
Photoshop: от простого к сложному. Часть 59
Сюрреалистические эффекты
Как передать на рисунке атмосферу загадочности и нереальности?
Используя фотографии и различные текстуры, мы продемонстрируем, что Photoshop
идеально подходит для создания сюрреалистических композиций.
Сюрреалистические картины обращены к подсознанию. Главное в них - иррациональное
сопоставление образов. На этот раз мы попробуем создать изображение из мира
сновидений: нечто призрачное и зыбкое, составленное путем смешения фотографий,
текстур и абстрактных форм.
Изначально фотография использовалась для того, чтобы просто запечатлеть на бумаге
момент реальности, но со временем она стала видом искусства и сегодня воспроизводит
наши фантазии. Photoshop сделал возможной полную трансформацию изображения:
фотографию можно разобрать по частям и снова собрать. Такая гибкость в работе
с материалом открывает перед компьютерным художником бесконечные возможности.
Далее мы расскажем, как комбинировать отдельные элементы, создавать определенное
настроение композиции, изменяя цвета и освещение, дополнять фотографию шумами,
чтобы казалось, будто изображение написано красками, использовать эффект размытия
в движении, смазывая элементы композиции, и др.
1 Подготовка сцены
Решите, какое настроение будет передавать ваша композиция и выберите элементы фотографий, которые помогут вам создать его.
- Испоьзуем портрет, чтобы изобразить человека в состоянии глубокого сна.
Для этого важно выделить некоторые черты лица. Используя яркий свет и глубокие
тени, мы сделали глаза больше, губы — полнее и подчеркнули ямочку на подбородке.
- Обращайте внимание на мелочи. Это угол двери старого сарая. Казалось бы,
пустяк, но текстура и свет передают ощущение объемности. Мелкие детали этой
фотографии помогут нам в создании нужной образности.
- Запечатлев камерой процесс движения, можно получить подходящий снимок для
нашего рисунка. Мы поставили модель в хорошо освещенном месте на белом фоне.
Объектив способен схватить всю амплитуду движения головы - достаточно подержать
затвор открытым в течение секунды.
2 Композиция
Нам предстоит создать фон, который придаст изображению интересную текстуру.
- Эта фотография станет основой рисунка. Сначала инструментом Rubber Stamp
(Штамп) уберем лампу. Пыльный косяк послужит рамкой для композиции.
- Изображение выглядит довольно тускло. Настройте уровни так, чтобы на фотографии
появились настоящие белый и черный цвета. Для достижения нужного контраста
сдвиньте черный и белый регуляторы в диалоговом окне Levels (Уровни) навстречу
друг другу.
- Придадим цвет серому изображению. Для настройки цветов воспользуемся командой
Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность). Мы выбрали грязно-коричневый цвет,
чтобы казалось, будто фотография много лет пробежала в альбоме.
![]() |
![]() |
3 Спящая
Вставим в черное пространство композиции изображение спящей женщины.
- Отрегулируйте цвета так, чтобы они как можно естественнее сочетались с
основным изображением. Фотографии имеют повышенную насыщенность, поэтому воспользуйтесь
командой Hue/Saturation. Подберите подходящий цветовой тон и сместите регулятор
Saturation к минусу.
- Откройте диалоговое окно модуля Liquify. Представленные в нем инструментальные
средства позволяют внести небольшие, но важные изменения в наш портрет. В
данном случае мы хотим придать глазам небольшой сюрреалистический эффект.
Немного увеличьте глаза, изогните ресницы и сделайте их длиннее. Воспользуйтесь
для этого инструментом Smudge (Палец), который производит размазку.
- Перенесите фотографию в общую композицию, задайте режим наложения Screen
(Осветление) и разместите ее в верхнем левом углу. Удалите инструментом Eraser
(Ластик) с размытыми краями лишнюю цветовую информацию из участков изображения,
находящихся под портретом. Для придания лицу большей глубины обработайте губы
и ресницы инструментом Burn (Затемнитель).
![]() |
![]() |
4 Призрак
Поместим на фон фотографию с поворотом головы.
- Открываем изображение вертящей головой женщины и убираем цвета, преобразовав
файл в градации серого. Это упростит слияние фонов. Накладываем его на пустой
белый слой в режиме Multiply (Умножение) и стираем с лица все лишнее. Это
изображение послужит задним планом для композиции, придав ей сюрреалистический
характер.
- Добавление шумов сделает фотографию похожей на обычный рисунок. Откройте
какую-нибудь текстуру с большим количеством шумов. Перенесите ее на «призрак»
и инвертируйте слой, чтобы белого стало меньше, а черного — больше. Задайте
слою режим наложения Screen (Осветление). Шумы скроют фигуру, сделав черты
лица неразличимыми, и придадут изображению загадочность.
- Перенесите полученное изображение на основной рисунок и разместите его
внутри рамки. Сотрите слой в тех участках, где элементы картинки накладываются
на раму, и с помощью средств диалогового окна Hue/Saturation подберите подходящий
цветовой тон. Используя инструмент Rubber Stamp (Штамп), мы вывели левое плечо
женщины из-за рамы. Затем мы выделили часть фигуры и применили фильтр Motion
Blur (Размытие в движении) с малой величиной эффекта. Это усиливает ощущение
нереальности.
![]() |
![]() |
5 Подбор текстур
Фотографии текстур вдохнут жизнь в нашу композицию.
- Данная текстура получена путем нанесения на белую поверхность краски и
размазывания ее разбавителем. Для этого вы можете воспользоваться кистью и
линейкой. Работать следует на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом
помещении. Результат применения текстуры напоминает инопланетный ландшафт.
- Фотография водной поверхности, отражающей преломленный свет, также может
служить превосходной текстурой. Блики и тени на ней прекрасно подходят для
наложения на другое изображение в режиме Screen (Осветление).
- Изображение металлических поверхностей, тронутых коррозией, поможет придать
грубоватый вид слишком чистой фотографии. Сновидения редко изображают четко,
обычно подобные картинки выглядят смутными. Эти грубые поверхности сделают
рисунок загадочным.
![]() |
![]() |
6 Размещение текстур
Здесь открывается простор для экспериментирования - попробуйте разместить эти текстуры разными способами.
- Поместите на рисунок изображение с разводами краски. Поэкспериментировав
с разными режимами наложения, вы поймете, что некоторые из них дают прекрасный
результат, смешивая текстуру с основным изображением.
- В режиме Overlay (Перекрытие) композиция обретает новые цвета и новое
измерение, у нее появляется дополнительная глубина.
- Однако эффект слишком силен и закрывает иллюстрацию, делая неразличимыми
некоторые детали. Понизив уровень непрозрачности слоя до 50%, мы можем исправить
этот недостаток, интегрировав текстуру в общую композицию.
![]() |
![]() |
7 Наложение текстур
Правильное наложение текстур придаст композиции особое очарование.
- Попробуйте вставлять в рисунок разные текстуры: перемещайте их и смотрите,
как они воздействуют на изображение, как изменяют его цвета в разных режимах
наложения. Желаемый эффект достигается исключительно путем экспериментирования.
- Перекроем часть лица слоем «водная поверхность» в режиме наложения Color
Dodge (Осветление основы). В результате получится нечто похожее на небо, вызывающее
ассоциации с полетом. Ниже мы поместили инвертированный слой «поверхность
с коррозией».
- Завершая этот этап, осветляем последнюю текстуру (режим Screen). В результате
появляются голубые электрические искры, контрастирующие с остальными элементами
композиции.
![]() |
![]() |
8 Мусор и царапины
Завершая нашу сюрреалистическую композицию, добавим в нее «замусоренные» органические текстуры.
- Текстуры из мазков краски с крапинками и царапинами, подобные этой, вы
можете создавать сами. Эти текстур мы используем для еще большего загрязнения
основного изображения, которое до сих пор оставалось относительно чистым.
- Перенесите слой с текстурой в композицию и командой Hue/Saturation (Цветовой
тон/Насыщенность) измените ее цвет под стать основному изображению. В данном
случае оттенки красного добавят изображению глубины. Примените к слою режим
наложения Multiply (Умножение).
- Посмотрите, как царапины влияют на общую композицию. Инструментом Rubber
Stamp (Штамп) уберите «мусор» там, где он мешает. Тем же инструментом перенесите
наиболее интересные участки текстуры в области, требующие дополнительной детализации,
например на шею.
- Огрубим темные области еще сильнее. Сделаем это с помощью текстуры из
мазков краски. Перенесем ее на рисунок, инвертируем и командой Hue/Saturation
настроим цвета. Затем осветлим самые темные участки.
- Продолжаем добавлять новые текстуры. Вставим еще одно изображение поверхности
с коррозией и поэкспериментируем с режимами наложения Soft Light (Мягкий свет)
и Overlay (Перекрытие). Чем больше мы добавляем деталей, тем сильнее композиция
начинает походить на сюрреалистический ландшафт.
- Добавив слаборазличимый текст, придадим иллюстрации еще больше загадочности
— словно это не до конца решенная головоломка. Деформируйте текст с помощью
модуля Liquify. Перенесите его в композицию при помощи режима Overlay сделайте
полупрозрачным и позиционируйте. Теперь изображение содержит массу слабых
деталей, которые сообщают картине сюрреалистическую призрачность. Композиция
завершена.
КомпьюАрт 11'2002