цифровых печатных машин Nexpress приближается ко второй сотне.

По словам председателя правления директоров концерна Heidelberg г-н Б. Шрайера, своими действиями компания откликнулась на динамику и потребности рынка, сделав в области допечатного оборудования ставку на системы Computer-to-Plate и на развитие программного обеспечения для управления потоками работ.

Череда слияний, захвативших мир поставщиков решений для препресса и полиграфии в последние год-два, характерна и показательна для нашего времени. Крупные еще больше укрупняются. Сервис стремится к тому, чтобы интегрированно предоставить клиенту максимум услуг. Следствием этого и становятся покупки и слияния.

Цифровые слияния

Когда Hewlett-Packard приобретала Compaq, что привело к появлению крупнейшего в мире поставщика компьютеров, сделка широко обсуждалась. Но затем HP покупает Indigo и выходит на рынок цифровой полиграфии. Это событие осталось в тени, несмотря на то что вхождение в состав HP — для Indigo прекрасный шанс развить свои позиции и упрочить положение на рынке цифровых печатных машин.

Так же без шума прошла и сделка ENCAD—Kodak. Когда Eastman Kodak объявила о покупке компании ENCAD, сумма сделки оценивалась в 25 млн. долл. По заявлению руководства компании, данное поглощение проходило в рамках инициативы компании по укреплению своих позиций на так называемом рынке infoimaging, который образован конвергенцией индустрии по обработке изображений и IT. На сегодняшний день оборот этого сектора оценивается в 225 млрд. долл.

Ранее независимая компания ENCAD, Inc. теперь функционирует как дочерняя компания Kodak под названием ENCAD, Inc., A Kodak Company. Приобретение сделало Kodak одним из трех основных игроков в данном сегменте, который оценивается в 2,4 млрд. долл. с ежегодным приростом в 15%.

Еще одним примером слияния на широкоформатном рынке может служить продажа Gretag Imaging Group. В конце 2001 года Gretag Imaging Group стала одним из подразделений компании Oce. Данное решение о покупке Gretag Imaging Group было принято руководством компании Осе для усиления своих позиций на рынке широкоформатной печати рекламной продукции.

Произошли изменения и на рынке сканеров. В июне этого года ведущий мировой производитель и поставщик широкоформатных сканеров для САПР, ГИС и цветной репрографии компания Contex Holding A/S приобрела компанию Vidar Systems Corporation, Inc. Компания Vidar добилась впечатляющих успехов в разработке сканеров для медицинской диагностики, став лучшей в этом сегменте рынка. Оборот компании в 2001 году составил 20 млн. долл. Эта сделка позволит Contex укрепить лидерство в производстве и продаже широкоформатных сканеров и обеспечит компании ведущие позиции на рынке сканеров медицинского назначения. Оборот объединенной компании в 2002 году превысит 50 млн. долл.

Примером сотрудничества компаний для производства нового продукта может служить производимый Agfa широкоформатный принтер Sherpa — итог ее совместной разработки с Epson и Mutoh. Одним из результатов этого сотрудничества стала система цифровой цветопробы и печати плакатов AGFA Grand Sherpa, представленная тремя моделями сверхбольшого формата (1273, 1653 и 2240 мм). Широкоформатные плоттеры линейки Grand Sherpa позволяют печатать полноцветные изображения с разрешением 1440Ч1440 dpi, а также печатать со скоростью более 40 м2/ч при разрешении 360 dpi. Струйный плоттер Sherpa 2 оснащен дополнительным механизмом для автоматической приводки пробопечатных списков в режиме двусторонней печати. Способность Sherpa 2 работать с тиражной бумагой позволяет использовать его в качестве цифровой цветопробы в газетном производстве.

Поглощения препресс: Creo покупает ScenicSoft. Кто следующий?

После смены партнера (Heidelberg) Creo приступила к серии покупок. Сначала это была Scitex, теперь — ScenicSoft. Согласно соглашению, подписанному 16 августа этого года, Creo приобретает ScenicSoft за 9,5 млн. долл. Таков результат восьмилетних партнерских отношений двух компаний. Клиентская база основного пакета компании — Preps — составляет в настоящее время более 20 тыс. мест. ScenicSoft была основана в 1985 году и имеет сегодня 72 сотрудника и линию продуктов, состоящую из Preps, Pandora, UpFront, TrapWise, Color Central и Print Central.

Имя ScenicSoft широко известно в мире препресса благодаря пакету для спуска полос Preps. В последние годы компания расширила линию своих продуктов за счет пакета для треппинга Trapwise и Color Central OPI от Imation, средства планирования UpFront, а также Pandora — решения для производcтва упаковки и этикетки на базе PDF.

Но для того чтобы линия продуктов Сreo стала полной, ей недостает пакетов для разработки упаковки, аналогичных PackEdge и ArtiosCAD от Barco. Неблагодарное дело — прогнозы, но рискнем предположить, что эту нишу могли бы заполнить ArtPro и продукты Score!, также недавно купленные Artwork Systems. Осталось дождаться, пока и Artwork Systems (а с ними и производитель линии продуктов для разработки упаковки Score!, и EnFocus со своей всепроникающей технологией Certificed PDF) окажутся в «копилке» Creo. Тогда линия продуктов, возникшая в результате этих поглощений, будет действительно уникальной.

Еще одним примером объединения с целью выстраивания линейки сервисов может служить становление Global Graphics. Когда было заявлено о покупке Harlequin, первым всеобщим вопросом был: «А что это за Global?». Global Graphics уходит корнями в Photomeca. В 1980 году компания начала концентрироваться на оборудовании для обработки флексопластин и литографии. Бизнес был построен по OEM-модели; производились продукты для таких компаний, как DuPont, Agfa, BASF, Fuji и Kodak Polychrome Graphics. В 1996 году компанию приобрели инвесторы из Belgian Andlinger Group. В 1997 они же купили Kelleigh, Colomag и AZ, объединив их в Global Graphics S.A, а в 1998-м — Heights Design Production Limited, ICG Ltd, Technograph Ltd и Harlequin, Inc. (как в Британии, так и в США). Объявление о покупке Harlequin многими было встречено со сдержанным скептицизмом. Но в 2000 году Global Graphics предпринимает еще один шаг, подтверждающий серьезность намерений компании в области препресса, заявив о приобретении 5D и семейства продуктов Jaws. Почти немедленно после этого приобретается группа продуктов MaxWorkFlow, а команда ее разработчиков — отделение Harris Publishing — переходит в Global Graphics.

Список OEM-лицензиатов продукции Harlequin и 5D напоминает справочник «Кто есть кто» на рынке препресс-решений. Среди лицензиатов, например, Agfa, Barco, Colorbus, Heidelberg, Polaroid, Shira, Xerox и Xitron. И в довершение вышеперечисленного списка продуктов Global Graphics предлагает ряд «железных» решений для полиграфии — от сканеров до систем вывода. В результате серии приобретений Global Graphics превратился в одного из крупнейших OEM-поставщиков систем производства пластин для литографии, устройств CTP, сканеров, RIP и других программных решений (см. сайт компании: http://www.globalgraphics.com/).

Другие два крупнейших мировых производителя допечатного оборудования — Purup-Eskofot и Barco Graphics — объявили о предстоящем слиянии в начале сентября прошлого года. Местом официального представления объединенной компании, получившей название Esko-Graphics, была выбрана IPEX’02. Будущий годовой оборот Esko-Graphics оценивается в 250 млн. евро. Фирма Purup-Eskofot, владельцы которой являются наследниками создателя группы LEGO, специализировалась, как известно, на допечатном оборудовании. Продукты Barco как нельзя лучше дополняли предложение компании, а программное обеспечение для производства упаковки, как предполагалось, будет способствовать в продвижении решений Purup и в этом секторе производства печатной продукции.

Также на IPEX были перечислены продукты, поставляемые компанией Esko-Graphics и теперь относящиеся к единой продуктовой линейке: это фотонаборные автоматы DotMate и ImageMaker, системы CtP DPX, DMX, PlateDriver, Mondrian VLF и Dicon, флексографские CtP-устройства Cyrel Digital Imager, профессиональные сканеры ScanMate и EskoScan, цифровые цветопробные принтеры SpinJet, промышленные принтеры ColorBeam, режущие плоттеры Kongsberg, системы растрирования и управления рабочим потоком RipMate, FlowDrive, EskoNet и FastLane, системы для цветокоррекции, электронного монтажа и подготовки спусков полос, а также специализированное программное обеспечение для упаковочной и картографической индустрии.

Среди программного обеспечения следует отметить мощные системы растрирования и управления рабочим потоком — FlexRip, FastLane, BackStage, системы управления цветом, сетевые решения для автоматизации производства. Отдельного упоминания заслуживают такие продукты, как ArtiosCAD и PackEdge, предназначенные для промышленного проектирования тары, упаковки и высекальных форм. Учитывая высокие темпы развития упаковочной отрасли в России, можно предполагать, что данная продукция будет здесь широко востребована.

В России полный спектр оборудования Esko-Graphics представляет компания АПОСТРОФ, чьи специалисты прошли обучение по программам на заводах Esko-Graphics и сертифицированы для продаж и обслуживания техники. На сегодняшний день АПОСТРОФ — единственная в мире компания, авторизованная по всей продуктовой линейке Esko-Graphics. По словам представителей Esko-Graphics, «интерес дистрибьюторов во всем мире обычно сфокусирован на каком-либо одном секторе полиграфического рынка. АПОСТРОФ с его очень разнообразным ассортиментом продукции является приятным исключением из этого правила».

Приведенные примеры сотрудничества компаний и их укрупнения свидетельствуют о том, что разработчики стремятся к объединению смежных направлений для предоставления потребителю более полного спектра услуг. Каждое из таких объединений вызывает передел рынка и обеспечивает потребителей качественно новыми решениями и услугами. Наиболее интересными в технологическом отношении представляются активные действия Creo и наличие товарного ряда Esko-Graphics.

КомпьюАрт 9'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства