КомпьюАрт

11 - 2000

Обеспечение колориметрического соответствия между цветопробным и тиражным оттисками

Денис Александров, denis@dtp.ru

В современной полиграфической технологии значительную роль играют системы получения цветопробы, позволяющие на допечатной стадии имитировать процесс цветовоспроизведения, происходящий в печатной системе. Тем самым обеспечивается возможность заранее прогнозировать ожидаемое качество цветных оттисков тиражной печати.

Структура системы получения цветопробы схематически представлена на рис. 1.

Как видно из схемы, система получения цветопробы содержит развитое программное обеспечение, включающее, в частности, так называемые профили, состоящие из таблиц соответствий наборов цветовых координат одной колориметрической системы значениям наборов координат другой (например, RGB – L*a*b*), а также соответствующих программ пересчета этих координат.

В настоящее время в допечатных процессах полиграфического производства используются системы получения цветопроб, характеризующиеся различными принципами работы и техническими параметрами (разрешение, тип красителя, наличие растровой структуры). Однако все они имеют одну и ту же цель – получение цветопробного оттиска, тождественного по цвету ожидаемому тиражному. Отсюда возникает целесообразность нахождения такого количественного показателя, который позволял бы определять и сопоставлять цветовые характеристики, с одной стороны, систем получения цветопробы и печатных систем – с другой. Широко известный метод по оценке степени согласования цветопробного устройства и печатной системы основан на рассмотрении плоских фигур – шестиугольников цвета и не учитывает абсолютной величины цветового охвата, ограничиваясь только относительным сопо-ставлением шести цветовых точек.

Как известно, важнейшей характеристикой возможностей цветовоспроизведения любой системы или устройства может служить величина цветового охвата. Очевидно, для эффективного применения той или иной системы получения цветопробы необходимо, чтобы ее цветовой охват превышал охват печатного процесса.

Геометрической моделью цветового охвата служит трехмерная фигура в равноконтрастном цветовом пространстве L*a*b*, рекомендованном для применения Международным комитетом по освещению (МКО) в 1976 году. В качестве показателя цветового охвата целесообразно использовать параметр, который бы характеризовал объем такой фигуры, соответствующей возможностям цветовоспроизведения того или иного цветопробного устройства. С этой целью необходимо, во-первых, предложить эвристический интегральный показатель, непосредственно связанный с объ-емом цветового тела. Известно, что точки, лежащие на поверхности тела, соответствуют цветам, имеющим максимальную насыщенность (рис. 2).

К ним относятся основные цвета субтрактивного синтеза: голубой, пурпурный, желтый и их двойные сочетания: красный, зеленый, синий, а также цвета запечатываемого материала (бумаги) и черной краски. Последние два удобно определять только координатой L*, поскольку в этом случае значения a* и b* пренебрежимо малы. Для основных шести цветов можно применить параметр C*, определяющий расстояние соответствующей точки до ахроматической оси L*.

Таким образом, набор величин, характеризующий границы цветового тела, выглядит следующим образом:

L*w – значение светлоты бумаги;

L*k – значение светлоты черной краски;

C*c, C*m, C*y, C*r, C*g, C*b – значение C* для голубого, пурпурного, желтого, красного, зеленого и синего красочных слоев соответственно.

Несомненно, объем цветового тела и набор значений координат восьми указанных точек на его поверхности находятся в определенной взаимозависимости. Кроме того, следует учесть, что существенную роль здесь играет каждое значение рассматриваемого набора, поскольку дефицит любой составляющей не может полноценно компенсироваться другими компонентами набора. Поэтому для усреднения указанных восьми величин не следует применять величины типа арифметического среднего. Более приемлемым представляется использование для этой цели величин типа геометрического среднего.

Итак, для определения показателя (рейтинга) цветового охвата R предлагается следующая формула:

Применяя эту формулу, можно определить и сопо-ставить рейтинги цветовых охватов печатного процесса R1 и системы получения цветопробы R2. Очевидно, для эффективного применения системы получения цвето-пробы должно выполняться условие R2>_R1.

Вычисление рейтинга цветового охвата на практике осуществляется следующей последовательностью операций:

1. Получение оттисков, содержащих указанные цвета, в печатном и цветопробном процессах.

2. Измерение спектрофотометром координат L*, C*, h* каждого оттиска. При измерении как печатного, так и цветопробного оттисков параметры измерения должны быть неизменны: источник света D50, стандартный набюдатель 2°.

3. Вычисление рейтингов цветовых охватов цветопробного и печатного процессов и их сравнение. При выполнении условия R2>_R1 переход к процессу получения цветопробы.

Подобный подход к организации процесса получения цветопробы позволяет существенно сократить потери машинного и рабочего времени, поскольку современные системы получения цветопробы достаточно сложны и имеют высокую стоимость. Более того, если предлагаемый рейтинг цветопреобразования в дальнейшем будет включаться в перечень технических показателей, содержащихся в паспортах полиграфических устройств, то появится возможность подбирать цвето-пробные системы, согласованные по репродукционным характеристикам с печатными.

КомпьюАрт 11'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства