КомпьюАрт

10 - 2004

С Seybold по жизни

Петр Нуждин, начальник отдела выпуска рекламы, ИД «КоммерсантЪ»

Нет в нашей жизни ничего постоянного — ни хорошего, ни плохого. Благодарение Богу за второе, но первого иногда все-таки жаль. Особенно, когда привыкаешь… Когда у меня появилась возможность съездить в Сан-Франциско на ежегодную выставку Seybold SF, посвященную новинкам техники, технологии и ноу-хау в издательском деле, я заволновался и стал готовить блокноты и карандаши. Поскольку мне приходилось бывать на этом мероприятии несколько раз, я имел довольно четкое представление о том, что меня ожидает. Единственное, что несколько смущало, — последний раз я был на Seybold SF четыре года назад. Срок, в общем, небольшой, особенно для стабильного американского общества, однако сюрпризы начались с самого начала.

Внушительный, даже по американским меркам, выставочный комплекс Moscone Center казался едва населенным. Участники мероприятия неспешно прогуливались по просторным залам и непрерывно жевали. Количество стендов участников экс-позиции можно было пересчитать по пальцам — первое разочарование. Однако тот факт, что спонсорами целого ряда семинаров являлись крупные фирмы, вселил надежду, что, несмотря на малое количество стендов, мероприятие не
утратило своего значения.

Прежде чем перейти к рассказу о Seybold 2004, следует сделать краткий экскурс в историю этой выставки. Теперь, по прошествии нескольких лет, формат мероприятия и его трансформация стали достаточно понятны. Задуманная организаторами как «выставка достижений издательского хозяйства», сопровождаемая серией конференций на актуальные темы развития этого бизнеса, Seybold изживала себя как выставка по мере того, как Интернет становился все более полноправным источником информации о новинках. И действительно, зачем куда-то ехать, если, подключившись к Сети, можно ознакомиться с последними новинками, не вставая с кресла? И акцент стал смещаться от демонстрации новых моделей оборудования и нового программного обеспечения (ПО) к коллективным обсуждениям в виде конференций, круглых столов и семинаров. В этом году семинарская составляющая Seybold на порядок превысила экспозиционную. И если в прошлые годы мы предпочитали конференциям живое общение с представителями фирм, выставлявших свою продукцию, то теперь нам придется всерьез задуматься об участии в конференциях, и, возможно, не только в качестве слушателей.

В тот год, когда мы с коллегами впервые попали на выставку SeyboldPubli-shing, само ее посещение давало колоссальный объем прикладной информации (какую модель сканера предпочесть, как состыковать программу с системой управления цветом и пр.), а семинары фокусировали внимание участников выставки на определенных аспектах развития отрасли, которые эксперты посчитали наиболее перспективными и актуальными. В принципе, для нас в то время ценность этой информации была весьма условной, поскольку интеграция нашей страны в мировую экономику казалась призрачной перспективой. Но не прошло и десяти лет, как мы смогли говорить с коллегами из других стран на равных. Сегодня мы используем то же оборудование и программное обеспечение, что и издательства и типографии во всем мире. Наши наработки и привычки различны, но лежат в одной плоскости. Это обстоятельство позволяет российским специалистам стать полноправными участниками международных профессиональных форумов.

Теперь о том, на чем было сфокусировано внимание участников Seybold SF 2004. Как уже говорилось, спонсорами большинства мероприятий были всемирно известные фирмы, такие как Quark, Inc. и Hewlett-Packard. Сотрудники Quark посвятили немало времени ознакомлению публики с Quark Publishing System (QPS). Эта система появилась на рынке несколько лет назад, и до сих пор продолжаются ее поставки. Компания Quark справедливо гордится значительным количеством ее инсталляций, в том числе и в России, — они свидетельствуют о том, что система прошла проверку временем; иными словами, концепция, заложенная в нее разработчиками, оказалась жизнеспособной. По сравнению с первой версией системы новая QPS в плане архитектуры почти не изменилась. Конечно, инженеры и программисты Quark вложили немало сил в оптимизацию кода системы и в устранение всяческих ошибок, но результаты их работы практически не видны конечному пользователю.

Что касается программы верстки QuarkXРress, составляющей основу QPS, то необходимо отметить, что ее новая версия — 6.5, выход которой ожидается осенью этого года, будет значительно переработана по сравнению с предыдущей. Подробное описание новшеств программы в рамках этой обзорной статьи неуместно, но все же остановимся на некоторых свойствах Quark 6.5. Начнем с достаточно курьезного. Сотрудники Quark, Inc. проводили ежедневные бесплатные ознакомительные семинары в так называемом Quark Theatre (месте, специально оборудованном для открытых мероприятий, проходящих в присутствии большой аудитории). Видимо, желая поразить воображение аудитории, они начинали семинар с известия о том, что теперь проект (расширенное понятие документа в прежних версиях) QuarkXРress может содержать до 50 тыс. страниц. Это число, конечно, поражает воображение. Но представьте на минуту, что проект, над которым вы работали в течение последнего года (а может, и нескольких лет), готов, вы пытаетесь сохранить финальную правку, и... компьютер зависает. Даже ваше самоубийство не спасет ситуацию. Не говоря уже о том, что над любым многостраничным проектом, как правило, работают несколько человек одновременно. Именно поэтому я склонен расценивать эту новую возможность программы скорее как курьез. Конечно, при работе над документом группы пользователей должно быть предусмотрено резервное копирование, но держать все страницы столь объемной работы в одном файле...

Второе новшество, о котором хотелось бы упомянуть, — это так называемый синхронизированный текст. Весьма полезная функция, позволяющая автоматизировать процесс создания нескольких документов, содержащих общий текстовый блок. Рассмотрим это новое свойство QuarkXРress на примере создания корпоративного стиля фирмы.

Допустим, вам поручили разработать три вида бланков, пять видов конвертов, визитки, командировочные удостоверения и пр. — более десятка наименований. И перед тем, как сдать готовые файлы в типографию, вы узнаете, например, что изменился номер дома в адресе, указанном на всех документах. Следовательно, вам придется открыть каждый документ, внести изменения в адрес, сохранить файл и распечатать или сделать preview для просмотра на экране, чтобы утвердить изменения у заказчика. И заметьте, сделать это надо в условиях непростой офисной жизни. Надо ли говорить, что ошибки здесь более чем вероятны. Новая функция позволяет внести изменения лишь в один документ, после чего они автоматически будут сделаны во всех остальных документах, содержащих тот же самый синхронизированный текст, что, конечно, очень удобно.

Еще одно важное новшество программы соответствует направлению, заданному фирмой Adobe, новая линейка продуктов которой — Adobe Creative Suite — обладает завидной совместимостью по форматам файлов. Следуя этому принципу, фирма Quark решила добавить механизм поддержки слоев файлов, созданных в Adobe Photoshop. Опция удобная — слов нет, но полагаю, что эта возможность ощутимо увеличит количество ошибок, выявляемых на финальном этапе допечатной подготовки, среди которых традиционно лидируют незадействованные обтравочные контуры и лишние альфа-каналы. Кроме того, возникает еще один вопрос: а как отреагируют многочисленные выводные устройства, парк которых обновляется гораздо медленнее, чем версии популярных программных пакетов? Думаю, ответ очевиден.

Еще одно новшество, о котором необходимо рассказать, тоже касается работы с изображениями. Теперь QuarkXРress будет позволять редактировать пиксельные изображения путем применения фильтров, изменения насыщенности и цветового баланса; кроме того, изображения можно будет кадрировать, отрезая лишнее, и при этом оригинал не затрагивается (!). В тех случаях, когда необходимо сделать несколько версий одной публикации (например, чтобы предложить заказчику на выбор несколько вариантов), большое количество версий файлов Adobe Photoshop делает файловую поддержку публикации громоздкой и трудно обозримой, поэтому я уверен, что новая функция будет по достоинству оценена дизайнерами.

Завершая рассказ о новинках QuarkXРress, отмечу, что, как и другие производители ПО для издательств, разработчики расширяют возможности программы, связанные с публикациями в Интернете и с использованием PDF.

Следующая тема, которая рассматривалась в рамках Seybold SF, — управление потоками данных (Asset Management). На рынке коммерческого ПО появляются все новые программы, которые должны помочь в хранении, каталогизации, управлении и оптимизации доступа к данным, представленным в различном виде: текст, графика, анимация, аудио и видео, — в общем, это уже не новость. Актуальной в настоящее время является разработка механизмов персонифицированных запросов. Иначе говоря, программы управления данными при входе в систему конкретного пользователя должны сразу проделывать черновую работу по предварительной сортировке данных исходя из его профиля, что обеспечит более быстрый доступ к интересующим пользователя файлам. Это же касается и доступа каждого из нас в Интернет: поисковые машины должны уметь предугадывать наши желания, и в этом нет ничего фантастического.

Рассмотрение вопроса управления данными на Seybold SF свидетельствует о том, что он еще далек от разрешения, прежде всего по той причине, что прогресс технических средств в этой области значительно отстает по темпам от роста объемов данных. Сравним объем жесткого диска современного компьютера и компьютера начала 90-х годов прошлого столетия. Сегодня объем в
100 Гбайт является нормой, в то время как для компьютера начала 90-х годов нормой было 20 Mбайт. Таким образом, емкость запоминающего устройства увеличилась в 5000 раз! При этом счастливые обладатели современных компьютеров так же забивают свои диски программами и файлами, как и 10 лет назад. Поэтому задача компактного хранения и передачи информации по телекоммуникационным каналам тоже осталась актуальной.

В связи с этим уместно будет упомянуть еще один пункт в программе Seybold SF 2004 — формат PDF. Задуманный как компактный формат обмена данными, единый для различных компьютерных платформ, содержащий и пиксельную, и векторную графику, он значительно превзошел даже самые смелые ожидания своих разработчиков, превратившись в стандарт, используемый как для представления данных в Интернете, так и для нужд полиграфии, и продолжает завоевывать все новые позиции. Следующим этапом его развития стал формат PDF/X. Описывать новый формат в рамках данной статьи смысла не имеет, гораздо важнее то, насколько распространенным он стал. В статье, помещенной в журнале The Seybold Report от 4 августа 2004 года, приведены интересные данные, касающиеся вида представления данных для публикации в журналах, издаваемых компанией Advanstar Communication, Inc. Из 2 тыс. страниц рекламы, принятой к публикации в течение месяца, 85% составляют материалы в формате PDF/X. Однако только 4% от общего числа страниц подготовлены полностью корректно, 18% являются годными для дальнейшего использования, а остальные 78% — проблемные. В них либо не включены используемые шрифты, либо содержащиеся там графические элементы имеют недостаточное разрешение или представлены в цветовом пространстве RGB. Часть недочетов поддается устранению средствами издателя, но 6% полос все-таки приходится возвращать рекламодателям на переделку. Основываясь на этих данных, можно сделать два вывода: во-первых, новый PDF/X де-факто стал лидером среди форматов обмена данными для использования в полиграфии по умолчанию (в англоязычной литературе даже появился термин blind exchange, что означает обмен данными вслепую, то есть без формулирования каких-либо технических требований к принимаемым материалам); во-вторых, применение нового формата не избавляет от необходимости все так же тщательно подходить к подготовке материалов для публикации.

Еще одна тенденция, отмеченная организаторами Seybold SF 2004, заключается в стремлении разработчиков ПО и аппаратуры по возможности избавить оператора от необходимости принимать ответственные решения в ситуациях, требующих анализа большого количества данных, в которых скоростное вычислительное устройство способно рассчитать оптимальный результат. Для конечного пользователя подобные сложные аппаратно-программные решения воплощаются в кнопке, нажатие на которую приводит к определенному результату. Ярким примером рассматриваемой тенденции может служить недавний шахматный поединок между человеком и компьютером. Если вы не Каспаров, то ваши шансы на победу ничтожны, а поскольку Каспаровых среди нас мало, вывод напрашивается сам собой. Моя попытка выяснить на выставке, как работает система управления цветом, заложенная в RIP высококачественного цветного принтера фирмы Hewlett-Packard, натолкнулась на явное непонимание со стороны сотрудников фирмы, работающих на выставочном стенде. «Зачем вам это? — искренне удивлялись они. — Все, что от вас требуется, — это выбрать из меню команду Print, а все остальное система сделает за вас». Прямо-таки «двое из ларца», как в известном мультфильме. Подкупающая простота использования сложных устройств, безусловно, способствует их распространению, особенно при конкурентоспособной цене, однако имеет и оборотную сторону. Квалификация персонала, способного управляться с такими устройствами, становится значительно ниже. Впрочем, эту тенденцию можно наблюдать во всех областях нашей жизни. Устройства, окружающие нас, становятся все более интеллектуальными, додумывая или доделывая за нас рутинные и не очень операции, высвобождая нам силы и время для других, более важных дел, где необходимо участие человека. Уже упомянутая фирма Hewlett-Packard, действуя в русле этой тенденции, продвигает на рынок высококачественные компоненты, прекрасно согласованные между собой, из которых при необходимости можно составить систему нужной производительности и качества. В перечень таких компонентов входят цифровые фотокамеры, сканеры, копиры и принтеры различных форматов, красочности и назначения, включая комбинированные устройства, объединенные стандартными интерфейсами и форматами данных.

Сэкономленное на расчетах преобразований цветовых пространств время дизайнеры смогут посвятить творчеству, пока еще недоступному компьютерным чипам. Хотя творчество представляет собой неформализуемый процесс, оно, тем не менее, зиждется на различных техниках. Об одной такой технике, нашедшей свое отражение в семинарах и мастер-классах Seybold SF 2004, хочется рассказать в завершении этого обзора. Речь пойдет об использовании давно известного, но не слишком распространенного формата хранения пиксельной информации под названием RAW. Многие современные фотохудожники и профессиональные фотографы, использующие цифровую технику, вновь обратились к этому формату, который дает более широкие возможности в интерпретации данных, полученных с помощью цифровой фотокамеры, по сравнению с другими форматами. Недаром производители профессиональной цифровой фототехники включают RAW в список поддерживаемых форматов, наряду с другими, наиболее популярными из которых остаются TIFF и JPEG. RAW отличается от прочих форматов большей вариативностью настроек; его можно сравнить с цветным негативным изображением, из которого при печати фотоснимков можно получить разные варианты изображений, различающиеся светлотой, контрастом, цветовой насыщенностью и пр. Среди параметров, которыми может распоряжаться оператор, есть и цветовое пространство, которое должно соответствовать назначению изображения.

Однако за все приходится платить. В данном случае за возможность контролировать тончайшие детали и нюансы цветопередачи приходится расплачиваться сложностью программных настроек. Достаточно взглянуть на меню, появляющееся на экране при открытии файла в формате Camera raw, и вы все поймете.

В заключение хочу поблагодарить руководство ИД «КоммерсантЪ», давшее мне возможность посетить авторитетный форум Seybold SF 2004, а также выражаю признательность журналу КомпьюАрт, предоставившему свои страницы для публикации этой статьи.

КомпьюАрт 10'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства