Американская мечта
В первой половине прошлого столетия в США наблюдался настоящий бум журналов для «широкой публики». Яркие и остроумные иллюстрации, страницы и обложки этих изданий, показывали то, что было наиболее близким каждому американцу: повседневную жизнь со всеми ее радостями и печалями. В этой статье мы расскажем о двух художниках-иллюстраторах, творчество которых во многом предопределило стиль американской коммерческой иллюстрации и оказало немалое влияние на многих иллюстраторов того времени. Ховард Чэндлер Кристи и Норман Роквелл не только превратили жанр иллюстрации в настоящее искусство, но и вынесли его за рамки журнальных страниц, с которых он перекочевал на постеры и в рекламу.
Ховард Чэндлер Кристи
Ховард Чэндлер Кристи один из самых любимых и почитаемых американцами художников-иллюстраторов. Его работам свойственны чувство патриотизма, восхищение своей страной и любовь к ней. Стиль Кристи классически вписывается в манеру коммерческих иллюстраций первой половины ХХ века: яркие, хар а ктерные образы, цветовая гамма, перекликающаяся с цветами флага Соединенных Штатов, много свободного пространства, воздуха и четкая типографика. Главной и самой любимой темой работ Кристи был образ американской девушки умной, энергичной, инициативной, красивой и при этом трогательной.
Еще в раннем детстве Кристи увлекся рисованием, и родители поддер-жали его в творческих начинаниях, отправив в 1890 году учиться искусству в Нью-Йорк. Там он поступил в творческую группу Art Students League, но, увы, проучился совсем недолго из-за нехватки средств ему пришлось вернуться домой, в штат Огайо.
Началом профессиональной карьеры Кристи можно считать его работы для изданий Scribner's и Leslie's Weekly, для которых он создавал иллюстрации к статьям о военных действиях на Кубе. Однако этот жанр скоро наскучил художнику, и он изменил его коренным образом, прекратив рисовать солдат и отдав предпочтение изображениям красивых девушек. В возрасте 22 лет Кристи уже прославился, создав образ знаменитой «девушки Кристи», который был характерен для всего его дальнейшего творчества. Впрочем, и эта работа была связана с военной тематикой: она называлась «Мечта солдата» («The Soldier's Dream»).
В этот период в США происходило бурное развитие печатных технологий. Кристи увидел свое призвание в создании иллюстраций для постоянно увеличивающихся по количеству периодических изданий журналов и газет. Технология репродуцирования изображений была усовершенствована настолько, что не было уже необходимости в гравировке дорогом и сложном способе передачи изображения на страницы издания. Все эти перемены вдохновили молодого художника выбрать своим основным направлением творчества коммерческую иллюстрацию. Вскоре заказы посыпались на Кристи как из рога изобилия, и он смог позволить себе переехать в просторную студию и начать работу с моделями, с которых он рисовал своих девушек. Одна из моделей вскоре стала его законной женой, и ее образ, глядящий с работ Кристи, продолжал радовать американцев долгие годы.
В 1915 году Кристи вернулся в Нью-Йорк и продолжил свою карьеру, сотрудничая с разного рода периодическими изданиями, преимущественно с журналами. Во время Первой мировой войны иллюстратор отдал все свои силы и талант работе над постерами для государственных военных структур и Красного креста. Однако творческая деятельность Кристи не ограничивалась одними лишь иллюстрациями и постерами. Он также много работал для рекламы, иллюстрировал художественную литературу, делал обложки для журналов, календари и многое другое, то есть охватывал весь спектр графических и дизайнерских жанров.
После окончания войны рынок периодики сильно изменился, и Кристи также сменил свое направление в искусстве он стал писать портреты. И здесь художник тоже добился неслыханного успеха: портреты ему заказывали знаменитые политические деятели, включая и президента страны.
Помимо творческой Кристи также занимался и преподавательской деятельностью. Его часто приглашали читать лекции в престижнейших художественных учебных заведениях страны, включая Art Students League (в которой Кристи сам обучался в юности), а также The New York School of Art.
Период тридцатых годов был тяжелым в жизни иллюстратора, но даже тогда он продолжал работать. А в начале сороковых Кристи начал рисовать исторические иллюстрации, самой известной из которых стала работа «Подписание Конституции» («The Signing of the Constitution»), которая до сих пор находится в здании Капитолия в Вашингтоне.
Норман Роквелл
Пожалуй, не найдется ни одного американца, который не знал бы и не любил работы Нормана Роквелла (Рокуэлла). Этот художник прославился своими живописными, красочными иллюстрациями, отображающими жизнь простого человека. Все его персонажи обыкновенные люди, с которыми отождествляли себя миллионы американцев. Реалистичная манера Роквелла точно передавала атмосферу повседневной жизни, а милые, простодушные лица его героев находили отклик в сердце каждого.
Работам Роквелла присущ особый колорит: он мастерски сочетал простые яркие цвета, создавая живые и исполненные оптимизма иллюстрации. А типографика удивительно точно вписывается в композицию, превращаясь в неотъемлемый элемент иллюстрации.
С самого детства Роквелл знал, что хочет стать художником. В 14 лет он поступил в школу New York School of Art, а двумя годами позже в престижную Национальную академию художеств (National Academy of Design). Очень скоро, однако, он перевелся в творческую группу Art Students League, где в то время преподавали ведущие специалисты и учились многие перспективные художники-иллюстраторы. Именно благодаря обучению в Art Students League Роквелл освоил жанр коммерческой иллюстрации, прославивший его на всю страну.
Успех пришел к Роквеллу в очень раннем возрасте: свой первый заказ на четыре открытки к Рождеству он получил в 15 лет. А еще не достигнув и 20 лет, он поступил на работу в официальное издание бойскаутского движения Америки «Boys' Life», и не как рядовой сотрудник, а как арт-директор. Примерно в тот же период Роквелл начал успешную карьеру свободного художника, постоянно получая множество заказов на иллюстрации для молодежных журналов.
Когда Роквеллу исполнился 21 год, он организовал собственную студию. Очень быстро ему стали заказывать работы такие издания, как Life, Literary Digest и др. Спустя примерно год Роквелл создал свою первую журнальную обложку для издания The Saturday Evening Post. Иллюстратор всегда высоко ценил этот журнал, отзываясь о нем как о самом точном зеркале американской жизни. В течение почти полувека Роквелл нарисовал для этого журнала 321 обложку.
Период тридцатых-сороковых годов оказался самым плодотворным в карьере иллюстратора. Вместе с женой и тремя сыновьями Роквелл перебрался из Нью-Йорка в небольшой городок Арлингтон в штате Вермонт. Смена места проживания сказалась и на работах Роквелла: он стал все больше внимания уделать изображению американской жизни в небольших городках. В 1943 году, вдохновленный выступлением президента Франклина Рузвельта в Конгрессе, Роквелл создал свою знаменитую серию картин «Американские свободы» («Four Freedoms»). В распространившейся в США атмосфере приверженности к демократическим ценностям эти работы, принесшие Роквеллу еще большую известность, объездили с выставками всю страну, а полученные от выставок средства (130 млн. долл.) пошли на военные нужды. Однако в этом же году у Роквелла случилось большое несчастье: его студия в Арлингтоне полностью сгорела, а вместе с нею и немалое количество его работ.
В 1953 году Роквелл вместе с семьей переехал в Стокбридж, штат Массачусетс, где он продолжал неустанно работать, создавая многочисленные иллюстрации, постеры, рекламные работы и многое другое. В 1960 году, благодаря долгой и упорной работе, в которой Роквеллу помогал его сын Томас, художник опубликовал автобиографическую книгу под названием «My Adventures as an Illustrator». Обложку книги украсила одна из наиболее известных работ Роквелла тройной автопортрет, изображающий его за работой.
В 1963 году Роквелл прекратил сотрудничать с The Saturday Evening Post и начал рисовать для журнала Look. В течение 10-летнего сотрудничества с этим изданием Роквелл создал множество иллюстраций, отражавших его собственные интересы и мировоззрение. Он иллюстрировал материалы, посвященные гражданскому праву, борьбе с нищетой и исследованиям космоса.
В начале семидесятых Роквелл доверил свои работы историческому обществу Old Corner House Stockbridge, которое впоследствии стало музеем, названным его именем. А в 1970-м художник удостоился почетнейшей награды: президентской медали Свободы (Presidential Medal of Freedom) за свои яркие и характерные изображения американской жизни.