КомпьюАрт

11 - 2001

Развитие полиграфического производства

Владимир Дедков, Александр Шмаков

В преддверии выставки «ПолиграфИнтер-2001» мы решили опросить нескольких руководителей крупных типографий на предмет их отношения к автоматизации предприятия и организации работы на участках производства. Несмотря на очень большую занятость, большинство из тех, к кому мы обращались, согласились уделить нам свое драгоценное время и ответить на поставленные вопросы. От всей души благодарим всех, кто помог нам в подготовке этого материала!

Вопрос: Хотя большинство региональных газет продолжают печататься высоким способом, но сегодня все большие темпы набирает переоснащение на офсет. Предложений здесь много, но хочется не прогадать. Как эта проблема решается у вас?

Дмитрий Витальевич Непомнящий, заместитель директора, «Типография №13», г. Москва

От печати высоким способом мы избавляемся. Везде идет переоснащение на офсет. Да, у нас есть «черная» офсетная ротация. ПРК мы выбрасываем уже сейчас. Менять будем, конечно, на цвет. Но это все равно приносит свои деньги. Мы используем это оборудование для печати тетрадей. Офсет — это, конечно, прежде всего качество. Что касается денег, то их всегда не хватает. Тем не менее, наверное, еще одну черно-белую ротацию мы купим. Для такой продукции можно закупать и отечественное оборудование. Рыбинский завод предлагает оборудование, которое все-таки дешевле импортного. Тем не менее и на фотополимерах наши две ротации продолжают работать. Прежде всего, конечно, при выборе оборудования мы руководствуемся его надежностью, известностью марки и самое главное — обслуживанием. Почему мы остановились на Man Roland и Heidelberg? Да потому, что их уровень обслуживания значительно лучше, чем у других поставщиков/производителей оборудования. Сервис-инженеры здесь всегда наготове, все моментально исправляется.

Геннадий Петрович Шпынев, генеральный директор «Текст», г. Санкт-Петербург

Мы выбирали технику исходя из соображений существующего опыта эксплуатации, из тех соображений, что есть люди, которые знают, как с ней обращаться. Установили те машины, которые уже эксплуатировались у нас в городе (г. Санкт-Петербург) — «Циркон». Но сейчас уже понятно, что это не совсем правильная идеология. Конечно, цена отличается на порядок, но я считаю, что это пагубный путь — покупать восстановленные машины. Нахлебались мы по полной программе за два с половиной года работы.

Окупаемость подобных проектов можно оценивать по-разному — не меньше двух лет. Сначала проблемы пусконаладки, потом постепенная загрузка, потом — все-таки б/у оборудование — тут может быть много «сюрпризов» — не миновать непрогнозируемых поломок, а это приводит к невозможности загрузить машину даже на 70%. А самые большие штрафы — за срыв сроков. Поэтому риск в случае с б/у техникой уже не оправдан. Мы покупаем сейчас новое оборудование — ставим новую линию сборки «Мюллер Мартини». Окупаемость напрямую зависит от характера того, что ты производишь, поэтому я считаю, что в среднем лет за пять все вложения возвратятся.

Валерий Святославович Туманов, генеральный директор, «МДМ-печать», г. Санкт-Петербург

В январе 2002 года «МДМ-печати» будет 4 года. Мы работаем на подержанной технике шведского производства — это Solna. У нас 9 секций Solna B25 и 8 секций Solna D25, соответственно это — две газетные машины (если о четырех секциях говорить) и две журнальные. Они все отнюдь не новые, такими мы их и брали. Недавно на круглом столе в «Деловом Петербурге» обсуждали подобную тему: что покупать — новую технику или б/у. Мнения есть разные. С одной стороны, эксплуатация неновой техники увеличивает затраты — на ремонт, на поддержание ее в работоспособном состоянии — это так, и мы с этим сталкиваемся. Но когда мы запускались, опыта печати на машинах с сушкой у печатников не было. Поэтому, даже если бы в то время бог дал нам новую машину, все равно мы прошли бы тот же самый путь в смысле выработки навыков работы и обеспечения стабильного качества на журнальных машинах. На сегодняшний день мы готовы к принятию и вводу в эксплуатацию нового оборудования — и считаем, что благодаря тому, что у нас есть понимание и опыт, мы справимся с его эксплуатацией. Если говорить о перевооружении «МДМ-печати» — мы это делаем, более того — мы начали стройку новой типографии во Всеволожске (пригород Санкт-Петербурга).

К осени будущего года мы надеемся эту типографию запустить в эксплуатацию, и будем развивать направление «хит-сет» — то есть журнальное производство. В связи с этим мы собираемся покупать тоже подержанную, но более современную журнальную машину. Это будет машина нового поколения, позволяющая печатать до 170 линий на дюйм, с компьютерным управлением приводкой, с компьютерным регулированием системы увлажнения и т.д. Мы хотим сделать шаг вперед, в первую очередь по качеству, по скорости и по фальцовке — с тем, чтобы расширить спектр форматов, которые мы могли бы выпускать. Пока мы не остановили свой выбор на определенной модели. Одну конкретную машину мы смотрели во Франции — это «Харрис». Почему подержанная? Потому что мы намерены развиваться постепенно, и я не хотел бы загонять типографию в какие-то долги, в финансовую зону риска. Мы поставим эту машину, запустим, загрузим, поработаем год-два-три, и тогда можно будет подумать о приобретении новой журнальной машины. Это логичный путь развития. Дело в том, что мы не хотим оказаться в ситуации, когда не сможем отдать проценты по кредиту. Мы заработали деньги и вложили их в развитие. Покупка того или иного обрудования — нового или старого — это только повод к инвестициям. Ведь к машине необходим пост-пресс, сшивочно-брошюровочное оборудование, склейка, погрузчики, складские помещения, новый фотовывод, вентиляция, быт. Покупка нового оборудования тянет за собой шлейф затрат на технику, который добавляет если не столько же, то существенную сумму, а если добавить к тому же НДС, таможенные пошлины, то сумма получается огромная — миллионы долларов. Необходимо наступать фронтом и развивать всю инфраструктуру. Полиграфия — это очень консервативная область человеческой деятельности. Я считаю, что для типографии главное — реноме, мнение потенциальных заказчиков. Это — 50% успеха. С момента старта типографии проходит год, пока в регионе сложится о тебе мнение.

Первую журнальную машину мы два года загружали с нуля, вторую я рассчитываю загрузить за год. Срок окупаемости по машине, я думаю, лет пять, но эти оценки основываются на сегодняшнем состоянии рынка, поскольку люди покупают газеты всегда, вне зависимости от уровня жизни. Я думаю, что это неплохие сроки, потому что время лихих заработков на «купил-продал» прошло. Сегодня надо вкладывать деньги в производство здесь, в России.

Вопрос: Оптимизация капиталовложений: получить максимальную отдачу за минимально короткое время. Как выбрать оборудование?

Д.В. Непомнящий

Что считать коротким сроком? Для торговли «долгий» — это год, а для оборудования пять лет — нормальный срок. Другой вопрос: как найти большое количество заказов, полностью загрузить машину, но это уже проблемы маркетинга. На данный момент рынок стал жестче. Пример: ваше издание имеет сегодня намного больший выбор типографий, где можно отпечатать тираж.

В.С. Туманов

У нас ведь как — у кого больше денег, тому кредиты и дают, чем ты богаче, тем легче и дешевле тебе дают кредит. Проблемы, конечно, есть. Но с банком у нас проблем нет: загрузка, обороты растут, и те кредиты, которые нам необходимы на пополнение оборотных средств, мы берем и вовремя отдаем, но стараемся серьезно не злоупотреблять кредитом. Это вопрос доверия, а доверие нужно зарабатывать, и достигается это не за один год. Доверие надо зарабатывать и у поставщиков финансов, и у поставщиков расходных материалов.

Вопрос: Проблемы, связанные с получением кредита, и лизинговые операции. Может ли продавец каким-либо образом помочь?

Д.В. Непомнящий

Проблемы есть. Конечно, кредит просто так и на такие сроки получить весьма проблематично. Тем не менее, если у типографии есть какое-то имя, то возможностей для получения средств, конечно, больше. Если говорить о нашей типографии, то имя у нас есть: министр печати недавно упоминал в федеральной печати как пример удачной работы две типографии — нас и «Алмаз-Пресс». Деньги дают, найти можно. Думаю, намного сложнее тем, кто начинает с нуля.

Г.П. Шпынёв

Я, если говорить откровенно, не считаю, что сейчас существует проблема денег у типографий — дело только в желании. Если кто-то желает сейчас что-то приобрести, то средства он найдет. Заемные, свои — это уже детали. И многие продавцы предлагают разные варианты оплаты, нужно поговорить с продавцом — посмотреть, что он предложит. Как правило, часть платишь, часть — кредит банка, часть — товарный кредит со стороны поставщика. Обычно договориться можно.

В.С. Туманов

Что касается лизинга, то проблемы в несовершенстве нашего законодательства, и это отмечают все. За любой лизинговой компанией все равно стоит банк. А в чем проблема — да в том, что ты должен что-нибудь заложить. А у государственных типографий оборудование практически полностью уже выработало ресурс, и кто по остаточной стоимости возьмет железяку, которой двадцать лет и которая стоит три копейки? Никто. Типографии и взяли бы в лизинг, да ответить-то нечем. Как переоборудоваться? А вновь образованные типографии, скажем так, еще не много жира набрали, чтобы можно было что-то заложить.

Я считаю, что западные инвестиции — это благо. Потому что это те деньги, на которые мы можем сегодня развиваться, покупать действительно современную технику. Типография-то российская, рабочие места — российские, налоги — в бюджет российский, журналы и газеты будут покупать и читать российские граждане. И эту типографию никто ни в какую Германию или Финляндию не увезет.

Вопрос: Поскольку практически все типографии такого уровня переоснащаются на государственные деньги, значит рекомендации государственных институтов — залог успеха любого оборудования?

Д.В. Непомнящий

Да, безусловно, рекомендации министерства для нас — «руководство к действию». И при покупке оборудования, и при дальнейшем его обслуживании. Требования министерства в определенной степени нас дисциплинируют, ведь мы должны предоставлять бизнес-планы и все необходимые документы и отчеты.

Г.П. Шпынёв

Не знаю. Я в первую очередь буду на сервис смотреть. На онлайн-сервис, чтобы машина постоянно тестировалась у поставщика, на представителей здесь, которые могут в течение часа-двух, максимум дня, приехать и решить проблемы, на склад запчастей — то есть на то, что машина будет бесперебойно работать по крайней мере в течение гарантийного срока производителя. В периодической печати самое главное — заказчик должен получить тираж в срок. И подобных поставщиков у нас практически нет — два-три, и все это надо смотреть.

В.С. Туманов

Видимо, важны. Мы сотрудничаем с Полиграфическим институтом. Но вопрос в другом — сначала мы все имели возможность печатать только черно-белые газеты, потом был создан колд-сет, сегодня появляется еще более новое оборудование — журнального уровня. «Алмаз», с его новым оборудованием — как Джомолунгма, но он единственный, это уникальный случай. Но на всю страну один такой комплекс — это маловато, тем более что они загружены на все 120%. Но и общий уровень тоже подтягивается. Потому что бывшие обкомовские и райкомовские типографии — они уже настолько старые и заезженные, что всем очевидно — их надо менять. Так реализуются проекты, поддержанные Банком реконструкции и развития (ЕБРР), — оборудованы типографии в Екатеринбурге и в Нижнем Новгороде. Такие же «Сольны», как у нас, стоят. И ничего плохого в западных инвестициях нет. Другое дело, что дают их только наиболее успешным, твердо стоящим на ногах. А для этого нужно время — чтобы западный капитал поверил в тебя. В основном деньги вкладывает все-таки российский бизнес.

Есть мнение: «Запад скидывает нам как старые фонды подержанное полиграфическое оборудование», мол, мы — «полиграфическая помойка Европы». Но я не согласен с этим. Мы все равно развиваемся, потому что Россия не производила никогда полиграфическую технику такого уровня. Для этого необходима точная механообработка, а сегодня ее в России нет. Пробовали даже запчасти делать по заказу, но точность обработки никуда не годится. Поэтому даже западное старое — для нас новое, для нас это все равно шаг вперед. И пройдет два-три года — везде появится новая техника, поскольку рынок растет.

Вопрос: Насколько экономична эта машина? Ведь бумага — самая дорогая составляющая любой полиграфический продукции, поэтому ее надо экономить.

Д.В. Непомнящий

Конечно, в сравнении с «Планетами», а в большинстве российских типографий все еще стоят именно эти машины, наш парк машин выгодно отличается. Потому что буквально с первых листов со штифтовой приводкой мы выгоняем уже практически совмещенный лист. Бумага в основном идет на выравнивание краски. Теперь мы закладываем меньшие нормы по расходу бумаги. Скажем, если взять нормы общесоюзные, наши в несколько раз ниже. От этого выигрываем и мы, и заказчик.

Г.П. Шпынёв

Для нас этот вопрос неактуален, экономия в случае нашей машины в принципе невозможна: она очень много сжирает. Много. И мне кажется, что надо покупать новые узкоформатные рулонные машины. Есть «Алмаз-пресс», который закрывает свою нишу тиражей. А есть колоссальное число работ, которые требуют другой техники. Они находятся в другой весовой категории, и «Алмаз» их просто не будет печатать, или это будет очень дорого. Наши тиражи — от 10 до 50 тысяч. И стоит только объявить, что ты готов печатать и соблюдать сроки, и при этом запросишь чуть-чуть дешевле... Но здесь нельзя прокалываться, да по большому счету технически мы и не готовы брать такие заказы. Прогнозы по развитию рынка, они ведь известны: тиражи СМИ будут падать, а номенклатура — расти. И к этому нужно быть готовым.

В.С. Туманов

Менять оборудование надо, конечно, надо. Но это поступательный процесс. Сначала берется старое оборудование, не очень экономичное, оно приносит какие-то деньги, которые затем реинвестируются. Хочется нового, хочется прогрессивного. Но мы развиваемся и быстро учимся. И на этом старом мы уже сейчас не уступаем многим финнам.

Вопрос: Проблема: с одной стороны — некритичность к автоматизации (рабочая сила стоит недорого), а с другой — отсутствие автоматизации снижает общую производительность и повышает вероятность ошибки оператора. Где критерии оценки?

Д.В. Непомнящий

Я бы не сказал, что сейчас зарплата низкая. Зарплата квалифицированных специалистов, тех же печатников — весьма значительная. Рабочая сила стоит дорого. Может быть, это высказывание справедливо для последующих процессов: брошюровка, склейка и т.д. Но мы, в отличие от других предприятий, хорошо платим нашим печатникам за знание автоматики.

Г.П. Шпынёв

Ошибки могут привести к поломке. Приходится постоянно держать бригаду механиков, инженеров. И если вдруг серьезная поломка, то это очень серьезная проблема: сам звонишь поставщику, ждешь, пока придет эта деталь. Раньше, конечно, ситуация была получше, когда промышленность работала, можно было на заводах сделать практически все что угодно. У меня такое впечатление, что вся механоточная промышленность умирает — там работают фактически одни пенсионеры, молодежь туда не приходит. Через пять лет, может быть, возникнут какие-нибудь мастерские по принципу западных, но это будут уже и западные цены.

В.С. Туманов

В прошлом я — специалист по компьютерам, и мой богатый опыт внедрения компьютеров в целях автоматизации производства свидетельствует, что автоматизация процесса, как правило, требует от оператора повышения квалификации. Да, конечно, отсутствие автоматизации увеличивает количество огрехов, и очень многое зависит в этой ситуации от печатника. Заказчик это четко видит и спрашивает: кто на смене стоял? Новым печатникам только теоретическая подготовка в работе мало помогает. Практическое обучение стоит дорого: вход в производство, макулатура, пониженные скорости печати, нарушение графика печати, неустойки. Автоматическая приводка, автосклейка, автоматическое увлажнение — это, конечно, плюсы. Но дело в том, что печатники со стажем боятся этой техники.

Новое поколение печатников предпочтительнее, поскольку опыт квалифицированных старых печатников в этих условиях уже не помогает. Молодежь готова принять все эти новшества.

Вопрос: Каковы гарантии продавца в отношении сроков поставки, пусконаладки и обучения?

Д.В. Непомнящий

Серьезные фирмы всегда дают такие гарантии. Оборудование было поставлено нам очень быстро. Этот вопрос можно рассматривать в комплексе с гарантиями по обслуживанию. Это также необходимо.

Г.П. Шпынёв

Если я соберусь что-то приобретать, то это без сомнения будет новая, высокоавтоматизированная машина, которую будут обслуживать инженеры, а не рабочие. И это будет не индийская техника. Нет смысла.

Я бы построил под это оборудование цех по проекту, который предлагает производитель. На мой взгляд, это выгоднее, чем переоборудовать имеющиеся площади. Построю рядом с существующими площадями новый и удобный цех. Если строить в чистом поле, то это сложно, а у меня такие возможности есть — земля, все коммуникации. Ведь здесь от ширины какого-нибудь проезда очень многое зависит — если где-то неудобно возить тележку, то ты в год теряешь на этом столько времени и денег, что экономить на таких существенных вещах, мне кажется, просто неразумно. Я бы пошел таким путем, это не сверхденьги по сравнению с запуском оборудования.

Просто необходимо определиться, что будешь печатать — газеты, книги, журналы. Потом, весь Запад завален каталогами, а у нас их почему-то нет. Ждем. А с журналами вопрос в нашем регионе, мне кажется, уже закрыт: стоит четыре машины с сушкой. Посмотрим, что будет с нового года, если отменят льготы по НДС для СМИ и вернутся издания, которые печатаются за рубежом. Если даже половина из них вернется, это будут серьезные деньги и тогда можно будет говорить о приобретении новой техники.

В.С. Туманов

Большое значение имеет качество техников — тех, кто запускает и поддерживает машину в нормальном техническом состоянии. Мы же не на Западе, где по телефонному звонку приезжает фирменная ремонтная бригада и все тебе меняет. Делаем в основном все сами. Да, запуск машины, конечно, производит фирма (шеф-монтаж). Это входит в стоимость контракта. Кроме того, туда входит обучение какого-то количества печатников на фирме-изготовителе (если это новая машина). Многие этот пунктик вычеркивают для экономии денег. Я считаю, что экономить на этом нельзя.

Вопрос: Затраты на обучение новых работников. Насколько дорого обойдется замена печатника, уже обученного для работы на данной машине, на другого печатника, не имевшего дела с таким оборудованием?

Д.В. Непомнящий

Лучше искать уже готового специалиста. Обучать? Можно, конечно, и обучить, но это спорный вопрос. Кому-то дано научиться, кому-то — нет. А как угадаешь? Обучение — это вложение средств, и нужно быть уверенным, что они вернутся. Вопрос времени также немаловажен. Старые печатники не очень ладят с компьютером, а молодежь нормально. Но все равно должен быть какой-то уровень. У нас получается так: первый печатник — основной, а остальные могут обучаться, продвигаться по служебной лестнице вверх, пожалуйста — все зависит от способностей и желания.

Г.П. Шпынёв

Специалистов нет. Их никто не готовит. Менеджеров тем более нет. Готовить приходится самому, после этого начинаются переходы с места на место. Новый человек — это сразу брак, срывы, поломки. Очень большое желание избавиться от неквалифицированных сотрудников, поставить такую машину, чтобы ситуация от него практически не зависела, и тем самым сократить зону риска. А цифры я даже не берусь оценить.

В.С. Туманов

Процесс подбора кадров и их обучения достаточно сложен. В обучение специалистов приходится вкладывать немалые деньги, чтобы обеспечить качество на новом оборудовании. Здесь трудно назвать цифры, поскольку затраты эти складываются из многих опосредованных факторов. Эксплуатация любой печатной машины стоит денег.

Грамотного печатника отличает качество и скорость печати. Чем выше квалификация печатника, тем на больших скоростях он работает, давая стандартное качество. Нужно учитывать и время исполнения заказа, и время приладки, когда бумага идет в макулатуру, и полиграфический брак или его отсутствие — вот эти деньги. Как их считать, когда, например, неквалифицированный печатник даст 10 тысяч восьмиполоски формата А3 в час, а квалифицированный — 30? Не говоря уже о том, что недостаточная квалификация печатников просто ведет к поломке оборудования, и тогда приходится вкладывать деньги в ремонт.

Мы набираем людей, которые не имеют никакого отношения к полиграфии, и учим их в Полиграфическом институте. Престиж полиграфии у нас в стране высок, конкурс в учебные заведения стабильно большой, и никто в полиграфии без работы не остается.

Кроме того, мы получили краткие ответы от руководителей других предприятий полиграфической отрасли и организаций. Предлагаем их вашему вниманию.

Сергей Радванецкий, президент Союза полиграфистов Санкт-Петербурга

Полиграфическая отрасль в настоящее время переживает существенный рост. Многие предприятия — члены Союза проводят переоборудование и модернизацию своих производств. Группа «Девиз» открывает новую площадку, новый флексозавод запускает старейший производитель упаковки — «Полиграфоформление», усиливают свои мощности «МДМ-печать», «Иван Федоров» и федеральное унитарное предприятие «Печатный Двор», типография «Агат», созданная при содействии Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Интересные наработки по печати цвета в Санкт-Петербургском газетном комплексе. Рост в экономике отрасли предполагает наращивание производственной базы, и уже в ближайшее время рынок потребует новые мощности.

Леонид Поздеев, президент холдинга «Иван Федоров»

Мы выбрали комплексный подход к переоборудованию наших мощностей. В июне 2001 года объем нашего производства типографии «Иван Федоров» по сравнению с прошлым годом вырос в натуральных показателях в 3 раза (в денежных — в 5 раз). Сейчас выходим на оборот 20 млн. руб. в месяц. Усиление производственной базы — наша первоочередная задача. На декабрь намечен монтаж новой машины — КБА Рапида-105, которая перед этим будет представлена на выставке «ПолиграфИнтер-2001».

Михаил Копыт, типография «Иван Федоров», коммерческий директор

Дальнейшее развитие мощностей мы строим на финансовом расчете, основанном на прогнозе развития рынка печатной продукции на ближайшие 3 года, выполняемом нашим информационным партнером — фирмой «Гэллап». Исходя из предполагаемого объема и типа заказов мы будем решать: сколько и какого оборудования приобретать. Сейчас мы проводим модернизацию послепечатных процессов.

Планируется привлечение дополнительных инвестиций в объеме до 10 млн. долл. Ведутся переговоры с EБРР, банками, венчурными фондами по привлечению кредитов и инвесторов для полного технического перевооружения предприятия в ближайшие три года.

Евгений Филиппенко, генеральный директор СПб ГГК

В июле этого года мы запустили первый в России цифровой дупликатор Duplo DP-63SH, предназначенный для оперативного изготовления больших тиражей высокого качества. Он должен оказать существенную помощь при печати брошюр, бланков и листовок. А в основном наши мощности укомплектованы машинами отечественного производства, и мы модернизируем их под полноцветную газетную печать.

Александр Стефанов, генеральный директор ГИПК «Лениздат»

То, что мы сегодня не рискуем печатать тираж более 10 тысяч, происходит из-за того, что разрушен единый издательско-полиграфическо-торговый комплекс. Так типография им. Володарского обеспечена нашими заказами лишь на 10%, а раньше было — 100%.

Максим Яковлев, генеральный директор «Полиграфоформление»

Работа с такими клиентами, как Coca-Cola, «Нева Чупа-Чупс», Клинский пивкомбинат, и многими другими крупнейшими заказчиками упаковочной и этикеточной продукции потребовала от нас увеличения мощностей. Наши темпы роста достигли 91% (за год выручка от реализации выросла с 360 до 687 млн. руб.). Мы открываем новую флексо-площадку, и не вызывает никакого сомнения, что наша продукция, соответствующая международному стандарту ISO 9002, найдет новых потребителей и оправдает средства, вложенные в расширение производственной базы.

Все ответы говорят о готовности полиграфических предприятий к переоборудованию своего производства. Некоторые уже этим занимаются, другим это только предстоит, но лейтмотивом всех высказываний можно считать явное стремление к позитивным переменам, к тому, чтобы идти в ногу со временем и техническим прогрессом. Ведь именно техническое оснащение позволяет в современных условиях выигрывать в конкурентной борьбе и не бояться кризисов и финансовой нестабильности в стране. Август позади, ноябрь и крупнейшая полиграфическая выставка страны на подходе, идет развитие, подъем. А посему пожелаем всем нам успехов в следующем «полиграфическом году», всегда смотреть только вперед и не оглядываться на прошлое!

КомпьюАрт 11'2001

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства