Deep Apple в потоке жизни
Офис Deep Apple расположен в самом-пресамом издательско-полиграфическом районе Москвы — на Ямском поле, по соседству с многочисленными редакциями и типографиями. Александр Нерсесян, руководитель и совладелец фирмы, встретил меня с телефонной трубкой у уха и попросил извинения: «Неотложный разговор». Я подумал: «Посмотрю пока прайс-лист, благо он лежит прямо перед глазами». Apple, Tektronix, Wacom… Тем временем Александр положил трубку, но телефон тут же зазвонил снова. «Пойдем прятаться, а то поговорить не удастся», — сказал он, и мы отправились в одну из соседних комнат с явными следами недавнего переезда. Здесь нам почти не мешали — за час, пока длилась беседа, вопросов, требующих немедленного реагирования, у Александра набежало всего семь или восемь.
Александр Нерсесян: В июне переехали в новый офис, в новый район.
КомпьюАрт: Теперь надолго?
А.Н.: Всегда хочется думать, что надолго.
КА.: Район как-то влияет на приток заказчиков?
А.Н.: Пожалуй, нет. Мы пока не ощутили.
КА.: С чего фирма начиналась?
А.Н.: Это было шесть лет назад. Мы с Дмитрием Шпакуновым, моим коллегой и совладельцем, работали тогда в «Биг Маке» (сейчас этой компании уже нет). Решили основать собственное дело. Чем именно заниматься, было ясно — системной интеграцией издательств, тем же, что и раньше, только при этом мы стремились обрести независимость.
КА.: А название? Сыграло ли тут роль созвучие «Deep Apple» — «Deep Purple»?
А.Н.: Сидели, думали. Кто-то из нас первым произнес «Deep Apple» — в смысле «Ну не так же назвать фирму?!». А парень, которого мы пригласили заниматься фирменным стилем, так удивленно сказал: «А почему, собственно, нет?» Стали пробовать на слух и прочие ощущения, понравилось. И созвучие в том числе. Оно вполне отражало наши музыкальные пристрастия. Хорошо запоминается, «застревает» в голове.
КА.: Пока я смотрел прайс-лист, в голову пришел вот какой вопрос — в какой степени вы являетесь продавцами товара, полученного у ДПИ?
А.Н.: Во-первых, мы не продавцы. Мы занимаемся системной интеграцией, продаем не оборудование как таковое, а решения и сервис. Работающие системы. Причем системы, в основе которых Маки и профессиональные периферийные устройства. Большинство этого оборудования мы покупаем через ДПИ, в основном более «легкое» — процентов 75 по номенклатуре. Это соотношение сформировалось сравнительно недавно у нас и прежде всего потому, что с ДПИ удобно работать. А отношения хорошие с ними давно. Тяжелое оборудование — дорогие сканеры или фотонаборы — берем в других компаниях или прямо у производителей. В прайс-лист мы их не включаем — смысла нет. Покупки вне проектов относительно редки, а номенклатура и цены у дистрибьюторов часто меняются.
При системной интеграции в издательствах для определенных задач — RIP, серверы, а также непроизводственных или менее ответственных (например, набор текстов или бухгалтерия) — мы чаще применяем РС. Сети в основном смешанные.
Так что наш выбор всегда свободен, цель — найти оптимальное решение.
КА.: А продажи в режиме розничной торговли тоже происходят?
А.Н.: Сейчас больше, чем раньше. Apple выпускает теперь не только профессиональное оборудование, к нам часто приходят люди, с которыми мы давно работаем по издательским делам, чтобы купить, скажем, iMac. Но если это, например, для сына-студента, мы объясняем, какие трудности могут возникнуть — ну, например, с таблицами в Excel и так далее. Главное все-таки — не продать, а сделать так, чтобы клиент остался доволен.
КА.: Назовите ваших самых известных клиентов.
А.Н.: Из газет, пожалуй, «Время новостей». Там десять Маков на производстве. Еще издательство «Финансовая Россия» — газета и несколько журналов по бухучету. Журнальное издательство «Конденаст» (русский «Vogue») — несколько десятков рабочих мест. Журнал «Афиша» — 33 машины iMac, десяток PowerMac, еще на новую сетку и на 25 машин сейчас сделали заказ. Есть новый интересный заказ на журнал «Мужской взгляд» — глянцевый, классный полиграфический уровень, высокие требования.
КА.: В какой мере издательства стремятся иметь собственный препресс?
А.Н.: Это стремление не поддается анализу. Одни начинают думать об этом еще тогда, когда собственные объемы вывода сравнительно малы, другие выводят постоянно и много, но на стороне, и их это вполне устраивает. Например, «Vogue» — кажется, у них нигде не принято иметь свой вывод. У всех своя логика бизнеса.
КА.: В том, что жизнь у вас беспокойная, я уже убедился. Так было все шесть лет?
А.Н.: Были, конечно, кризисные периоды. Первый — в 1996 году, когда Apple был в провале. Многие компании тогда отказывались от Маков. Второй — в 1998 году, наш внутренний кризис. Но его мы прошли, пожалуй, даже легче, чем первый. Уже в конце года работы было столько же, сколько до августа.
КА.: Клиентов не потеряли?
А.Н.: Мы редко теряем клиентов. Кто-то разорился во время кризиса, это да. Были еще нервные клиенты, совершавшие в то время необдуманные действия по причине плохого настроения. Но в целом состав заказчиков довольно стабильный, и в периоды благополучия он обеспечивает нас работой. Издательский рынок очень живой — что-то появляется вновь, меняются структуры, постоянно идет обновление парка оборудования. Есть компании, где работают Маки нескольких поколений. Почти как в музее.
КА.: А в чем вы видите свои сильные стороны? Почему клиенты не уходят?
А.Н.: Я считаю, главным образом потому, что у нас минимум формализма и потерь времени на официальщину. Быстрое реагирование.
КА.: Люди, занимающиеся сервисом, у вас выделены в особую группу, или все занимаются всем?
А.Н.: Сервис-инженеры выделены. Причем двух видов — сетевики и электронщики.
КА.: А всего сколько народу?
А.Н.: 12 человек.
КА.: Объем работы сейчас растет?
А.Н.: Да, есть желание увеличить число сотрудников.
КА.: И открывать новые направления? Собираетесь ли вы расширять бизнес? Если бы были свободные средства, куда бы вы их вложили?
А.Н.: Средства вложили бы в оборот, в расширение того, что уже работает. О новых направлениях пока не думаем. Пытаемся заниматься расходными материалами как отдельным бизнесом, пока не набрали объем, но своих постоянных клиентов обеспечиваем. Есть еще кое-какие задумки, но пока о них говорить рано.
КА.: А чем сами у себя недовольны?
А.Н.: Пожалуй, упущенными возможностями. В основном из-за собственной неорганизованности.
Мне лично все ясно. Эти люди любят и знают свое дело, стремятся скорее покончить с формальностями и перейти к настоящей работе, из-за чего порой и возникают разные мелкие упущения. По этой же причине им будет непросто начать какой-то новый бизнес (продажа расходных материалов — разве это не тоска по сравнению с системной интеграцией!). И не нужно — они себя уже нашли, и пусть новые и новые клиенты находят к ним дорогу.
В.М.
КомпьюАрт 11'2000