КомпьюАрт

9 - 2003

SecureDraw — векторный редактор гильош-дизайнера

Продолжение. Начало в КомпьюАрт 8’2003.

Николай Дубина info@prodtp.ru

Объекты SecureDraw

Редактирование объектов

Импорт из формата Adobe Illustrator (AI)

Примеры создания в SecureDraw сложных объектов

Заключение

Объекты SecureDraw

Любому объекту SecureDraw присущи два вида свойств: групповые, определяющие размер и положение объекта в целом как единой группы кривых, и внутренние, задающие внутренние параметры объекта. Все объекты SecureDraw представляют собой ту или иную группу кривых (в частном случае группу из одной кривой), поэтому все они имеют однотипные групповые свойства. Внутренние свойства каждой группы объектов уникальны, то есть присущи только данному типу объектов.

Свойства объекта могут быть вызваны двойным щелчком по нему в дереве структуры, а для текущего объекта — нажатием клавиши Enter. В зависимости от того, в каком режиме производится редактирование, в окне свойств будут отображаться групповые или внутренние свойства объекта. Переключение между типом выводимых свойств может осуществляться кнопкой «Свойства групповые/внутренние» на панели «Окно» или с помощью аналогичного пункта в меню «Вид». Если объект не имеет внутренних свойств, то для него всегда выводятся групповые свойства.

По умолчанию при выборе пользователем нового объекта окно свойств закрывается. Если разрешить всегда показывать свойства объектов (меню «Файл», пункт «Конфигурация»), то окно свойств будет само открываться для любого вновь выбранного объекта. Нажав кнопку «Закрепить свойства» на панели «Окно» или выбрав аналогичный пункт в меню «Вид», окно свойств можно закрепить на экране.

В начало В начало

Групповые свойства объектов

Окно групповых свойств объекта содержит следующие элементы: значения координат центра объекта по осям X и Y, ширина и высота объекта, угол поворота в градусах относительно оси X.

Изменять значение этих элементов можно либо вводя число в соответствующее окно, либо перемещая ползунок под этим значением. Единицы измерения выбираются в пункте «Конфигурация» меню «Файл».

Ползунок

Под каждым полем для ввода числовых значений в окне свойств находится ползунок, позволяющий изменять эти значения. Шаг ползунка можно изменить, щелкнув на нем правой кнопкой мыши. Для перемещения ползунка можно использовать мышь или стрелки на клавиатуре «<» и «>». При достижении правого или левого края ползунок автоматически возвращается в центральное положение (значение в соответствующем поле сохраняется).

Для уменьшения высоты диалога свойств можно запретить показывать ползунки (меню «Файл», пункт «Конфигурация»).

Объект «Корень»

Объект «Корень» является началом дерева структуры, он включает все элементы изображения, и его нельзя удалить. При попытке удаления выдается запрос «Очистить изображение?», и, при согласии, удаляются все объекты, кроме «Корня», который служит для начала следующего изображения. При копировании «Корня» в буфер передается не сам объект «Корень», а группа, содержащая копию всего изображения. Объект «Корень» не имеет специальных свойств, но, как и любой объект SecureDraw, он обладает групповыми свойствами. Размер и положение объекта «Корень» — это размер и положение всего изображения.

В начало В начало

Объект «Кривая» (команда «Кривая» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

Объект «Кривая» предназначен для вставки в формируемое изображение кривой Безье. Новая кривая всегда размещается в центре листа в виде прямой линии длиной 40 мм с двумя узлами по краям. Увидеть эти узлы можно в режиме внутреннего редактирования (два щелчка на изображении кривой).

Справа и слева от узлов расположены плечевые точки (в случае если узел расположен на конце кривой, плечевая точка только одна). Редактировать форму кривой можно двигая как узловые, так и плечевые точки при помощи мыши (рис. 1).

Изменять количество точек можно с помощью кнопок «+» и «–» или диалога «Свойства кривой». Диалог вызывается нажатием клавиши Enter в режиме внутреннего редактирования. Редактировать координаты точек можно или через диалог свойств, или в окне редактирования с помощью мыши. Маркеры редактируемого узла подсвечиваются зеленым цветом. Переходить от узла к узлу можно или меняя его номер в диалоге свойств, или выбирая новый маркер в окне редактирования.

При редактировании положения точек перемещение мышью плечевой точки при нажатой клавише Ctrl вызывает синхронный поворот второго плеча, при нажатой клавише Alt — поворот и пропорциональное изменение размера второго плеча, при нажатии Shift — движение точек строго по горизонтали или по вертикали.

Для того чтобы увидеть кривую без точек редактирования, достаточно щелкнуть мышью в пустом месте экрана. Если после этого щелкнуть на кривой один раз, то вместо узловых точек появятся маркеры группового редактирования. При перемещении их пропорционально изменяются размеры кривой. Крестиком указывается геометрический центр объекта. Перемещать весь объект целиком можно, захватив крестик или любое место кривой. При передвижении маркеров можно использовать вспомогательные клавиши: Ctrl — «отпускает» центр (перемещается только одна сторона кривой); Alt — разрешает непропорциональное масштабирование; Shift — обеспечивает движение только по горизонтали или по вертикали.

Если на кривой, у которой выделены маркеры изменения размеров, щелкнуть мышью еще раз, появятся маркеры поворота.

В начало В начало

Объект «Линия» (команда «Линия» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

Объект «Линия» выводит на экран прямую. Новая линия позиционируется горизонтально по центру листа и имеет длину 40 мм. Изменять параметры линии можно только перемещением крайних точек. Перемещение маркера стартовой точки (зеленого цвета) приводит к передвижению всей линии, второго маркера — к изменению угла наклона и длины линии.

Объект «Прямоугольник» (команда «Прямоугольник» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

Объект «Прямоугольник» выводит на экран прямоугольник, который можно преобразовать в параллелограмм. Прямоугольник вставляется по центру листа в виде квадрата 40x40 мм. Если щелкнуть мышью по границе фигуры, то появятся маркеры группового редактирования (рис. 2), которые позволяют масштабировать прямоугольник.

При перемещении маркеров действуют служебные клавиши Ctrl, Alt и Shift. Щелчок по границе прямоугольника вызовет появление маркеров вращения.

Двойной щелчок на границе прямоугольника приведет к возникновению трех маркеров внутреннего редактирования, позволяющих изменять его форму. Первый маркер расположен слева внизу и является стартовой точкой; его перемещение будет сопровождаться перемещением всего прямоугольника. Нажатие клавиши Shift при этом дает возможность двигать прямоугольник строго по вертикали или по горизонтали. Маркеры, расположенные справа и выше стартовой точки, позволяют изменять форму прямо­угольника, перемещая одну из его сторон (оснований). Изменить форму прямоугольника можно и при помощи окна его свойств, в котором отображены координаты стартовой точки, длины и углы оснований.

В начало В начало

Объект «Окружность» (команда «Окружность» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

Объект «Окружность» выводит на экран окружность, которую можно преобразовать в эллипс. Окружность диаметром 40 мм вставляется по центру листа. Щелчок по окружности приведет к появлению восьми маркеров группового редактирования: четырех угловых и четырех боковых. Перемещение угловых маркеров вызовет изменение общих размеров, перемещение боковых — изменение ширины и высоты (даст эллипс). Повторный щелчок на границе окружности приведет к появлению маркеров вращения.

В результате двойного щелчка на границе окружности появятся и три маркера внутреннего редактирования, чьи свойства соответствуют свойствам маркеров описанного вокруг окружности прямоугольника (при внутреннем редактировании он отображается пунктирной линией). Внутренние свойства окружности полностью совпадают со свойствами описанного вокруг нее прямоугольника.

Объект «Циклоида» (команда «Циклоида» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

Методы редактирования циклоиды аналогичны описанным выше (рис. 3). Панели свойств полностью соответствуют объектам «Окружность» и «Прямоугольник».

Вставляется один период синусоиды (рис. 4). Методы редактирования синусоиды аналогичны описанным выше.

Объект «Фаза»

«Фаза» — служебный объект, который используется внутри объектов «Наложение» и «Заполнение». Он подготавливает кривые, которые будут накладываться (вписываться) на базовые кривые при генерации. По умолчанию в качестве элементарной кривой в объекте «Фаза» используется один объект «Синус», который можно заменить или дополнить любым другим объектом Secure­Draw. Дочерних объектов у каждого объекта «Фаза» может быть несколько.

Результирующее изображение, создаваемое «Фазой», отвечает следующим условиям:

  • координата X генерируемых объектом стартовых узлов кривых всегда равна нулю;
  • первый и последний узлы каждой кривой не должны иметь одинаковые значения по оси Х;
  • первый и последний узлы каждой кривой должны иметь одинаковые значения по оси Y.
  • Кроме того, объект «Фаза» может выполнять дополнительный сдвиг дочерних объектов, размножение со сдвигом и зеркальное копирование каждого из дочерних объектов для обеспечения симметрии. Параметры этих операций задаются в свойствах объекта «Фаза».

    Объект «Фаза» обязательно должен содержать хотя бы один дочерний объект. В случае удаления последнего дочернего объекта в него автоматически (по умолчанию) вставляется дочерний объект («Синус»). Объект «Фаза» можно копировать в буфер редактирования, но вставить его из буфера можно только в объекты «Наложение» и «Заполнение», где он работает правильно. В остальных случаях «Фаза» перед вставкой будет преобразована в «Группу», содержащую те же дочерние объекты.

    Рассмотрим несколько примеров работы с объектом «Фаза».

    Начальный внешний вид объекта «Фаза» при дочерней кривой «Синус» (за объектом «Фаза» закреплено окно) показан на рис. 5. Форму синуса можно изменить методами группового или внутреннего редактирования, а также вращения.

    При нажатии на кнопку симметризации производится копирование исходного синуса (рис. 6). Для синуса эта операция не является актуальной, но для произвольной кривой она бывает полезна.

    Зададим количество размножений для исходного синуса n равное 2 (рис. 7). Внешний вид кривой при этом не изменится, поскольку размножение кривой происходит в диапазоне 360° и второй синус полностью повторяет первый через период. При n = 3 на экране появится второй синус, смещенный относительно исходного на 180° (360/2). Аналогично для n = 10 на экране будет прорисовано девять синусов со смещением друг относительно друга на 40° (360/9).

    Если диапазон размножения изменить, станет другим и внешний вид сгенерированных кривых. Для диапазона размножения 180 получаем следующее: при n=2 (180/1) вторая кривая будет прорисована через 180° после первой; при n = 3 (180/2) три синуса будут прорисованы с интервалом 90°, при n = 10 (180/9) десять синусов будут прорисованы с шагом 20° (рис. 8).

    Как уже говорилось, дочерних объектов у объекта «Фаза» может быть несколько. Свойства каждого из них можно изменять индивидуально, но параметры объекта «Фаза» будут для всех одинаковы. На рис. 9 в объект «Фаза» вставлены синусоида и циклоида, каждый из этих объектов был размножен 20 раз, и объект «Циклоида» был смещен по вертикали относительно синуса.

    При вставке в «Фазу» замкнутых объектов (окружности или прямо­угольника) произойдет их автоматическое размыкание.

    Если щелкнуть на изображении, то появятся маркеры группового редактирования. Необходимо помнить, что при их перемещении мы изменяем размеры сразу всех дочерних кривых, которые могут быть расположены в разных местах, что может повлиять на размеры всего объекта «Фаза». Второй щелчок приведет к появлению маркеров вращения. Сам объект «Фаза» не может поворачиваться, и передвижение маркеров поворота приведет к вращению дочерних объектов. Двойной щелчок на изображении вызовет режим внутреннего редактирования (рис. 10).

    В начало В начало

    Объект «Пульсация»

    Объект «Пульсация» — это служебный объект, который используется внутри синтезирующих объектов «Наложение», «Заполнение» и «Сетка». При генерации изображения синтезирующих объектов он разбивает базовые кривые на интервалы, в которые будут вписаны кривые, подготовленные объектом «Фаза». При этом «Пульсация» не изменяет сами базовые кривые. Параметры объекта «Пульсация»:

  • количество точек (интервалов) разбиения объекта (кривой);
  • количество модуляций неравномерности интервалов (после вписывания «Фазы» в исходную кривую можно указать, в скольких местах необходимо сжать или растянуть полученное изображение);
  • глубина модуляций неравномерности интервалов, %;
  • сдвиг начала модуляций неравномерности интервалов, в градусах.
  • Для объектов «Заполнение» и «Сетка» объект «Пульсация» должен содержать не менее двух дочерних объектов, а для объекта «Наложение» — не менее одного. В объект «Пульсация» можно добавить любой объект, который имеет хотя бы одну кривую, причем в него могут входить несколько исходных кривых, которые будут разбиваться на интервалы. По умолчанию в него вставляется объект «Кривая».

    Каждый объект, входящий в «Пульсацию», может редактироваться в режиме внутреннего редактирования. Свойства «Пульсации» одинаково действуют на все его дочерние объекты.

    Объект «Пульсация» можно копировать в буфер редактирования, но вставить его из буфера можно только в объекты «Наложение», «Заполнение» и «Сетка». В остальных случаях «Пульсация» перед вставкой будет преобразована в «Группу», содержащую те же дочерние объекты.

    Рассмотрим примеры работы объекта «Пульсация» внутри объекта «Наложение».

    На рис. 11, 12 показано наложение синуса на окружность и прямо­угольник, разбитые на 10 интервалов.

    Размножим синус при помощи объекта «Фаза» 10 раз (вертикальный размер синуса под «Фазой» увеличен до 40 мм), используя в качестве кривой, на которую он будет накладываться, окружность, разбитую «Пульсацией» на 10 интервалов (рис. 11). Результаты этой операции показаны на рис. 13.

    Теперь будем изменять количество модуляций неравномерности (n) при глубине модуляции равной 50% (рис. 14, 15, 16), а затем увеличим глубину модуляции до 80% (рис. 17).

    В начало В начало

    Объект «Наложение» (команда «Наложение» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

    Объект «Наложение» задает метод взаимодействия объектов «Пульсация» и «Фаза». Первоначально при вставке объекта «Наложение» создается составной объект в виде синусоиды, содержащейся в объекте «Фаза». Количество пульсаций при этом равно двум, а в качестве объекта, на который будет накладываться синусоида, используется объект «Кривая».

    Объект «Наложение» генерирует кривые путем наложения кривых, содержащихся в объекте «Фаза», на отрезки базовых кривых, которые формирует объект «Пульсация». Он может содержать только один объект «Пульсация» и несколько объектов «Фаза». В объект «Наложение» можно добавлять любые объекты, содержащие кривые, при этом для них автоматически создается новый объект «Фаза». Объект «Наложение» имеет только групповые свойства и редактируется через свои дочерние объекты.

    Примеры работы объекта «Наложение» рассмотрены выше (см. «Объект “Пульсация”»).

    Объект «Заполнение» (команда «Заполнение» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

    Объект «Заполнение» заполняет кривыми, созданными объектом «Фаза», области, ограниченные произвольными базовыми кривыми. Первоначально при вставке объекта «Заполнение» в качестве кривых, между которыми будет осуществляться заполнение, используются два объекта «Кривая», а заполнение производится синусом, по умолчанию содержащимся в объекте «Фаза».

    Базовые кривые и их разбиение на интервалы создает объект «Пульсация». Объект «Заполнение» может содержать только один объект «Пульсация» и несколько объектов «Фаза». В объект «Заполнение» можно добавлять любые объекты, содержащие кривые, при этом для них автоматически создается новый объект «Фаза».

    Объект «Пульсация» должен содержать два или более дочерних объекта. Объект «Заполнение» генерирует изображение из кривых всех объектов «Фаза», прорисовывая их от базовых кривых первого дочернего объекта «Пульсации» ко второму, от второго к третьему и т.д. Редактирование объекта «Заполнение» производится через дочерние объекты.

    Объект «Заполнение» имеет следующие внутренние свойства:

  • степень заполнения, %;
  • смещение центральной линии заполнения, % (задает положение центральной линии заполняемой области в виде доли расстояния между базовыми кривыми).
  • Изменяя или замещая кривые в объекте «Пульсация» и редактируя параметры объекта «Фаза», можно получать различные эффекты (рис. 18, 19, 20, 21).

    Используя возможность разбиения основного окна SecureDraw на несколько, можно визуально наблюдать и редактировать каждый элемент изображения отдельно (рис. 22).

    В начало В начало

    Объект «Сетка» (команда «Сетка» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

    Объект «Сетка» вставляет кривые своего дочернего объекта между точками разбиения двух базовых кривых. Он всегда имеет только два дочерних объекта: объект «Пульсация», который задает базовые кривые и их разбиение, и любой другой объект (формообразующий объект), содержащий кривые, которые будут вставляться между точками разбиения. Объект «Пульсация» должен содержать по крайней мере два дочерних объекта. Специальных свойств объект «Сетка» не имеет.

    Первоначально сетка генерируется между двумя вертикальными кривыми, причем в качестве второго объекта добавляется стандартное «Наложение», формирующее синусоиду. Количество интервалов и в «Наложении», и в «Пульсации» задается по 30, что формирует сетку из 30 синусоид с 30 периодами каждая (рис. 23).

    Изменяя внешний вид кривых и их количество, можно получать сетки различного типа. Более того, сеток может быть несколько и они могут накладываться друг на друга. Например, на рис. 24 показаны сетки, одна из которых повернута относительно другой на 90°.

    Объект «Рельеф» (команда «Рельеф» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

    Объект «Рельеф» позволяет получить эффект рельефа на основе растровых изображений формата BMP или TIFF. Он смещает точки кривых своих дочерних объектов в соответствии с оптической плотностью растрового изображения. Объект «Рельеф» может содержать любое количество дочерних объектов и осуществлять преобразование не только сеток, но и любого изображения — как сгенерированного самой программой, так и импортированного. Растровое изображение конвертируется в полутоновое, содержащее 256 градаций серого. Максимальные глубина и направление преобразования («продавливания») задаются пользователем и соответствуют «черному» цвету.

    Первоначально при вставке объекта «Рельеф» в качестве дочернего объекта вставляется стандартная «Сетка», а в качестве растрового изображения — изображение цифры 5 (рис. 25).

    Загрузка растрового изображения, его расположение и величина смещения точек кривых задаются через свойства объекта «Рельеф». В режиме внутреннего редактирования можно изменять положение и размеры растрового изображения, а также редактировать кривые. При повороте объекта «Рельеф» растровое изображение остается неподвижным, а поворачиваются только кривые.

    Объект «Рельеф» не вставляет дополнительных точек в изображение, а лишь осуществляет сдвиг уже существующих точек кривых своих дочерних объектов. Рельеф лучше всего проявляется на регулярных изображениях, имеющих достаточно высокую плотность точек (например, на сетках). Детали растрового изображения, попавшие между точками кривых, не влияют на величину сдвига и не будут видны, поэтому хорошие результаты можно получить, если расстояние между точками преобразуемых кривых будет меньше размера деталей растрового изображения.

    В начало В начало

    Объект «Группа» (команда «Группа» меню «Вставка» или соответствующая кнопка панели инструментов)

    Объект «Группа» предназначен для группировки других объектов. Он не выполняет никакой обработки кривых своих дочерних объектов. Объект «Группа» может содержать произвольное количество любых дочерних объектов. Он не имеет специальных свойств, поэтому для него всегда выводятся групповые свойства объекта. Объект «Группа» редактируется через свои дочерние объекты.

    Редактирование объектов

    Попробуем обобщить рассмотренные выше приемы редактирования объектов в SecureDraw.

  • Если простые объекты удобно редактировать в однооконном режиме, то при внутреннем редактировании сложных объектов целесообразно использовать два (или более) окна. Для этого при редактировании дочерней кривой следует открыть новое окно (или поделить существующее на два или четыре части), щелкнуть на нем мышью, чтобы оно стало активным, выбрать в дереве объект для редактирования и нажать красную галочку в панели инструментов. После этого в выбранном окне будет отображаться только данный объект. Для контроля за родительским объектом может использоваться другое окно.
  • Масштабирование окна осуществляется автоматически по размерам отображаемого объекта (если это разрешено в конфигурации). Для увеличения объекта можно воспользоваться лупой из панели инструментов. При ее нажатии выбранный регион будет увеличен до размеров окна. Для навигации в режиме увеличения можно использовать кнопку с четырьмя стрелками. Отменить увеличение можно нажатием соответствующей кнопки или щелчком правой кнопкой мыши.
  • Для выбора объекта достаточно щелкнуть мышью на любой его кривой или выбрать его в дереве объектов. При этом в активном окне будут подсвечены все его кривые и появятся маркеры группового редактирования. В других окнах будет подсвечен или редактируемый объект, или, если он не видим в окне, первый его видимый родитель.
  • В режиме группового редактирования для изменения размеров объекта служат маркеры. По умолчанию размеры изменяются с сохранением центровки объекта и пропорций сторон (если изменяются два размера). При нажатии клавиши Shift маркер перемещается только по горизонтали или по вертикали, нажатие Alt отменяет пропорциональное изменение размеров, а Ctrl отменяет сохранение неподвижного центра. Эти три клавиши могут использоваться в любой комбинации друг с другом.
  • Если после выделения объекта еще раз щелкнуть мышью по одной из его кривых, то маркеры поменяются на поворотные. Вращение всегда происходит только вокруг центра объекта. Повторный щелчок на выбранной кривой возвращает маркеры размеров назад.
  • Для перемещения объекта следует захватить мышью маркер центра или любую кривую объекта. При нажатии клавиши Shift объект будет перемещаться только по горизонтали или по вертикали.
  • Операции редактирования могут производиться над группами объектов независимо от степени их сложности.
  • Менять форму простых объектов позволяет режим внутреннего редактирования. Для перехода в этот режим следует выполнить двойной щелчок мышью по любой кривой объекта. При редактировании всех простых объектов, кроме кривой, действует только одна дополнительная клавиша — Shift (перемещение по горизонтали или по вертикали). При редактировании объекта «Кривая» нажатие Alt при движении плечевой точки вызывает синхронный поворот второго плеча; нажатие Ctrl — синхронный поворот и пропорциональное изменение длины второго плеча.
  • Составные объекты редактируются через свои дочерние объекты. Для объектов «Наложение», «Заполнение» и «Сетка» в режиме внутреннего редактирования дополнительно отображаются базовые кривые, для «Рельефа» — исходные кривые.
  • При внутреннем редактировании сложных кривых вновь прорисованные объекты доступны для группового редактирования.
  • В режиме внутреннего редактирования невидимые объекты рисуются зеленым цветом. При выборе в дереве объекта, являющегося дочерним по отношению к редактируемому, режим редактирования сохраняется. При этом родительский объект подсвечивается синим, а выбранный дочерний объект — бирюзовым. В пассивных окнах не содержащие селекции объекты редактирования подсвечиваются светло-синим цветом. Если в дереве выделен объект, не принадлежащий редактируемому объекту, то режим редактирования в активном окне снимается.
    В начало В начало
  • Импорт из формата Adobe Illustrator (AI)

    Некоторые сложные кривые целесообразно подготовить в стандартных векторных редакторах, а затем импортировать это изображение в SecureDraw. Например, средствами SecureDraw невозможно вставить дополнительные узловые точки в объекты «Окружность», «Прямоугольник», «Синус», «Циклоида», но если создать эти элементы в Adobe Illustrator (AI), а затем импортировать их, то они будут вставлены как объекты «Кривая», в которые можно добавлять узловые точки и соответственно произвольным образом менять их форму. Таким образом, можно создать любой объект в Secure­Draw, а затем, сохранив его в формате AI, выполнить его редактирование в любом векторном редакторе. Импорт осуществляется с сохранением координат объектов относительно центра листа в AI.

    Для примера создадим в AI окружность, сохраним ее и импортируем в SecureDraw. В SecureDraw при этом создается объект «Группа», содержащий разомкнутую в нижней точке кривую в виде окружности. Добавив дополнительные точки, можно изменить форму кривой (рис. 27).

    Разделив кривую на две части, заполним площадь между ними синусом (рис. 26).

    В начало В начало

    Примеры создания в SecureDraw сложных объектов

    Рассмотрим несколько примеров создания в SecureDraw сложных объектов.

    Многоугольник

    В SecureDraw существует по крайней мере два способа создания многоугольника с произвольным количеством вершин. Первый способ связан с использованием объекта «Наложение»:

    1. Вставляем в лист объект «Наложение».

    2. В объекте «Пульсация» заменяем стандартную кривую объектом «Окружность». Для этого выделяем в дереве объект «Пульсация» и нажимаем на кнопку окружность на панели инструментов (или перетаскиваем иконку с кнопки «Окружность» на объект «Пульсация»). Выделив в дереве структуры объект «Кривая» из объекта «Пульсация», удаляем его клавишей Del или нажатием на кнопку «Удаление» на панели инструментов. После этого внутри объекта «Пульсация» остается одна окружность.

    3. Аналогичным образом заменяем синус в объекте «Фаза» на объект «Кривая».

    4. В свойствах объекта «Кривая» задаем длину плеч равной 0 для обеих ее узловых точек.

    5. Вызвав свойства объекта «Пульсация», задаем количество интервалов разбиения, соответствующее количеству вершин нашего многоугольника.

    Второй способ создания многоугольника — использование объекта «Заполнение»:

    1. Вставляем объект «Заполнение».

    2. Стандартные кривые заменяем окружностью.

    3. Синус в фазе заменяем объектом «Линия».

    4. Устанавливаем необходимое число интервалов разбиения.

    В начало В начало

    Использование многоугольника при создании графических элементов

    Создадим при помощи размножения многоугольника круговую сетку:

    1. Вставляем в лист стандартную сетку.

    2. Вставляем в «Пульсацию» «Сетки» две окружности — кривые, между которыми будет строиться сетка.

    3. Уменьшаем размеры первой окружности. (Двойной щелчок по любой кривой сетки для перехода в режим внутреннего редактирования сетки. Щелчок по окружности для перехода в режим группового редактирования. Мышью сдвигаем один из угловых маркеров внутрь окружности. Щелчок на пустом месте для снятия режима редактирования.)

    4. Удаляем из «Пульсации» в «Сетке» два ненужных объекта «Кривая».

    5. Копируем созданный выше многоугольник в буфер обмена и вставляем его в «Сетку» как формообразующий объект (выбрать в дереве объект «Наложение» и нажать кнопку «Копировать», а затем выбрать в дереве объект «Сетка» и нажать кнопку «Вставить»).

    В результате этих действий получим изображение, показанное на рис. 28.

    Бордюр

    Элемент бордюра показан на рис. 29.

    Этот бордюр состоит из восьми обрамлений и четырех заполнений. Структура всех обрамлений одинакова. Фактически в качестве обрамления используется объект «Наложение»: на линию, разбитую на четыре интервала (свойства объекта «Пульсация»), накладывается произвольная кривая.

    Для парных обрамлений (первое-второе и т.д.) под «Фазой» стоят две копии одной и той же кривой, одна из которых смещена по вертикали на величину зазора. В зеркально расположенных обрамлениях под «Фазой» стоит одна и та же кривая, но базовая линия под «Пульсацией» для смещения вверх прорисована слева направо (стартовая точка слева, угол наклона 0° относительно оси X), а для смещения вниз — справа налево (стартовая точка справа, угол наклона 180° относительно оси X). Таким образом, фактически под «Фазой» всего две разные кривые.

    Структура объекта «Заполнение» у всех заполнений одинакова и отличается только кривыми, между которыми это заполнение происходит. Между двумя кривыми, образованными объектом «Пульсация», выполнено заполнение синусом. Пульсация разбивает кривые на 24 интервала (задается в свойствах первой пульсации), синус повторен 13 раз (задается в свойствах последней фазы). Первая кривая — копия «Обрамление 2», вторая — «Обрамление 3».

    Аналогичным образом создаются заполнения и обрамления для других элементов бордюра. После этого необходимо проверить взаимное расположение объектов (их координаты), входящих в состав бордюра в окнах свойств каждого из элементов.

    В начало В начало

    Рамка

    На основе этого бордюра можно создать рамку (рис. 30). Для этого рисуем прямоугольник, задающий размер рамки, и вставляем его под «Пульсации» всех прямых (не зеркальных) обрамлений вместо линии, которая задавала размер бордюра. Для зеркальных обрамлений готовим и вставляем зеркальный прямоугольник. Он имеет те же размеры, но его стартовая точка находится справа внизу (в свойствах меняем знак координаты X стартовой точки с «–» на «+»), а первое основание имеет противоположное направление (в свойствах меняем с 0 на 180).

    Розетка

    Розетка (рис. 31) состоит из двух основных групп (группа 1 и группа 2), отвечающих за внутреннюю и внешнюю форму.

    Для того чтобы более наглядно представить структуру розетки, разделим окно SecureDraw на четыре части (рис. 32). Пусть в левом верхнем окне будет отображаться изображение всей розетки. Для этого, надо щелкнуть на этом окне мышью, выделить в дереве объект «Корень» и нажать кнопку с галочкой на панели инструментов. Аналогично поступим и с правым верхним окном, за которым закрепим первое заполнение в дереве. Щелкнув на изображении этого заполнения два раза, увидим базовые линии, на основе которых оно было построено. Левое нижнее окно закрепим за изображением заполнения, входящего в состав предыдущего. Это окно покажет нам форму базовой кривой, определяющей край розетки. И наконец, правое нижнее окно закрепим за изображением внутренней части розетки (первое заполнение в группе 2). Как видите, структура розетки не так сложна, как это может показаться.

    В начало В начало

    Заключение

    Конечно, мы не смогли рассмотреть все возможности программы, но и предложенные вниманию читателей примеры позволяют сделать вывод, что SecureDraw является мощным средством для гильош-дизайна.

    Когда шла работа над этой статьей, появилась информация о выходе второй версии «Цербера» и о появлении новой программы — Glissando. Но часто бывает так, что от объявления о разработке новой программы до ее выхода может пройти довольно много времени, а SecureDraw уже существует и продается.

    Автор выражает благодарность компании SecuritySoft Co (http://www.securesoft.ru/securedraw.html) и лаборатории численного моделирования НИИ ПФП им. А.Н.Севченко Белорусского государственного университета за предоставленную для тестирования программу.

    В начало В начало

    КомпьюАрт 9'2003

    Популярные статьи

    Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

    При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

    Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

    В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

    CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

    В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

    Нормативные требования к этикеткам

    Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства