Налог на бюджет
Отмена налоговых льгот приведет к тому, что государство будет тратить на СМИ гораздо больше средств, чем получать от них
С начала будущего года отменяются налоговые льготы для СМИ.
Это вплотную каснется и нас, и всех наших коллег, то есть вас, уважаемые читатели.
Понимая это, мы с любезного разрешения редакции журнала «Итоги» предлагаем вашему
вниманию материал, опубликованный в этом издании 9.10.2001 г., без каких-либо
комментариев с нашей стороны. Наша позиция обозначена самим фактом настоящей
публикации.
Sapienti sat!
С 1 января 2002 года отменяются налоговые льготы для средств массовой информации. К этому сроку утрачивает свою силу ряд статей закона о господдержке СМИ, освобождавших их от необходимости уплаты НДС и таможенных платежей. В новых налоговом и таможенном кодексах эти льготы уже не предусмотрены. Что получит с этого государство? Как показывает проведенное нами исследование — ничего! Более того, введение НДС на СМИ будет иметь обратный эффект: госбюджет может получить гораздо меньше денег, чем при «льготном режиме».
«Правительство посчитало, что доход от введения 20-процентного НДС должен составить 1,6 млрд. руб., но это абсолютно неверное предположение, — считает зампред думского комитета по информационной политике Борис Резник, — никто ведь не считал, сколько потеряет государство от того, что многие издания придется дотировать, а многие и вовсе закроются, и сколько других налогов недополучит бюджет».
По данным Минпечати, в России зарегистрировано 31,5 тысячи газет, журналов и альманахов. 2230 изданий дотируются из федерального бюджета. 1950 входят в федеральный реестр — по одной газете на каждый район, — и дотировать их правительство обязано в соответствии с Федеральным законом «Об экономической поддержке районных (городских) газет», еще 280 изданий проходят по категории «социально значимых». На госбюджет завязаны и общефедеральные государственные печатные СМИ (их можно пересчитать по пальцам) — «Парламентская газета», «Российская газета», вестники парламента и некоторых федеральных ведомств. Сколько изданий получают подпитку из региональных бюджетов? В Минпечати такой статистики нет, все зависит от воли и щедрости отдельно взятого губернатора. С учетом этого фактора можно сказать, что государственных СМИ у нас гораздо больше, чем по официальной статистике. Впрочем, и у государственных СМИ, и у негосударственных после введения НДС проблемы будут одинаковые в том смысле, что и в том и в другом случае решаться они будут за счет госбюджета.
Как будет работать этот механизм? Издатели попытаются компенсировать НДС за счет оптовых покупателей. Те — на розничной торговле. По оценкам экспертов Минпечати, после отмены льгот издателям, чтобы возместить ущерб, придется поднять цены на свою продукцию (с учетом инфляции) на 40-45%, по оценкам комитета Госдумы по информационной политике — до 50. И тут маятник качнется в обратную сторону: с увеличением цены на издание сузится розничный спрос, оптовики тут же снизят закупки продукции у издательств, что моментально отразится на тиражах (прогнозируемый уровень падения — от 20 до 40%). Не исключено, что ряд медиапроектов после этого попросту закроется. И налоги с них государство уже не соберет никогда.
Вторая волна НДС ударит по рекламному рынку — издателям придется закладывать НДС в стоимость рекламы. Но ровно настолько, насколько рекламодатель к этому готов, ведь денег на этом рынке не прибавилось. Реклама для СМИ — это минимум 50% дохода. Цена на рекламную полосу зависит от популярности, тиража и профиля издания: в глянцевых — выше, в социально-политических — ниже, таков рынок. К примеру, полоса рекламы стоит 5 тыс. у.е. Если прибавить сюда еще и НДС — 6 тыс. Тысячу при этом издатель отдает государству. Но это в идеале, если рекламодатели примут такие условия игры. А если не примут, то НДС издатель будет платить уже за свой счет, из тех же пяти тысяч. В итоге упадут доходы бюджета с налога на рекламу. Кстати, если упадут тиражи изданий, это также ударит по рынку рекламы. У многих изданий рейтинги поползут вниз, и, соответственно, начнется отток рекламы. Чтобы его предотвратить, издателям придется демпинговать. В конечном итоге опять пострадает бюджет.
Значительная часть СМИ печатается за рубежом — и тут свои проблемы. После введения НДС этим СМИ придется платить налог сразу при ввозе тиража — на границе. То есть платить государству как бы авансом. Возврат этой суммы может затянуться надолго. У издателя же отвлекаются огромные средства.
Вы спросите, при чем здесь государственный бюджет? А при том, что при всех этих издательских трудностях чистая выручка будет значительно меньше, и, таким образом, государство недополучит налог на прибыль. По данным экспертов, с введением НДС (учитывая рост производственных расходов в целом) потери бюджета по налогу на прибыль могут составить до 70%. Более того, у издательств не останется свободных средств на развитие. А это уже удар по будущим бюджетам.
По самым оптимистическим рассчетам, после введения НДС государство потеряет в год лишь на одном среднем издании: от налога с реализации продукции — около 15% от прежних объемов; от налога на прибыль — около 70%; от налога на рекламу — 20-25%.
Не повезет бюджету и с многочисленными газетами, которые печатаются в России и, стало быть, уже платят НДС за бумагу, аренду помещений, услуги типографии, относя это на себестоимость, а продаются ниже себестоимости. Экземпляр такой газеты может обходиться примерно рублей в 20, а продаваться, скажем, за рубль. 20-процентный НДС в таком случае вновь будет покрывать государство, дотируя массу «социально-значимых» изданий. Причем дотации эти могут достигать не 20%, а с учетом инфляции — 50%.
Главный аргумент инициаторов введения НДС: издательства, дескать, платят смехотворные налоги. Однако согласно статистике лишь с одного журнала тиражом до 100 тыс. экземпляров законопослушное издательство платит налогов порядка 250 тыс. долл. в год.
На обращения к премьеру Михаилу Касьянову и вице-премьеру Алексею Кудрину с предложением сохранить действующие налоговые льготы для СМИ зампред думского комитета по СМИ Борис Резник получил ответ за подписью вице-премьера Виктора Христенко. Ссылаясь на практику применения НДС, Христенко разъяснил, что снижение размеров ставки налога не приводит к соответствующему снижению розничных цен на товары и услуги, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит от спроса и предложения на соответствующую продукцию. Резник считает, что сравнивать печать с производством лопат или предметов личной гигиены недопустимо, ибо СМИ, даже если они негосударственные, не являются лишь субъектом предпринимательства, они выполняют еще и конституционную задачу — информирование граждан.
Правительство, как явствует из письма Христенко, не разбиралось досконально в долгосрочных последствиях введения НДС. Но законодателям-то сам бог велел разобрать эту проблему по косточкам! 10 октября Госдума рассмотрит подготовленный Борисом Резником законопроект, предлагающий сохранить льготу по НДС до 1 января 2004 года. Это предложение, согласованное практически со всеми думскими фракциями, поддержало и Минпечати. Союз журналистов старается убедить депутатов в необходимости поддержать законопроект Резника. Резник же, пытаясь отстоять свой законопроект, недоумевает, почему позиция правительства кардинально расходится с мнением президента, заявившего в интервью немецкой телекомпании АРД, что он видит свою задачу в создании экономической базы для прессы. Ясно одно: проголосовав за введение НДС на СМИ, депутаты заставят государство тратить на средства массовой информации гораздо больше средств, чем оно от них получает.
КомпьюАрт 11'2001