КомпьюАрт

11 - 2000

Принтер как отражение философии

Валерий Мурахвери

Нежный рассвет или нарядный закат
Достигается движением красок,
Лавиной изменчивого света
В строго организованном беспорядке.

Карл Сэндберг

Я рисовал с натуры листья деревьев
и был поражен красотой прожилок.
Мне хотелось срисовать их красоту.

Дзюн Таками

Когда слышишь – «матричный принтер», в воображении невольно возникает Epson. А когда «лазерный принтер» — то Hewlett-Packard. С расцветом струйной печати началось великое противостояние. Легче всего прийти домой с очередной презентации и состряпать по пресс-релизу очередную информашку – столько-то точек на дюйм, столько-то страниц в минуту. Выходит, что тот, о ком пишешь, лучше всех. Но это не страшно – через неделю или через месяц состоится презентация конкурента, проверенный метод будет использован в очередной раз, и все останутся довольны. Так тоже можно жить, и даже совсем неплохо.

Есть, правда, случай, когда отвертеться от параллелей невозможно: сравнительное тестирование. Это особая кухня. В оценке принтеров присутствуют и количественные показатели, и качественные, и немаловажно, какие шкалы и весовые коэффициенты будут выбраны для каждого из них при получении итогового значения.

В этом году обе компании пригласили меня на важные мероприятия. Hewlett-Packard – на свой Lab в Канн, Epson – на пресс-тур по Японии. В Канне с журналистов взяли подписку о неразглашении по новым моделям, срок которой закончился в октябре, а японский тур состоялся в сентябре. Соблазн написать статью-параллель был слишком велик. Я подумал – может быть, подобный случай больше не представится, а тема благодатная.

Задумавшись о том, как я сравниваю принтеры Epson и Hewlett-Packard «для себя», я обнаружил, что в оценке присутствует эмоциональное начало. Привычка возиться с принтерами привела к тому, что я стал их «очеловечивать» видеть в них проявление какой-то философии. Собственно, удивляться тут нечему. Во-первых, каждый продукт современных технологий представляет собой, помимо всего прочего, материализацию идей. А от идей недалеко до философии – или по крайней мере философствования.

Во-вторых, я еще помню давний пресс-тур Hewlett-Packard по США. Мне посчастливилось встретиться с топ-менеджерами и ведущими разработчиками обеих компаний, присутствовать при презентациях, на которых была представлена вся их элита, и увидеть оба «фирменных стиля» в действии. Презентация – это тоже отражение философии фирмы.

Соперничество поначалу было исключительно джентльменским, и если на презентациях показывали сравнительные данные, то говорили о принтере «основного конкурента». Кто при этом подразумевался, и так было понятно всем. Сейчас «основного конкурента» начали называть по имени, а в ходе сравнительных испытаний его модель (обычно предпоследнюю) ставят рядом. Результат нетрудно угадать.

А что, если бы рядом ставили последнюю модель? В этом году обе компании идут нога в ногу. В конце 1996 года, когда Epson выпустил первый принтер с пьезоголовкой на микроэлементах, он резко вырвался вперед в струйной печати, но еще не помышлял о том, чтобы дать серьезный бой в лазерных или широкоформатных принтерах. Сейчас НР подтянулся в струйной печати и стремится вырваться вперед, а Epson выводит на рынок конкурентоспособный цветной лазерный принтер и, подобно НР, плотно занялся большими форматами, пройдя за год с небольшим путь от новичка до лидера.

Соперники настолько близки друг к другу, что часто возникают забавные совпадения. Во время тура по Японии нам представили новый цветной лазерный принтер AcuLaser C2000. В проспекте на английском языке в числе прочих достоинств принтера указывалось наличие цветовой автокалибровки (auto color calibration). Поскольку сам факт употребления таких слов тянет на несколько тысяч долларов, а принтер стоит порядка двух тысяч, мне стало интересно. Я спросил у докладчика, что за автокалибровка применена в принтере. Ответ был таков: «Это секрет фирмы».

Показ закончился. Пройдя в курительную комнату, я обнаружил там инженера, обслуживавшего принтер во время презентации. Он неплохо владел английским. Когда разговор исподволь дошел до цветокалибровки, выяснилось, что в принтере действительно есть денситометры, работающие в онлайновом режиме. Они измеряют цвет промежуточного изображения (до переноса на бумагу) и, если нужно, воздействуют на изменение режима печати. В частности, благодаря этому последние экземпляры тиража будут примерно такими же, как первый. Тоже дело хорошее, но на автокалибровку не тянет – просто автонастройка.

Москва, октябрь, презентация нового принтера Нewlett-Packard CLJ 4550. Названия технологий другие, а суть та же – впервые переменная точка, аналогичные принципы обработки полутонов и даже знакомые слова о цветовой автокалибровке. Докладчик Тим Клифф, немец из Гамбурга с великолепным английским, проводил всю презентацию как театральное представление. Он начал с анекдота: «Знаете ли вы, откуда пошел цвет? Когда Творец создал мир, он взглянул на дело рук своих и подумал: хорошо, но чего-то не хватает. Все как-то бледно. И тогда рано утром он собрал людей и сказал им: «Те, что стоят слева от меня, будут коричневыми. Те, что справа – красными. А те, что прямо передо мной – желтыми». Но были еще такие ленивые люди, которые проспали и не пришли за цветом в столь ранний час. Они остались белыми». Эта история противоречит Писанию; я бы для правдоподобия объединил раздачу цветов с вавилонским столпотворением, но суть не в этом. После презентации я подошел к Тиму и сказал, что у меня есть вопрос, но сначала я хочу рассказать ему историю. Не такую старую, как у него, но связь между ними есть: «Месяц назад я был на одном острове. Его населяют люди, стоявшие в тот самый день прямо перед Творцом и получившие желтый цвет. Там мне показали новый принтер – лазерный, цветной, за 2000 долларов и с цветовой автокалибровкой. Правда, оказалось, что на самом деле это автонастройка. А теперь вопрос: в вашем CLJ 4550 применена автокалибровка или автонастройка? Calibration or adjustment?» Тим ответил: «Конечно, автонастройка. На боковую полосу ремня переноса наносится краска и на ходу производится замер. На бумагу краска не попадает – ремень сделан чуточку шире. Если цвет начинает уходить, регулируется режим печати». В общем, все в точности, как у Epson. Тим еще сказал: «Конечно, мы были неправы. Но для 98% людей нет никакой разницы в том, что тут написано. Только профессионал понимает, что калибровка – это измерения цвета для возможности управлять растрированием, а не регулировочный контур».

Одной из центральных тем HP Lab было как раз сравнение принтеров и сканеров. Сравнение как процедура – методические подходы, способы их реализации, роль объективного и субъективного начал. И, за редким исключением, вели семинары руководители направлений, основные разработчики новых продуктов.

Многие могут подумать, что если сравнивать продукты внутри одной технологии, то объективная истина непременно восторжествует и победитель будет определен. Я тоже раньше так считал, но теперь знаю, что так бывает не всегда. Результат все равно зависит от одного параметра, которым можно играть, – от выбора тестовых изображений.

Вот документ, который фигурировал на весеннем семинаре Seybold. Тема интереснейшая – методика сравнения профессиональных полиграфических сканеров и результаты ее применения. Эксперты сравнивали 14 моделей восьми фирм. Выбраны были самые сложные оригиналы – слайды, на которых сняты ткани с мелкой фактурой, кожаные изделия, драгоценности, купюры, а также тестовые таблицы.

И вот выводы:

«Оценка качества изображения.

Факторы, влияющие на качество, почти невозможно сосчитать. Они начинаются с качества оригинала, распространяются на процесс печати и включают качество бумаги, на которой в конце концов печатается изображение. Даже учитывая все это, оценка каждого конкретного сканера в терминах качества полученного отпечатка неизбежно будет в высшей мере субъективной. Нашей целью было сделать ее насколько возможно объективной.

Мы пригласили четырех профессионалов-полиграфистов взглянуть на отпечатки и сравнить их с оригиналами… По нашей просьбе четыре эксперта (приведены имена) по десятибалльной системе оценили результаты по пяти параметрам: точность цветопередачи, глубина цвета, баланс серого, резкость, а также проработка светов и теней. Затем все оценки были усреднены и приведены к общей…

В полученной оценке нет явного победителя, поскольку даже Screen Cezanne, получивший самый высокий общий балл (7,1), уступил нескольким сканерам по балансу серого. Сканер Screen Elite, который по общему баллу был вторым (7,05), уступил нескольким сканерам по глубине цвета, а барабанный сканер ICG365 получил высокие оценки у всех арбитров, кроме одного, который сильно снизил ему баллы за баланс серого и цветопередачу…»

И в таком духе еще несколько абзацев, прежде чем дело доходит до ключевой фразы: «Пожалуй, единственное подлинно важное соображение состоит в том, для какой работы тот или иной сканер используется».

Понятно, что все сказанное можно отнести к принтерам. Даже производительность непросто оценивать объективно, ибо характер изображения и режим печати (сканирования) влияют на нее, причем иногда таким образом, что общая картина запутывается. Все же струйные принтеры НР в целом быстрее, чем принтеры «основного конкурента». Epson традиционно уделял особое внимание качеству изображения и, вырвавшись по нему вперед в конце 1996 года, некоторое время не заботился о других характеристиках. НР использовал скорость как аргумент, пока отставание в качестве нужно было чем-то компенсировать, а заодно успешно развивал другие свойства. Он первым ввел в обиход термин «готовое решение», демонстрируя сквозные технологии обработки изображений и средства автоматического их улучшения (например, если оригиналом служит плохое фото). Сейчас, когда НР ликвидировал отставание в качестве, Epson осознал опасность пренебрежения остальными факторами и демонстрирует значительный рост скорости печати. При этом некоторое преимущество в экономичности постоянно остается за ним. Да, НР еще заявляет, что его принтеры надежнее, но для космической станции американские астронавты выбрали Epson.

Когда речь заходит о готовых решениях, трудно избавиться от ощущения, что есть в них определенный маркетинговый элемент. «Нажми на эту кнопку, остальное принтер сделает сам». Да, эффектно. Но так ли важно? Разве Polaroid – самый лучший фотоаппарат?

И все-таки готовые решения впечатляют. Особенно велика их роль в офисной печати, где действительно нельзя тратить время зря. Алгоритмы автоматического выбора параметров растрирования для разных участков изображения были впервые опробованы в струйной печати, а потом пришли в лазерную. НР был здесь впереди, но Epson уже повторил это достижение в своих последних моделях.

Тема легкости использования пришла даже в широкоформатную печать. По мере роста производства снижаются цены на оборудование и расходные материалы, а производители начинают думать о новых рынках. И что удивительно – уже Epson оказался застрельщиком! На японской презентации принтеров Stylus Pro 7500 и 9500 была представлена специальная маркетинговая программа, рассчитанная на владельцев крупных магазинов, ресторанов и отелей. Для них принтеры комплектуются наборами готовой графики, которые можно с минимальными усилиями использовать для подготовки оформления пунктов продаж, досок объявлений, витрин.

Во время японского тура презентации проводили «маркетанты», но нам разрешалось выбрать ведущего специалиста из проектно-исследовательских служб для одного интервью в узком кругу. Моим собеседником был г-н Такао Мимура, руководитель работ по широкоформатной печати.

– Каковы, на ваш взгляд, возможные стратегические соперники струйной технологии?

– В цветной печати есть две сложившиеся технологии: лазерная и струйная. Лазерная печать обеспечивает большую производительность и невысокую стоимость отпечатка, но уступает струйной по качеству передачи цвета, накладывает больше требований на носители и при этом имеет естественные пределы по формату. Струйная печать относительно медленнее и дороже, но хорошо масштабируема и обеспечивает прекрасное качество на самых разных носителях. Сегодня производство сублимационных цвето-пробных принтеров практически прекращено, поскольку даже в этой области струйные принтеры оказались предпочтительнее – они достигли аналогичного качества печати, будучи более универсальными и экономически выгодными, поскольку в сублимационной печати носители стоят чрезвычайно дорого. Лазерная и струйная печать – как два полюса, и любая новая технология будет искать свое место между ними. Пока не видно такой новой технологии, которая была бы вполне конкурентоспособной. В широкоформатной печати у струйной технологии стратегических соперников нет. С появлением новых пигментных чернил это стало особенно очевидно.

– Какова позиция Epson в отношении «третьих фирм», которые предлагают свои продукты для применения совместно с вашими принтерами?

– У нас прочные деловые контакты с EFI, ее растровые процессоры Fiery к нашим принтерам выпускаются в рамках OEM-соглашения. Раньше их популярности несколько мешало соотношение цен – принт-сервер к Stylus Pro 5000 стоил столько же, сколько сам принтер, и поэтому многие покупали принтер без него. Модификация того же сервера Fiery предлагается и с нашими новыми принтерами. Они дороже, чем Stylus Pro 5000, и можно ожидать, что в таком сочетании принт-сервер будет иметь гораздо больший успех. Это стандартное решение, достаточно производительное и пригодное для большинства практических ситуаций. Вместе с тем мы поддерживаем усилия тех, кто предлагает альтернативные RIP. Около 30 фирм уже разработали или заканчивают разработку растровых процессоров для наших принтеров. Мы даем им необходимые спецификации, приглашаем на свои конференции и предоставляем им слово для пропаганды их продуктов. Среди разработанных RIP есть и чисто программные. Может быть, в дальнейшем какой-то из них мы сами будем предлагать на ОЕМ-основе.

– А что можно сказать в отношении носителей?

– С носителями ситуация несколько иная. Мы видим свою задачу в том, чтобы предложить собственные продукты. Гамма производимых нами носителей достаточно широка, чтобы обеспечить наиболее типичные запросы, и мы будем ее развивать и впредь. Пока мы не собираемся тестировать и аттестовать чужие носители или каким-то образом выражать к ним свое отношение официально.

Говоря о широкоформатной печати, нужно особо упомянуть новый принтер НР, впервые показанный в Канне – Design Jet 5000 с разрешением до 1200Ѕ600 dpi и скоростью печати до 53 м2/ч. По скорости он превосходит самых быстрых соперников в 2-3 раза, причем Epson со своим Stylus Pro 9500 в число этих «самых быстрых» не входит. Скажете, полная победа? Если говорить о скорости, то да. Если о качестве изображения — оно у НР не хуже. Но и тут у Epson нашелся аргумент, который в каких-то случаях может перевесить. Нет, не цена, хотя и цена тоже. Это новое достижение Epson, о котором говорил г-н Мимура, — чернила поразительной стойкости, которые не выцветают и не поддаются воздействию влаги. А срок их службы оценивается в 150-200 лет. Смешанные со специальными смолами, они образуют на поверхности носителя пленку повышенной гладкости и прочности, причем гладкость здесь важна для проникновения света внутрь красочного слоя, – пусть световая энергия отражается от поверхности и уходит прочь. Как рассчитан срок службы чернил? Все довольно просто. При тестировании использовали свет повышенной интенсивности, предварительно вычислив, как он соотносится с обычным освещением. На основе выцветания образцов сделали расчет относительно стандартных условий жизни отпечатка. Примерно так же поступили и с влажностью. Новые чернила – сильный ход Epson, предпринятый в момент, когда угрозы со стороны НР приобрели опасный характер.

На фоне планомерного и упорного наступления НР следует вспомнить еще один значительный прорыв Epson — первый цветопробный струйный принтер Stylus Pro 5000 образца 1998 года, которому год не было равных в своей категории и который пользуется успехом до сих пор. Редкий случай.

Так и сражаются между собой два обладателя самых совершенных технологий в струйной печати, оставляя остальным конкурентам простор лишь для отдельных частичных удач. Обе компании имеют своих постоянных приверженцев, «свои» географические зоны – статистика показывает, что в одних регионах земного шара перевес постоянно имеет НР, а в других – Epson. Похоже, тут играют роль и различия в маркетинговой практике, хотя нельзя сказать, что Epson откровенно плохо выступает в США, а НР – в Азии. По статистике, именно в Америке Epson наиболее успешен с широкоформатными принтерами, хотя там особенно много конкурентов.

Я впервые предпосылаю статье эпиграфы – сразу два, из американской и из японской поэзии, поскольку нахожу в них прямую связь с предметом разговора. Представление о философии народа, философии страны – не влияет ли оно на мою оценку, субъективность которой не подлежит сомнению? На мой взгляд, в струйных принтерах НР лучше получаются изображения романтические, масштабные по содержанию, впечатляющие в целом, а в принтерах Epson – реалистические, тонкие, впечатляющие деталями. Может быть, это не так, но тут каждый волен судить по-своему.

КомпьюАрт 11'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства