КомпьюАрт

9 - 2004

Макетные сетки и дизайн периодики

Александр Шмаков as@ru.ru

Проблемы редакторов, связанные с дизайном

На форумах часто обсуждается вопрос: с чего начать разработку нового издания? Сказывается отсутствие литературы c подробными описаниями алгоритма создания периодики. Уже давно назрела необходимость в современном практическом курсе.

Есть, конечно, классика жанра — «Облик книги» Я.Чихолда, «Типографика. Руководство по оформлению» Э. Рудера, «Сетка» А. Херлберта, «Справочник художественного и технического редакторов» П. Гиленсона. Но этих книг по понятным причинам недостаточно. о дин мой знакомый дизайнер сказал по этому поводу: « э то уже классика, нет ли чего поновее?»

Эта статья отнють не претендует на полноту охвата темы и включает рассмотрение рабочих моментов, возникающих при разработке или переработке дизайна периодического издания. В августе мне довелось поработать над редизайном двух журналов, что позволяет на практических примерах рассмотреть отдельные стадии разработки периодического издания.

Обычно работа начинается с создания названия и логотипа. Но чтобы не испортить дело, не попасть под очарование собственной идеи и не наделать системных ошибок, сначала нужно определиться с форматом как с концепцией издания, с форматом как со структурой и рассмотреть все технологические аспекты формата.

После того как формат определен, я обычно приступаю к выбору шрифта для основного текста. Попутно необходимо определить формат полосы набора и поля. Многие скажут, что это чистой воды шаманство, но ряд логических доводов привести все же можно.

Во-первых, сразу отбрасываем все шрифты, не предназначенные для основного текста в периодике. Во-вторых, следуем традиции использования тех или иных шрифтов. Например, наиболее предпочтительными шрифтами для основного текста для нас, видимо, будут те, к которым мы привыкли в процессе обучения и практики ежедневного чтения, то есть шрифты с засечками. Далее можно изучить зависимость использования шрифтов и шрифтовых сочетаний от тематики периодического издания, выяснить, какие шрифты применяются в технических и научно-популярных изданиях, в ежедневных, женских… После этого можно приступить к выбору шрифтов в соответствии с жанром издания, в большей или меньшей степени следуя традициям.

При выборе шрифтов, их сочетаний и разработке стилей приготовьтесь к тому, что придется сделать не один десяток распечаток, чтобы внимательно проанализировать вид страницы на бумаге. А окончательным тестом будет только вышедшее из типографии издание — лишь тогда можно будет точно оценить, какие доводки необходимы.

Рассмотрим первые шаги по разработке макета издания на примерах из моей практики. Исходные данные — журналы «РП» и «Автосервис-профи». Первый выходит уже давно, и ему требовался редизайн; второй только запускается, тем не менее было принято решение о выборе другого разработчика и смене дизайна издания (ниже будут представлены образцы полос «до» и «после»). Объединяли журналы только два фактора — формат (220 x 290 мм) и количество полос (32 плюс обложка).

Начнем с первого журнала. При взгляде на него сразу бросались в глаза диспропорция между внешними и внутренними полями, отсутствие выравнивания текста и элементов верстки по сетке базовых линий и обилие неоправданных случайных решений.

Первым делом установим шаг интерлиньяжа. В QuarkXPress эти установки находятся здесь: Edit-> Preferences-> Document-> Paragraf-> Baseline Grid-> Increment. Аналогичные или сходные возможности есть и в других пакетах верстки. А в опциях стиля текста параграфов установим Lock to Baseline Grid. Дело сделано — текст теперь будет стоять ровно.

По причине больших объемов текстов и малого количества полос в журнале (общая беда многих изданий) интерлиньяж был установлен в 10 пунктов при величине кегля 9 пунктов (шрифт Miniature), хотя для более комфортного чтения требовалось бы соотношение 10/12. По этой же причине выбрана и выключка по формату колонки, несмотря на то что выключка влево дала бы более ровные по межсловным пробелам строки. Преимущество выбора интерлиньяжа в 10 пунктов только одно — считать удобно: размеры заголовков, блоков, отступов и т.д. — все кратно 10.

После оптимизации полей установим параметры шаблонов (Master Page). Заодно сменим единицы измерения в публикации с миллиметров на пункты (пт). Расстояние между колонками не должно быть меньше расстояния между строками. В данном случае (интерлиньяж — 10 пт, реальное расстояние между нижним краем одной строки и верхним другой без учета выносных элементов шрифта 6 пт) я выбрал межколонное расстояние 12 пт и подготовил два шаблона — один трехколонный, а второй четырех (для тех полос, где будут рекламные блоки размером в 1/4).

После изменения полей формат основной полосы набора (в это понятие я не включаю колонтитулы и прочие вынесенные на поля элементы и называю так блок страницы, который может быть заполнен массивом основного текста) составил 540 x 730 пт.

Заходим в панель измерений (Measurements), делим высоту получившегося блока на 2 и получаем 365 пт (рекламный блок в полполосы). Но если на полосе поставить два таких блока рядом, то между ними не будет зазора. В этом случае лучше уменьшить высоту на 5 пт и получить 360 пт. Дублируем с вертикальным отступом в 370 пт (высота нашего блока плюс шаг сетки). Аналогичным образом получаем меньшие блоки. Выполняем вертикальное членение по ширине колонок.

Рекламному отделу и рекламодателю привычнее оперировать миллиметрами, поэтому необходимо вернуться в панель установок документа и записать полученные значения блоков в миллиметрах. Многих смущает, что полученные цифры не будут целыми, но если хочется все сделать правильно, то другого выхода нет. Кстати, выравнивать фотографии и рекламные блоки нужно так: нижний край — по базовой линии, верхний — по верхнему краю строки без учета выносных.

В качестве компромисса для рекламной сетки можно зафиксировать округленные до целых (в меньшую сторону) миллиметров значения. Можно также использовать раздельные системы измерения для горизонтали и вертикали и установить ширину основной полосы набора в миллиметрах. Например, для формата А4: внешнее поле — 12 мм, внутреннее — 10 мм, ширина полосы — 188 мм. Минус две колонки, минус расстояние между ними по 4 мм, минус ширина самих колонок 120 мм — получаем ширину блока в одну треть равной 60 мм.

Вернемся к нашему макету. В качестве пары к шрифту основного текста было выбрано семейство шрифтов FranklinGothic, для вводок и выделений в тексте — Book, для заголовков — Demi.

Как оформлять колонтитулы, рубрики и другие служебные элементы макета — тема для отдельной статьи. Что получилось, можно посмотреть на иллюстрациях, где приведены примеры трехколонной и четырехколонной верстки, оформления реестра фирм, рекламной полосы и содержания.

После того как весь макет был сделан, стало видно, что было бы лучше увеличить расстояние от текста до нижних и боковых полей пунктов на пять, чтобы оно было больше интерлиньяжа и межколонника.

Перейдем ко второму макету. В макете журнала «Автосервис-профи» также использованы трех- и четырехколонные сетки и их сочетания (о них чуть позже) и интерлиньяж в 10 пунктов. Размер основной полосы набора был уменьшен до 550 x 720 пунктов и стал, таким образом, чуть ниже и шире. Номера страниц были увеличены и вынесены наверх и стали декоративным элементом оформления полос. Основные использованные шрифты — семейство Helios, для отдельных рубрик применялся шрифт Journal (9/10 пт). В качестве шрифта для основного текста был выбран Helios Condensed (8,5/10 пт). Цель изменения дизайна состояла в том, чтобы при достаточно объемных материалах высвободить место для иллюстраций, схем и других элементов верстки, а текстовое наполнение издания сделать аскетичным и по-технически сухим (специфика обязывает!).

Таким образом в «Автосервисе» емкость полосы без иллюстраций стала составлять до 9 тыс. знаков, а в реальной верстке — от 2 до 8 тыс. знаков в зависимости от насыщенности полос схемами и иллюстративным материалом.

Беда многих изданий заключается не только в том, что на минимальной площади и количестве полос дизайнеры пытаются уместить как можно больше текста, но и в том, что авторы не могут написать текст точно заданного объема, доставляя сотрудникам редакции и отдела верстки много головной боли.

Общим недостатком большинства российских изданий является экономия на профессиональных фотографиях. Повсеместно распространенной практикой стало использование посредственных фотографий, сделанных самими авторами. И это в лучшем случае, а в худшем — отснятых на дешевую мыльницу или «цифру» героями материала либо взятых из Интернета. Никогда мне не понять логики таких издателей! Вкладывать деньги в качественную бумагу и печать и при этом своими же руками губить издание некачественными материалами. Никакие коллажи, обтравка и замена фона не спасут издание, если снимки сделаны непрофессионально. Видимо, такое положение вещей следует оценивать как затянувшуюся болезнь роста.

Вернемся к «Автосервису». Статьи, большинство из которых занимали разворот, было решено оформлять достаточно просторно: крупный заголовок, воздух, водка, если есть — большая иллюстрация.

На развороте «Когда контакт не нужен» использован четырехколонный шаблон с освобожденной левой колонкой. В материале «Человек, слепивший «Тойоту» использован тот же макет со свободной четвертой колонкой, но текстовый бокс шириной в три колонки, как вы можете видеть, содержит две колонки. Этот вариант я и называю сочетанием сеток. Оставшаяся четвертая колонка используется для водки, комментариев и иллюстраций.

Такой же прием использован в материале «Плохо работает мотор?», с тем отличием, что правая часть разворота оставлена под нестандартный рекламный блок (занявший немного больше половины полосы), который, кроме основной своей функции, служит неким визуальным ограничителем, помогающим объединить пространство разворота.

Этот прием рекламы на полях я подсмотрел в немецких журналах. На мой взгляд, очень удачно — и рекламодатель получает дополнительную площадь за счет того, что рекламный блок занимает поля и идет в обрез, и читатель вряд ли пропустит такой визуальный якорь.

На развороте «Реклама по правилам» справа рекламный блок такого же типа, но занимает он чуть более трети полосы на развороте, сверстанном по трехколонному шаблону.

В журналах такого рода часто используются серии фотографий, иллюстрирующих тот или иной процесс. Задача дизайнера в этом случае — просто и логично распределить иллюстрации, чтобы облегчить читателю восприятие материала. Пример — верстка разворотов «Подвеска Audi» и «Баллончик: и для профессионалов, и для любителей». Последний текст представляет собой по сути комментарий к фоторепортажу об антикоррозийной обработке машины. Фото пронумерованы, а список подписей к ним дан в конце материала.

На этом же развороте в колонтитуле вы видите миниатюрное изображение двух «Волг». Идея состояла в том, чтобы помещать такие миниатюры с краткими комментариями по теме статьи или короткие новости с иллюстрацией на свободном месте в верхнем колонтитуле на каждом развороте. На мой взгляд, такие забавные новости в одно предложение способны привлечь дополнительное внимание читателя к материалу.

Раздел новостей и редакционная статья были оформлены несколько иначе, чем весь журнал. Дополнительно использованны шрифт Journal и сочетание на развороте трех- (для редакционной статьи) и четырехколонной верстки для отзывов автолюбителей.

Полоса с таблицей реестра автомобильных фирм стилизована под ежедневник-органайзер. Вообще-то, QuarkXPress не силен в таблицах, поэтому для соблюдения технологичности приходится идти на разные ухищрения. В данном случае таблица представляет собой текст с табуляцией, с линиями-отбивками, заложенными в стиле параграфов, и группы тонированных блоков в качестве подложки. Белая отбивка между разделами — тоже линия в стиле параграфа.

Реклама на правой полосе — один из примеров того, какие рекламные полосы мне нравятся. Наглядно представлен товар, даны слоган и внятный текст. Спокойная такая реклама, скорее даже информация.

На странице с содержанием помещено изображение обложки журнала и приведена схема распространения журнала, которая важна для рекламодателей. Содержание иллюстрированное. В целом полоса еще сыровата и находится в стадии осмысления. Так, сомнительны стрелки-треугольники, указывающие на иллюстрации, относящиеся к заголовкам статей; может быть, неоправданно много места занимает колонка выходных данных. Скорее всего, в окончательном варианте содержание будет иллюстрировано миниатюрами свер-станных полос соответствующих материалов.

Два слова об обложке и логотипе. Логотип должен быть четким и удобочитаемым и вместе с тем техническим по тематике. Сравнительно длинное название из двух слов обусловило выделение ключевого слова и использование второго в качестве дополнения. Название журнала помещено в рамку и напоминает вывеску или номерной знак. Крупный номер выпуска — настоятельное требование заказчика, против которого, впрочем, в данном случае у меня не было особых возражений.

На обложке также анонсированы статьи номера, часть из них с иллюстрациями. Компоновка не окончательная, еще есть над чем подумать.

* * *

В заключение привожу несколько полос из журналов, какими они были до редизайна. Примеры разработанных макетов автор ни в коем случае не предлагает считать за образцы для подражания. Они даны в качестве рабочего материала, это своего рода «тренировочная песня», по словам Владимира Высоцкого. Многие интересные и важные вещи остались нераскрытыми. Продолжение — в следующей статье.

Проблемы редакторов, связанные с дизайном

Окончив факультет журналистики, я не мог решить, строить ли свою карьеру в газете в области дизайна или редактирования. Я выбрал газету The St. Petersburg Times, посчитав ее местом, где начинающие журналисты могли делать все. Там я попал в отдел последних новостей, где Нельсон Пойнтер и редакторы были убеждены, что именно редакторский отдел, а не «художники» должны заниматься изготовлением макета всех полос газеты.

 

Работая там в течение десяти лет, я наблюдал за тем, как редакторы зачастую сражались за то, чтобы придать особый вид пакету новостей делового мира, газетным страницам с основными статьями, очеркам на конкретную тему и приложениям к газете. Сотрудники газеты, как правило, отлично справлялись со средней газетной полосой с текущими событиями, но все, что выходило за рамки обычного, грозило загнать нас в тупик.

Позднее, став преподавателем, а теперь и руководителем группы редакторов, я понял, что это общая проблема многих газет — добиться качественной дизайнерской работы редакторов и журналистов, которые, возможно, не обладают достаточными навыками или не имеют соответствующего руководителя, чтобы справиться с этой задачей. Почему же требуются такие усилия? Это вызвано четырьмя изложенными далее факторами.

Недостаточная подготовка в области графического дизайна

Хотя некоторые и считают, что компьютер с его шрифтами является залогом хорошего дизайна, но он всего лишь инструмент, и владение навыками работы с ним неравнозначно таланту графического дизайнера. Обычно журналисты не имеют знаний, необходимых для освоения искусства графического дизайна.

Безусловно, большинство журналистов могут овладеть основами верстки, но конкретные вопросы типографского оформления, использования цвета и предварительного оформления изобразительного оригинала — совсем иное дело. Эти навыки становятся необходимыми при верстке газетной страницы с основными статьями или при изменении дизайна. Возможно, что некоторые журналисты и обладают природным талантом монтажа страницы, однако подобные задачи на самом деле входят в сферу деятельности подготовленного графического художника.

 

Что же это означает для газеты типа The St. Petersburg Times, 95% верстки которой, включая большие статьи и специальные проекты, осуществляется сотрудниками редакции? А то, что важно признавать необходимость соответствующей подготовки ответственных редакторов, от которых ждут интересных идей и грамотного руководства.

Отсутствие издательских инструкций или набора дизайнерских стандартов

Хотя газета The St. Petersburg Times в целом отличалась последовательностью, но при выборе шрифтов, цветов и стилей возникало много разногласий, что постоянно создавало проблемы при разработке дизайна. Я пришел к заключению, что любая область дизайна газеты, в которой возможны различные мнения, не свободна от разногласий и индивидуальных привычек, что в конечном счете приводит к пустой трате времени и сил.

Главным принципом разработки дизайна любой газеты должна быть последовательность. Если у вас нет издательской инструкции, потратьте время и ресурсы на ее создание, чтобы избавиться от непоследовательности и свести к минимуму возможные варианты. Есть очень мало оснований для того, чтобы шрифт заголовков делового раздела отличался от шрифта заголовков страницы новостей или чтобы стиль подписей в начале либо в конце редакционной статьи отличался от стиля, используемого для той же цели в статье, посвященной вопросам питания. Добейтесь единства стиля и исключите индивидуальные излишества, и вы сэкономите время, которое можно будет потратить на действительно важные вопросы — на создание более удачных заголовков, лучшую подачу фотографий, размещение более эффектных иллюстраций.

Проблемным элементом многих страниц является так называемый художественный заголовок, то есть выделенный особым шрифтом заголовок к основным статьям или к специальным разделам, который отличается от стандартных заголовков в газете. Этот элемент относится к тем, которые контролирует дизайнер и которые часто воспринимаются как работа ответ-ственного редактора.

За те годы, пока я был ответственным за выделение особым шрифтом заголовков в газете The St. Petersburg Times, и позже, на семинарах и во время работы в газетах, где я занимался изменением дизайна, я видел огромное количество таких заголовков, которые лишь льстят самолюбию дизайнера. Затемненные буквы, необычное сочетание цветов, шрифт, который словно прислан из космоса, — все это свидетельствует о непоследовательном, непрофессиональном подходе к дизайну.

Это не означает, что все заголовки должны быть исполнены одинаково — даже газета The Wall Street Journal использует стилизованный шрифт для специальных приложений. Но необходимо ограничить число вариантов шрифтов, размеров, цветов и прочих элементов создания контраста. За этим должен следить тот, кто владеет искусством их использования. Если вам хочется сделать работу ответственного редактора более творческой, подумайте о том, чтобы привлечь его к верстке и осмыслению фотографий, иллюстраций, графических приемов и словесного оформления заголовков. Именно на это он должен направлять свою творческую деятельность, а не на подбор цвета или специальных эффектов шрифтов.

Недостаточный контроль за дизайном

Трудно себе представить редактора, который позволил бы своему репортеру отправиться в городской совет и взять интервью у мэра, а затем вернуться в отдел новостей, написать материал и нажать кнопку набора статьи, тем самым отправив ее в газету напрямую, без проверки редактором. Но нечто подобное происходит во многих изданиях, когда дело касается работы дизайнеров. р абота дизайнера зачастую попадает в газету, без проверки квалифицированного редактора, как это сделал бы редактор городских новостей, проверив интервью с мэром, внеся поправки и расставив акценты.

Работа каждого сотрудника газеты должна просматриваться кем-то еще до того, как попадет к читателю. Однако, утверждая верстку страницы, ответ-ственный редактор может не внести никаких изменений. Зачастую ответ-ственным редактором или редактором отдела новостей становится человек, обладающий хорошим чутьем во всем, что касается новостей, но не обязательно умеющий видеть недостатки верстки и оформления. Поэтому нет гарантии, что разумные замечания по дизайну издания будут сделаны ответственным редактором.

Убедитесь, что люди, контролирующие и утверждающие дизайн газеты, имеют достаточную квалификацию, чтобы понять, успешна или неудачна работа ответственного редактора, и чтобы внести необходимые изменения перед публикацией, а не после нее. Для этой цели таким сотрудникам может потребоваться специальная подготовка в области дизайна, а также в стратегии руководства.

Конфликты

Часто причиной борьбы в редакции за дизайн является столкновение целей, присутствие различных группировок в отделах. Если статьи, а иногда также фотографии и графические средства могут быть подобраны кем-нибудь другим, то дизайн — та область, где последнее слово действительно за ответственным редактором. К сожалению, это может идти вразрез с задачами фоторедактора, который, возможно, хочет подать статью самым непосред-ственным образом, например без заголовка, заменив его фотографией. Это также может противоречить задаче издателя, который хочет, чтобы газета с первой до последней страницы имела единый последовательный дизайн без всяких мелких визуальных сюрпризов.

По этой причине необходима открытая и откровенная дискуссия о том, что является ценным, по мнению ответ-ственного редактора, определяющего дизайн страницы. Действительно ли газета выиграет от того своеобразия, которое ответственный редактор пытается придать ей (возможно, слепо подражая наиболее удачным страницам какого-нибудь известного издания)? А может, лучше подать статью без особых излишеств и сделать страницу простой и ясной, что позволит читателю быстро просмотреть ее?

Руководители отделов сами иногда вызывают конфликты. Я часто видел, как редакторы разделов просят ответственного редактора или художника придать особенный вид какой-либо части колонки новостей. Возможно, они считают, что заголовок их раздела нужно оживить или что для новой колонки нужен логотип, который не будет похож ни на что иное в газете, или что новая комбинация цветов позволит их странице ярко выделяться на фоне остальных. В результате почти всегда получается диссонанс, что свидетельствует о непрофессионализме. Я называю это явление территориальной войной, то есть редактор раздела начинает создавать свою соб-ственную «газету в газете». Он может считать это путем к совершенствованию, но главному редактору следует его остановить.

Конечно, каждая часть газеты должна иметь свои нюансы, но, на мой взгляд, этого почти всегда можно добиться, даже если печатать «особые» статьи, фотографии, заголовки и графику в стиле, соответствующем общему облику газеты. в ыделяться должно само содержание, а не способ подачи.

Как добиться лучших результатов

Все вышеизложенное позволяет понять мотивацию руководителей и дизайнеров в редакциях, где проходят сражения. Но как обойтись без конфликтов? Отправной точкой должно быть признание того, что дизайном страницы необходимо руководить и что одному или более руководителям должны быть предоставлены полномочия и обеспечена соответствующая подготовка, чтобы те должным образом осуществлять контроль за дизайнерской работой (причем заранее, а не после публикации).

Далее приводятся несколько вопросов, которые должны задать себе те, кто будет осуществлять проверку верстки страницы:

• Помогают ли элементы дизайна передать содержание статьи?

• Являются ли все элементы пакета точными, релевантными и подходящими?

• Выгодно ли дополняют текст сред-ства воздействия на зрительное восприятие?

• Не является ли какой-либо элемент дизайна ненужным в оформлении и в подаче статьи читателю? Будьте честны и критичны к себе. «Я не знаю, почему это работает, мне это просто нравится», — недостаточная причина для использования дизайна. Рамки, пунктирные линейки, цветные буквы — если какой-либо элемент можно убрать без ущерба для статьи, уберите его.

• Верно ли выбран масштаб каждого элемента? Соблюдены ли пропорции?

• Правильно ли подобраны слова, художественные элементы и цвета с точки зрения их воздействия на читателя?

• Если страница не нравится, чего ей не хватает? (Может, какой-то иной элемент — фотографиями, иллюстрациями, заголовок — поможет лучше подать статью? В таком случае подумайте, как вставить этот элемент на страницу?)

• Если страница не нравится, что сделано в ней не так? (Участвовал ли ответственный редактор в предварительной верстке или пакет обрушили на него в последнюю минуту? И что делать, чтобы привлечь его к работе раньше в следующий раз?)

 

Рон Ризон.
Опубликовано в журнале Американского общества редакторов газет The American Editor. Печатается в сокращении по материалам сайта www.newsdesign.ru.

В начало В начало

КомпьюАрт 9'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства