КомпьюАрт

11 - 2002

UV-Setter

А.Е.Марголин, канд. экон. наук, компания PrintHouse

Технологии

Производственная мощность

Сравнительный экономический расчет

Цифровой, экономичный, много места не займет, окупится… Или, как купить формное оборудование, чтобы печатник не заметил, а бухгалтер обрадовался.

Как выгодно купить оборудование? Какое техническое решение окупится быстрее и принесет большую прибыль? Где искать резервы, когда все уже испробовано? Вопросы не простые, и в разные периоды времени на них имеются разные ответы. Цифровая эпоха хотя и наступает не так быстро, как об этом говорят производители, тоже предлагает свои решения в традиционном русле прогресса: меньше ручных процессов, меньше физических материалов, больше конструкторской мысли, больше автоматики — значит быстрее производство, больше экономии, больше прибыли.

Технологии

Известно, что сейчас типографии подготавливают офсетные печатные пластины двумя основными способами: традиционно, то есть с помощью пленок в копировальной раме, и с применением аппаратуры СТР (Сomputer to Рlate). В первом случае требуется создать в фотонаборном аппарате пленку, проявить ее, высушить, осуществить монтаж, совместить в копировальной раме с предварительно очувствленной пластиной и экспонировать в лучах UV-лампы. При втором способе берут специальную термальную или серебро-галоидную (на профессиональном жаргоне — «фиолетовую») пластину, экспонируют ее с помощью лазера и затем проявляют в специальной химии. Но некоторое время назад в технологии СТР появилось очень интересное направление, взявшее лучшее от обоих способов: от традиционной пленочной технологии — UV-лампу, традиционные пластины, химию и аналоговую цветопробу, а от СТР — отсутствие пленки.

В устройствах экспонирования СТсР УФ-плейтсеттерах фирмы BasysPrint (торговая марка UV Setter) используется специальный процесс DSI (Direct Screen Imaging — цифровое растровое экспонирование) — метод прямого экспонирования цифровых данных, основанный на технологии DLP (Digital Light processing — цифровая модуляция света), разработанной Texas Instruments, Inc. Основой технологии является микрозеркальный чип DMD Digital Micromirror Device — цифровое микрозеркальное устройство). На этом чипе на площади около 2 см2 расположено примерно 13 млн. единичных микрозеркал с цифровым управлением. Свет от UV-лампы УФ-плейтсеттера, падающий на поверхность такого зеркала, может быть либо спроецирован на поверхность пластин через систему линз (благодаря этому и формируется растровое изображение), либо рассеян. Именно таким образом на пластину экспонируется оцифрованное изображение.

В начало В начало

Производственная мощность

Производительность различных моделей УФ-плейтсеттеров составляет от 7 до 25 пластин в час (имеется в виду полное использование формата машины; для печатных форм меньших размеров скорость больше), хотя специализированные агрегаты могут выдавать и свыше 100 пластин в час . Производя 25 пластин в час, как это делает, например, BasysPrint UV-Setter 710-f2, при работе в одну сменуи с учетом 70% использования рабочего времени, можно получить до 3500 тысяч пластин в месяц формата 70х100. Учитывая, что 3500 тысячи пластин потребляют достаточно крупные типографии, а УФ-плейтсеттер может работать и в три смены, можно говорить, что 100% загрузка плейтсеттера — встречается крайне редко.

В табл. 1 представлены расчеты объемов продукции, которые можно отпечатать при таком диапазоне производительности агрегатов и заданном среднем тираже. Приводится ряд скоростей обработки пластин, несколько типов красочности продукции, которые дают количество комплектов форм. Используя данные о средней тиражности, получаем средний выпуск печатной продукции для каждого варианта красочности в тысячах листов-оттисков для часа, дня и месяца работы одного плейтсеттера в среднем при 70% эффективности использования. Соответственно производственная мощность плейтсеттера рассчитывалась, как его производительность в час, умноженная на эффективное время. Из полученных данных видно, что даже работающий в одну смену УФ-плейтсеттер может обеспечить пластинами сразу несколько печатных машин, и нужно иметь загрузку крупнейших комбинатов, чтобы потребовался второй агрегат. Разумеется, чем больше красочность и короче тиражи, тем больше загрузка, и один двухкрасочный «Доминант» может потреблять пластин больше восьмикрасочной машины. Поэтому все примеры приводятся в качестве сравнения экономических аспектов технологий и оборудования, причем из-за печатного варианта воспроизведения расчеты проводились с округлением, в реальности результат будет несколько лучше:

В начало В начало

Сравнительный экономический расчет

Для оценки экономической стороны покупки УФ-плейтсеттера был сделан сравнительный расчет экономической эффективности эксплуатации оборудования с помощью сопоставления денежных потоков, порождаемых пленочной технологией и технологиями СТР и СТсР. Расчеты производились без учета эффекта от ряда плюсов УФ-плейтсеттеров, некоторые из которых приведены в табл. 2.

Объемы изготовления печатных форм были взяты равными для каждой технологии, что позволило отказаться от определения цены готовых пластин, величины налогов, связанных с реализацией, и прочих сопутствующих издержек вроде коммерческих расходов. Уровняв доходы по технологиям, мы получили возможность сравнивать экономическую эффективность технологий, используя только себестоимость производства — самую объективную часть расчетов. Сравнение себестоимостей позволяет выяснить получаемую экономию, и для понимания настоящей окупаемости оборудования нужно добавить эффект от использования техники, так как оборудование приносит собственную прибыль.

Следует также отметить, что НДС в расчетах участия не принимает, так как возмещается налогом, который платят клиенты компании. Амортизация тоже не учитывается, потому что хоть и является частью себестоимости, но никуда не платится, то есть не является оттоком средств и нужна лишь для законного уменьшения финансового результата и налога на прибыль. Кроме того, дисконтирование денежных потоков не производилось. Таким образом, оценивая разницу в себестоимости производства квадратного метра печатной формы умноженную на объем производства получаем экономию (табл. 3).

Внедрение технологии СТсР позволяет также высвободить средства, замороженные в запасах пленки и в затратах на химикаты, вследствие чего выигрыш будет равен средней стоимости запасов этих материалов. Не учитывалась и стоимость старого оборудования для производства форм, которое можно продать.

Экономика традиционной технологии

В данном варианте в виде производственных расходов учитываются расходы:

  • на фототехническую пленку с учетом потерь 20% (в расчете не учитываются сторонние пленки, хотя в этом случае с экономической стороны ситуация для типографии хуже: если нет этой стадии работы, то нет связанной с ней прибыли, простаивает оборудование и персонал, а оперативные расходы присутствуют — аренда, коммунальные расходы, затраты, выплаты за оборудование. Таким образом, для оборудования традиционной технологии условия были улучшены);
  • проявитель и закрепитель для пленки;
  • пластины;
  • химикаты для пластин;
  • заработную плату на требуемое количество работников.

Кроме того, мы учитывали операционные расходы в виде возможной аренды 50 кв.м площади по 5 долл. За 1 кв.м, коммунальных платежей в размере 3 долл. За 1 кв.м и накладных расходов, взятых как 20% от зарплаты.

Особое внимание следует обратить на переменные производственные расходы (пленка и химикаты): поскольку они доминируют, то именно они и являются основными статьями экономии при использовании СТсР.

Экономика технологий СТР и СТсР

В этих технологиях уже нет необходимости в расходах на пленку и соответствующие ей химикаты. Потребуется меньше площади помещений и меньше работников по сравнению с традиционной технологией. Практически все статьи СТР и СТсР совпадают, и разница состоит лишь в размерах затрат на пластины и химикаты.

В табл. 3 указаны расходы по участку традиционной технологии, СТР- и СТсР-технологии. Расчет приведен на объем производства, равный 1000 пластин в месяц, используя который и скорректировав его на известный объем производства, можно определить экономию в месяц в конкретной типографии. Если производство превышает производительность выбранной модели для односменной работы, следует увеличить численность персонала.

Поскольку самым быстро окупающимся оборудованием в полиграфии традиционно являются печатные машины и двухлетний срок возврата средств по ним считаются отличным результатом, то одна только экономия, полученная за год от использования плейтсеттера при средней загрузке, сопоставима с его стоимостью, а ведь есть еще порождаемый УФ-плейтсеттером доход! Умножив экономию на тысяче пластин на объем производимых форм и разделив цену выбранного аппарата на экономию, которую может получить типография, несложно приблизительно посчитать, за какой период сэкономленные средства превысят стоимость УФ-плейтсеттера.

Резюмируя вышесказанное, можно говорить о полном превосходстве СТсР над конкурирующими технологиями. Отсутствие организационных проблем внедрения СТсР, использование традиционных, всегда имеющихся в наличии материалов, широчайший выбор поставщиков, сокращение длительности цикла производства, и главное, очень большая экономия на материалах — все это однозначно предопределяет выбор СТсР.

Когда верстался номер, были получены новые данные от производителя оборудования о производительности УФ-плейтсеттера на пластинах от других производителей, в том числе и позитивных. Следует отметить, что полученные значения производительности несколько ниже, чем указано в статье, но это отнюдь не уменьшает экономическую эффективность данного устройства, так как она основана главным образом на экономии материалов. Исходя из полученных данных УФ-плейтсеттер можно рекомендовать типографиям, не имеющим больших пиков в производстве пластин и производящих до 1500-2000 тысяч пластин в месяц. При большем объеме производства или высоких пиках в работе экономически эффективнее использовать несколько УФ-плейтсеттеров одновременно.

КомпьюАрт 11'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства