Новейшая история российского бумажного рынка
Этикеточная и упаковочная бумага
Общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности России
Содружество бумажных оптовиков
За последнее десятилетие российский бумажный рынок претерпел существенные изменения. Помимо отечественных производителей важными его игроками стали и бумажные оптовики, поставляющие бумагу и картон для полиграфии из-за рубежа. Естественно, что с появлением на рынке импортных материалов многое изменилось, включая требования заказчиков к печатным материалам. Отслеживать историю развития российского бумажного рынка целесообразно по видам бумаги, поскольку рынок каждого вида бумаги развивается своими темпами и преследует собственные цели.
Мелованная бумага
Согласно данным Госкомстата РФ и Таможенной статистики внешней торговли РФ и статистики Eurostat, наиболее массовой мелованной продукцией, применяемой в России, является книжно-журнальная бумага двустороннего мелования плотностью 80, 90 и 100 г/м2. В последние годы отмечается рост доли более плотной мелованной бумаги 110-150 г/м2, что обусловлено увеличением числа деловых и элитных периодических изданий с большим количеством рекламных вкладок. Востребована мелованная бумага и в производстве тары и упаковки. В этой области в основном применяются бумага и картон высокой плотности 125-175 г/м2. Не редкость использование материалов на макулатурной основе или с довольно большим содержанием древесной массы. Большой спрос на мелованные виды бумаги характерен для производства рекламной продукции: брошюр, буклетов, вкладышей, календарей и многого другого. Здесь наиболее востребована мелованная бумага плотностью 100-160 г/м2.
Согласно результатам исследования Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), до начала 1990-х годов уровень потребления мелованных видов бумаги и картона у нас в стране был сравнительно невысоким и не превышал 0,6 кг на душу населения в год. В большинстве своем мелованная бумажная продукция ввозилась из-за рубежа. Аналитики института считают, что столь низкий уровень потребления мелованной бумаги был обусловлен прежде всего слабостью национального производства и жестким ограничением валютных ресурсов для импорта, а кроме того, сложившимися на тот момент традициями в полиграфии.
В начале 1990-х годов конкуренция на отечественном рынке полиграфической продукции резко обострилась. Типографии начали модернизировать и увеличивать парк оборудования. Именно тогда произошел переход множества типографий на офсетную печать. В этот период начали стремительно развиваться ранее существовавшие в зачаточном состоянии в России области полиграфии, подразумевавшие применение мелованных сортов бумаги. Среди них значительную долю занимали такие виды печатной продукции, как рекламные брошюры и листовки, журналы, годовые отчеты, а также качественные упаковка и этикетки с многокрасочной печатью.
В то время наибольшим спросом пользовалась мелованная бумага плотностью от 90 до 250 г/м2. Однако с тех пор ситуация сильно изменилась; что же до спроса на мелованную бумагу, то стала более востребованной бумага легкого мелования.
При этом емкость рынка мелованных бумаг продолжала стремительно расти, в 1999 году увеличившись более чем в два раза. Вместе с этим вырос и спрос на специальные виды мелованной бумаги и картона: многослойные, с односторонним мелованием, из небеленой целлюлозы и технические.
Однако при этом оставались обширные секторы, в которых по причине ограниченности предложения и относительной дороговизны импортной мелованной бумаги продолжали использоваться немелованные сорта. Со временем ситуация изменилась: после появления мелованной бумаги по конкурентоспособным ценам она постепенно вытеснила из этих секторов немелованную бумагу.
В настоящее время, не в последнюю очередь благодаря стараниям отечественных бумажных оптовиков, в Россию импортируется несколько десятков коллекций высококачественных мелованных бумаг из-за рубежа. Эти материалы, давно зарекомендовавшие себя на мировом рынке, теперь с успехом применяются российскими полиграфистами. Среди производителей, продукция которых сейчас предлагается на российском рынке мелованных бумаг, такие всемирно известные компании и бумажные фабрики, как Stora Enso, Cartiere del Garda, M-Real и многие другие.
Газетная бумага
Одним из важнейших видов продукции целлюлозно-бумажной промышленности у нас в стране, без-условно, является газетная бумага. Благодаря большим масштабам изготовления газетной бумаги в России, не возникает необходимости в импортировании этого материала из-за границы. Наоборот, бумагоделательная промышленность нашей страны обеспечивает газетной бумагой немало крупных зарубежных заказчиков.
По данным Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром», на долю газетной бумаги приходится 50% общего объема производства бумаги и 46% совокупного экспорта бумажно-картонной продукции. В прошлом году производство газетной бумаги в России достигло без малого 1814 тыс. т рекордный уровень для отечественной бумажной промышленности.
Ведущими отечественными производителями газетной бумаги вот уже долгие годы являются открытые акционерные общества «Волга», «Кондопога», «Соликамскбумпром» и «Сыктывкарский ЦБК». Масштабы производства газетной бумаги здесь поистине огромны: каждый комбинат ежегодно производит более 400 тыс. т этого материала. Причем стремительный рост объемов производства происходил в течение последних семи лет. За это время все больше выпускаемой газетной бумаги экспортировалось за рубеж, в частности в страны Западной Европы и Ближнего Востока.
У нас же в стране основными потребителями газетной бумаги являются не только газетные издательства, но и издательства, выпускающие журналы, справочники, каталоги и даже книги. Очевидно, что выбор в пользу газетной бумаги в качестве материала для печати при издании не только газет, но и другой продукции обусловлен ее невысокой стоимостью по сравнению с более качественными сортами бумаги для книжно-журнальной продукции.
Этикеточная и упаковочная бумага
Одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики пищевая промышленность. Очевидно, что быстрые темпы ее роста сказываются на развитии рынка этикеточных и упаковочных материалов. Согласно оценке компании Abercade Consulting, общий объем потребления этикетки на территории нашей страны составляет 240-280 млн. м2. Столь существенный интервал обусловлен разными подходами к оценке общего объема потребления этикетки. Что же касается доли российского рынка этикетки в общемировом рынке, то она составляет 2-2,5%. Но, несмотря на эту не слишком внушительную цифру, аналитики из Abercade Consulting полагают, что в перспективе российский рынок этикетки может увеличиться более чем в два раза.
Сегодня производство в России этикеточной бумаги довольно ограничено. Среди отечественных производителей этикеточной бумаги следует выделить Архангельский ЦБК, Выборгскую бумажную фабрику, фабрику «Коммунар», Краснокамскую и Санкт-Петербургскую фабрики Гознака, а также Серпуховскую и Троицкую бумажные фабрики. На этих фабриках в основном производится невлагостойкая бумага, предназначенная для упаковки сухих продуктов: консервов, шоколада, сигарет и пр. Пожалуй, наиболее широким ассортиментом этикеточной бумаги может похвастаться Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Здесь изготавливается этикеточная бумага односторонней гладкости, пониженной зольности, а также для офсетной печати. На фабрике Гознака производится каландрированная этикеточная бумага для многокрасочной печати офсетным способом, подходящая для последующей отделки (бронзирование, лакирование, фигурная высечка). Троицкая бумажная фабрика специализируется на производстве бумаги для нужд пищевой промышленности. Здесь выпускается растительный пергамент плотностью от 40 до 65 г/м2для упаковки жиро- и влагосодержащих продуктов, таких как масло, маргарин и творожные изделия. Для упаковки продуктов с содержанием жира более 15% и влагопрочностью более 15% здесь производится бумага «Пищепак» массой 35-40 65 г/м2. Изготавливаемая тут же упаковочная влагопрочная бумага плотностью от 30 до 100 г/м2предназначена для, упаковки сыпучих пищевых продуктов, пищевых продуктов с влагосодержанием до 70% и жирностью до 2%, пищевых продуктов с повышенными сроками хранения, а также для изготовления пакетов и для дублирования с другими материалами.
Тем не менее большая часть этикеточной бумаги, на которой печатают этикетки в России, импортируется из-за рубежа. В большинстве своем этикеточные бумаги поставляются в Россию из таких стран, как Германия, Франция, Италия, Австрия, Швеция и Финляндия.
При этом разнообразие ассортимента поставляемых из-за границы этикеточных бумаг не может не радовать. На российском рынке, помимо обычных невлагостойких и влагостойких этикеточных бумаг, предлагаются высокоглянцевые, металлизированные и даже тисненые этикеточные бумаги и материалы для термотрансферной печати и прямой термопечати.
Что же касается упаковочной бумаги, то аналитики отмечают неоднозначность развития этого рынка. В отдельных его сегментах, в частности тонких упаковочных бумаг, пергамента и мешочной бумаги, наблюдается динамичный рост, тогда как в других намечается стагнация и постепенный спад. Как показывает аналитический отчет компании Abercade Consulting, такое положение вещей в первую очередь обусловлено тем, составляют ли конкуренцию отдельным видам бумаги другие упаковочные материалы, например полимерная упаковка и фольга. В тех сегментах рынка упаковки, где бумаге не находится достойной замены и она полностью удовлетворяет требуемым потребительским свойствам, рост рынка неизбежен.
Компания также провела опрос предприятий, производящих упаковочную бумагу. Его результаты свидетельствуют о том, что сегодня большинство предприятий в корне пересмотрело свою систему сбыта и теперь ориентируется в первую очередь на заказчика. Предприятия, как правило, работают круглосуточно, очень четко соблюдают сроки поставок и внимательно следят за качеством продукции.
Содружество бумажных оптовиковСодружество бумажных оптовиков было учреждено в августе 1998 года на встрече лидеров российского оптово-бумажного рынка. В настоящее время в национальную ассоциацию входят компании «Александр Браун», «Комус», Map Paper, «Петробумага», группы компаний «Дубль В» и «Регент». Их главная цель — содействовать формированию цивилизованного рынка полиграфических материалов в России. Миссия Содружества — объединение усилий крупнейших российских продавцов бумаги и картона для создания отечественного рынка полиграфических материалов, соответствующего по качеству сервиса и ассортименту мировому уровню. Что же касается целей и задач Содружества, то очень много внимания уделяется разъяснению роли бумажного оптовика как обязательного звена общемировой цепочки «производитель бумаги — типография». Содружество также занимается проведением семинаров и осуществлением проектов, направленных на популяризацию знаний о бумаге и ее применении. Помимо этого в цели Содружества входит статистическая и аналитическая обработка рыночной информации с целью повышения информированности как субъектов отечественной полиграфии, так и мирового сообщества о состоянии российского рынка полиграфических материалов. |
Дизайнерская бумага
Если говорить о модных тенденциях в российской полиграфии, то сегодня очень большое внимание привлекают к себе именно дизайнерские бумаги и картоны. И это при том, что еще десять лет назад о таких материалах у нас в стране мало кто слышал их попросту не было на рынке. Однако, даже несмотря на то, что элитные бумаги для российских полиграфистов новшество, сложившаяся ситуация позволяет говорить о том, что рынок дизайнерских бумаг успешно прошел стадию формирования и переходит к этапу активного развития.
Отечественные бумажные оптовики с готовностью поддерживают это модное направление в полиграфии, постоянно вводя в свой ассортимент новые коллекции дизайнерских бумаг и картонов от известных во всем мире производителей. Для того же, чтобы новые сорта элитных бумаг лучше прижились на российском рынке и были по достоинству оценены полиграфистами, оптовики часто организуют семинары по применению подобных материалов. В последнее время уже стало традицией проведение разнообразных конкурсов, в которых главный акцент делается на тот или иной сорт дизайнерских бумаг и картонов. Также проходит немало выставок, на которых выставляются дизайнерские работы, выполненные на элитных бумагах, например в этом году в рамках выставки «Дизайн и реклама» была представлена экспозиция «Определение бумаги», на которой были показаны работы, выполненные на дизайнерских бумагах от французской компании Arjo Wiggins.
Начиналось же все с малого с визиток. После перестройки многие деловые люди стали заказывать себе визитные карточки на бумаге литого мелования с самыми разными цветами покрытия на бумагах всех цветов, предлагаемых поставщиками. Причиной появления на российском рынке дизайнерских бумаг и картонов послужили личные амбиции заказчиков. После перестройки обозначился подъем экономики, остро встал вопрос качества и внешней привлекательности многих видов продукции. Весь спектр представительской продукции стал преображаться, для печати начали использовать как гладкую бумагу, так и с тиснением, как белую, так и тонированную.
Елена Кузнецова, начальник службы PR и рекламы холдинга «Регент», считает что «причиной появления широчайшего выбора бумаг стал рост спроса на них, обусловленный активным развитием рекламной полиграфии, желанием многих компаний-заказчиков создавать собственный фирменный стиль, используя оригинальные бумаги».
Заметная веха в развитии российского рынка дизайнерских бумаг и картонов 1995 год, когда Группа Компаний «Регент» представила в своем ассортименте первую коллекцию дизайнерских бумаг коллекцию Kaschmir производства немецкой фабрики Gmund. «Коллекция вызвала настоящий ажиотаж среди дизайнеров, полиграфистов и заказчиков полиграфической продукции», говорит г-жа Кузнецова.
Анастасия Высоткина, генеральный директор ГК «Регент», в своем комментарии на веб-сайте пишет следующее: «В 1995 году дизайнерские бумаги на полиграфическом рынке России были все равно что Rolls-Royce в автомобильной индустрии. Введение в ассортимент подобного дорогого, непривычного, элитного товара было очень смелым шагом. Мы были первыми, и нам сопутствовал успех Kaschmir совершил переворот на рынке рекламной полиграфии. Тысячи новых российских компаний выбрали Kaschmir для своего фирменного стиля. Продажи были феноменальными».
Вслед за коллекцией Kaschmir последовали и другие собрания дизайнерских бумаг и картонов. Сейчас на российском рынке можно отыскать дизайнерскую бумагу на любой вкус в ассортименте компаний поставщиков бумаги есть буквально всё: металлизированные, перламутровые, цветные, текстурные бумаги, бумаги с микровключениями и необычной на ощупь поверхностью. Есть даже бумаги со спец-эффектами с изменяющимся в зависимости от освещения цветом, с исчезающими при воздействии тепла микрочастицами. Поставляются также бумаги ручного отлива. Словом, чтобы перечислить все дизайнерские материалы, которые предлагаются сегодня на российском рынке, понадобится отдельная статья.