Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

11 - 2001

Длинная жизнь недолговечной прессы…

Светлана Фомина

Статистика производства газет и журналов в России

Импорт печатной продукции в РФ

Объемы производства газет и журналов в России (тыс. тонн)

Импорт газет и журналов (тонн)

Газеты

Расчет российского рынка полиграфической продукции

Cтруктура рынка полиграфии России

Электронные журналы и газеты — чтиво не для всех желающих, более того, виртуальные версии особо понравившихся статей и материалов все равно распечатываются на принтере. Итак, газеты и журналы. Не правы будут те, кто скажет, что с развитием электронных технологий, печатные издания канут в Лету… Если это и случится, то только тогда, когда через сеть будут делать абсолютно все. А пока остается воспринимать электронные СМИ как невсемдоступное дополнение к печатным. Этот рынок развивается весьма успешно. Чем российская полиграфия может похвастаться, так это объемами производства газет, качество которых, однако, в большинстве случаев остается весьма скромным. С другой стороны, «финское качество» журналов с некоторых пор перестало быть эксклюзивным: растет не только количество журнальной прессы, но и качественный уровень продукта отечественных производителей (пусть и на импортных расходных материалах).

Исторический экскурс газетно-журнальных перипетий невозможен без упоминания Запада.

Да, отечественная полиграфия переживает качественно новый этап развития. Да, рынок наполняется современным оборудованием, печатники осваивают весьма изменившееся печатное дело, используя опыт зарубежных коллег. Однако на данном этапе попытка «интегрироваться» все еще носит довольно условный характер. Почему? До 1990 года приоритеты полиграфии действительно склонялись в сторону газет и журналов. По словам Бориса Кузьмина, президента Межрегиональной Ассоциации Полиграфистов, на долю каждого россиянина в те времена приходилось примерно по 10 газет и 5 журналов. О рекламной и упаковочной продукции мало кто задумывался, ведь реклама носила идеологический характер и ассоциировалась с пропагандой. Упаковка же просто ограничивалась информативной функцией. Приоритеты полиграфии сосредоточивались в государственных крупных газетно-журнальных комплексах, больших книжно-журнальных комбинатах, оснащенных по тем временам современной техникой. Полиграфическая технология была рассчитана на выпуск крупнотиражной продукции, а разовые тиражи измерялись миллионами экземпляров. Переломным стал 1990 год, когда изменились приоритеты рынка, а заодно и вся структура полиграфии. Наша книжно-журнальная техника оказалась совсем не приспособленной к выпуску рекламной и упаковочной продукции, отечественная полиграфия потерпела фиаско. Необходимо было быстро заменить старое оборудование, преобразовать «человеческий фактор», то есть научить полиграфистов новым технологиям (процесс ликбеза продолжается до сих пор), а главное — найти на все это средства.

Российская полиграфия не справлялась с отечественными заказами, и с 1993 года они стали уходить за границу. Рост объема заказов за пределами России рос чрезвычайно быстро и за короткий срок достиг полумиллиарда долларов. Приватизация многих государственных предприятий была запрещена, обрекая последние на неконкурентноспособность. Финансовой поддержки государство своим типографиям не оказывало, а о притоке частных капиталов в госпредприятия не рвался. На арену вышли частники. В настоящее время в составе полиграфической промышленности Российской Федерации насчитывается около 5500 типографий и комбинатов, из них 1100 предприятий — в госсобственности. Частные предприятия представляют собой в основном небольшие производства с числом работающих до 20 человек, их удельный вес в полиграфии составляет сейчас примерно 65%. Однако в целом они пока не оказывают серьезного влияния на выпуск всей печатной продукции: объем их производства, в основном рассчитанного на упаковочный рынок, составляет 25% от общего. Несмотря на то, что многие частные типографии оснащены самым современным оборудованием, почти 70% установленных еще в советское время машин и агрегатов выработали свой срок годности. Объем российских полиграфических заказов, выполняемых за рубежом, составляет около 300- 400 млн. долл. Для выполнения этих заказов в России необходимо установить допечатной, печатной и отделочной техники на общую сумму около 300 млн. долл. Известно, что стоны по поводу нехватки инвестиций по всем отраслям уже переходят в истеричные всхлипы. Однако в случае с полиграфической отраслью дело обстоит не так плохо. Сравнительно быстрая окупаемость и растущие потребности потребителей и соответственно заказчиков привлекают инвесторов в эту сферу активнее, чем в иные.

В стране сегодня почти в 100 раз больше редакционно-издательских организаций, чем в конце 80-х годов. При этом структура выпуска печатной продукции такова: газеты — 38%, книги — 15%, журналы — 7%, остальная продукция — около 40%. Предприятия, выпускающие «другую» продукцию, как в центре, так и на местах развиваются устойчиво и имеют обнадеживающие перспективы. В то же время в большинстве регионов материально-техническая база областных, городских и районных типографий находится в крайне плачевном состоянии. Один из примеров: большинства российских региональных типографий справляются с выпуском черно-белых газет, но состояние печатного парка не позволяет газетам развиваться, использовать цвет и увеличивать тираж. Реальным требованием времени яркие, информативные и оперативные издания. Только те полиграфические предприятия, которые смогут предложить свои услуги на рынке сверхоперативных технологий выпуска ежедневных газет, смогут получать достаточно стабильные и высокие доходы.

Статистика производства газет и журналов в России

Со времен восприятия СМИ как инструмента пропаганды газеты и журналы, продолжают доминировать в производстве всей полиграфической продукции и по сей день.

Когда-то объемы производства исчислялись миллионами и занимали первые места на мировом газетном рынке. Сегодня ситуация несколько изменилась: газет в России по-прежнему выпускается много, однако отнюдь не из-за огромных потребностей, а скорее из-за того, что бумага для производства ежедневных изданий остается самой дешевой, а потому и самой распространенной. Этот сегмент расширился с появлением понятия «рекламная литература».

По данным Госкомстат и Министерства печати на 2001 год, импорт бумаги для производства газет, включая рекламные, составил 3,5 тыс. тонн, потребление — 708,5 тыс. тонн, причем, если сравнивать этот сегмент с другими частями рынка полиграфической продукции, то по потреблению газеты могут сравниться разве что с книгами, а импорт газетной бумаги ничтожно мал, что вполне понятно — возить из-за границы такой дешевый продукт весьма невыгодно.

Основные игроки на рынке газетной бумаги — отечественные предприятия, импортируется только цветная газетная бумага. И хотя зарубежная бумага и дороже, она тоже пользуется спросом.

Общий объем российского рынка печатной продукции в 2000 году составил 1,8 млрд. долл. Причем на журналы (включая каталоги) и газеты приходится 582 млрд. долл.

В общем объеме импорта доля журналов составляет 227 млн. долл. и исчисляется 324 млн. экз. Собственное производство по-прежнему невелико и составляет 312 млн. экз. Обходится же оно в два раза дешевле — 103 млн. долл.

С газетами дело обстоит несколько иначе: импорт газет составляет 296 млн. экз. и оценивается в 42 млн. долл., а собственное производство конкурирует с рекламной прессой. Оно оценивается в 210 млн. долл. объемом 12 294 млрд. экз.

Итак, газеты, как и положено «коньку» российской полиграфии, пока составляют основной объем отечественного производства. Глянцевые журналы более или менее хорошего исполнения и содержания также проторили себе уверенную дорогу. Желающих читать не убавляется, так что в этом смысле можно быть спокойным за культурный уровень развития российского народа.

КомпьюАрт 11'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства