КомпьюАрт

9 - 2004

Содержательная бумага

Марго Григорян

Freelife Picnic

Tintoretto Melange

Savile Row Tweed

Bakri

Curious Particles

Treasury

Kaschmir

Confetti

Бумага ручного отлива

Включения в бумагах с защитными свойствами

Бумаги с различными микровключениями не только необычны внешне. Часто микровключения диктуют особый оформительский стиль, делая такие бумаги ключевым элементом дизайна печатной продукции. Более того, различные включения могут придать бумаге особую фактуру, сделать ее необычной на ощупь или наделить ее другими оригинальными свойствами.

Чаще всего включения в дизайнер-ские бумаги тех или иных микрочастичек, волокон и крупиц служат для имитации какого-либо материала или необычной поверхности. Как правило, структура бумаги задается еще в процессе изготовления бумажного полотна, хотя бывает и так, что микровключения наносятся на поверхность бумаги путем напыления.

Пожалуй, наиболее распространенный вариант включений — это разнообразные волокна. Такие включения встречаются в сортах дизайнерских бумаг, имитирующих тот или иной вид ткани. В подобных случаях в состав бумаги включают натуральные тканевые волокна — шерсть, хлопок и др. Благодаря такому составу, бумаги не только обретают внешнее сходство с тканью, но часто и на ощупь напоминают тканевый материал.

Однако помимо волокон существует огромное количество включений, используемых при создании дизайнерских бумаг. Это могут быть включения растительного происхождения, частички металла, конфетти, включения, носящие защитный характер, и даже самые необычные материалы, которые можно включить в бумагу ручного отлива. В этой статье будут рассмотрены некоторые коллекции бумаг с микровключениями, присут-ствующие на российском рынке и уже успевшие завоевать признание наших полиграфистов и дизайнеров.

Freelife Picnic

Чистоцеллюлозная бумага с веселым названием Freelife Picnic производ-ства концерна Fedrigioni Group изготавливается с добавлением 5% хлопкового волокна. Она содержит различающиеся по своим цветам вкрапления и поставляется в трех цветовых вариантах. Названия соответствуют заданной «пикниковой» тематике: «соль», «сыр» и «перец» — в зависимости от общего тона бумаги. Несмотря на несколько легкомысленное название, эта бумага может оказаться весьма интересным вариантом при создании представительской продукции — необычные вкрапления придают Freelife Picnic особую пикантность.

Согласно заверениям производителя, эти бумаги прекрасно подходят для офсетной, высокой и трафаретной печати, для бескрасочного тиснения и тиснения фольгой. При резке, фальцовке и склеивании бумага сохраняет все свои свойства. Дополнена коллекция конвертами формата C65, изготовленными из этой же бумаги. Поставляется Freelife Picnic плотностью 100 и 215 г/м2.

Любопытная особенность этой бумаги заключается в том, что при любых растровых или фоновых работах вкрапления будут оставаться на оттиске. Это следует учитывать при работе с Freelife Picnic. При лакировании же рекомендуется применять ультрафиолетовую сушку.

«Соль», «сыр» и «перец» бумаг Freelife Picnic

«Соль», «сыр» и «перец» бумаг Freelife Picnic

В начало В начало

Tintoretto Melange

Еще одна коллекция дизайнерских бумаг с вкраплением различных волокон, которую производит концерн Fedrigioni Group, — Tintoretto Melange. Чистоцеллюлозные бумаги, входящие в коллекцию, содержат вкрапления по массе отдельно прокрашенных волокон 15-ти видов. Подобно многим бумагам, содержащим вкрапления из волокон, Tintoretto Melange обладает оригинальной структурой, имитирующей дорогие сорта шерстяных тканей.

Бумаги этой коллекции, по словам производителей, подходят для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати. Интересный оформительский эффект дают кон-гревное тиснение и тиснение фольгой. Коллекция дополнена конвертами формата C65, изготовленными из бумаг этой же серии. Поставляется эта коллекция плотностью 95 и 250 г/м2.

Структура бумаг Tintoretto Melange имитирует дорогие сорта шерстяных тканей Структура бумаг Tintoretto Melange имитирует дорогие сорта шерстяных тканей

Структура бумаг Tintoretto Melange имитирует дорогие сорта шерстяных тканей

Поскольку по своему внешнему виду бумаги Tintoretto Melange имитируют шерстяную ткань, производители рекомендуют использовать их при производстве различных этикеток для одежды — бумага гармонично дополнит фактуру настоящей ткани.

Включения в бумагах с защитными свойствами

Если включения добавляются в структуру бумаги для придания ей свойств, делающих материал непреодолимым препятствием при попытке подделать тот или иной документ, то это уже совсем другая история. Здесь микровключения играют отнють не декоративную, как в случае с дизайнерскими бумагами или бумагами ручного отлива, а функциональную роль: они обеспечивают защиту документов от подделки. Хотя довольно часто подобные микровключения одновременно придают защищенной бумаге особые эстетические свойства и порой делают ее более интересной и даже более привлекательной.

Наиболее распространенные защитные включения — это цветные ворсинки, волокна и тончайшие нити. Они могут быть самой разной длины и всевозможных цветов. Такие включения могут быть видны невооруженным глазом при обычном освещении, а могут быть невидимыми, люминесцирующими при освещении ультрафиолетовыми лучами. Главная защитная особенность таких бумаг заключается в том, что подлинные волокна отделяются от бумаги пинцетом, в то время как на поддельных документах или банкнотах защитные нити либо рисуются, либо отпечатываются полиграфическим способом. Их невозможно воспроизвести никаким способом печати или при помощи копировальной техники. А в свободной продаже бумага с защитными волокнами практически отсутствует. Защитные волокна могут быть хлопковыми, льняными, синтетическими, искусственными или металлизированными.

Не менее известный способ придания бумаге защитных свойств посредством включения в нее микрочастиц — это введение в бумажную массу планшеток или, как их еще называют, — конфетти. В отличие от представленной ниже дизайнерской коллекции Confetti, здесь эти микровключения могут быть наделены различными оптическими эффектами, обладают меньшим диаметром (1-2 мм) и могут иметь как круглую, так и квадратную форму. Как и защитные волокна, планшетки можно вынуть из бумаги с помощью пинцета, в то время как подделки либо отрисовываются вручную цветными карандашами или красками, либо воспроизводятся печатным способом. Планшетки бывают цветными, бесцветными и даже радужными. Радужные планшетки изготавливаются из тонких термопластиковых пленок, спрессованных вместе. Помимо этого конфетти могут быть изготовлены из бумаги или пластика. Существуют планшетки, которые становятся видимыми только в ультрафиолетовых лучах. Они могут быть флуоресцентными, чувствительными к свету (фотохромными), а также иметь микрозапечатку текста, цифр и даже логотипов. Есть планшетки, которые люминесцируют только при воздействии лазерных лучей.

Еще одна широко известная разновидность защитных включений в бумагу — металлизированные полоски. Часто их можно обнаружить невооруженным глазом — когда, например, такая полоска выходит на поверхность денежной купюры или ценной бумаги с лицевой стороны. С помощью специальных технологий защитные полоски иногда могут быть окрашены в различные цвета, что и позволяет идентифицировать подлинность изделия оптическими методами. Также металлизированные полоски могут флуоресцировать под ультрафиолетовым излучением, причем свечение может быть как одноцветным, так и многоцветным. Ширина таких полосок обычно варьируется от 0,4 до 1,5 мм. На месте сечения они могут быть и круглой, и прямоугольной, и даже неправильной формы.

В начало В начало

Savile Row Tweed

Имитация дорогих тканей, по всей видимости, особенно привлекает концерн Fedrigoni Group. В ассортименте продукции концерна есть еще одна коллекция бумаг, относящаяся к этой же тематике. Это коллекция бумаг и картонов Savile Row Tweed. Однако, в отличие от коллекции Tintoretto Melange, это собрание бумаг привлекает прежде всего своей необычной текстурой, обладающей двухсторонним тиснением «твид» (отсюда и название коллекции).

Благодаря своей фактурной поверх-ности эти бумаги по виду и на ощупь невероятно точно имитируют классическую английскую твидовую ткань. Но текстура — не единственное, что придает бумагам Savile Row Tweed сходство с тканью. Столь точную имитацию твида этой бумаге обеспечивают включения из натуральных волокон.

Не менее интересен состав бумаг Savile Row Tweed. На 60% они состоят из целлюлозы, отбеленной без применения хлора, на 20% — из натуральных текстильных волокон и еще на 20% — из самого настоящего хлопка. Не в последнюю очередь сходство этой бумаги с твидовой тканью обеспечивается бумаге необычным составом.

Подобно строгим и благородным твидовым тканям, выдержанным в классических приглушенных цветах, палитра оттенков коллекции Savile Row Tweed отличается характерной английской сдержанностью. Коллекция представлена в пяти цветах: «Супербелый» «Молочный бежевый» «Темно-серый» «Темно-синий» и «Кофе с молоком».

Материалы Savile Row Tweed обладают хорошими печатными свойствами, а также прекрасно поддаются послепечатной обработке. Поставляются бумаги в диапазоне плотностей 100, 160, 240 и 300 г/м2.

В начало В начало

Bakri

Коллекция Bakri производства компании Cordenons — еще одно собрание дизайнерских бумаг, имитирующих текстуру ткани за счет вкраплений волокон. Эти бумаги уникальны тем, что ровно наполовину состоят их смеси хлопковых и шерстяных волокон. Вторая половина состава бумаги — отбеленная бесхлорным методом целлюлоза.

Благодаря включению шерстяных и хлопковых волокон, наиболее различимых на темном фоне, бумага на ощупь приобретает текстурность. То же самое касается темных волокон, присутствующих на светлых сортах бумаги, — они также придают коллекции Bakri необычный вид. Еще одно отличительное свойство бумаг этой коллекции заключается в том, что они обладают высокой пухлостью. Вслед-ствие высокой степени содержания шерсти и хлопка коллекция бумаг Bakri хорошо подходит для тиснения.

Коллекция Bakri поставляется плотностями 95, 120, и 250 г/м2. В дополнение к коллекции имеются конверты форматов 17 x 17, 11 x 22 и 23 x 33 см, изготовленные из бумаги этой серии.

В начало В начало

Curious Particles

Коллекция дизайнерских бумаг Curious Particles производства Arjo Wiggins, как можно догадаться из ее названия ( от англ . particles — частички), содержит бумаги с вкраплениями. Причем в состав этих бумаг включены не только волокна, но и разнообразные мерцающие крупицы, имитирующие в том числе серебро и золото.

Производители гордятся коллекцией Curious Particles, — поскольку при изготовлении этих бумаг им удалось достичь уникального результата, а именно — сочетания фактуры и внешнего вида бумаг ручной выделки с вкраплениями и превосходных печатных характеристик, делающих Curious Particles пригодными для массовых тиражей.

Коллекция представлена широким диапазоном плотностей (110б, 150 и 250 г/м2) и дополнена конвертами форматов DL и C5. Цветовая палитра коллекции довольно разнообразна и включает как светлые, пастельные оттенки, так и темные, насыщенные и глубокие цвета. Наибольшим спросом у нас в стране пользуются «Лунный свет» и «Солнечный луч», которые представлены в постоянном ассортименте ГК «Регент», занимающейся поставками этой коллекции в Россию. Бумага цвета «Лунный свет» обладает вкраплениями волокон и частиц с серебристым мерцанием, а «Солнечный луч», как несложно догадаться, — золотистыми вкраплениями.

По специальным заказам можно организовать поставки и других цветов коллекции — таких оттенков, как «Снег», «Туман», «Вода», «Песок», «Шторм», «Горячий лед», «Холодное пламя», «Тропическая стужа», «Полночная звезда» и «Дождливый лес». Некоторые из вышеперечисленных оттенков (например, «Горячий лед», «Холодное пламя» и «Тропическая стужа») обладают интересным свой-ством, о котором нельзя не упомянуть особо: речь идет о термочувствительных бумагах, то есть таких, при прикосновении к которым от тепла пальцев вкрапления полностью исчезают с их поверхности. Бумага в месте прикосновения становится совершенно однотонной, и лишь спустя некоторое время вкрапления вновь появляются на ее поверхности.

В начало В начало

Treasury

Эта коллекция металлизированных элитных бумаг производства фабрики Gmund, появившаяся у нас на рынке всего полгода назад, уже успела получить признание среди российских полиграфистов. Treasury — это металлизированные дизайнерские бумаги восьми различных оттенков золотого цвета и двух белых цветов. Уникальность коллекции заключается в том, что специалистам фабрики Gmund удалось сделать нечто доселе невиданное: включить в бумагу частички настоящего золота и серебра.

В некоторых сортах бумаги разглядеть отдельные частички драгоценных металлов практически невозможно — листы бумаги выглядят идеально гладко, как и надлежит благородному металлу. Однако есть и такие сорта, где вкрапления просматриваются довольно четко: это, в частности, цвета Shimmer и Nature. В бумаге цвета Shimmer присутствуют вкрапления цвета белого золота на сверкающем золотом фоне, а Nature очаровывает строгой элегантностью золотых крупинок на бумаге нежного бежевого оттенка.

Бумаги Treasury представлены плотностями от 120 до 310 г/м2 и комплектуются конвертами формата DL. Все бумаги имеют тонкое, едва различимое тиснение «линия», а поверхность их на ощупь напоминает шелковый сатин. Высокая пухлость, гладкость и жесткость делают эти бумаги пригодными для различных печатных технологий. По заверениям производителя, отличные результаты достигаются при офсетной печати, шелкографии, а также при печати на офисном оборудовании. Бумаги Treasury подходят для всех видов послепечатной обработки.

Вкрапления белого золота на сверкающем золотом фоне цвета Shimmer коллекции Treasury

Вкрапления белого золота на сверкающем золотом фоне цвета Shimmer коллекции Treasury

Цвет Nature коллекции Treasury поражает элегантностью золотых крупинок на бежевом фоне

Цвет Nature коллекции Treasury поражает элегантностью золотых крупинок на бежевом фоне

В начало В начало

Kaschmir

Фабрика Gmund, как и многие изготовители дизайнерских бумаг, производит бумаги с включениями, по своему внешнему виду и фактуре имитирующие высококачественную ткань. Коллекция бумаг Kaschmir отличается удивительно точной имитацией кашемира, поскольку содержит включения фетра. Включения фетровых волокон делают бумагу плотной и одновременно нежной на ощупь, придавая ей особый шарм. Благодаря матовому оттенку, поверхность бумаги не отражает падающий свет, а — словно поглощает его, поэтому ее классические цветовые тона отличаются особенной глубиной, насыщенностью и натуральностью, свойственными кашемировой ткани.

Как и для всяких бумаг и картонов из натуральных волокон с поверхностью без покрытия, производители рекомендуют определенное давление между печатным цилиндром и резиновым полотном, а также повышение вязкости печатной краски. Офсетная печать применяется для любой плотности и цвета. Термопечать на бумагах Kaschmir дает весьма впечатляющий эффект — объемное глянцевое изображение на бархатистой поверхности. Учитывая быстрое впитывание печатной краски, необходимо сократить время между нанесением офсетной краски и термической обработкой поверхности. Не менее эффектно выглядит горячее тиснение фольгой. Желаемые результаты в процессе тиснения достигаются при достаточной силе давления. Конгревное тиснение подчеркивает изящность и мягкость материала. Данный вид тиснения не имеет никаких ограничений и успешно применяется для бумаги любой плотности.

Бумага Kaschmir содержат фетровые включения, которые придают ей вид дорогой ткани

Бумага Kaschmir содержат фетровые включения, которые придают ей вид дорогой ткани

В начало В начало

Confetti

Confetti производства компании James Cropper — очень яркая, запоминающаяся бумага. Эта дизайнер-ская коллекция интересна тем, что входящие в нее бумаги содержат вкрапления разноцветных кусочков настоящего конфетти. Именно благодаря этому данные бумаги лучше других материалов способны передать атмосферу праздника и веселья. Поэтому их уместнее всего использовать в контексте праздничной тематики — для оформления приглашений, открыток, праздничных меню и прочих подобных изделий.

Коллекция включает бумаги пастельных цветов двух плотностей — 100 и 280 г/м2. Несмотря на необычную структуру, бумага Confetti пригодна для любых печатных технологий и не требует использования специальных красок. Хорошие результаты получаются при офсете, шелкографии и других видах полиграфической печати, а также при использовании офисной техники. Бумаги Confetti также идеально подходят для всех видов послепечатной обработки, таких как горячее тиснение фольгой, конгрев, высечка, лакировка и т.д.

В начало В начало

Бумага ручного отлива

Бумага ручного изготовления более, чем любые другие дизайнерские коллекции, поражает многообразием возможных структурных включений. Это и не удивительно, поскольку бумага ручного отлива производиться из довольно грубых древесных и растительных волокон, которые отчетливо просматриваются в структуре бумажных листов. Кроме того, такая бумага очень часто делается на заказ, а потому в нее можно включить практически любые частички согласно пожеланиям заказчиков. У нас на рынке бумаги ручного отлива представлены компаниями Map Paper и August Borg. Первая из них поставляет особые непальские бумаги ручной выделки, тогда как во второй есть целая креативная система, позволяющая создавать уникальные бумаги в соответствии с пожеланиями заказчиков.

Непальские бумаги изготавливаются сезонно, только в жаркую погоду, когда бумага может быстро сохнуть и специальным образом выцветать на солнце. Бумаги, которые имеют мятую и полосатую фактуры, особым образом сгибают, подставляя под солнечные лучи те стороны, которые требуют более светлого оттенка, а части, которые остаются в тени, сохраняют темный оттенок, тем самым придавая бумаге двухцветность.

Бумаги ручного отлива могут содержать самые разнообразные включения

Бумаги ручного отлива могут содержать самые разнообразные включения

В коллекцию также входят грубоволокнистые бумаги на основе кукурузных рыльцев и мякоти банана. Но самое интересное в непальских бумагах ручной выделки — это их структуры, содержащие множество разнообразнейших включений, преимущественно растительного происхождения. Это бумаги с вкраплениями риса, семян болгарского перца, тростника, лепестков различных цветов (например, васильков и календулы), а также листьев папоротника.

Размеры и плотности бумаг варьируются, так как производить бумагу вручную, не отходя от стандарта, невозможно, а диапазон плотностей составляет около 80-100 и180-200 г/м2.

Если же для изготовления того или иного вида полиграфической продукции требуется особая бумага ручной выделки, которая отсутствует на рынке, то ее могут изготовить в компании August Borg. Здесь заказчик может предложить свои материалы для включения в заказанную бумагу. Это могут быть практически любые материалы: растительные волокна, лепестки цветов, шелковая или блестящая нить, семена растений — словом, все, на что только у заказчика хватит фантазии.

Мастера часто рекомендуют оставлять бумагам натуральные цвета и не окрашивать их — так гораздо лучше просматривается структура с микровключениями, а у бумаги сохраняется естественный, почти природный вид.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства