Калибруем монитор
Колоссальный толчок, который в течение последних двух десятилетий ИT-индустрия дала практически всем отраслям мировой экономики, обусловил значительную трансформацию их структуры. Появление модульных издательских систем, отличающихся высокой гибкостью построения и весьма невысокой ценой, значительно изменило сферу деятельности компаний-монополистов, традиционно предлагавших законченные комплексные решения. Конечно, гиганты полиграфической индустрии не собираются сдавать позиции — они приспосабливаются, борются за старые и активно осваивают новые рынки, во многом их формируя. В настоящее время во всех сферах бизнеса, опирающихся на серьезные технологические достижения последних лет, наблюдается общая тенденция довольно жесткой стандартизации. И здесь крупные компании, обладающие высокими научными и финансовыми ресурсами, задают тон, а мелкие участники рынка вынуждены подстраиваться под складывающиеся условия.
Модульные издательские системы имеют значительные преимущества перед закрытыми. В первую очередь это их невысокая стоимость. Кроме того, они более гибко конфигурируются и обладают лучшей расширяемостью. К недостаткам модульных систем можно отнести трудности, связанные с управлением комплексом разнородного оборудования. И самая большая сложность обеспечение качественного управления цветом. В закрытых системах оно осуществляется проще, поскольку изначально является частью единого программно-аппаратного комплекса.
Согласование цветов для всего спектра используемых устройств обязательное условие для качественного выполнения работ. Монитор, как один из важнейших инструментов дизайнера, должен гарантировать отображение точных, согласованных цветов ведь именно он позволяет увидеть и оценить все оттенки изображения, предназначенного для печати.
Еще несколько лет назад калибраторы считались аксессуарами исключительно для дорогих профессиональных мониторов, а их покупка была весьма обременительной для небольших компаний. В настоящее время цена этих приборов стала вполне демократичной, а возможности и функциональность несравненно выше.
Компания ColorVision, основанная в феврале 2000 года (ее родительская компания DataColor является частью швейцарского холдинга Eichhof Holding AG), уже в октябре того же года на выставке PhotoPlus Expo в Нью-Йорке представила новый цветокалибратор для мониторов на основе электронно-лучевой трубки. Оснащенный семью датчиками, обеспечивающими повышенную точность во всем видимом спектре, прецизионный колориметр Spyder в нынешней модификации позволяет осуществлять настройку также и для получающих все более широкое распространение ЖК-мониторов (для этих целей в комплект поставки входит специальная насадка).
Конечно, любой прибор такого класса призван не только обеспечить качественную цветопередачу, но и максимально упростить и ускорить саму процедуру настройки устройства отображения. С этим у калибратора ColorVision Spyder все в порядке: интерфейс программы в виде классического пошагового мастера позволяет сразу взяться за работу даже новичку. Однако точная настройка монитора вряд ли возможна без понимания базовых принципов теории цвета.
Такие характеристики монитора, как яркость и контраст, известны всем пользователям компьютерной техники их мы настраиваем даже для комфортного просмотра изображения на обычном телевизоре. На всякий случай напомним: яркость является фотометрической величиной, характеризующей излучательную способность монитора, контрастность условная величина, обозначающая разницу между самыми светлыми и самыми темными отображаемыми элементами изображения. Настройки яркости и контрастности напрямую влияют на воспроизводимый динамический диапазон. При неправильных настройках избыток яркости, условно говоря, «съест» часть темных тонов, а недостаток яркости часть светлых. Золотая середина требуется и при установке контрастности, поскольку ее неверная установка искажает диапазон воспроизводимых тонов.
Еще одним важнейшим параметром является гамма-коррекция. Как любое сложное электронное устройство, монитор не может обеспечить линейное изменение характеристик отображения при изменении входного сигнала. Для управления выходными характеристиками монитора и предназначена гамма-коррекция. Следует иметь в виду, что какого-либо единого стандарта для этой характеристики не существует. Принято считать, что для современных мониторов значение гаммы (которое, в сущности, является показателем степенной функции от входного сигнала) должно лежать в интервале 1,8-2,2. А поскольку изображение на мониторе формируется тремя RGB-лучами методом аддитивного синтеза, то в реальности имеет место быть раздельная гамма-коррекция по каждому из цветовых каналов.
Ключевым параметром, влияющим на качественные характеристики изображения, является цветовая температура. Для того чтобы понять, зачем нужна эта величина, требуется вспомнить, что представляет собой аддитивный синтез. Белый цвет при аддитивном способе получается смешением 100-процентных базовых цветов. Точка белого, то есть 100% белый цвет, описывается цветом излучения, испускаемого абстрактным абсолютно черным телом, нагретым до определенной температуры. При этом свойства этого абсолютно черного тела таковы, что с изменением температуры изменяется и цвет излучения. Но поскольку монитор является не абстрактным, а вполне реальным устройством, то с повышением цветовой температуры изменяется и доминирующий в белом цвете оттенок (причем в полном соответствии с расположением цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый и т.д.). Доминирующий оттенок звучит слегка странно, когда мы говорим о белом цвете, однако нужно вспомнить, что белый цвет получается смешением трех базовых цветов, а значит, в реальном устройстве (то есть в мониторе) комбинаций, дающих белый, может быть бесконечно много. Наиболее типичные из них производитель монитора обычно выделяет в меню управления как отдельные настройки.
Цветокалибратор ColorVision Spyder оснащен интерфейсом USB, что позволяет использовать его практически со всеми современными компьютерными платформами, будь то Mac или PC. Программное обеспечение OptiCAL, поставляемое вместе с прибором, способно работать даже из UNIX-сред. Интерфейс программы достаточно прост и понятен; после стандартной установки вызывается главное окно программы.
Настройки программы OptiCAL позволяют выбирать между стандартным и прецизионным методами калибровки, а также задавать пороговое значение для предупреждения о превышении отклонения цветностной составляющей.
Для того чтобы приступить к процедуре калибровки, требуется лишь установить желаемые значения гаммы и цветовой температуры, а также координаты белой и черной точек (если требуется). Для того чтобы верно установить яркость и контраст на мониторе, вызывается специальная мишень в градациях серого, облегчающая подбор нужных значений. Прибор оснащен тремя качественными присосками, обеспечивающими надежный прижим к стеклу устройства отображения, окно-подсказка укажет требуемое место стыковки. Собственно калибровка занимает несколько минут. После этого пользователь может сохранить полученный профиль под своим названием. Для особо требовательных пользователей предусмотрена возможность выставления автоматического напоминания о необходимости калибровки.
Как же понять, нужно заново осуществлять коррекцию профиля или нет? Для этих целей программное обеспечение содержит дополнительные инструменты, ставящие его в один ряд с профессиональными. Во-первых, это панель информации, позволяющая оценить текущие настройки.
Во-вторых, это необходимый любому профессионалу инструмент тоновой коррекции. Самая точная автоматика не способна учесть все особенности и нюансы человеческого восприятия, а потому без ручного вмешательства оператора качественный результат бывает недостижим. Окно тоновых кривых наглядно отображает вносимые изменения и позволяет сравнивать результат с предыдущими установками (доступна раздельная регулировка по базовым цветам).
И наконец, колориметр, который позволяет сразу провести измерение произвольного цвета для более точной корректировки, что будет особенно полезно при работе с плашечными цветами.
Конечно, следует иметь в виду, что калибровку монитора необходимо осуществлять с соблюдением требований по освещенности. Поскольку любая издательская система не является абсолютно закрытой и в измерениях неизбежно участвует человек, к освещению рабочего места надо подойти ответственно. Установка белого цвета на мониторе должна соответствовать белому цвету бумаги, а цветовая температура монитора должна быть максимально приближенной к условиям оценки отпечатка (5000 К дневной свет, 6500 К солнечный свет, 5500 К нечто среднее). Освещение должно быть равномерным и рассеянным, в идеальном случае регулируемым. Для качественных результатов недопустимо использование переменных (случайных) условий освещения.
Результаты, полученные нами при помощи цветокалибратора ColorVision OptiCAL, показали, что этот прибор обеспечивает удобную и, что важно, быструю настройку монитора, а также гибкость и оперативность при необходимости в ручной оперативной коррекции цветового профиля. Точность настройки достойна самых высоких оценок, а именно эта характеристика и определяет потребительские качества прибора.
Редакция выражает благодарность компании «Графитек» (тел.: (095) 789-3899, http://www.grafitec.ru) за предоставление для тестирования цветокалибратора PANTONE ColorVision Spyder.