К издательским системам – через нормальный бизнес
В DPI прошел круглый стол, посвященный обсуждению двух вопросов – перспективам внедрения издательских систем в России и проблемам создания электронных онлайновых версий СМИ. Инициатором встречи был Издательский дом «Коммерсант», представитель которого Сергей Коляда придал беседе начальный импульс:
– В последнее время в нашей стране появилось много новых изданий — как общего плана, так и рекламного. Мы внимательно следим за этим процессом в рамках проекта, который у нас называется «Русская редакция». Будут ли в связи с увеличением рекламных бюджетов устанавливаться издательские системы?
Первые выступления на эту тему затронули главным образом организационно-кадровую и психологическую сторону проблемы. Михаил Боярский (Алмаз-Пресс) сказал, что основные резервы в издательстве – организационные, а главные трудности – плохая организация работы и острый дефицит квалифицированных кадров. Прежде всего надо уметь использовать то оборудование, которое есть, построить действующую технологию на его основе. Фирмы поставляют технику, но не поставляют технологию, а издательства не готовы вкладывать средства в эту область. Обычно поступают так: есть деньги – давайте купим что-нибудь еще из оборудования.
Технический директор «Новых известий» Александр Тепленко развил это соображение:
– Между денежными возможностями и внедрением издательских систем связи нет. Это не финансовый вопрос. Кто напишет обоснование на установку QPS? Как сказал в недавно опубликованном интервью Михаил Бергер («Сегодня»), это чисто организационная проблема. В иной редакции невозможно понять, кто чем занимается, а системы подобные QPS позволяют выяснить это, убрать лишних людей, а то и перестроить целые службы. К автоматизации на основе издательских систем отрасль в целом не готова. Люди не готовы. Говорят, будто издания, внедрившие такие системы, улучшили и содержание, и внешний вид — макеты стали интереснее. Но макет от этого не зависит, он отражает лишь «уровень бардака».
Собравшиеся попросили Андрея Шеховцова («Комсомольская правда») поделиться опытом внедрения системы в редакции. Он рассказал:
– Процесс внедрения был трудным, но теперь люди поняли, как хорошо стало работать. Между прочим, никто не был уволен. Вероятно, многое зависит от количества людей, которые заняты в подготовке изданий. У нас их больше ста. Главное благо системы в том, что она отвечает заповеди «Каждый солдат должен знать свой маневр». Как протекало внедрение? Тяжело, долго, мучительно.
Валерий Мурахвери (КомпьюАрт) предложил свою версию психологической проблемы: плохо не просто с готовностью персонала, плохо еще и с первыми лицами, которые у нас обычно все решают. Если решение принято, его будут выполнять, преодолевая трудности. Но кто «образует» первых лиц? Журнал пишет об этом, но могут ли статьи дать достаточную мотивацию для ломки годами складывавшегося порядка? Может быть, образовывать должны фирмы, такие как DPI, предлагающие системы в качестве товара?
Евгений Бутман (DPI) категорически отказался от такой чести:
– Я не вижу своей задачи в «образовании первых лиц». Это образование должно идти через публицистику, через специальные отраслевые структуры. Мы люди «нетворческие», мы бизнесом занимаемся…Я занимаюсь продажами этих систем уже 10 лет. Я считаю, что даже для периодических изданий, для которых характерен наибольший поток рекламы, отсутствует ее прямая связь с установкой редакционно-издательских систем. Гораздо логичнее рассмотреть, например, связь роста рекламы с приобретением нового оборудования, в том числе и для журналистов: мобильники, ноутбуки и т.д. Даже если рассматривать большие редакции, то и в них сегодня основная проблема — это острая нехватка людей и денег. Во-вторых, российскую прессу нельзя сравнивать с западной, где объем изданий доходит до 128 полос, у нас же -в среднем 8-12 полос, и для внедрения серьезных систем просто нет насущной необходимости. В третьих, основные деньги на этом рынке всегда были сосредоточены в типографиях и соответственно вкладывались в дорогостоящее печатное оборудование, стоимость которого исчисляется миллионами долларов.
Василий Черный (Издательский дом «7 дней») добавил некоторые слова, о ситуации на Западе:
– Безусловно, при принятии решения о внедрении автоматизированных систем и при их внедрении важен человеческий фактор. В первую очередь важно наличие в руководстве редакции людей, способных воспользоваться возможностями управления производством, которые закладываются при разработке редакционных систем. В меньшей степени, важно наличие грамотной IT-службы.
По мере роста бизнеса, обострения конкуренции, повышения профессионального уровня менеджмента автоматизированные системы подобного типа будут все более востребованы. В настоящий момент потенциальный рынок для этих систем невелик.
Именно поэтому и скудно предложение.
По иностранным меркам, 8-полосная газета — это вообще не газета. Там счет идет на десятки страниц, а воскресные издания перешагивают за сотню. В Финляндии комплексная система автоматизации крупной ежедневной газеты стоит более 3 млн. долларов. У нас таких аналогов вообще нет — ни по объему, ни по стоимости автоматизации, а на Западе с них начинают. Далее, у нас не устоялась традиция не только оплачивать испоьзуемое ПО, но и развивать его и оптимизировать производство за счет автоматизации технологического и организационного процесса. У них 10-15 рабочих мест — это уже объект для издательской системы, будь то QPS или скорее BaseView, которая подходит именно для маленьких редакций.
И тут, через параллель с Западом, настал момент истины, которую так или иначе сформулировали для себя все вместе и с которой в целом согласились в формулировке, предложенной Бутманом:
– Редакционно-издательское дело как бизнес сосредоточено в России в двух-трех крупных городах. Издательские системы призваны приносить успех в нормальной конкурентной борьбе, где коммерческие соображения решают все. Наши газеты ориентированы на другие виды борьбы. Время повсеместного распространения издательских систем настанет с приходом нормальных, эффективных собственников.
Мысленно вернувшись к началу разговора (почему это у «Коммерсанта» вдруг стало много рекламных денег и надолго ли эта лафа?), собравшиеся пришли к выводу, что круг замкнулся, и перешли ко второму вопросу, обсуждение которого пошло быстрее благодаря накопленному опыту.
Александр Козленко («Актис») выразил удивление по поводу того, что разговор идет вокруг плюсов и минусов внедрения современных технологий. Обычно люди обсуждают, как их внедрять. Он кратко рассказал о технических аспектах создания электронных версий СМИ. Однако ключевым для собравшихся остался вопрос, зачем это нужно делать? В пользе сайта для успеха СМИ сомнений ни у кого не возникает, но должен ли сайт содержать в числе прочих материалов электронную версию самого издания? Все согласились с точкой зрения В. Черного:
– Какая схема получения прибыли будет реализована от онлайновой версии? Зачастую в издании производство контента обходится дороже, нежели полиграфическое изготовление или механизм он-лайн публикации для Интернет-СМИ. Поэтому имеет смысл конвертировать создаваемый контент под различные медиа, будь то бумага, интернет CD-ROM. Но как, например, за беcплатную публикацию в интернете получать деньги? Поскольку кроме электронной торговли и продажи рекламных площадок все остальные деньги в интернете непрямые, то получать их надо пробовать через кооперацию, т. е. собственно наполнение СМИ, должно обслуживать например электронную торговлю или какие-либо иные сетевые проекты.
Подводя общий итог на правах хозяина, Е. Бутман сказал:
– Перед этой встречей я вспомнил, что последний раз участвовал в таком обсуждении два года назад, когда КомпьюАрт организовал разговор об издательских платформах. Я перечитал репортаж о той встрече и порадовался тому, что по прошествии времени она выглядит еще более успешной и результативной, чем нам представлялось в момент ее окончания. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча оказалась не менее полезной, поскольку многим помогла более четко сформулировать свои представления. В общем, «надо чаще встречаться».
Собравшиеся поблагодарили DPI за гостеприимство и особо – Петра Захарова за увлекательную презентацию продуктов Apple, которая помогла пришедшим к назначенному часу скоротать время в ожидании опоздавших.
КомпьюАрт 10'2000