КомпьюАрт

10 - 2000

Изменяющийся мир: тенденции в производстве бумаги

Грэм Мур

Проблемы производства

Глобальная консолидация в печатном секторе

Внешние ресурсы

Развитие технологии

Волокнистое сырье

Новые проблемы окружающей среды

Заключение

 

Изменения, происходящие в современном мире, оказывают существенное влияние на развитие целлюлозно-бумажной индустрии, впрочем, как и любой другой отрасли промышленности. Это изменения мирового политического порядка, ускоренное развитие технологии, перемены в демографической и социальной сферах, в поведении предпринимателей, изменения в окружающей среде.

Указанные изменения представляют собой совокупность различных тенденций и влияний. Они определяют основу для будущего поступательного движения жизни, в частности коммерции, и задают рамки, в пределах которых должно развиваться производство.

Далее мы рассмотрим влияние этих тенденций на бумажную индустрию и участников цепочки производства и реализации бумаги. Безусловно, в XXI веке мир будет продолжать пользоваться бумагой и потребность в ней не исчезнет. Здесь уместно задаться вопросом, чем новая цепочка производства и реализации будет отличаться от нынешней?

Проблемы производства

В настоящее время структура промышленности изменяется, и эти изменения будут продолжаться. Они обусловлены необходимостью функционирования промышленности как полноценного межнационального производства на глобальном рынке и повышения эффективности финансовых вложений. Согласно нынешним финансовым результатам, с 1980 года курс акций целлюлозно-бумажной промышленности понизился по сравнению со среднерыночным курсом на 62%, а только за последние три года стоимость акций упала на 50%. Сейчас в глобальном масштабе происходит консолидация, которая будет продолжаться и дальше, что приведет к сокращению числа компаний-производителей. Следствием такой консолидации явится то, что во всем мире товар будет производиться ограниченным числом крупных компаний. «Неосновные» виды деятельности будут постепенно отделяться, обретая автономию под крышей специализированных фирм или поставщиков местных рынков.

Уже сейчас в Европе пять производителей выпускают свыше 55% высококачественной бумаги. Десять лет назад эта цифра составляла около 30%, а недавнее слияние фирм SCA и MoDo, производящих высококачественную бумагу, означает, что она возрастет более чем до 60%.

В глобальном масштабе в результате консолидации промышленности пять крупных компаний контролируют свыше 25% мирового печатного рынка против 17% в 1990 году.

в начало

в начало

Глобальная консолидация в печатном секторе

Концентрация производства приведет к появлению новых крупных предприятий. Находиться они будут в тех регионах мира, где рабочая сила стоит дешево, в частности в южном полушарии. Когда новое производство наберет силу, то старые, более мелкие фабрики в развитых странах начнут постепенно закрываться или перейдут на «неосновные» виды деятельности.

Проблемой остается излишек производственных мощностей. Так, в Европе три новые меловальные линии фирм UPM Kymmene, Sappi и Metsa Seria выпустили дополнительно 1 млн. тонн бумаги, тогда как рынок и так страдает постоянным переизбытком продукции. Если же принять во внимание возросшую производительность реконструированных и модернизированных мощностей, то становится очевидно, что ситуация с перепроизводством не меняется. В итоге на фабриках скапливаются большие объемы готовой продукции. К сожалению, эта тенденция наблюдается не только на предприятиях, но и на торговых складах по всей Европе.

Таким образом, неуклонная консолидация промышленности и создание меньшего числа более крупных и мощных компаний должны помочь в решении проблемы переизбытка продукции. Слияние компаний дает прекрасную возможность переоценить жизнеспособность устаревшего затратного оборудования, приносящего малый доход и эксплуатируемого лишь в силу инерции. Закрытие таких предприятий — очень тяжелое дело для любой отрасли, в том числе и для бумажной промышленности. Однако лидеры индустрии, похоже, признали такую необходимость, доказательством чему является остановка оборудования или его консервация в соответствии с требованиями рынка.

Кроме того, необходимо также быстро разобраться с имуществом слившихся компаний. Имущество, не имеющее прямого отношения к производству, продается или изымается из употребления. Теперь внимание компаний сосредоточивается на более узком ассортименте продукции. Это видно и на примерах компаний, переопределивших свои приоритеты, в частности SCA, отошедшей от производства высококачественной бумаги.

Рационализация и концентрация способствуют радикальным изменениям в сфере деловой активности компаний. Например, традиционное целлюлозно-бумажное производство может быть переориентировано на производство отдельно бумаги и целлюлозы. С помощью развития стратегического партнерства изготовление целлюлозы можно сделать полностью самостоятельным, смежным производством. Имеющиеся крупные фабрики располагают хорошим оборудованием для изготовления бумаги различных сортов. Оно может быть продано фирмам, специализирующимся на производстве бумаги в нише предоставления услуг, на высокодоходных рынках. Эти фирмы станут частью новой системы реализации, которая в конечном итоге будет полностью интегрирована с клиентской базой. В такой ситуации производство бумаги будет лишь частью комплексной сделки: вместе с продуктом будут предлагаться и сопутствующие услуги, составляющие общий клиентный пакет. Интеграция даст толчок к пересмотру концепции мини-фабрик — не самостоятельных, как прежде, а входящих в полностью интегрированный процесс изготовления продукции на местах по особым заказам клиентов. Сфокусированность на клиенте станет естественной для всей индустрии, и компании будут немедленно реагировать на потребности заказчиков.

Процесс поглощения компаний также способствует росту, и многие производители бумаги во всем мире признают этот факт. Если в результате поглощения дополняется и расширяется существующее производство, инвесторы только приветствуют это. Когда предметно-производственная специализация дублируется, то достичь более высокой степени эффективности и взаимодействия здесь поможет рационализация эксплуатации оборудования, списков клиентов, распределения накладных расходов и маркетинговой политики. Фирмы, образованные в результате слияния, могут расширять свое присутствие в конкретном секторе путем превращения их в «предпочтительных поставщиков» для крупных, наиболее выгодных клиентов.

Компании вынуждены становиться более гибкими и способными производить ассортимент продукции разного качества, что поможет расширить стратегическое партнерство между фирмами-производителями и их клиентурой. Для удовлетворения быстро изменяющихся потребностей рынка изготовление продукции будет занимать все меньше времени.

Глобализация индустрии не отменяет культурных различий. Успешные компании XXI века будут обладать высокой приспособляемостью и хорошо разбираться в особенностях деловой и общественной культуры той или иной нации. Это важно для развития стратегического партнерства и союзничества на Дальнем Востоке и в развивающихся странах.

Мир по-прежнему нуждается в бумаге, при этом его не интересует, где и как она сделана. Признание этого факта даст толчок агрессивной маркетинговой политике и организации активных рекламных кампаний с целью привлечения внимания клиентов. Необходимо будет поднимать авторитет индустрии в глазах потенциальных специалистов, утверждать ее имидж как интересной, высокотехнологичной отрасли, обращенной в XXI век и полностью отвечающей потребностям и пожеланиям клиентуры.

в начало

в начало

Внешние ресурсы

В течение многих лет система реализации бумаги предполагала использование внешних ресурсов в области снабжения и услуг. В связи с переоценкой производительности предприятий и вследствие дальнейшей концентрации на основной деятельности изыскиваются и используются возможности расширения внешних ресурсов.

Интеграция поставщиков в производственный процесс требует определенных изменений в отрасли, чтобы преодолеть и решить проблемы, касающиеся конфиденциальности, интеллектуальной собственности и пр. Необходимо также решительно отойти от некоторых стереотипов поведения.

Во-первых, следует прекратить практику взаимодействия сразу с несколькими поставщиками ради поддержания среди них духа конкуренции, дабы ни один из них не чувствовал себя слишком уверенно. Во-вторых, нужно отказаться от периодической смены поставщика на его конкурента, что происходит для того, чтобы показать, кто здесь хозяин, и припугнуть поставщика: вот, мол, что произойдет, если твои цены будут недостаточно низкими.

Такое поведение не порождает ни доверия, ни лояльности и пагубно влияет на развитие подлинно партнерских отношений с поставщиком. Вместо того чтобы продолжать вести дела подобным образом, поставщики и производители должны по-новому выстроить отношения друг с другом. Необходимо создавать союзы поставщиков и клиентов, которые должны стремиться к достижению следующих целей:

  • доверие и интеграция;
  • обеспечение добавочной стоимости;
  • обязательства старшего менеджмента;
  • долгосрочные отношения;
  • эффективное общение;
  • общие цели и намерения;
  • желание и решимость совместно
  • работать над решением проблем.

Такие союзы потребуют от персонала отрасли способности эффективного управления при решении этих задач, так как интеграция выходит за рамки производственного процесса и распространяется на процесс разработки новой продукции. Поскольку рынок будет постоянно меняться, необходимо научиться прогнозировать перемены и быстро на них реагировать. Достичь этого можно лишь при полноценном сотрудничестве с поставщиком.

Ключевой проблемой эффективности использования внешних ресурсов является вопрос об интеллектуальной собственности. Здесь также необходимо взаимное доверие, поскольку развитие стратегического партнерства настоятельно требует решения этой проблемы, что, в свою очередь, подразумевает высокую ответственность на уровне стратегического мышления со стороны компании, чтобы не допустить утраты интеллектуальных и информационных ресурсов в связи с уходом сотрудников. Предметно-производственная специализация заставит компании защищать свою интеллектуальную собственность посредством стратегического партнерства и долговременных контрактных соглашений.

в начало

в начало

Развитие технологии

Будущее отрасли настоятельно требует адаптации к новым технологиям и методам работы. Понятно, что технология развивается независимо от бумажной промышленности, и неспособность воспринимать новые достижения приведет к плачевным результатам.

Технологический прогресс будет и впредь происходить в ускоренном темпе, и многие его достижения наверняка окажут влияние на целлюлозную и бумажную промышленность. Это касается и сырья, и обрабатывающих отраслей, и разработки новой продукции, и предприятий, и организации работы компаний и т.д.

Поначалу отдачу от реализации технологических достижений в значительной степени будут получать за счет применения информационных технологий в сфере организации работы предприятий, а также обработки и выполнения заказов. Промышленность XXI века будет функционировать глобально, с центрами управления в разных частях света. Клиент-ская база тоже будет общемировой. Финансирование и реализация новых методов с целью сокращения координационных расходов в цепочках обработки и распространения позволяет снизить расходы для клиента и получить более высокую прибыль на единицу продукции.

Проблему для отрасли будут составлять не сами технологии, а умение их эффективно использовать, так как развиваются они очень быстро.

в начало

в начало

Волокнистое сырье

Предпосылкой успешной работы отрасли в будущем станет наличие достаточного количества волокнистого сырья с нужными характеристиками. В принципе, сырья должно хватать, но в значительной мере это зависит от целого ряда факторов.

Потребность в максимальном увеличении объема сырья даст толчок к развитию следующих направлений:

  • эффективное управление лесным хозяйством;
  • биотехнология;
  • лесоводство;
  • альтернативные технологии изготовления целлюлозы.

Правда, срок, за который вырастают деревья (до 6 лет), затрудняет получение быстрого эффекта в большинстве из этих направлений.

Между поставщиками сырья и фабриками по производству бумаги должны быть налажены более тесная кооперация и сотрудничество. Такое партнерство обеспечит согласование спецификаций волокна и требований производителей бумаги с соответствующими сельскохозяйственными процессами и практикой выращивания деревьев.

в начало

в начало

Новые проблемы окружающей среды

Окружающая среда ставит перед нами множество проблем. Многие из этих проблем взаимозависимы и приводят к серьезным конфликтам. Главной задачей будущего станет установление баланса между экологией и той нагрузкой, которую оказывает растущее производство на окружающую среду.

Основной проблемой для цепочки поставок станет воздействие среды на связанные с этой цепочкой операции по логистике и распределению. Логистические и распределительные операции будут совершенствоваться по мере развития информационных технологий. С их помощью будет оптимизировано воздействие на окружающую среду транспортировки сырья, товаров и услуг, снизится общая нагрузка, связанная с ненужным перемещением товаров на большие расстояния. Для сведения до минимума заторов дорожного движения и загрязнения окружающей среды будут внедрены более эффективные энергосберегающие методы транспортировки, а число внутригородских перевозок значительно сократится.

Воздушный и дорожный транспорт будут оставаться под строгим контролем с целью сокращения выбросов. Вследствие повышения эффективности топливных технологий снизится количество выбросов. В рамках пересмотра межгородских перевозок и с целью сокращения расхода энергии и стоимости транспортировки в некоторых регионах будет возрожден железнодорожный и речной транспорт.

Благодаря развитию информационных технологий во всем мире возрастет влияние защитников окружающей среды. Они будут оказывать мощное противодействие любой деятельности, наносящей ущерб природе. Партнерам каждого звена цепочки поставок придется образовать общий фронт, чтобы противостоять этому движению.

в начало

в начало

Заключение

Общемировые изменения оказывают влияние на все сферы деловой активности, на все предприятия и на деловые отношения.

Перемены, которые будут происходить в системе производства и реализации бумаги, в той или иной степени за-тронут участников этой системы. В одних случаях это может представлять угрозу, а в других — открывать новые возможности. Их реализация требует изменений во взглядах на традиционные отношения между поставщиком и клиентом. А чтобы превратить эти отношения в настоящее стратегическое партнерство, нужны доверие и интеграция.

По мере движения бумажной промышленности к более широкому использованию внешних ресурсов в производстве и обслуживании в цепочке будут появляться все новые участники. Потребности клиента должны все время порождать обратную связь по всей цепочке — вплоть до поставщика волокна и лесничего. Тогда сырье будет иметь именно такое волокно, которое может придать полуфабрикату свойства, необходимые для изготовления того или иного сорта бумаги. На месте сегодняшних разрозненных технологических островков образуется единая система.

Таким образом, в ответ на поставленный в начале статьи вопрос об отличиях завтрашней цепочки производства и реализации можно сказать, что она будет более короткой и более цельной, а отношения участников будут строиться на принципах подлинного партнерства.

КомпьюАрт 10'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства