Как повысить производительность рулонной печати?*
С уменьшением тиражей
эффективная подготовка к печати
становится
исключительно важной
Ричард Холлидей
Подготовленность и мотивация персонала
Люди постарше помнят те золотые времена, когда рулонный офсет, играя экономическими мускулами, прокладывал себе путь на один сегмент рынка за другим. Заказчики поняли, что им невыгодно печатать растущие тиражи каталогов, журналов, брошюр, книг и даже упаковок на больших листовых офсетных машинах, а также машинах высокой и глубокой печати. С горячим рулонным офсетом связаны легенды об успешном бизнесе во второй половине ХХ века.
Понятно, что техника не может почивать на лаврах прежних успехов. Серьезный подход к нынешним реалиям должен убедить руководителей и владельцев полиграфических предприятий закатать рукава и приняться за повышение производительности рулонных машин, чтобы вернуть пошатнувшееся доверие рынка.
Несмотря на то что производительность печатного цеха непросто измерить и представить в виде диа-грамм, мы можем провести кое-какие логические построения. В Северной Америке функционируют примерно 4 тыс. рулонных машин горячего офсета. В большинстве случаев здесь происходит уменьшение тиражей: заказчики все успешнее осваивают такие стратегии, как адресный маркетинг и печать по запросу. Хотя полиграфисты в основном представляют себе, что именно происходит, не все в должной степени осознают возникающую в связи с этим проблему производительности (рис. 1).
Некоторые печатники тешат себя заблуждением, будто подготовка к печати входит в цену товара сама собой, без учета фактических действий, происходящих на машине. Однако заказчику глубоко безразлично, какие операции предшествуют печати. По мере уменьшения тиражей полиграфисты должны перестраивать подготовительные операции. Если вы не сможете сократить необходимое на них время при уменьшении тиражей, ваши машины будут больше простаивать, чем печатать.
Как повысить производительность печатного цеха? Начните с определения имеющихся в вашем распоряжении ресурсов: научитесь измерять свой объект управления. Один из способов приступить к этому заключается в сопоставлении реальной отдачи машины с ее потенциальными возможностями. Мы называем это расчетом коэффициента производительности (КП). Потенциальная производительность рулонной машины целиком зависит от характера выполняемых работ (тиражности, красочности, сложности приводки и т.д.) и от организации выполнения заказов. Насколько плотен график? Как его нарушения сказываются на выполнении заказов и степени удовлетворения заказчиков?
Чтобы определить знаменатель уравнения для расчета КП, подсчитайте, сколько часов ваша машина может быть загружена. Вот пример: при семидневной неделе (минус 10 праздничных дней в году) и загрузке 85% годовой ресурс составит 7242 рабочих часа.
Далее определите типичное, «нормальное» задание и время его выполнения. В примере, приведенном на рис. 2, рассмотрен тираж 75 тыс. при подготовке печати в течение 45 мин, скорости печати 35 тыс. экз. в час и 15 мин на различные простои (смена рулонов, замена печатных форм, мелкие неисправности и т.д.). При этом на «нормальное» задание уйдет 3,27 часа. При ресурсе 7242 часа в год это дает 2215 выполненных заданий с общим тиражом 166,1 млн. листов. Если машина произвела в год 100 млн. листов, ваш КПД составляет 100:166,1 = 60%. Что нужно, чтобы поднять его до 70%? А до 75%?
Чтобы получить ответ, нужно выделить четыре исходных составляющих: подготовительные операции, печать как таковую, профилактику и ремонты, а также простои из-за отсутствия работ. Все они, кроме последней, реагируют на то, как организовано управление. Можно задать вопрос, не является ли ожидание печатных форм или согласования со стороны заказчика пятой составляющей? Мы склонны относить это к подготовительным операциям. Сюда мы относим все то время, которое проходит с момента выключения счетчика годных листов до его включения в начале печати следующего задания. Затраты на подготовительные операции включают в себя стоимость часа работы машины и персонала, а также стоимость печатных форм, красок, ушедшей в макулатуру бумаги и т.д. Многие любят поговорить о путях снижения этих за-трат, но редко приходится видеть серьезную, целеустремленную работу в этом направлении. Мы считаем, что успешная программа повышения продуктивности подготовительных операций начинается с уяснения роли факторов, определяющих качество печатных форм, состояние машины, подготовленность персонала и его мотивацию в работе.
Качество печатных форм
Плохая форма в печатном цехе — это проигрыш во всем. Персонал отказывается работать с ней, и простой длится до тех пор, пока не изготовят новую (надо надеяться, хорошую) форму. Или плохую форму берут «в работу», что часто приводит к увеличению времени на подготовку к печати, большим отходам и общему ухудшению качества.
Состояние машины
Плохое состояние печатной машины и ее плохая настройка создают проблемы при подготовке к печати. Всякая высокопроизводительная техника, а к таковой относится рулонная офсетная машина, должна регулярно обследоваться, настраиваться и поддерживаться в таком состоянии, чтобы давать хотя бы предсказуемые результаты (а еще лучше — стандартные). Большинство старых, изношенных машин нуждается в реставрации и приведении к предсказуемому состоянию или доведении до стандарта. Многие фирмы, занимающиеся реставрацией печатных машин, предлагают решения, которые обеспечивают даже рост производительности по сравнению с тем, что машина давала когда-то, будучи новой. Такие решения могут уменьшить затраты времени и материалов на подготовку к печати, а также повысить скорость и уменьшить отходы при самой печати.
Учитывая возрастающую важность подготовительных операций в деле снижения общих расходов, нельзя игнорировать и ту потенциальную окупаемость, которая связана с модернизацией машин. Конечно, производители новых машин за последние 15 лет резко подняли скорость печати. Но для большинства полиграфистов, особенно для тех, кто не в состоянии купить новые машины, самые важные новинки — те, которые позволяют сократить время и затраты на подготовительные операции. Почти все эти новинки, за немногими исключениями, могут быть реализованы на действующих машинах. Так, существенного эффекта можно добиться путем внедрения систем удаленного управления красочными аппаратами, в состав которых входит целый ряд полезных усовершенствований:
- программные средства для управления подачей краски, работающие на основе данных из препресса, что позволяет отказаться от сканирования форм и пленок;
- более совершенные регуляторы подачи красок, которые сокращают или вовсе устраняют проблемы с подготовкой к печати;
- улучшенное увлажнение;
- сухие операции с формами;
- быстрая, улучшенная фиксация форм;
- устройства для смывки офсетного полотна;
- сборные фазовращатели;
- устройства для быстрой смены форм;
- компьютерный контроль за устройствами печатной машины, позволяющий осуществлять работу по заданным программам, а также гибко менять подачу красок и увлажнителя;
- замкнутый контур приводки по цветам;
- замкнутый контур контроля вязкости красок;
- автоматическая резка и установка рулонов;
- автоматический контроль положения валиков;
- облегчение смены схемы фальцовки;
- настройка на ходу, особенно в фальцаппарате.
Все это служит дополнением к замкнутым контурам регулировки подачи и натяжения рулона, которые известны уже много лет. Реализация конкретных усовершенствований для данной машины — еще один способ улучшить конфигурацию машины и облегчить персоналу выполнение функций, относящихся к подготовке к печати.
Подготовленность и мотивация персонала
Не следует недооценивать такие факторы, как способности ваших печатников и их рвение в работе. Нам нередко приходится видеть такие печатные цеха, где культура подготовительных операций находится на должной высоте, а хорошо подготовленный и правильно относящийся к делу персонал даже на устаревшем оборудовании достигает таких результатов в этих операциях, каких не встретишь в иных местах, где стоит самое современное оборудование, но культура производства хромает. Поскольку уменьшение тиражей происходит неспешно, о необходимости снижения расходов на подготовительные операции вроде бы никто не кричит и потому руководители некоторых предприятий продолжают пребывать в спячке.
Во-первых, нужно четко уяснить себе, что производительность подготовительных операций — ключевой элемент программы повышения производительности в целом. Естественно, это означает, что руководство участвует в проведении мероприятий, связанных с улучшением подготовительных операций, уделяя внимание усилиям персонала и должным образом отмечая успехи отдельных работников и коллективов.
Во-вторых, руководство и персонал должны внимательно изучить и проанализировать практику подготовительных операций, для того чтобы определить типичные задания и время, которое на них затрачивается. Это позволит подобрать материалы, инструменты и графики для спрямления подготовительных процессов, сократить лишние операции и минимизировать время, когда счетчик годных листов на машине находится в выключенном состоянии.
И наконец, обучение и тренировка персонала. Коллективы печатников не зря иногда сравнивают с коллективами техников, обслуживающих гоночные автомобили на пит-стопах. Если в вашу компетенцию входит оптимизация работ в печатном цехе, вам должно быть понятно, что скорейшее включение счетчика годных листов сродни выходу гоночной машины обратно на трассу. Все ли работники знают, что и как нужно делать, когда машина остановлена? Все ли имеют нужные материалы и инструменты? Подготовлены ли они для совместной работы? Хороший ли у них руководитель? Подготовительные операции, в отличие от печати как таковой, зависят прежде всего от людей. Если один работник в команде устал и сбавил темп, то замедляется работа всей бригады. Нужно сделать все для того, чтобы люди хорошо работали в те моменты, когда счетчик годных листов выключен.
Условимся понимать под печатью только то время, когда счетчик годных листов включен. В этом случае все перерывы в работе, происходящие после выключения счетчика — смывку полотна, обрывы рулона, смену формы, всякие необходимые настройки, будем считать простоями, которые, если они относятся к конкретному заданию, должны списываться на него. В противном случае их надо отнести к профилактике и ремонту.
В отличие от подготовительных операций, печать зависит в первую очередь от машины. Роль совершенствования операций и подготовки персонала здесь не столь велика. Вообще говоря, нам чаще приходилось видеть печатные цеха с приемлемым уровнем производительности на стадии печати, чем цеха, где на приемлемом уровне выполняют подготовительные операции. При этом в большинстве случаев печатные машины даже на больших тиражах эксплуатируются на скоростях, значительно уступающих номинальным. Вот несколько типичных объяснений этому факту и наши советы.
Тираж слишком мал. Попытка выиграть 10-15 мин на увеличении скорости приведет к высоким (по сравнению с тиражом) потерям на приводку и брак.
Совет. Позаботьтесь об улучшении механизма подачи краски, чтобы рост скорости печати не приводил к потере цвета. Подумайте о перестройке машины, если ее механическая часть создает проблемы в печати и (или) фальцовке при росте скорости.
На низкой скорости машина идет очень легко, а увеличение скорости приводит к росту потерь на обрывах рулона, загрязнении оттисков, пузырях и складках.
Совет. Машину нужно полностью или хотя бы частично перестроить. Выигрыш в скорости и уменьшении отходов быстро окупит модернизацию.
Персонал на участке отгрузки не справится с возросшим объемом работы.
Совет. Модернизируйте свое стопоукладочное, упаковочное и прочее оборудование на участке обработки готовой продукции. Тогда рост скорости печатных машин не создаст «пробку» на этом участке.
Персоналу комфортнее работается на небольших скоростях.
Совет. Темп ниже, работать легче. А чем за эту легкость приходится платить? Боязнь высоких скоростей приводит к потере производительности. Конечно, в большинстве случаев совершенствование подготовительных операций может дать больше, чем постоянная работа машин на скорости 90-100% от номинальной. Но если не повышать скорость собственно печати, то стоит пересмотреть планы капиталовложений во вспомогательное оборудование.
Профилактика и ремонт
Не вызывает сомнений, что сокращение любых простоев, особенно вызванных отсутствием заказов, есть благо. Мы полагаем, что все простои, в том числе и связанные с отсутствием заказов, больше зависят от качества профилактики машин, чем от их возраста. Обслуживанием должны заниматься те, кто умеет это делать лучше всех, но заниматься им нужно не тогда, когда заказчик ждет. Ремонтники и запасные части не всегда оказываются «под рукой», когда печатники в них нуждаются. Время потеряно, люди томятся без дела. Внеплановые простои — это всегда плохо!
Цена низкой производительности — нарушение всего процесса работы. Мы считаем, что при оценке возможного выигрыша от реализации плана мероприятий, направленных на повышение производительности, вполне можно исходить из таких цифр, как 10 и 20%. Принимая значение 15%, мы получим, что в Северной Америке можно вывести из эксплуатации 600 машин горячего рулонного офсета из 4 тыс. действующих. При этом только сокращение затрат на персонал составит 600 тыс. долл. в год на каждую машину, или 360 млн. долл. в целом. Сюда не входят затраты на амортизацию, обслуживание, ремонт, а также административные расходы и арендная плата.
При этом никакой безработицы среди персонала возникнуть не должно, поскольку главной проблемой большинство полиграфистов считает недостаток квалифицированных кадров. Мы предвидим дальнейшее сокращение тиражей при сохранении большого объема заказов, что при уменьшении средней производительности машин приведет к необходимости вводить в эксплуатацию новые мощности, и здесь повышение производительности мы считаем естественным решением.
КомпьюАрт 11'2000