КомпьюАрт

9 - 2003

Пластиковая карта — ваша вторая визитка

Ксения Бабченко

Разновидности пластиковых карт

Технологии печати

Элементы персонализации

Способы защиты

Бумага или пластик?

Выбор оборудования

Некоторые модели принтеров для печати пластиковых карт

Маленький прямоугольник пластиковой карты способен принимать тысячи обличий. Он используется в качестве носителя информации, маркетингового инструмента, идентификатора, средства предоплаты услуг, получения скидок и т.д. Содержание полностью определяет форму: платежная пластиковая карта может значительно отличаться от дисконтной, соответственно изменится и технология ее изготовления

Разновидности пластиковых карт

Дисконтные пластиковые карты наряду с экономической выгодой для покупателя приносят пользу также владельцам магазинов и т.п., так как существенно повышают узнаваемость бренда. В последнее время у владельцев роскошных магазинов стало модно заказывать для своих клиентов дорогие дисконтные карты. Если такую карту продавать, то претендентов будет немного, но зато у них возникнет ощущение избранности. Многие магазины распространяют карты нескольких градаций, например обычные, «серебряные» и «золотые». В зависимости от типа дисконтной карты меняется и ее внешний вид: если карточка предоставляет одноразовую скидку, то для ее изготовления подойдет и «псевдопластик» — обычный ламинированный или лакированный картон. Если же дисконтная карта действует по накопительной схеме (чем больше покупок, тем больше скидка), то можно использовать и маленький микропроцессор с объемом памяти, хранящим всю историю покупателя. Конечно, цена такой карточки будет на порядок выше.

Городская таксофонная карточка, снабженная контактным микропроецессором

 

Идентификационная пластиковая карта, удостоверяющая личность человека, как правило, содержит информацию о владельце, специальные номера и служебные отметки.

Идентификационная карточка с персональными данными. В отличие от американских водительских прав, которые всегда снабжены магнитной полосой, наш документ ее не предусматривает

 

Клубные пластиковые карты являются разновидностью идентификационных карт. Они применяются в различных заведениях с ограниченным доступом для посетителей. Преимущества использования клубных пластиковых карт заключаются в точном определении количества клиентов заведения и их привилегий. Кроме того, это деликатный способ разделить публику на «своих» и прочих.

Дисконтная карта из бумаги, покрытой ламинирующей пленкой. Со временем карточка начинает расслаиваться, в случае загибов на ней появляются микротрещины. Поэтому картон не очень подходит для дисконтных карт бессрочного действия

 

Платежная карта служит инструментом, подтверждающим право ее держателя на совершение определенных финансовых операций. К этим картам предъявляются самые жесткие требования по защищенности от подделок, обусловленные значительными финансовыми рисками, связанными с их использованием. В платежных системах применяются два вида пластиковых карт: карты с магнитной полосой и карты с микропроцессором. Помимо защитной и идентификационной информации, закодированной на магнитной полосе или в памяти микропроцессора, на банковские карты наносятся дополнительные защитные элементы, позволяющие определить ее подлинность визуально, без помощи считывающих электронных устройств: микрошрифт, голограммы, полоса с образцом подписи, скрытые изображения и т.д.

Для одноразовой карточки для поездки в наземном транспорте в качестве материала подойдет и бумага

Карты предоплаты (scratch-карты) — пластиковые карты, по которым можно получить определенный комплекс услуг. Это наиболее быстро развивающийся вид карт в России. В основном выпускаются операторами телефонной связи и Интернет-провайдерами.

Дисконтная карта ресторана имеет презентабельный вид благодаря серебристому цвету пластика и серебристым эмбоссированным персональным номерам

 

В начало В начало

Технологии печати

Рассмотрим основные технологии, применяющиеся для изготовления пластиковых карт. Потребность отечественного рынка в различных видах пластиковых карт открывает широкое поле деятельности для многих типографий.

Офсетная печать

Сегодня большая часть пластиковых карт печатается офсетным способом. Банковские, дисконтные и клубные карты престижного класса, как правило, изготавливаются именно на офсетных машинах. Как известно, у пластика нулевая впитывающая способность, поэтому, чтобы гарантировать необходимую адгезию, краска должна быть специально предназначена для печати на невпитывающих поверхностях.

Печать на офсете экономически выгодна при больших тиражах: снижение себестоимости происходит с ростом тиража. После запечатки офсетом карточки должны пройти этап персонализации (нанесения персональных данных) на дополнительном оборудовании.

Шелкография

Еще недавно среди технологий нанесения изображения на пластик лидировала шелкография, но сейчас она уступила свои позиции более производительной офсетной печати. Однако шелкотрафарет остается незаменимым при серебрении и золочении. Золотой и серебряный фон на карточках Visa и MasterCard по стандарту наносится именно шелкографской печатью, поскольку только таким образом удается достичь кристаллического блеска (пигменты представляют собой не мелкодисперсионный металлический порошок, как в офсетных красках, а специальные гранулы).

Термосублимационная печать

Если офсетные машины — короли многотиражки, то сублимационная печать незаменима при печати небольших тиражей. При термосублимационной печати происходит взаимодействие термоголовки с несущей красочный слой лентой. Красящая лента состоит из нескольких частей триадных цветов. В процессе печати чистая карта или пленка проходит под печатающей головкой, состоящей из сотен термических элементов. Эти элементы разогревают краситель печатающей ленты, который испаряется и диффундирует в поверхность пластика или пленки. Головка выполняет по одному проходу для каждого из цветов. Изображение, получаемое на термосублимационном принтере, приближается по качеству к профессиональной фотографии.

Одним из главных достоинств сублимационных принтеров стала их многофункциональность: опции двусторонней печати, кодирования магнитной полосы или чипа позволяют изготавливать пластиковую карту за один проход. Имеется возможность нанесения штрих-кодов, любой индивидуальной информации (PIN-кодов, номеров), стираемой панели, полосы для подписи, защиты штрих-кода черной панелью, прозрачной для ИК-лучей. На сублимационном принтере возможна печать монохромными цветами, в том числе золотым или серебряным.

Печать производится на готовых пластиковых картах размером 54x85,6 мм разной толщины (обычно 0,75 мм). Готовая карта покрывается ламинатом.

Основной недостаток термосублимационных принтеров — высокая стоимость единицы продукции.

Термический перенос

Технология термического переноса используется для печати текста и штрих-кодов. В этой технологии используется контактный перенос красящего вещества с помощью термической печатной головки. В результате получается одноцветное изображение. Красящие ленты бывают разного цвета и позволяют изготавливать экономичные монохромные карты всего за 1-5 с.

В начало В начало

Элементы персонализации

Термин «персонализация» подразумевает нанесение на карту разного рода идентификационной информации.

Штрих-коды. Штрих-кодовая технология очень привлекательна благодаря своей дешевизне и надежности.

Персональная информация (до 30 символов) кодируется в штрих-коде, обычно в формате Code39. В принципе, со штрих-кода можно снять копию с помощью копировального аппарата или фотоаппарата. Поэтому, чтобы избежать подделки карточки, часто печатают скрытый штрих-код, который считывается в инфракрасном диапазоне на расстоянии 5-10 см от карточки. При такой бесконтактной системе срок службы карточек достаточно велик.

Магнитная полоса — один из самых распространенных дополнительных элементов. Впервые магнитные ленты на пластиковых картах появились в 60-х годах прошлого века, когда их внедрил лондонский муниципалитет городского транспорта. В массовом порядке магнитные полосы стали применяться только в конце 70-х годов. Их использование, с одной стороны, повысило степень защищенности пластиковой карты, а с другой — позволило сделать ее машиночитаемой, пригодной для обслуживания в электронных считывающих устройствах. Благодаря этому расширилась сфера применения пластиковых карт. Сегодня карты с магнитной полосой широко используются в банковских платежных системах, в транспортных системах, в системах идентификации и безопасности.

Магнитные полосы производятся по недорогой и универсальной технологии. На принтерах с магнитным кодировщиком можно одновременно персонализировать карту и кодировать все три дорожки магнитной полосы. Кодировщик позволяет также считывать ранее записанную информацию. Данная операция может выполняться как на специализированных устройствах, так и на принтерах или эмбоссерах (модули записи устанавливаются непосредственно в них). Все устройства записывают информацию согласно стандартам ISO 7813 (Financical Transaction Cards) и 7816.

Установка микрочипа (IC-карты) — более дорогостоящий способ персонализации по сравнению с нанесением магнитной полосы. Однако на такой микрочип можно записать гораздо больше информации, чем на магнитную ленту, к тому же подделать такую карту гораздо сложнее, точнее практически невозможно. Карта с вживленным чипом содержит в себе интегральную схему, которая наделяет ее способностями к хранению и обработке информации. Такие карты часто называют смарт-картами (от англ. smart — умный). В зависимости от встроенной микросхемы все смарт-карты делятся на несколько основных типов. Так, карты памяти предназначены для хранения информации. Память на них может быть свободной для доступа или содержать логику контроля доступа к памяти карты для ограничения операций чтения и записи данных. Микропроцессорные карты также предназначены для хранения информации, но, кроме того, содержат специальную программу или небольшую операционную систему, позволяющую преобразовывать данные по определенному алгоритму, осуществлять защиту информации, хранящейся на карте, при передаче, чтении и записи. Карты с криптографической логикой используются в системах защиты информации для принятия непосредственного участия в процессе шифрования данных или выработки криптографических ключей, электронных цифровых подписей и другой необходимой информации для работы системы.

Для установки микрочипа на карту на станке в два прохода фрезеруется место под микросхему. Первый проход — грубый, второй — чистовой. Толщина остаточного слоя под микросхемой — порядка 0,14 мм. Могут также применяться готовые литые карты с кавитетом — готовым местом под микрочип. На карту наносится необходимое изображение, после чего в подготовленное место вклеивается сама микросхема. Как и магнитная лента, IC-карта требует наличия специального оборудования для считывания и записи информации в микрочип — специальных кодировщиков.

Эмбоссирование и типпинг — еще один распространенный способ персонализации. Эмббоссирование — это нанесение буквенно-цифровой персональной информации на каждую карточку посредством выдавливания.

Типпинг — последующая окраска получившейся рельефной поверхности. Этот способ персонализации в обязательном порядке применяется при изготовлении банковских карточек. Оборудование для эмбоссирования и типпинга производят такие компании, как Data Card, Advantage и др. Для окраски выдавленных поверхностей может применяться алюминиевая или золотая фольга.

Indent-печать — процесс, обратный процессу эмбоссирования, то есть текст вдавливается в карту. При этом оборотная сторона карты остается ровной. Данная операция также выполняется на эмбоссере. Для этого в устройство устанавливаются специальные литеры indent-печати.

Полоса для подписи — будучи дополнительным элементом защиты, она в некоторых случаях является обязательным атрибутом персонализации, например полоса для подписи всегда наносится на банковские карточки. Любые попытки стереть информацию на полосе для подписи будут заметны, так как полоса также будет стираться. Эта полоса может быть белой или прозрачной.

Cкрэтч-карты — предназначены для скрытия от посторонних глаз секретного кода под скрэтч-панелью. В настоящее время существует несколько технологий для изготовления скрэтч-карт: технология горячего тиснения (hot stamp), технология нанесения клеящей ленты с готовой скрытой информацией, технология офсетного переноса красящего слоя, имитирующего скрэтч-панель. В последнее время для скрытия PIN-кода используется многослойный стикер, состоящий из шести слоев (красочный, клеевой, светоотражающий, защитный от просвета, направленных световых потоков, защитный от истирания номера).

В начало В начало

Способы защиты

С появлением поддельных пластиковых карт и соответственно с ростом финансовых и иных рисков увеличивается и количество способов защиты от подделок. Элементы защиты могут наноситься при печати карт и/или в процессе персонализации. Выбор тех или иных элементов защиты определяется соотношением между стоимостью их нанесения, удобством и возможностью проверки и суммой возможных потерь от подделок. В связи с расширением сферы применения карт появились и некоторые специфические элементы, связанные с защитой информации, нанесенной на карту. Когда речь идет о защите карты, необходимо конкретизировать, что именно необходимо защитить.

Если требуется защитить информацию, хранящуюся на карте, то для этого, безусловно, лучше всего подходят смарт-карты (карты с микрочипом), которые способны хранить достаточно большие объемы информации и гораздо более устойчивы к внешним воздействиям, чем карты с магнитной полосой.

Для защиты от подделки самой карты используются различные варианты графической защиты. Может использоваться нанесение изображений или текста, видимых только в ультрафиолетовом спектре, печать микрошрифта (текст высотой до 0,40 мм для визуальной проверки с помощью лупы), нанесение дифракционных элементов (изображения или текста, нанесенных краской, изменяющей цвет в зависимости от угла зрения) или гильоша (некопируемых изображений из линий различной толщины). Еще одно средство защиты — элементы, интегрируемые в карту: магнитная полоса, голограмма, микросхема, микрорельефные структуры (изображения, рассчитанные при помощи специального программного обеспечения и изменяющиеся в зависимости от угла зрения) и т.д. К последним достижениям технологии относится лазерное гравирование, при котором изображение (фотография, подпись и т.п.) выжигается внутри карты.

Еще одним объектом защиты является само изображение, нанесенное на карточку. В этом случае наиболее эффективным средством от истирания является ламинирование карты пластиковыми пленками. Иногда один из слоев ламината представляет собой заготовку с нанесенными магнитными полосками, которые после ламинирования оказываются вживленными в карточку. Ламинат в качестве защитного покрытия пластиковой карты долговечнее лакового покрытия: карточки с лакировкой, сначала имеющие презентабельный вид, очень быстро портятся, покрываясь царапинами.

В начало В начало

Бумага или пластик?

В наши дни многие компании используют бумажные карты, считая их более дешевыми и удобными. Так, подавляющее большинство предоплатных карт телекоммуникационных компаний и общественного транспорта в последнее время стало бумажным. Отход от традиции использования пластика дает подчас оригинальные результаты: бумагу можно выбирать из большого ассортимента, да и ламинат широко представлен на рынке. Печать на бумаге осуществляется двумя способами: офсетным и цифровым.

Недостатки цифровой технологии — худшее по сравнению с офсетом качество печати и менее технологичная отделка. Обыкновенные ролевые и пакетные ламинаторы не обеспечивают высокой скорости, особенно при работе с толстыми пленками (150-250 мкм). Во время ламинации часто происходит деформация листов. Вырубка производится чаще всего полистно или стопами по 4-5 листов с предварительной разрезкой на фрагменты.

При изготовлении карт короткого срока использования: для предоплаты услуг, одноразовых дисконтных карт, транспортных карт и т.д. — применение картона действительно себя оправдывает. Но там, где речь идет о картах с большим сроком действия, бумажный носитель не пригоден: традиционное лакирование не спасает его от быстрого износа, а ламинированные картонные карточки со временем могут начать расслаиваться.

В начало В начало

Выбор оборудования

Существует несколько распространенных типов пластиковых карт: стандартная пластиковая карта размером 86x54 мм и толщиной 0,76 мм; пластиковая карта на липком основании толщиной от 0,25 до 0,8 мм; карта с магнитной полосой высокой или низкой коэрцитивности; карта с голограммами и другими элементами защиты. При малых объемах заказов имеет смысл остановить свое внимание на наиболее универсальном принтере, способном печатать на картах различного формата и толщины (от 0,25 до 1 мм).

При покупке принтера необходимо заранее уточнить возможные опции, так как лишь не многие принтеры могут в дальнейшем оснащаться дополнительными устройствами, например кодировщиками магнитной полосы. Цена принтеров сегодня колеблется в диапазоне от 1800 (для монохромного) до 7000 долл. (для цветного).

Следует помнить, что себестоимость печати будет определяться ценой расходных материалов. Иногда целесообразнее купить более дорогой принтер, но с дешевыми расходными материалами.

Оборудование для печати на картах нельзя назвать неприхотливым. Самая дорогостоящая деталь (около одной трети стоимости самого принтера) — печатающая головка, которая может выйти из строя от разряда статического электричества, механического повреждения, дефекта на пластиковой карте или вследствие несвое­временной профилактики принтера. Политика производителей в отношении гарантийного и постгарантийного обслуживания очень разная. Поэтому при покупке рекомендуется обращать внимание и на это обстоятельство.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства