Photoshop: от простого к сложному. Часть 59
Сюрреалистические эффекты
Как передать на рисунке атмосферу загадочности и нереальности?
Используя фотографии и различные текстуры, мы продемонстрируем, что Photoshop
идеально подходит для создания сюрреалистических композиций.
Сюрреалистические картины обращены к подсознанию. Главное в них - иррациональное
сопоставление образов. На этот раз мы попробуем создать изображение из мира
сновидений: нечто призрачное и зыбкое, составленное путем смешения фотографий,
текстур и абстрактных форм.
Изначально фотография использовалась для того, чтобы просто запечатлеть на бумаге
момент реальности, но со временем она стала видом искусства и сегодня воспроизводит
наши фантазии. Photoshop сделал возможной полную трансформацию изображения:
фотографию можно разобрать по частям и снова собрать. Такая гибкость в работе
с материалом открывает перед компьютерным художником бесконечные возможности.
Далее мы расскажем, как комбинировать отдельные элементы, создавать определенное
настроение композиции, изменяя цвета и освещение, дополнять фотографию шумами,
чтобы казалось, будто изображение написано красками, использовать эффект размытия
в движении, смазывая элементы композиции, и др.
1 Подготовка сцены
Решите, какое настроение будет передавать ваша композиция и выберите элементы фотографий, которые помогут вам создать его.
- Испоьзуем портрет, чтобы изобразить человека в состоянии глубокого сна. Для этого важно выделить некоторые черты лица. Используя яркий свет и глубокие тени, мы сделали глаза больше, губы — полнее и подчеркнули ямочку на подбородке.
- Обращайте внимание на мелочи. Это угол двери старого сарая. Казалось бы, пустяк, но текстура и свет передают ощущение объемности. Мелкие детали этой фотографии помогут нам в создании нужной образности.
- Запечатлев камерой процесс движения, можно получить подходящий снимок для нашего рисунка. Мы поставили модель в хорошо освещенном месте на белом фоне. Объектив способен схватить всю амплитуду движения головы - достаточно подержать затвор открытым в течение секунды.
2 Композиция
Нам предстоит создать фон, который придаст изображению интересную текстуру.
- Эта фотография станет основой рисунка. Сначала инструментом Rubber Stamp (Штамп) уберем лампу. Пыльный косяк послужит рамкой для композиции.
- Изображение выглядит довольно тускло. Настройте уровни так, чтобы на фотографии появились настоящие белый и черный цвета. Для достижения нужного контраста сдвиньте черный и белый регуляторы в диалоговом окне Levels (Уровни) навстречу друг другу.
- Придадим цвет серому изображению. Для настройки цветов воспользуемся командой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). Мы выбрали грязно-коричневый цвет, чтобы казалось, будто фотография много лет пробежала в альбоме.
3 Спящая
Вставим в черное пространство композиции изображение спящей женщины.
- Отрегулируйте цвета так, чтобы они как можно естественнее сочетались с основным изображением. Фотографии имеют повышенную насыщенность, поэтому воспользуйтесь командой Hue/Saturation. Подберите подходящий цветовой тон и сместите регулятор Saturation к минусу.
- Откройте диалоговое окно модуля Liquify. Представленные в нем инструментальные средства позволяют внести небольшие, но важные изменения в наш портрет. В данном случае мы хотим придать глазам небольшой сюрреалистический эффект. Немного увеличьте глаза, изогните ресницы и сделайте их длиннее. Воспользуйтесь для этого инструментом Smudge (Палец), который производит размазку.
- Перенесите фотографию в общую композицию, задайте режим наложения Screen (Осветление) и разместите ее в верхнем левом углу. Удалите инструментом Eraser (Ластик) с размытыми краями лишнюю цветовую информацию из участков изображения, находящихся под портретом. Для придания лицу большей глубины обработайте губы и ресницы инструментом Burn (Затемнитель).
4 Призрак
Поместим на фон фотографию с поворотом головы.
- Открываем изображение вертящей головой женщины и убираем цвета, преобразовав файл в градации серого. Это упростит слияние фонов. Накладываем его на пустой белый слой в режиме Multiply (Умножение) и стираем с лица все лишнее. Это изображение послужит задним планом для композиции, придав ей сюрреалистический характер.
- Добавление шумов сделает фотографию похожей на обычный рисунок. Откройте какую-нибудь текстуру с большим количеством шумов. Перенесите ее на «призрак» и инвертируйте слой, чтобы белого стало меньше, а черного — больше. Задайте слою режим наложения Screen (Осветление). Шумы скроют фигуру, сделав черты лица неразличимыми, и придадут изображению загадочность.
- Перенесите полученное изображение на основной рисунок и разместите его внутри рамки. Сотрите слой в тех участках, где элементы картинки накладываются на раму, и с помощью средств диалогового окна Hue/Saturation подберите подходящий цветовой тон. Используя инструмент Rubber Stamp (Штамп), мы вывели левое плечо женщины из-за рамы. Затем мы выделили часть фигуры и применили фильтр Motion Blur (Размытие в движении) с малой величиной эффекта. Это усиливает ощущение нереальности.
5 Подбор текстур
Фотографии текстур вдохнут жизнь в нашу композицию.
- Данная текстура получена путем нанесения на белую поверхность краски и размазывания ее разбавителем. Для этого вы можете воспользоваться кистью и линейкой. Работать следует на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Результат применения текстуры напоминает инопланетный ландшафт.
- Фотография водной поверхности, отражающей преломленный свет, также может служить превосходной текстурой. Блики и тени на ней прекрасно подходят для наложения на другое изображение в режиме Screen (Осветление).
- Изображение металлических поверхностей, тронутых коррозией, поможет придать грубоватый вид слишком чистой фотографии. Сновидения редко изображают четко, обычно подобные картинки выглядят смутными. Эти грубые поверхности сделают рисунок загадочным.
6 Размещение текстур
Здесь открывается простор для экспериментирования - попробуйте разместить эти текстуры разными способами.
- Поместите на рисунок изображение с разводами краски. Поэкспериментировав с разными режимами наложения, вы поймете, что некоторые из них дают прекрасный результат, смешивая текстуру с основным изображением.
- В режиме Overlay (Перекрытие) композиция обретает новые цвета и новое измерение, у нее появляется дополнительная глубина.
- Однако эффект слишком силен и закрывает иллюстрацию, делая неразличимыми некоторые детали. Понизив уровень непрозрачности слоя до 50%, мы можем исправить этот недостаток, интегрировав текстуру в общую композицию.
7 Наложение текстур
Правильное наложение текстур придаст композиции особое очарование.
- Попробуйте вставлять в рисунок разные текстуры: перемещайте их и смотрите, как они воздействуют на изображение, как изменяют его цвета в разных режимах наложения. Желаемый эффект достигается исключительно путем экспериментирования.
- Перекроем часть лица слоем «водная поверхность» в режиме наложения Color Dodge (Осветление основы). В результате получится нечто похожее на небо, вызывающее ассоциации с полетом. Ниже мы поместили инвертированный слой «поверхность с коррозией».
- Завершая этот этап, осветляем последнюю текстуру (режим Screen). В результате появляются голубые электрические искры, контрастирующие с остальными элементами композиции.
8 Мусор и царапины
Завершая нашу сюрреалистическую композицию, добавим в нее «замусоренные» органические текстуры.
- Текстуры из мазков краски с крапинками и царапинами, подобные этой, вы можете создавать сами. Эти текстур мы используем для еще большего загрязнения основного изображения, которое до сих пор оставалось относительно чистым.
- Перенесите слой с текстурой в композицию и командой Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) измените ее цвет под стать основному изображению. В данном случае оттенки красного добавят изображению глубины. Примените к слою режим наложения Multiply (Умножение).
- Посмотрите, как царапины влияют на общую композицию. Инструментом Rubber Stamp (Штамп) уберите «мусор» там, где он мешает. Тем же инструментом перенесите наиболее интересные участки текстуры в области, требующие дополнительной детализации, например на шею.
- Огрубим темные области еще сильнее. Сделаем это с помощью текстуры из мазков краски. Перенесем ее на рисунок, инвертируем и командой Hue/Saturation настроим цвета. Затем осветлим самые темные участки.
- Продолжаем добавлять новые текстуры. Вставим еще одно изображение поверхности с коррозией и поэкспериментируем с режимами наложения Soft Light (Мягкий свет) и Overlay (Перекрытие). Чем больше мы добавляем деталей, тем сильнее композиция начинает походить на сюрреалистический ландшафт.
- Добавив слаборазличимый текст, придадим иллюстрации еще больше загадочности — словно это не до конца решенная головоломка. Деформируйте текст с помощью модуля Liquify. Перенесите его в композицию при помощи режима Overlay сделайте полупрозрачным и позиционируйте. Теперь изображение содержит массу слабых деталей, которые сообщают картине сюрреалистическую призрачность. Композиция завершена.
КомпьюАрт 11'2002