КомпьюАрт

10 - 2004

Новейшая история российского бумажного рынка

Марго Григорян

Мелованная бумага

Газетная бумага

Этикеточная и упаковочная бумага

Дизайнерская бумага

Наши оптовики

Общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности России

Содружество бумажных оптовиков

За последнее десятилетие российский бумажный рынок претерпел существенные изменения. Помимо отечественных производителей важными его игроками стали и бумажные оптовики, поставляющие бумагу и картон для полиграфии из-за рубежа. Естественно, что с появлением на рынке импортных материалов многое изменилось, включая требования заказчиков к печатным материалам. Отслеживать историю развития российского бумажного рынка целесообразно по видам бумаги, поскольку рынок каждого вида бумаги развивается своими темпами и преследует собственные цели.

Мелованная бумага

Согласно данным Госкомстата РФ и Таможенной статистики внешней торговли РФ и статистики Eurostat, наиболее массовой мелованной продукцией, применяемой в России, является книжно-журнальная бумага двустороннего мелования плотностью 80, 90 и 100 г/м2. В последние годы отмечается рост доли более плотной мелованной бумаги — 110-150 г/м2, что обусловлено увеличением числа деловых и элитных периодических изданий с большим количеством рекламных вкладок. Востребована мелованная бумага и в производстве тары и упаковки. В этой области в основном применяются бумага и картон высокой плотности — 125-175 г/м2. Не редкость — использование материалов на макулатурной основе или с довольно большим содержанием древесной массы. Большой спрос на мелованные виды бумаги характерен для производства рекламной продукции: брошюр, буклетов, вкладышей, календарей и многого другого. Здесь наиболее востребована мелованная бумага плотностью 100-160 г/м2.

Согласно результатам исследования Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), до начала 1990-х годов уровень потребления мелованных видов бумаги и картона у нас в стране был сравнительно невысоким и не превышал 0,6 кг на душу населения в год. В большинстве своем мелованная бумажная продукция ввозилась из-за рубежа. Аналитики института считают, что столь низкий уровень потребления мелованной бумаги был обусловлен прежде всего слабостью национального производства и жестким ограничением валютных ресурсов для импорта, а кроме того, сложившимися на тот момент традициями в полиграфии.

В начале 1990-х годов конкуренция на отечественном рынке полиграфической продукции резко обострилась. Типографии начали модернизировать и увеличивать парк оборудования. Именно тогда произошел переход множества типографий на офсетную печать. В этот период начали стремительно развиваться ранее существовавшие в зачаточном состоянии в России области полиграфии, подразумевавшие применение мелованных сортов бумаги. Среди них значительную долю занимали такие виды печатной продукции, как рекламные брошюры и листовки, журналы, годовые отчеты, а также качественные упаковка и этикетки с многокрасочной печатью.

В то время наибольшим спросом пользовалась мелованная бумага плотностью от 90 до 250 г/м2. Однако с тех пор ситуация сильно изменилась; что же до спроса на мелованную бумагу, то стала более востребованной бумага легкого мелования.

При этом емкость рынка мелованных бумаг продолжала стремительно расти, в 1999 году увеличившись более чем в два раза. Вместе с этим вырос и спрос на специальные виды мелованной бумаги и картона: многослойные, с односторонним мелованием, из небеленой целлюлозы и технические.

Однако при этом оставались обширные секторы, в которых по причине ограниченности предложения и относительной дороговизны импортной мелованной бумаги продолжали использоваться немелованные сорта. Со временем ситуация изменилась: после появления мелованной бумаги по конкурентоспособным ценам она постепенно вытеснила из этих секторов немелованную бумагу.

В настоящее время, не в последнюю очередь благодаря стараниям отечественных бумажных оптовиков, в Россию импортируется несколько десятков коллекций высококачественных мелованных бумаг из-за рубежа. Эти материалы, давно зарекомендовавшие себя на мировом рынке, теперь с успехом применяются российскими полиграфистами. Среди производителей, продукция которых сейчас предлагается на российском рынке мелованных бумаг, такие всемирно известные компании и бумажные фабрики, как Stora Enso, Cartiere del Garda, M-Real и многие другие.

В начало В начало

Наши оптовики

Обилию печатных бумаг и картонов, наблюдаемому сейчас на российском рынке, мы обязаны стараниям отечественных бумажных оптовиков. У каждого из них своя история, и по тому, как развивалась каждая компания, занимающаяся поставками бумаг и картонов, можно проследить тенденции развития российского бумажного рынка.

«Александр Браун»

Компания «Александр Браун» уже на протяжении десяти лет реализует оптовые партии высокосортной импортной бумаги и картона от ведущих производителей. В число партнеров компании входят такие известные производители бумаг и картонов, как UPM-Kymmene, Stora Enso, Raflatac, M-Real, August Koehler, Arjo Wiggins, Ahlstrom и многие другие.

В настоящее время у компании есть восемь филиалов: в Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ярославле, Омске, Самаре, Ростове-на-Дону. Причем в Новосибирске (равно как и в Москве) у компании «Александр Браун» есть собственное производство по резке ролевых самоклеящихся материалов. А совсем недавно один из слиттер-терминалов компании, находившийся в Черноголовке, был переведен в г.Реутов в Московской обл. Теперь это не просто слиттер-терминал, а огромный производственно-складской комплекс.

«Берег»

Фирма «Берег» существует с 1991 года. Сначала компания специализировалась на продаже отечественной бумаги, однако дефицит импортной высококачественной мелованной бумаги обусловил смену ее деятельности. Сегодня фирма «Берег» делает акцент на оптовые поставки импортной бумаги и картона для полиграфии, для современной упаковки и этикетки, для офисных нужд, для рекламы и дизайна. Головной офис фирмы находится в Санкт-Петербурге, а множество филиалов расположены более чем в 50 городах России и стран СНГ. «Берег» работает с такими европейскими производителями и поставщиками бумаги, как UPM-Kymmene, Stora Enso, Sappi Europe, Torraspapel, Cartiere Fedrigoni, а также с фабриками Южной Кореи и Тайваня. Основная часть сортов бумаги, предлагаемых фирмой, поставляется на эксклюзивной основе или под зарегистрированными торговыми марками, которые являются собственностью фирмы «Берег».

«Дубль В»

Группа компаний «Дубль В» была основана в 1992 году. Как и другие крупные отечественные бумажные оптовики, «Дубль В» специализируется на поставке импортных полиграфических материалов. Помимо бумаги и картона «Дубль В» также реализует фольгу, краски, расходные материалы для типографий и издательств, оборудование для тиснения и машины для резки ролей фольги. «Дубль В» является одним из основателей «Содружества бумажных оптовиков», а также входит в ассоциации «Союзупак» и «Юнискан».

«Комус»

Дивизион «Полиграфические сорта бумаги и картона» объединения «Комус» предлагает широкий спектр полиграфических материалов, среди которых мелованные и офсетные бумаги для высокохудожественных изданий, белые и цветные бумаги для рекламно-представительской продукции, самоклеящиеся бумажные и полимерные материалы, картоны для упаковки и полиграфических изделий, этикеточные и переплетные бумаги, синтетические бумаги и многое другое. Прайс-лист дивизиона насчитывает более 800 наименований, и этот перечень постоянно растет.

Map Paper

В 2000 году произошло слияние концернов Modo Paper и Metsa Serla (теперь M-Real), сеть нового концерна решено было назвать Map Merchant Group. Вместе с названием изменился и ассортимент: поставщиков у Map Paper стало вдвое больше. Среди материалов, поставляемых Map Paper, — полиграфические и упаковочные картоны, мелованные, офисные, офсетные, фактурные, элитные, самоклеящиеся, самокопирующие, специальные бумаги, бумаги для цифровой печати и многое другое.

«Регент»

«Регент», как и другие бумажные оптовики, предлагает российским полиграфистам и дизайнерам самые последние новинки в области полиграфических материалов. Речь идет не только о бумагах с особыми технологическими характеристиками и синтетических материалах, но и о новых дизайнерских бумагах. Например, коллекции дизайнерских бумаг «Алезан» и «Золотая коллекция» (производство Gmund) появились на российском рынке в течение того же года, когда были созданы. Таким образом, российские дизайнеры и полиграфисты и их коллеги из других стран практически одновременно получили возможность использовать их в своей работе.

Холдинг «Регент» был основан в 1991 году. Входящий в холдниг дивизион «Регент-Арт» специализируется на торговле бумагой и картоном для полиграфии и поставляет в Россию полиграфические материалы от таких известных международных концернов, как Stora Enso, M-Real, Ahlstrom, Gmund и др. За 13 лет работы у холдинга «Регент» по-явились региональные представительства в разных городах России и стран СНГ: Краснодаре, Минске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Самаре и др. По словам Елены Кузнецовой, начальника службы PR и рекламы холдинга «Регент», в регионах бумага элитных сортов также очень востребована. Например, в прошлом году «Регент» выводил на российский рынок «Золотую коллекцию» от Gmund. «До сих пор это самая дорогая бумага в нашем ассортименте», — говорит г-жа Кузнецова, — и регионы оценили «Золотую коллекцию» даже быстрее. Впрочем, многие эксперты отмечают, что дизайнеры и рекламисты из регионов предлагают более смелые и нестандартные идеи, больше готовы к экспериментам».

В начало В начало

Газетная бумага

Одним из важнейших видов продукции целлюлозно-бумажной промышленности у нас в стране, без-условно, является газетная бумага. Благодаря большим масштабам изготовления газетной бумаги в России, не возникает необходимости в импортировании этого материала из-за границы. Наоборот, бумагоделательная промышленность нашей страны обеспечивает газетной бумагой немало крупных зарубежных заказчиков.

По данным Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром», на долю газетной бумаги приходится 50% общего объема производства бумаги и 46% совокупного экспорта бумажно-картонной продукции. В прошлом году производство газетной бумаги в России достигло без малого 1814 тыс. т — рекордный уровень для отечественной бумажной промышленности.

Ведущими отечественными производителями газетной бумаги вот уже долгие годы являются открытые акционерные общества «Волга», «Кондопога», «Соликамскбумпром» и «Сыктывкарский ЦБК». Масштабы производства газетной бумаги здесь поистине огромны: каждый комбинат ежегодно производит более 400 тыс. т этого материала. Причем стремительный рост объемов производства происходил в течение последних семи лет. За это время все больше выпускаемой газетной бумаги экспортировалось за рубеж, в частности в страны Западной Европы и Ближнего Востока.

У нас же в стране основными потребителями газетной бумаги являются не только газетные издательства, но и издательства, выпускающие журналы, справочники, каталоги и даже книги. Очевидно, что выбор в пользу газетной бумаги в качестве материала для печати при издании не только газет, но и другой продукции обусловлен ее невысокой стоимостью по сравнению с более качественными сортами бумаги для книжно-журнальной продукции.

В начало В начало

Общие сведения о целлюлозно-бумажной промышленности России (по данным Российской ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром»)

Число действующих предприятий

197

Численность занятых в отрасли

152 тыс. чел.

Производство целлюлозы по варке

5,8 млн. т

Производство бумаги и картона

6,3 млн. т

Видимое потребление бумаги и картона

4,4 млн. т

Среднедушевое потребление бумаги и картона

30 кг/год

Экспорт бумаги и картона

2,5 млн. т

Импорт бумаги и картона

0,9 млн. т

Доля экспорта от общего объема производства бумаги и картона

41%

Доля импорта во внутреннем потреблении бумаги и картона

21%

В начало В начало

Этикеточная и упаковочная бумага

Одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики — пищевая промышленность. Очевидно, что быстрые темпы ее роста сказываются на развитии рынка этикеточных и упаковочных материалов. Согласно оценке компании Abercade Consulting, общий объем потребления этикетки на территории нашей страны составляет 240-280 млн. м2. Столь существенный интервал обусловлен разными подходами к оценке общего объема потребления этикетки. Что же касается доли российского рынка этикетки в общемировом рынке, то она составляет 2-2,5%. Но, несмотря на эту не слишком внушительную цифру, аналитики из Abercade Consulting полагают, что в перспективе российский рынок этикетки может увеличиться более чем в два раза.

Сегодня производство в России этикеточной бумаги довольно ограничено. Среди отечественных производителей этикеточной бумаги следует выделить Архангельский ЦБК, Выборгскую бумажную фабрику, фабрику «Коммунар», Краснокамскую и Санкт-Петербургскую фабрики Гознака, а также Серпуховскую и Троицкую бумажные фабрики. На этих фабриках в основном производится невлагостойкая бумага, предназначенная для упаковки сухих продуктов: консервов, шоколада, сигарет и пр. Пожалуй, наиболее широким ассортиментом этикеточной бумаги может похвастаться Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Здесь изготавливается этикеточная бумага односторонней гладкости, пониженной зольности, а также для офсетной печати. На фабрике Гознака производится каландрированная этикеточная бумага для многокрасочной печати офсетным способом, подходящая для последующей отделки (бронзирование, лакирование, фигурная высечка). Троицкая бумажная фабрика специализируется на производстве бумаги для нужд пищевой промышленности. Здесь выпускается растительный пергамент плотностью от 40 до 65 г/м2для упаковки жиро- и влагосодержащих продуктов, таких как масло, маргарин и творожные изделия. Для упаковки продуктов с содержанием жира более 15% и влагопрочностью более 15% здесь производится бумага «Пищепак» массой 35-40 65 г/м2. Изготавливаемая тут же упаковочная влагопрочная бумага плотностью от 30 до 100 г/м2предназначена для, упаковки сыпучих пищевых продуктов, пищевых продуктов с влагосодержанием до 70% и жирностью до 2%, пищевых продуктов с повышенными сроками хранения, а также для изготовления пакетов и для дублирования с другими материалами.

Тем не менее большая часть этикеточной бумаги, на которой печатают этикетки в России, импортируется из-за рубежа. В большинстве своем этикеточные бумаги поставляются в Россию из таких стран, как Германия, Франция, Италия, Австрия, Швеция и Финляндия.

При этом разнообразие ассортимента поставляемых из-за границы этикеточных бумаг не может не радовать. На российском рынке, помимо обычных невлагостойких и влагостойких этикеточных бумаг, предлагаются высокоглянцевые, металлизированные и даже тисненые этикеточные бумаги и материалы для термотрансферной печати и прямой термопечати.

Что же касается упаковочной бумаги, то аналитики отмечают неоднозначность развития этого рынка. В отдельных его сегментах, в частности тонких упаковочных бумаг, пергамента и мешочной бумаги, наблюдается динамичный рост, тогда как в других намечается стагнация и постепенный спад. Как показывает аналитический отчет компании Abercade Consulting, такое положение вещей в первую очередь обусловлено тем, составляют ли конкуренцию отдельным видам бумаги другие упаковочные материалы, например полимерная упаковка и фольга. В тех сегментах рынка упаковки, где бумаге не находится достойной замены и она полностью удовлетворяет требуемым потребительским свойствам, рост рынка неизбежен.

Компания также провела опрос предприятий, производящих упаковочную бумагу. Его результаты свидетельствуют о том, что сегодня большинство предприятий в корне пересмотрело свою систему сбыта и теперь ориентируется в первую очередь на заказчика. Предприятия, как правило, работают круглосуточно, очень четко соблюдают сроки поставок и внимательно следят за качеством продукции.

В начало В начало

Содружество бумажных оптовиков

Содружество бумажных оптовиков было учреждено в августе 1998 года на встрече лидеров российского оптово-бумажного рынка. В настоящее время в национальную ассоциацию входят компании «Александр Браун», «Комус», Map Paper, «Петробумага», группы компаний «Дубль В» и «Регент». Их главная цель — содействовать формированию цивилизованного рынка полиграфических материалов в России.

Миссия Содружества — объединение усилий крупнейших российских продавцов бумаги и картона для создания отечественного рынка полиграфических материалов, соответствующего по качеству сервиса и ассортименту мировому уровню. Что же касается целей и задач Содружества, то очень много внимания уделяется разъяснению роли бумажного оптовика как обязательного звена общемировой цепочки «производитель бумаги — типография». Содружество также занимается проведением семинаров и осуществлением проектов, направленных на популяризацию знаний о бумаге и ее применении. Помимо этого в цели Содружества входит статистическая и аналитическая обработка рыночной информации с целью повышения информированности как субъектов отечественной полиграфии, так и мирового сообщества о состоянии российского рынка полиграфических материалов.

В начало В начало

Дизайнерская бумага

Если говорить о модных тенденциях в российской полиграфии, то сегодня очень большое внимание привлекают к себе именно дизайнерские бумаги и картоны. И это при том, что еще десять лет назад о таких материалах у нас в стране мало кто слышал — их попросту не было на рынке. Однако, даже несмотря на то, что элитные бумаги для российских полиграфистов — новшество, сложившаяся ситуация позволяет говорить о том, что рынок дизайнерских бумаг успешно прошел стадию формирования и переходит к этапу активного развития.

Отечественные бумажные оптовики с готовностью поддерживают это модное направление в полиграфии, постоянно вводя в свой ассортимент новые коллекции дизайнерских бумаг и картонов от известных во всем мире производителей. Для того же, чтобы новые сорта элитных бумаг лучше прижились на российском рынке и были по достоинству оценены полиграфистами, оптовики часто организуют семинары по применению подобных материалов. В последнее время уже стало традицией проведение разнообразных конкурсов, в которых главный акцент делается на тот или иной сорт дизайнерских бумаг и картонов. Также проходит немало выставок, на которых выставляются дизайнерские работы, выполненные на элитных бумагах, — например в этом году в рамках выставки «Дизайн и реклама» была представлена экспозиция «Определение бумаги», на которой были показаны работы, выполненные на дизайнерских бумагах от французской компании Arjo Wiggins.

Начиналось же все с малого — с визиток. После перестройки многие деловые люди стали заказывать себе визитные карточки на бумаге литого мелования с самыми разными цветами покрытия — на бумагах всех цветов, предлагаемых поставщиками. Причиной появления на российском рынке дизайнерских бумаг и картонов послужили личные амбиции заказчиков. После перестройки обозначился подъем экономики, остро встал вопрос качества и внешней привлекательности многих видов продукции. Весь спектр представительской продукции стал преображаться, для печати начали использовать как гладкую бумагу, так и с тиснением, как белую, так и тонированную.

Елена Кузнецова, начальник службы PR и рекламы холдинга «Регент», считает что «причиной появления широчайшего выбора бумаг стал рост спроса на них, обусловленный активным развитием рекламной полиграфии, желанием многих компаний-заказчиков создавать собственный фирменный стиль, используя оригинальные бумаги».

Заметная веха в развитии российского рынка дизайнерских бумаг и картонов — 1995 год, когда Группа Компаний «Регент» представила в своем ассортименте первую коллекцию дизайнерских бумаг — коллекцию Kaschmir производства немецкой фабрики Gmund. «Коллекция вызвала настоящий ажиотаж среди дизайнеров, полиграфистов и заказчиков полиграфической продукции», — говорит г-жа Кузнецова.

Анастасия Высоткина, генеральный директор ГК «Регент», в своем комментарии на веб-сайте пишет следующее: «В 1995 году дизайнерские бумаги на полиграфическом рынке России были все равно что Rolls-Royce в автомобильной индустрии. Введение в ассортимент подобного дорогого, непривычного, элитного товара было очень смелым шагом. Мы были первыми, и нам сопутствовал успех — Kaschmir совершил переворот на рынке рекламной полиграфии. Тысячи новых российских компаний выбрали Kaschmir для своего фирменного стиля. Продажи были феноменальными».

Вслед за коллекцией Kaschmir последовали и другие собрания дизайнерских бумаг и картонов. Сейчас на российском рынке можно отыскать дизайнерскую бумагу на любой вкус — в ассортименте компаний — поставщиков бумаги есть буквально всё: металлизированные, перламутровые, цветные, текстурные бумаги, бумаги с микровключениями и необычной на ощупь поверхностью. Есть даже бумаги со спец-эффектами — с изменяющимся в зависимости от освещения цветом, с исчезающими при воздействии тепла микрочастицами. Поставляются также бумаги ручного отлива. Словом, чтобы перечислить все дизайнерские материалы, которые предлагаются сегодня на российском рынке, понадобится отдельная статья.

В начало В начало

КомпьюАрт 10'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства