Ученье свет
Сегодня, когда полиграфия стремительно развивается, потребность в квалифицированных специалистах возрастает. А стать таким специалистом можно, только получив соответствующее образование. Побеседовать о дизайнерском образовании любезно согласился Анатолий Семенов, зав кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции Московского государственного университета печати.
КомпьюАРТ: Как вы считаете, какие изменения происходят в последнее время в образовательном процессе?
Анатолий Семенов: Компьютерные технологии изменяют мировосприятие. Министерство образования сейчас работает над реализацией программы, которая называется «Электронная Россия». Смысл ее состоит в том, чтобы создавать учебники начиная от букваря и заканчивая серьезными научными учебниками не только на бумажных носителях, но и в электронном виде, с использованием новейших технологий. Это настоящая революция, потому что на этих учебниках вырастет новое поколение детей, которые будут иначе воспринимать мир.
У нас в университете есть образовательный портал, и значительное количество наших студентов получает образование заочно. Это люди, живущие и работающие по всей России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. У нас есть специальная лаборатория, которая занимается подготовкой материалов для этого портала. Но на самом деле это вовсе не книга XXI века и даже не электронная книга, это все еще та самая старая книга, написанная, задуманная и реализованная как бумажная, которую потом просто набрали и разместили в Интернете. Можно и нужно говорить о том, чтобы создать новую книгу, которая будет интерактивной и даже с некоторыми игровыми элементами. Именно такие учебники внесут свежую струю в образовательный процесс. Они будут ближе следующим поколениям, для которых, собственно, и делаются. Создание современной учебной литературы это и есть основная задача нашей деятельности.
КА: Какие дисциплины на вашей кафедре являются основными?
А.С.: У нас есть предмет «Компьютерная графика», которому студенты обучаются на протяжении пяти лет. Недавно у нас даже появилась кафедра цифрового дизайна. Один из разделов компьютерной графики проектирование шрифта. Студенты начинают свою работу со шрифтом с того, что копируют римские, готические, ренессансные почерки и системы письма. Но это лишь подготовка к процессу проектирования шрифта. Всерьез говорить о шрифте, не связывая его с компьютерными технологиями, сегодня просто бессмысленно. Но и элемент искусства в такой работе присутствует, поэтому иметь талант художника тоже важно.
Еще одна дисциплина «Издательская фотография». Сейчас издательская фотография в большинстве случаев цифровая фотография, и с этим связана довольно интересная история. У нас было несколько помещений, занятых под лаборатории, где студенты сами проявляли пленки, но в прошлом году помещения у нас забрали и все запасы химикатов и устройства для печати фотографий пришлось выбросить. Мы вынуждены были приобрести цифровые камеры, и работа с ними оказалась более удобной для студентов, потому что купить сегодня черно-белую пленку довольно проблематично, а проявка цветной пленки в условиях лаборатории процесс немыслимо сложный. Сейчас студенты работают с цифровыми изображениями. Таким образом, даже если мы не успеваем за прогрессом, он сам нас настигает и ставит все на свои места.
КА: Какие отделения есть в университете?
А.С.: Свои последние годы доживает заочное отделение уже два года на него нет приема. На дневном отделении основная масса студентов это вчерашние школьники. На вечернем учатся разные люди, в том числе и студенты постарше, которые, поработав, поняли, что им не хватает базовых знаний. Иногда приходят специалисты такого уровня, что мы недоумеваем, зачем им нужно еще чему-то учиться, если они и так все умеют. Однажды, когда я говорил нечто подобное одной из абитуриенток, рядом находилась выпускница вечернего отделения. Она сказала, что при поступлении была в аналогичной ситуации, но пять лет спустя поняла, что мы многому ее научили.
КА: Какими бывают дипломные работы ваших студентов?
А.С.: Примерно 30% выпускников выбирают темой своей дипломной работы электронные издания. Конечно же, все эти работы совершенно разные. В основном электронными изданиями занимаются наши наиболее одаренные студенты их привлекают возможности новой эстетики, которая содержится в этих электронных продуктах.
Также выполняется много работ, которые можно отнести к категории «видеоарт». Например, один студент сделал проект по мотивам произведения Кандинского «Желтый звук». Еще одно направление это специфические учебные пособия. У нас был сделан вариант книги «Концепции изображения» одного швейцарского автора. Анализ иллюстраций из книг был проведен средствами анимации, и оказалось, что это намного эффективнее, нагляднее и убедительнее, чем обычный бумажный учебник. Студенты сами не ожидали подобного результата.
Есть еще несколько удачных работ. Вместе с Историческим музеем был осуществлен проект «Костюм викинга». Он позволяет рассмотреть костюмы викингов во всех деталях, узнать о крое и т.п. И это оказалось даже нагляднее, чем увидеть настоящий костюм в музее.
В этом году среди работ студентов были Web-сайты. Очень интересный пример сайт, сделанный одним из наших студентов для клуба «Муха». Эстетику этого сайта мы, преподаватели, не смогли сразу воспринять. Студент использовал для оформления прикладную графику сталинских времен. Мы еще не относимся к подобной графике как к объекту, который можно эстетизировать, а у студента это получилось.
КА: Где работают выпускники МГУП?
А.С.: Много наших вчерашних студентов среди преподавателей университета. Кроме того, наши выпускники работают в области анимации. Значительное количество выпускников работает и на телевидении в основном на канале «НТВ». Одна наша бывшая студентка, которая работала на телеканале «ТВС», недавно выиграла грант и поехала учиться в Англию.