Печатаем копию академического карандашного рисунка
Редакция журнала КомпьюАрт совместно со студией «Рея» публикует продолжение серии статей о трафаретной печати.
Нашим собеседником в очередной раз любезно согласился стать Андрей Короб, руководитель студии «Рея».
Современные технологии дают возможность создавать авторские копии в живописи, графике, а также в сфере оформления интерьеров посредством трафаретной печати. Сериграфия как понятие появилась в начале ХХ века с изобретением моноволокна для плетения трафаретных сеток, что позволило в три раза увеличить линиатуру сеток и дало возможность многократного использования трафаретных форм. Разработка мелкодисперсионных красок, способных проходить через эти сетки, обусловила повышение линиатуры печати, корректную передачу полутонов и смешивание трафаретных красок в системе Pantone.
Нам часто задают вопросы о возможности использования для печати по бумаге и пластику текстильного карусельного станка. Чтобы ответить на эти вопросы, мы специально напечатали на этом станке сложную работу.
Решающую роль в получении качественной копии играют профессиональная подготовка и мастерство художника, который методом вычитания цветов готовит картину к печати, что невозможно без художественного образования и большого опыта работы в области трафаретной печати. Нужно понимать, как написан оригинал, с которого делается копия, и разбираться в технике письма. Необходимо иметь представление о том, как изменится цветовая палитра при последовательном нанесении большого количества слоев при печати. Наша студия добилась серьезных успехов в цветоделении работ, выполненных карандашом, углем, пастелью, маслом и другими видами техники исполнения художественных работ. Совместная работа художника, матрицора и печатника позволяет отработать технологию печати в 60-120 красок, повторить фактуру и рельеф живописного полотна, а также плавность карандашного штриха.
Основным заблуждением при подготовке файла для печати является представление о том, что карандашный рисунок можно передать одной или двумя красками либо растрировать изображение. Напоминаю, что использование растра при печати сериграфии делает ее репродукцией, а не копией. Так называемый массовый ширпотреб выпускается типо-графиями или печатается на плоттерах. Устойчивость этих репродукций к выгоранию и выцветанию крайне низка даже внутри помещений уже через год эти работы превращаются в блеклые и размытые отпечатки, портящие интерьеры офисов и квартир. Преимущество трафаретной печати в этой области бесспорно: краски устойчивы к воздействию прямого света и ультрафиолета, способны выдерживать воздействие агрессивной среды. Фирмы производители определенных видов красок дают заводскую гарантию от потери цвета и разрушения красочного слоя при эксплуатации вне помещения от трех до десяти лет.
Рассмотрим подготовку и печать академического карандашного рисунка, выполненного в девять красок. Сначала готовится оригинал-макет, по качеству максимально приближенный к оригиналу.
По шкале плотности готовим комплект из девяти красок, предварительно сделав контрольные выкраски. Количество основы краски и пигмента рассчитывается от площади заполнения и смешивается на электронных весах. Каждый готовый цвет подписывается по порядку печати.
Подбираем по тону и фактуре бумагу, соответствующую оригиналу.
Наносим эмульсию на форму, сушим, выставляем дизайн с учетом стандартных требований к трафаретной печати. Производим копирование формы и промывку. Оптимальное время копирования для экспонирующих устройств определяется с помощью трафаретного калькулятора экспонирования.
Ретушируем и сушим форму, прикрепляем пленку оригинала к материалу, на котором будет производиться печать, соблюдая параллельность вертикальной и горизонтальной осей.
С помощью микроприводок совмещаем кресты на форме и оригинале на печатном столе.
Выклеиваем кондуктор в базовый угол, по которому будет производиться печать тиража и следующих красок. Последовательно настраиваем шесть форм из девяти. Остальные формы настраиваются после печати шести красок в тот же базовый кондуктор.
Не закрытые эмульсией края формы нужно обклеить скотчем, чтобы краска не протекала на печатаемую поверхность.
Печатный стол станка должен быть чистым это исключает механические повреждения сетки.
Спозиционировать печатную каретку в центр стола, микроприводки вывести на нулевые отметки, убедиться в плоскопараллельности формы к печатному столу. Установить отлип: для печатной формы до формата А3 от 1 до 3 мм, для формы А0 от 3 до 5 мм; чем меньше величина отскока, тем выше качество печати. Для многоцветной печати величина отлипа на каждом цвете должна быть постоянной.
Последовательно печатаем каждый цвет, используя сушильный стеллаж. В зависимости от запечатываемого материала необходимо подобрать ракельное полотно. Для впитывающих и структурных поверхностей желательно использовать «мягкое» (60-70 по Шору) ракельное полотно, поскольку оно обеспечивает стабильную толщину и плотность красочного слоя. Для гладких мелованных или искусственных бумаг, пластиков, жести и т.д. используется ракельное полотно средней жесткости 70-80 по Шору.
После печати каждого цвета форма тщательно замывается и отдается в матрицорную для последующей обработки.
Печать данного дизайна с настройкой заняла 4 часа рабочего времени.
Появление компьютера и УФ-красок позволило значительно сократить процесс печати. Почему речь идет об УФ-красках? Потому что происходит их мгновенное высыхание при проходе оттиска через УФ-сушку. Таким образом, вместо двух-трех красок в смену можно напечатать до 20 красок, что в шесть раз сокращает время печати всего тиража. Высокий глянец и толщина красочного слоя позволяют добиться яркости, трехмерности и фактуры не только мазков, но и холста, на который они нанесены. Нашей студией была разработана своя система цветоделения, обеспечивающая сокращение допечатного процесса до нескольких рабочих дней и проверку результатов цветоделения на компьютере, а не в процессе печати. Это позволяет не только сократить время, но и снизить затраты, а также получить идеальный результат.
Капитан студии «Рея» Андрей Короб
Контактные телефоны: 332-5073, 766-7472.