КомпьюАрт

11 - 2003

Автоматизация производства рекламных и classified-изданий

Александр Шмаков (as@ru.ru), Андрей Онищук (info@tiff.ru)

Классификация объявлений и рекламы

Общая характеристика системы объявлений и производства изданий adPublisher

Функциональные возможности adPublisher

Приложения dPublisher

Журнал клиентов

Рекламные кампании клиентов

Оперативное изменение параметров издания

Изменение оформления рекламы в издании

Мониторинг заполнения

Автоматическая верстка публикации

Некоторые способы выделений и оформления, доступные операторам системы adPublisher при приеме объявлений для автоматической верстки

Классификация объявлений и рекламы

В соответствии с принятыми стандартами различают три семейства объявлений: текстовое объявление (Сlassified line ad), объявление с иллюстрацией (Сlassified Display Ad) и модульная реклама (Аd ROP Run-of-Page). Первые два семейства включают объявления, которые располагаются в текстовом потоке колонок основного макета. В третье семейство входят многоколонные рекламные модули и объявления.

Основное семейство объявлений — текстовое объявление (Сlassified Line Ad). Его отличительной особенностью является то, что объявления образуются строками текстового потока, расположенного в колонках макета. Можно определять порядок следования объявлений. По умолчанию объявления сортируются в алфавитном порядке.

Объявление может включать несколько абзацев с различным форматированием и неограниченное число выделений — различными гарнитурами и размерами шрифтов, цветом, отбивку линиями сверху и снизу, спецсимволы, расположение на плашке.

Семейство Сlassified Line Ad включает следующие типы объявлений: текст, текстовый бокс (объявление в рамке). Каждый из типов позволяет создать практически неограниченное число вариаций текстовых объявлений сложного форматирования.

Отличительной чертой семейства Сlassified Display Ad является то, что наряду с текстом объявления могут содержать иллюстрации. Кроме того, в объявлении может быть несколько абзацев текста с различным форматированием и неограниченное число выделений — различными гарнитурами и размерами шрифтов, цветом, отбивку линиями сверху и снизу, спецсимволы, расположение на фоне, рамки.

В семейство Сlassified Display Ad входят следующие типы объявлений: текст с логотипом, иллюстрация с текстом, последовательность текстовых и графических боксов (сложное фотообъявление в рамке), индивидуальный макет, подготовленный в иллюстративных пакетах.Клиент может заказать многоколонный макет рекламы по модульной сетке издания для подачи объявления в определенный раздел. Для этих случаев предназначено следующее семейство — модульная и блочная реклама. Объявления и реклама семейства Ad ROP (Run-of-Page) не связаны с текстовым потоком и располагаются на странице независимо — по модульной сетке или в абсолютных координатах. Макеты размещаются согласно заданным параметрам в заказанном месте — например в правом верхнем или в левом нижнем углу полосы.

Семейство Ad ROP включает следующие типы модульной и блочной рекламы: автоматически созданные на основе шаблонов и введенных операторами данных рекламные блоки, подготовленная в иллюстративных пакетах многоколонная реклама, сложные многоколонные рекламные блоки (группы), специальные секции, автоматически создаваемые на основе шаблонов и введенных операторами данных. Например, при 6-колонном макете специальная секция может включать поток фотообъявлений шириной в две колонки. Рассмотрим автоматизацию приема рекламы и объявлений и производства издания на примере системы аdPublisher.

В начало В начало

Общая характеристика системы объявлений и производства изданий adPublisher

Система автоматизации верстки регулярных изданий аdPublisher представляет собой комплекс решений, позволяющих эффективно выпускать газеты бесплатных объявлений, каталоги, справочники типа «желтых страниц», фотокаталоги по продаже недвижимости, автомобилей и т.п. и другие структурированные обновляемые издания.

Система предназначена для автоматизации всех стадий производства регулярных периодических изданий — от установления контакта с клиентом до получения оплаты, от приема рекламы до размещения ее в газете и автоматизированной верстки, а также последующего анализа и учета.

Система позволяет учитывать и контролировать все аспекты производственной, коммерческой и редакционной деятельности. Модульная структура системы дает возможность реализовать необходимые функции в соответствии с требованиями заказчика.

аdPublisher позволяет вести бизнес в нескольких нишах издательского рынка. Достигается это благодаря возможности одновременно готовить одно и то же издание к публикации в нескольких форматах с помощью XML. Автоматизированная верстка осуществляется на основе расширенного языка разметки документов QuarkXPress, Page­Maker, InDesign, FrameMaker, Corel Ventura или для Интернет.

* * *

Выпуск в аdPublisher — это своего рода одиночный номер издания, в котором размещаются реклама и объявления. Выпуск, предназначенный для другого региона, который может содержать ту же информацию или ее часть, но с другим оформлением и расценками, считается самостоятельным изданием.

В системе аdPublisher предусмотрена следующая периодичность изданий: ежемесячная, еженедельная, ежедневная, по специальному графику. Спецвыпуски, пропуски, праздничные и выходные дни указываются в графиках выхода изданий.

Для каждого издания устанавливаются крайние сроки подачи объявлений в зависимости от их типа — строчные или модульные.

Объявления могут поступать на купонах, по телефону или по электронной почте либо подаваться через центры продаж. Для каждого центра продаж может быть установлен свой крайний срок подачи объявлений, свои скидки и т.д.

Уникальной особенностью аd­Publisher является возможность изменять тип объявления. Например, обычное текстовое объявление может быть автоматически преобразовано в фотообъявление или в рекламный блок (Ad ROP). Можно также изменить размер объявления и дублировать или переместить его в другую рубрику либо выпуск.

Каждое семейство рекламных объявлений имеет множество типов (шаблонов) оформления, что позволяет обеспечивать многообразие рекламных предложений.

В семействах вы можете создавать новые типы объявлений, которые можно связывать определенным алгоритмом ценообразования. Каждое объявление должно относиться к конкретному типу, а тип — к семейству.

Для объявлений могут использоваться разные алгоритмы расчета стоимости. Типы объявлений могут быть соотнесены с прайс-кодами для различных публикаций. К примеру, в стандартном выпуске частное объявление может оцениваться по стандартной ставке, а в пятничном (или в региональном) выпуске идти с наценкой, согласно правилам, установленным в прайс-листе для определенного типа объявлений в конкретном издании. Каждый прайс-код может быть соотнесен только с одним изданием, типом и семейством объявления.

Отдельными элементами макета, которые аdPublisher также позволяет размещать автоматически, являются названия и пиктограммы рубрик, разделов, колонтитулов и т.д.

В начало В начало

Функциональные возможности adPublisher

Прием рекламы

Система позволяет принимать рекламу от клиентов несколькими способами:

• через форму заказа на сайте издательства. Клиент самостоятельно заполняет форму заказа. При расчете картой предоплаты система идентифицирует номер и владельца карты и производит автоматическую авторизацию заказа;

• по телефону. Данные заносятся операторами. При расчете картой предоплаты система идентифицирует номер и владельца телефонной карты;

• на электронных носителях;

• в бумажном виде (купоны, форма от агента, материалы к оригинал-макету и пр.);

• в виде заказа на изготовление модуля. Оператором заносится информация о заказе на изготовление модуля, на выезд фотографа или курьера и т.д.

Оплата

Система ведет учет по клиентам издательства. Для каждого клиента можно завести личный профайл. Одним из разделов профайла является виртуальный счет клиента, на котором аккумулируются средства от приобретения клиентом карты предоплаты, прямые платежи и т.д.

Система предоставляет возможность принимать рекламу без оплаты (на счету клиента не хватает средств). В таком случае реклама маркируется как неоплаченная и дальнейшее ее прохождение по стадиям производства приостанавливается до момента, пока на счету клиента не наберется требуемой суммы.

Подготовка макета

Система предоставляет возможность пользоваться типовыми, заранее определенными макетами объявлений. Клиент лишь выбирает тот или иной вариант оформления и передает данные, а система сама генерирует графический файл для верстки.

В случае эксклюзивных макетов оператор оформляет заявку на разработку макета, которая автоматически поступает в отдел дизайна. Разработанные дизайнером макеты размещаются в специальном разделе профайла, где клиент может ознакомиться с ними и утвердить их.

Верстка номера

Система аdPublisher предоставляет возможность автоматической верстки. По заранее подготовленному макету осуществляется спуск экспортированных из базы данных системы материалов.

Предусмотрены спуски двух видов: черновой — для корректуры (здесь каждое рекламное объявление имеет собственный номер, по которому, в случае необходимости, его легко будет найти) и чистовой — для генерации PostScript-файлов.

В начало В начало

Приложения dPublisher

Система аdPublisher состоит из набора приложений, призванных обеспечить автоматизацию вышеописанных бизнес-процессов.

Приложение «Клиент»

«Клиент» — это Web-приложение, с помощью которого заказчики могут самостоятельно подавать объявления, а также заявки на рекламу, используя установленную на компьютере специальную программу либо Web-интерфейс. Оба эти интерфейса схожи по функциональности и позволяют клиенту просмотреть/изменить свой профайл, узнать текущее состояние счета, историю размещенной рекламы и подать новое объявление в конкретные номера выбранного издания в указанную рубрику по определенному шаблону. Подача рекламы с использованием приложения «Клиент» возможна при любом виде оплаты.

Приложение «Посредник»

Посреднику предоставляется возможность взаимодействия с системой через Web-интерфейс. Он может подавать объявления от собственного имени или от имени клиента. В любом случае заказ на размещение и счета на оплату формируются на имя посредника. Посредник имеет возможность создать новый заказ на размещение рекламы, поданной ранее и хранящейся в БД.

Приложение «Оператор»

Рабочее место оператора реализовано в виде десктоп-приложения или Web-интерфейса. Оператор может осуществлять все функции работы с репозитарием рекламы: создание, удаление, редактирование рекламного объявления.

Редактируя рекламное объявление, оператор может изменять данные во всех информационных полях объявления, может внести отметку об оплате, поменять данные о том, когда и где размещать объявления, и изменить макет оформления (в случае если совпадает информационная модель).

Кроме того, оператор может размещать строчные объявления по купонам и картам предоплаты.

Приложение «Корректор»

Рабочее место корректора — это интерфейс десктоп-приложения. Корректор может просматривать данные для публикации (тексты объявлений) и вносить в них изменения. Возможно также на основании этих данных делать корректировочные спуски для сверки и внесения исправлений. Внутренняя информация, не предназначенная для публикации, корректору недоступна.

Приложение «Менеджер по заказам»

Рабочее место менеджера по заказам, позволяющее полноценно взаимодействовать с клиентами и посредниками, реализовано в виде десктоп-приложения либо Web-интерфейса. Оно предоставляет возможность планировать контакты с клиентами, отслеживать историю контактов и размещений рекламы, формировать заказы и счета на оплату принятой рекламы. Приложение предоставляет следующие возможности:

• размещение блочной рекламы и информации от крупных клиентов;

• резервирование места и ввод информации о способе оформления рекламы;

• расчет стоимости, наценок и скидок;

• подготовка заявки на выставление счетов;

• внесение информации о получении счета клиентом и об оплате;

• управление черным списком.

Приложение «Менеджер по выпуску»

Рабочее место менеджера по выпуску — это интерфейс десктоп-приложения. Данное приложение позволяет:

• управлять графиком выхода того или иного издания;

• определять содержание готовящихся к выпуску номеров (редактировать ТОС);

• отслеживать наполнение номера (в знаках и выполнять примерный расчет по площади);

• осуществлять спуск;

• управлять черным списком.

Менеджер по выпуску может анализировать поступающую информацию в наглядном виде, например оценивать соотношение платных и бесплатных объявлений в текущем номере, соотношение рекламы платной, размещенной по предоплате или в кредит, контролировать объявления по черному списку, отслеживать дубликаты объявлений от одних и тех же лиц и т.д.

Приложение «Топ-менеджер»

Рабочее место руководителя — это интерфейс десктоп-приложения. Приложение предоставляет возможность составлять финансовый анализ, планировать специальные акции — дополнительные скидки или бонусы на определенный период или на определенный объем объявлений. Основные функции приложения:

• возможность расчета эффективности операторов и посредников по количеству объявлений на единицу времени и по полученным суммам;

• возможность ведения внутреннего финансового учета;

• пакет финансового анализа позволяет получать информацию в соответствии с заданными параметрами. Например, сравнение удельного веса рубрики в публикации с доходами от нее;

• управление журналами клиентов и посредников;

• управление графиками выхода изданий;

• управление системой ценообразования;

• изменение алгоритмов расчета стоимости объявления того или иного типа.

С помощью данного приложения руководитель может анализировать информацию в системе в наглядном виде, например контролировать соотношение платных и бесплатных объявлений в текущем номере; соотношение рекламы платной, размещенной по предоплате или в кредит и т.д.

В случае возникновения конфликтов при размещении объявлений или рекламы предусмотрена возможность разрешения ситуации согласно определенным критериям: приоритет заказчика, иерархия менеджеров, стоимость объявления или рекламы, степень внесения оплаты заказчиками и пр.

Приложение «Администратор»

Рабочее место администратора — это интерфейс десктоп-приложения. С его помощью администратор может осуществлять настройки системы, распределять роли между пользователями (один пользователь может выполнять несколько ролей). Администратор системы имеет возможность:

• анализировать информацию в системе в наглядном виде;

• контролировать график загрузки операторов по времени;

• контролировать объявления по черному списку;

• отслеживать дубликаты объявлений от одних и тех же лиц и т.д.;

• блокировать доступ пользователей к системе или публикацию внесенных ими данных.

Приложение «Верстальщик»

Данное приложение предоставляет верстальщику возможности:

• спуска по рубрикам, разделам, секциям и т.д. для осуществления параллельной верстки или обнаружения ошибок;

• спуска разделов в обычный текст для вычитки c нумерацией объяв­лений идентификаторами и атрибутами рекламных объявлений.

Приложением «Дизайнер»

Приложение содержит редактор шаблонов и типовых сокращений. Предоставляется возможность настройки:

• типографских параметров;

• числа полос;

• размера печатного поля;

• размера рабочего поля;

• цветности;

• рубрикатора;

• характеристик шаблонов;

• наборов типов и шаблонов форматирования объявлений, отличающихся для разных медиаформатов.

Среди основных функций приложения — следующие возможности:

• установки характеристик «число символов/площадь»;

• построения модульной сетки и ее изменения;

• изменения шаблонов оформления;

• возврата к предыдущим установкам.

В начало В начало

Журнал клиентов

Рекламный отдел контактирует с сотнями клиентов, у имеющих свои пожелания, которые учитываются системой при формировании выпусков издания. Журнал клиентов позволяет группировать записи о клиентах по разным критериям, таким как дата регистрации, количество обращений, контактные лица и т.д. По клиентам ведется вся контактная информация, история их обращений и их реквизиты для автоматического формирования заявок на создание финансовых документов.

Система adPublisher разделяет заказчиков на прямых клиентов и посредников. Система учета информации о клиентах позволяет отслеживать историю работы с клиентами даже в том случае, если они контактируют не напрямую с издательством, а через рекламное агентство.

В начало В начало

Рекламные кампании клиентов

Поступление информации в базу данных происходит в реальном времени. При принятии объявления в базе фиксируются номера публикаций, способ оформления, дата, время, номер оператора, внесшего объявление, краткая информация о подателе объявления, контактный телефон и другая необходимая информация.

Для размещения рекламы в системе клиентом или оператором должен быть сформирован заказ на размещение, при формировании которого происходит предварительное резервирование рекламной площади согласно срокам рекламной кампании клиента.

При формировании заказа система автоматически рассчитывает полагающиеся клиентам скидки за объем публикуемой рекламы, агентские скидки рекламным агентствам, индивидуальные скидки клиентам, полученные за долговременное сотрудничество, скидки, определяемые самим издательством при проведении акций с целью привлечения новых клиентов.

При создании заказа система автоматически формирует заявку на создание счета. Проформа счета может быть распечатана или выслана по электронной почте.

В начало В начало

Оперативное изменение параметров издания

Благодаря своей гибкости программный комплекс adPublisher позволяет вносить изменения в рубрикатор издания, прайс-листы, таблицы наценок и скидок, в порядок расчета стоимости рекламы с учетом действующих правил налогообложения, в список выпусков, в список типов рекламы и т.д.

В начало В начало

Изменение оформления рекламы в издании

Каждый выпуск издания состоит из определенного набора рубрик. Реклама в каждую из них может заливаться независимо от других. В каждой рубрике могут применяться свои правила и стили форматирования рекламы. В то же время система допускает радикальное изменение всего оформления газеты. Для этого необходимо отредактировать сами шаблоны форматирования в программе верстки, что доступно на рабочем месте верстальщика.

В начало В начало

Мониторинг заполнения

Для оценки заполнения номера рекламой на рабочих местах доступна статистика как с учетом только оплаченной рекламы, так и с учетом заявленной, но не оплаченной рекламы либо согласно другим критериям. Мониторинг заполнения номера ведется и в целом по изданию, и по отдельным рубрикам. Оценка степени заполнения производится на основании введенных в систему параметров рубрик в привязке к выпускам издания (распределение рубрик по выпускам, количество объявлений в рубрике, максимальная площадь, отводимая под рубрику, и т.д.). Текстовые и фотообъявления в идеологии системы рассматриваются как один из видов рекламы.

В начало В начало

Автоматическая верстка публикации

Система adPublisher может выполнять генерацию информации для верстки отдельно по разделам, секциям или рубрикам. Поскольку спуск модульной рекламы происходит одновременно с автоматической версткой текстовых объявлений, система исключает возникновение проблем с расчетом свободного места и расстановкой рекламы. Например, если содержимое текущего номера изменилось из-за вновь поступившей рекламы или объявлений, верстку легко обновить, выполнив спуск только того раздела, в котором обновилась информация. Пока оператор пополняет базу, дизайнер может работать над редакционными материалами или рекламой, редактировать стили или расставлять модули по полосе. Затем, при выполнении спуска, все сверстанные блоки статей и рекламы будут «обвязаны» основным массивом объявлений.

Таковы вкратце основные функциональные возможности системы аdPublisher. Общие вопросы функциональности систем управления рекламой уже рассматривались в журнале КомпьюАрт и доступны на сервере издательства по адресу www.compuart.ru/Article.asp?id=4287. В ближайших номерах журнала авторы надеются продолжить эту тему и представить сравнительное описание систем автоматизации для издательств, изучение возможностей которых проводится с 1999 года.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства