КомпьюАрт

9 - 2003

Семинары как средство повышения квалификации

Ирина Ананьина, руководитель «Принт-Академии “Любавич” print@lubavich.spb.ru

Общение плюс обучение

Советы гуру

Работники — основные клиенты

А что дальше?

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТА

«Моя цель — не готовить чемпионов,
моя цель — создать атмосферу,
в которой они могут проявляться»
Ф. Корлайл, тренер, подготовивший 11 чемпионов и призеров олимпийских игр

Все начиналось до банальности просто. В стандартной питерской типографии измученным менеджерам коммерческого отдела надоело постоянно утрясать конфликты между заказчиками и производством. Тем более что возникали они в основном из-за некомпетентности и незнания основ полиграфии и тонкостей технологии.

Идея обучения технологии печатных процессов к тому времени уже витала в воздухе.

Начали проводиться занятия с работниками типографии. К делу просвещения решили приобщить и заказчиков типографии — во избежание конфликтов, брака и недопонимания. И, как оказалось, важное дело это. На рубеже 90-х годов типографии начали выбираться из «артельного» постперестроечного состояния и выходить на новый уровень парка машин и технологий. Рекламные агентства как посредники также осознали необходимость повышения знаний. Дизайнер, менеджер по полиграфии, технический специалист — типичные для препресс-студий, рекламных агентств и рекламных отделов фирм должности. Казалось: достаточно иметь художественное образование или образование в области рекламы, а также вкус, умение работать в графических программах — и ты готовый специалист. Однако по мере развития рекламно-полиграфического рынка и повышения разборчивости заказчика возросли требования к качеству рекламной продукции, а, соответственно и к квалификации специалистов. Стало очевидным, что необходимо не только знание пакетов графических программ или владение навыками продаж, но и способность разобраться в нюансах технологии полиграфического производства. А руководителям дизайнерских групп и отделов понадобился опыт управления сложными творческими процессами и коллективами. Поэтому начало развития этого направления (позднее вылившегося в проект «Принт-Академия “Любавич”») оказалось как нельзя более своевременным. Семинары стали более частыми, чем планировалось; неизменно собирались в среднем 25-30 человек; масса вопросов, неподдельный интерес. Даже преподавателей вопросы слушателей первых семинаров заставили снова засесть за литературу, вернувшись к процессу обучения.

Но вот что было совсем интересным — так это то, что с каждым разом аудитория расширялась. Сначала преимущественно приходили менеджеры по полиграфии, потом — дизайнеры, руководители групп, директора, рекламщики, издатели, упаковщики. Вопросы потекли рекой. А для дизайнеров что-то планируется? А для издателей? А по креативу? А по верстке? А про шрифты? Мне это было удивительно. Столько вопросов! И почему они задаются на типографских семинарах? Ведь мы не профессионалы, не специалисты в этих областях. Стала интересоваться — можно ли что-нибудь порекомендовать нашим слушателям. Просмотрела газеты, объявления, расспросила коллег. Очень малочисленные авторские программы по рекламе, НЛП и брендингу — очень дорогие и редко встречающиеся, о них мало рекламы и почти нет информации. «Как же тогда все обучаются?» — спрашивала я коллег-рекламистов. «Да самоучки мы», — ответ меня удивил. Многие после институтов повышали свою квалификацию методом проб и ошибок, другие — по книгам. Ну и ну! Может, как всегда, Москва поможет? Стала расспрашивать. Действительно, в Москве есть отдельные специалисты по рекламе. Приглашают их наши рекламисты к себе редко, ведь это дорого: надо разместить, накормить. И, как правило, речь идет о частных тренингах или о консультациях. А вот чего-то централизованного, узконаправленного и заявляющего о себе во всеуслышание я не встретила. Да и потом, неужели в Питере не найдется ни одного специалиста-рекламщика или креативщика, способного поделиться опытом? А как же вузы, может быть, они нам помогут? Оказалось, они сами только-только начали задумываться о краткосрочном обучении. Ведь работающим специалистам не нужны пусть и фундаментальные, но устаревшие программы. Им хочется новейших знаний. А где их взять? Вот и сошлось всё направление поиска, в конечном итоге, к питерским ведущим специалистам «рекламного цеха». Ведь именно они могут передать не просто знания и практические приемы, но сам «дух нашего времени», вдохновляющий рекламистов и диктующий тенденции, если так можно выразиться, в рекламной моде. Именно поэтому в «Принт-Академии “Любавич”» появилось еще одно направление — семинары для дизайнеров под одним общим названием «Петербургский стиль». Они стали украшением проекта благодаря теплой и творческой атмосфере и не стремятся составить конкуренцию высшим учебным заведениям или академическим программам. Специалисты называют такую форму обучения «семинар-консультация», и сравнить ее можно с повышением квалификации. Семинары организованы для арт-директоров, креативных директоров и дизайнеров, поэтому было бы справедливым послушать именно их мнение об этом начинании.

«Посетил серию семинаров типографии «Любавич». Компетенция людей, приглашенных для проведения этих мероприятий, не подлежит сомнению. Их опыт и знания в области как технологии, так и дизайна весьма полезны молодому поколению специалистов, занятых в рекламных агентствах и издательствах. По собственному опыту я знаю, с каким трудом постигаются секреты мастерства. И потому безумно рад, что создается ситуация, когда мэтры делятся своим опытом. Тем более что, как показывает практика, делиться наработанными невероятным трудом секретами профессионалы не торопятся. Специалистам же, которые и сами вполне могли бы оказаться на месте лектора, подобные встречи дают как минимум возможность обсудить наболевшие проблемы. Не говоря уже об эмоциональном всплеске от общения с коллегами по цеху, влияющем на творчество», — так говорит арт-директор журнала «Мир стройиндустрии» Александр Смирнов.

Общение плюс обучение

Следующим откровением этого проекта стали круглые столы и семинары — тренинги, где основное место отводится общению коллег. Радостные лица и вдохновенные сердца — как награда за усилия, вложенные в эти мероприятия. Как я уже писала, вначале казалось, что просто не хватает знаний. Но по мере того, как проект двигался и развивался, стала очевидной необходимость общения, обмена информацией, выхода из изоляции, споров. Ведь в спорах, как известно, рождается истина. Наверное, именно на круглых столах и зарождается атмосфера творчества и сотрудничества.

«Рекламный рынок сегодня навод­нен разнообразными творческими коллективами. Каждый находится на своей перспективной позиции — опыт, молодость, кругозор, методики. И каждый понимает, как молод рынок российской рекламы. Что же плохого в том, что мы не говорим «рекламное сообщество»? Чем плох рекламный продукт, созданный в четырех стенах удобного офиса? Ни бизнес, ни искусство не возникают в стерильном замкнутом вакууме. Движение рождает жизнь, спор обнаруживает истину, увиденное пробуждает воображение — это известно всем. В чем изюминка проекта «Принт-Академии “Любавич”»? Можно поставить вопрос иначе: в чем польза общения профессионалов?

«Принт-Академия» просто открыла дверь, в которую нам давно следовало заглянуть. Здесь не нужно прорубать окон и карабкаться по веревочной лестнице. Однако простое открытие этой двери явилось более неожиданным решением, о возможном потенциале которого остается только догадываться. За этой дверью — подлинный мир рекламистов, с его проблемами и поисками. Атмосфера там благоприятна для формирования именно рекламного сообщества. Осталось только войти», — таково мнение слушателя семинаров Виктора Никишина, арт-директора рекламного агентства «S`TOP».

В начало В начало

Советы гуру

Когда 23 апреля этого года очередной круглый стол «Управление творческими процессами, коллективами и людьми», организованный Креативным агентством «Гради» и «Принт-Академией “Любавич”», собрал больше тридцати руководителей рекламных агентств Санкт-Петербурга, открылась новая грань этого проекта. Оказалось, что, помимо учебных методик, мотивации и общения, существует еще один пласт передачи знаний. Это то, что невозможно ни объяснить научными методами, ни рассчитать математически. Это какая-то жизненная мудрость, некая смесь интуитивных находок вкупе с опытом, которую я называю «советы гуру». Это те бесценные идеи и советы, которыми могут поделиться старожилы рекламного сообщества, поистине одержимые своим делом, проводящие часы в «мастерских рекламы» и понимающие рекламу чуть ли не на ощупь. Как важны эти советы молодому поколению, пришедшему в рекламу в последнее время. Иногда один совет гуру дороже целого учебника, а день работы с ним стоит обучения в вузе.

Все ждали рецептов успеха «от мэтра Леликова», ноу-хау успешного управления творческими людьми, ожидали «этаких вот» сложных схем, но, увы (или ах!), мэтр оказался прост!

Он сказал: «Мой рецепт прост: нужно уметь слышать и понимать своих подчиненных. Помните фильм «Доживем до понедельника»? Так вот там один ученик написал в сочинении: «Счастье — это когда тебя понимают». Мне кажется, каждый руководитель, и тем более руководитель, управляющий творческими процессами и людьми, должен научиться прежде всего не только слушать, но и слышать своих работников, научиться их понимать. Вот и весь секрет. А когда их понимают, они счастливы, они творят».

Действительно просто, но, например, один из работников «Гради», Максим Филиппов, был не понят и признан профнепригодным в одном из питерских издательств. А Леликов увидел в нем потенциал, взрастил и не побоялся возложить на него ответственность. Сейчас он является креативным директором и занимается стратегическим креативом. Вот вам и совет гуру, которого в вузе не получишь.

Сергей Пикус из «Иллана» дал свою оценку успеха управления Сергея Леликова: «Мы должны увидеть две очень важные стороны этого успеха. Он является профессиональным художником и профессиональным преподавателем. Поэтому даже поработать рядом с мэтром считается среди дизайнеров очень престижным и почетным. Он долгое время преподавал в Мухинском училище, и многие его работники — это его бывшие ученики, которых он разглядел и вырастил. Умение выращивать кадры — его отличительная черта. Да и вообще, ученики Леликова — лучшая его реклама как учителя и как управленца. Его ученики работают в качестве директоров и руководителей многих направлений в рекламном сообществе не только нашего города, но и других городов».

Поэтому логично, что с сентября этого года организуется обучение, где творческие кадры — дизайнеры, бренд-менеджеры, криэйтеры — будут обучаться основам рекламного мастерства у мэтра. Этакая «кадровая оранжерея».

В начало В начало

Работники — основные клиенты

Знаете, что радует меня больше всего как руководителя обучающего центра? Что за партами вместе с менеджерами и дизайнерами, руководителями направлений и арт-директорами обучаются первые лица рекламных агентств и дизайн-студий. Появилось желание повысить квалификацию и у топ-менеджеров. А знаете, что огорчает? Что топ-менеджеров за партой пока очень мало. И это при том, что технологии, оборудование и информация в рекламе, дизайне и полиграфии развиваются стремительно.

Расходы на обучение все еще считаются затратной статьей (а не вложением в своих же работников, тем более — в себя!). Даже на полиграфические семинары — консультации, которые, кстати, у нас бесплатные, многие руководители пускают своих работников неохотно, поскольку им жаль того рабочего времени, которое этот работник затратит на обучение. Как правило, такие руководители считают, что, открыв свое маленькое рекламное агентство, имея свое портфолио и обслуживая определенный круг постоянных клиентов, они уже достигли вершин и учиться им больше нечему ни у мэтров, ни тем более у коллег. Это приводит к застою общего рекламного творчества в городе и к разобщенности. Нет понимания, что самые успешные люди на земле — это те, кто находится в постоянном поиске, люди увлеченные, легко обучаемые и гибкие, для которых обучение стало самой сутью жизни.

Сергей Леликов в январе провел в «Принт-Академии» семинар «Креативная составляющая брендинга» для рекламных служб города, а потом решил: а чем наши-то работники хуже? И сразу же по горячим следам провел тот же семинар для своих работников. Считает, что получилось весьма полезно и результативно. Как часто директора рекламных агентств, обладающие колоссальными знаниями и опытом, проводят семинары, обучения для продвижения фирмы на внешнем рынке, забывая о тех, кто в первую очередь обеспечивает продвижение их услуг — о своих собственных работниках! Странно, но бытует мнение: «Да я им деньги плачу, что ж я еще — и обучать их должен?» Господа, а что нам еще остается? Рынок не резиновый, а рынок труда — тем более. Ведь талантливые профессионалы появляются реже, чем фирмы и фирмочки. Вот и выпадает на долю руководителя еще одна миссия — просветительская: просвещать работников, просвещать заказчиков.

Трудно это и ответственно — обучать людей. Но это — вклад прежде всего в себя, в жизни людей, города, в будущее России. Надоело всё критиковать и жаловаться на низкий уровень. Настало время действовать, строить. Для строительства необходим фундамент. А фундамент — это знания, опыт, а не деньги, как принято сегодня считать. Поэтому, наблюдая за подобным положением вещей, я избрала своей личной миссией и миссией «Принт-Академии “Любавич”» объединение специалистов, работающих в сфере рекламы, дизайна и полиграфии, и повышение профессионального уровня и качества работы за счет обучения, мотивации и конструктивного общения.

В начало В начало

А что дальше?

Каковы же перспективы развития? Ведутся переговоры со многими успешными представителями рекламного и полиграфического бизнеса. В этом году слушатели смогут выбрать одно из следующих основных направлений:

1. Принт-технологии — это направление расскажет вам о различных видах печати, традиционных и современных; о том, из каких этапов состоит технологический процесс офсетной печати; об оборудовании, расходных материалах. Вы сможете узнать о распространенных ошибках специалистов при размещении заказа в типографии и побывать на экскурсии в полиграфическом предприятии.

2. Рекламные технологии — психология техники воздействия и научное обоснование творческих процессов, стоящих за процессом создания рекламы.

3. Мастер-класс — серия семинаров этого направления ознакомит слушателей с методиками и ноу-хау питерских «гуру» рекламного сообщества. Это не просто взгляд, это — школа со сложившимися методиками, это передача духа рекламы нашего времени. В этом году мы представим вам школу Сергея Леликова, директора рекламного агентства «Gradi».

4. Петербургский стиль: эти семинары откроют вам разнообразие и уникальность взглядов передовых рекламных агентств города, представляющих петербургский стиль рекламы.

5. Школа техники продаж: семинары этого направления помогут вам развить свои навыки продаж, откроют вам особенности продаж в рекламе, дизайне и полиграфии, научат новым техникам продаж.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства