КомпьюАрт

9 - 2003

Бессмертные логотипы и их создатели

Маргарита Григорян

Поль Рэнд и IBM

Фрэнк Робинсон и Coca-Сola

Саул Басс и AT&T

Джеральд Холтом и пацифик

Арт Поль и кролик Playboy

Есть компании, о которых знают все. И своей известностью они не в последнюю очередь обязаны логотипам. На разработку некоторых из них ушли годы, а какие-то были созданы всего за пару часов, одними занимались известнейшие дизайнеры, а другие нарисовали от руки непрофессионалы, но все они заняли значимое место в современном мире.

Поль Рэнд и IBM

Создатель логотипа IBM — известный американский дизайнер Поль Рэнд, которого часто называют отцом современного стиля логотипов, ибо его работы оказали огромное влияние на формирование этого жанра графического дизайна. Все работы Рэнда отличаются рациональным подходом, необыкновенной четкостью и ясностью, они не вычурные и не слишком сложные, что предопределило широко используемый в настоящее время стиль создания корпоративных логотипов.

Одна из самых выдающихся работ Рэнда — логотип корпорации IBM — была создана в 1956 году. Главной задачей, которую поставила корпорация IBM перед этим художником, заключалась в редизайне строгого и тяжелого логотипа IBM, чтобы помочь корпорации избавиться от консервативного имиджа, укрепившегося за нею в массовом сознании. Для решения этой непростой задачи Рэнд использовал в новом логотипе строгий геометрический шрифт. По его мнению, это должно было создать впечатление стабильности и сбалансированности. Рэнд также изменил корпоративную цветовую гамму IBM, поместив светло-голубой логотип на белый фон. К этому времени Рэнд также начал работу над руководством по дизайну для IBM (IBM Design Guide), где он описал правила по применению логотипа, цветовых сочетаний и прочих элементов, служащих для создания графического единства корпоративного стиля. Это руководство было первым в своем роде, и после его успеха другие компании тоже стали создавать для себя подобные руководства.

Позднее, в 1972 году, Рэнд модифицировал логотип IBM. Шрифт остался тот же, но были добавлены контрастные горизонтальные полоски, проходящие по всем буквам логотипа. Таким образом дизайнер стремился создать впечатление скорости и динамичности, ведь именно в то время компьютерные технологии начали быстро развиваться. С тех пор логотип IBM остается неизменным.

В начало В начало

Фрэнк Робинсон и Coca-Сola

Пожалуй, один из самых узнаваемых логотипов во всем мире — логотип напитка Coca-Сola, который существует уже 117 лет и вместе с самим напитком приобретает все большую популярность. Как ни странно, этот логотип был нарисован не дизайнером и даже не художником, а бухгалтером по имени Фрэнк Робинсон, который был другом создателя легендарного напитка — фармацевта Джона Пембртона и работал с ним долгие годы. Именно Робинсон в 1886 году придумал название напитка и настоял на том, чтобы заменить букву «K» в слове «Kola» на «C». Он был уверен, что две буквы «С» в логотипе будут хорошо смотреться в рекламе, и оказался прав. Робинсон отрисовал логотип вручную, взяв за основу шрифт «Спенсер», и предложил поместить под логотипом надпись «Delicious and Refreshing» («Вкусно и освежающе») тем же шрифтом «спенсер».

С логотипом Coca-Сola связана довольно забавная история. На Востоке кое-кто считает, что логотип был создан специально для того, чтобы пропагандировать антиисламские идеи. Говорят, что если зеркально перевернуть логотип Coca-Сola и прочесть его наоборот, то он будет напоминать арабские буквы и читаться как «Нет Мухаммеду, нет Мекке». Компанией Coca-Сola были проведены лингвистические исследования, доказавшие, что все это — не более чем домыслы.

В начало В начало

Саул Басс и AT&T

Логотип в виде глобуса корпорации AT&T, крупнейшего оператора междугородной и международной связи и кабельного телевидения, символизирует нашу планету, опоясанную сетью электронных коммуникаций. Однако этот известный логотип AT&T не всегда выглядел так. В 1889 году генеральный менеджер корпорации Ангус Хиббард нарисовал первый логотип компании — черный колокол с белой надписью «Long Distance Telephone». На следующей версии логотипа, созданной в 1900 году, вокруг колокола появилось кольцо, в котором и располагалось наименование компании. Позднее, в 1921 году, с логотипа исчезли некоторые надписи, а «Long Distance Telephone» заменило название «Bell System». В 1939 году логотип был еще более упрощен, а с 1964 года на нем остался только колокол с надписью «Bell System», окруженный черным кольцом. В 1969 году за дело взялся известный американский дизайнер, аниматор и режиссер Саул Басс, который создал новый логотип, взяв за основу колокол и кольцо. Пропали все надписи, а колокол был нарисован в стиле гротескных шрифтов. Этот логотип очень быстро стал популярным и узнаваемым, однако в начале 1980-х в ходе судебного разбирательства использование колокола в логотипе корпорации было запрещено. Тогда в 1984 году Басс начал разрабатывать новый логотип — хорошо известный нам глобус, составленный из сужающихся и расширяющихся линий, что создает впечатление трехмерного шара, освещенного откуда-то издалека. Называться же корпорация стала AT&T.

В начало В начало

Джеральд Холтом и пацифик

Пацифик, символ борьбы за ядерное разоружение, является одним из самых известных логотипов. Он был создан в 1958 году знаменитым дизайнером и художником Джеральдом Холтомом, выпускником лондонского Королевского колледжа искусств. Свои первые наброски пацифика Холтом показал Комитету по борьбе с ядерной войной, одной из тех небольших организаций, которые позже организовали всемирную кампанию за ядерное раз­оружение. В марте 1958 года на праздник Пасхи пацифик впервые вышел в свет, нарисованный на пятистах картонных щитах.

По словам самого дизайнера, символ был разработан на основе букв семафорной азбуки «N» и «D» («Nuclear Disarmament» — ядерное разоружение). Поначалу Холтом намеревался использовать в символе пацифизма христианский крест, заключенный в круг. Однако этому воспротивились многие священнослужители, и дизайнер оставил эту идею. Пацифик, который было гораздо легче нарисовать, чем знаменитого голубя мира Пикассо, быстро завоевал всемирную известность и признание в качестве нового символа борьбы за мир. Интересно, что хоть пацифик и был создан как символ антиядерного движения, он намеренно не был защищен авторскими правами. Этим Холтом хотел подчеркнуть, что символ мира должен быть доступен для всех.

Арт Поль и кролик Playboy

Забавный кролик Playboy уже давно вышел за рамки журнала, логотипом которого он является. Он украшает модные аксессуары, девушки делают себе татуировки с его изображением, а уж освежители воздуха в форме кролика Playboy для салонов автомобилей можно купить буквально везде. Словом, кролика Playboy, пользующегося бешеной популярностью, можно назвать одним из самых ярких американских символов ХХ века.

Создатель этого логотипа, художник и дизайнер Артур (Арт) Поль получил дизайнерское образование в Институте искусств в Чикаго и в Институте дизайна. Будучи еще фрилансером, он в 1953 году нарисовал логотип с кроликом для журнала «Плейбой» и создал макет первого его номера. С 1954 года Поль стал арт-директором журнала. В 1986 году имя Поля появилось в зале славы Клуба арт-директоров Нью-Йорка.

С 1953 года кролик Playboy неизменно присутствовал на обложке каждого номера журнала. По словам создателя символа, кролик должен был олицетворять игривость и дерзость, галстук-бабочка должна была добавить утонченности и изысканности. Еще одной причиной для создания логотипа кролика Playboy послужило то, что два популярных американских журнала (The New Yorker и Esquire) использовали в качестве своего символа фигурку мужчины, а кролик, одетый в парадный костюм, по мнению дизайнера, должен был сразу стать неповторимым. Позже Поль говорил, что если бы он знал, какую известность приобретет его логотип, то потратил бы больше времени и усилий на его создание, ведь на то, чтобы нарисовать кролика, у арт-директора «Плейбоя» ушло около получаса.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства