КомпьюАрт

11 - 2003

Шрифты в графическом оформлении печатной продукции. Часть 4

Николай Дубина info@prodtp.ru

После революции и гражданской войны производство наборных шрифтов на нет, практически до конца двадцатых — начала тридцатых годов страна «проедала» накопленные запасы шрифтов и словолитных матриц.

Кириллица

Отсутствие шрифтового разнообразия было обусловлено не только разрухой, но и тем, что строители «нового мира» не считали нужным использовать все эти «декоративные буржуазные штучки». Например, сторонники конструктивизма утверждали, что от шрифта требуется только функциональность, которую могут обеспечить гротески. Прочие же шрифты можно отправить на свалку истории.

Таким образом, в тридцатые годы для набора литературы в основном использовались такие гарнитуры, как Латинская, Академическая, Елизаветинская, Обыкновенная плотная плюс некоторые гротески. Титульные шрифты заменялись рисованной графикой.

Ситуация изменилась в 1932 году, когда был создан первый отечественный линотип. Матрицы для него приходилось покупать за границей за золото. Стоили они дорого, поэтому при Производственном отделе НИИ Наркомместпрома РСФСР была организована шрифтовая группа, которая стала заниматься вопросами истории и развития типографского шрифта. Этой группой в 1936 году был создан первый в Советском Союзе линотипный шрифт Эксцельсиор (Н.Кудряшев, руководитель проекта — профессор М.Щелкунов). Шрифт был кириллической адаптацией одного из лучших американских газетных шрифтов того же названия (1931, Ч.Гриффит) — малоконтрастной брусковой антиквы, пригодной для высокоскоростной печати на грубой газетной бумаге. Первый блин оказался комом, и этот шрифт применялся недолго.

Чтобы проследить дальнейшую историю кириллических шрифтов, обратимся к статье «Кириллица» Владимира Ефимова, арт-директора фирмы «ПараТайп», вошедшей в книгу П.Карова «Шрифтовые технологии»: «В 1940 г. на основе Эксцельсиора коллективом художников Отдела новых шрифтов под руководством Е.Царегородцевой и Л.Маланова был разработан шрифт, названный Журнальная гарнитура. А.Щукин, основываясь на шрифтах Латинской гарнитуры Бертгольда и шрифтов типа лемановской Ренаты, начал работу по созданию новой Литературной гарнитуры. В это же время группой художников (Н.Кудряшев, Г.Банникова и А.Щукин) была начата разработка гарнитуры Обыкновенная новая на основе

27-й монотипной и 4-й ручной гарнитур, первый этап которой был завершен в 1940 г. уже в лаборатории шрифта НИИ НКМП. Шрифт создавался для набора 4-го издания Собрания сочинений В.И.Ленина, поэтому в состав шрифта были включены комплекты греческих, математических и других знаков, что впоследствии позволило с успехом применять Обыкновенную новую для набора научной литературы».

Вторая шрифтовая группа была создана в НИИ Полиграфической и издательской техники ОГИЗа РСФСР. В 1938 году обе группы были объединены в шрифтовую лабораторию при НИИ Полиграфической и издательской техники НКМП РСФСР. Лаборатория должна была завершить модернизацию типографских шрифтов, а также на основе лучших зарубежных шрифтов разработать новые кириллические шрифты. В 1939 году под руководством Е.Черневского на основе шрифта Сенчури Скулбук (1915-1923, М.Бентон) была начата разработка Школьной гарнитуры, предназначенной для набора учебников и детских книг. На основе шрифтов Эрбар-Гротеск (1929, Я.Эрбар) и Метро (1929, У.Двиггинс) А.Щукин приступил к разработке Журнальной рубленой гарнитуры для книжных, журнальных и газетных изданий.

Война прервала работу шрифтовиков, однако после ее окончания, уже в марте 1946 года, в составе НИИ полиграфического машиностроения была создано новое подразделение — Бюро по разработке новых рисунков шрифтов (позднее переименованное в Отдел новых шрифтов — ОНШ, а затем в Отдел наборных шрифтов). Почти полвека — до распада СССР — ОНШ был единственной организацией в России, проектировавшей шрифты.

Вновь обратимся к статье Владимира Ефимова: «Через ОНШ прошло несколько поколений отечественных художников-шрифтовиков (по нынешней терминологии — шрифтовых дизайнеров)…

Наряду с художниками, занятыми разработкой рисунков для новых типографских шрифтов, в составе ОНШ работали техники, чертежники, фотографы, занятые разработкой технической документации, оформлением чертежей для заводов, производящих шрифтовые матрицы. Освоением шрифтовой документации и серийным выпуском матриц для наборных и шрифтолитейных машин различных моделей, а в 70-х годах — шрифтоносителей для фотонаборных машин были заняты пять заводов: Московский экспериментальный, Ленинградский и Шадринский заводы полиграфических машин, 1-й Ленинградский и 2-й Московский шрифтолитейные заводы.

В ОНШ проектировались шрифтовые гарнитуры на русской (кириллической) и латинской графических основах для набора на основных европейских языках и языках народов Советского Союза, шрифты особой графики для набора на языках народов Азии и Африки, наборные орнаменты и украшения, а также проводились научно-исследовательские работы в области истории и теории шрифта. За время своего существования художники ОНШ спроектировали около 80 гарнитур русско-латинской графики и более 70 гарнитур особых графических форм. С ОНШ сотрудничали известные советские художники книги и шрифта В.Фаворский, Н.Пискарев, С.Телингатер, В.Лазурский, П.Кузанян, И.Рерберг, Е.Коган и др. В ОНШ проектировались шрифты для металлического ручного и машинного набора, для цифрового и для фотонабора. Также готовились кадры и оказывалась техническая помощь в организации шрифтовых лабораторий в Армении и Грузии».

Вспоминая наиболее значимые разработки кириллических шрифтовых гарнитур, спроектированных в ОНШ, нельзя не упомянуть такие, как Бажановская (1958, М.Ровенский), Байконур (1960-69, Г.Банникова), Банниковская (1946-51, Г.Банникова), Кузаняна (1959, П.Кузанян), Ладога (1968, А.Щукин), Лазурского (1959-62, В.Лазурский), Нева (1970, П.Кузанян), Балтика (1951-52, В.Чиминова, И.Слуцкер), Журнальная (1951-53, Л.Маланов, Е.Царегородцева), Журнальная рубленая (1940-56, А.Щукин), Мысль (1986, С.Ермолаева, Э.Захарова, И.Слуцкер), Новая журнальная (1963-66, М.Ровенский), Звездочка (1978, Е.Глущенко), Новая газетная (1951, Н.Кудряшев), Газетная Трудовская (1963, Н.Кудряшев), Букварная (1958-65, Е.Царегородцева), Школьная (1939-61, Е.Царегородцева), Гранит (1966, П.Кузанян), Декор (1979, П.Кузанян)… Очень знакомые названия, не правда ли?

Гарнитура Газетная Трудовская

 

Вместе с перестройкой в нашей стране началось бурное развитие новых компьютерных технологий. А технологии нуждались в новых цифровых шрифтах. ОНШ прекратил свое существование в 1993 году в связи с отсутствием государственного финансирования. Место ОНШ заняли частные фирмы, которые удовлетворяли спрос на цифровые кириллические шрифты. В их числе можно назвать фирмы, поставлявшие полиграфическое оборудование: «Интермикро» и «Софт­Юнион» (Москва), бывший отдел шрифтов ленинградского завода «Полиграфмаш» (С.-Петербург), дизайн-студии «ДиГрафикс», «Аз-Зет», «ТайпМаркет», «Дабл­Алекс», SPSL (все — Москва), «ТиГра» (Красноярск), «Тильде» (Рига), совместное предприятие «ПараГраф» (Москва) и др.

Первыми цифровые шрифты изготавливались программистами, поэтому их качество оставляло желать лучшего. Оказалось вдруг, что шрифты создавать совсем непросто, и к делу привлекли дизайнеров. Именно после этого стали появляться первые профессионально разработанные цифровые кириллические шрифты.

В 1989 году началась история известнейшей российской фирмы по проектированию и производству шрифтов «ПараТайп». Сначала это был отдел шрифтов фирмы «ПараГраф» (ныне «Параллел Графикс» (Parallel Graphics)), а некоторое время спустя на его основе было образовано самостоятельное предприятие.

Первыми оригинальными шрифтами библиотеки цифровых шрифтов «ПараТайп» фирмы «ПараГраф» стали Прагматика (1989-1994, В.Ефимов), Эдвер Готик (1989, В.Ефимов), Бодони (1989, А.Тарбеев), Парсек (1990, Э.Слыш), Ньютон (1990, до 1993 —Таймс ЕТ, В.Ефимов, А.Тарбеев), Астрон (1991, Э.Слыш), ФриСет (1992, Т.Сафаев) и др.

Одним из дальновидных решений, принятых фирмой «ПараГраф», стало заключение с известной американской шрифтовой компанией ITC (International Typeface Corporation) договора о лицензировании ее шрифтов и о праве разрабатывать их кириллические версии. Огромную роль здесь сыграл известный российский график-дизайнер и художник книги Максим Жуков, который был консультантом ITC по кириллической графике. В рамках проекта с ITC к настоящему моменту разработана 21 гарнитура в 85 начертаниях, среди которых кириллические версии таких шрифтов, как ITC Авангард Готик (1993, В.Ефимов), ITC Баухауз (1994, Т.Лыскова, Э.Слыш), ITC Бенгет Готик (1994-1997, А.Тарбеев), ITC Букман (1993, Л.Кузнецова, Т.Сафаев), ITC Франклин Готик (1995, И.Слуцкер, Т.Лыскова), Фриц Квадрата (1997, А.Тарбеев), ITC Гарамон (1993-1995, А.Тарбеев), ITC Кабель (1994, Т.Сафаев), ITC Коринна (1995-1997, Л.Кузнецова), ITC Нью Баскервиль (1993-1997, Т.Сафаев), ITC Официна Санс (1994, Т. Сафаев), ITC Официна Сериф (1994, Т. Сафаев), ITC Цапф Чансери (1993, В.Ефимов, Г.Барышников) и др.

Интересно, что одним из направлений деятельности отдела шрифтов «ПараГрафа» было возрождение российского шрифтового наследия — как советского, так и дореволюционного. Некоторые старые шрифты, от которых остались только разрозненные отпечатки в каталогах, приходится восстанавливать практически по буквам. Среди дореволюционных шрифтов, восстановленных в цифровом виде, можно назвать гарнитуры Бернхард (1993, Т.Лыскова), Блок (1997, Т.Сафаев), Гермес (1993, Т.Сафаев), Герольд (1993, В.Ефимов), Жирный Гротеск (1997, Т.Сафаев), Каролла (1994, Т.Лыскова). Среди шрифтов советского периода — гарнитуры Лазурского (1962, В.Лазурский, цифровая версия 1984-1990 годов В.Ефимова), Литературная (цифровая версия 1996 года Л.Кузнецовой), Новая журнальная (1963, М.Ровенский, цифровая версия 1997 года Л.Кузнецовой), Обыкновенная новая (1940, Н.Кудряшев, Г.Банникова, А.Щукин, цифровая версия 1996 года В.Ефимова).

Кроме того, шла работа и по созданию оригинальных кириллических шрифтов. Среди них можно назвать гарнитуры БетинаСкрипт (1992, А. Тарбеев), Дублон (1994, О.Карпинский), Кремлин (1995, Т.Сафаев), Ксения (1990, Л.Кузнецова), Магистраль (1997, А.Крюков, Д.Кирсанов), Петербург (1992, В.Ефимов), Родченко (1996, Т.Сафаев).

Фирма «ПараТайп» своей миссией считает формирование шрифтовой культуры в современной России. Поэтому параллельно с разработкой кириллических версий классических латинских шрифтов и возрождением российского шрифтового наследия ее усилия направлены на создание оригинальных и стильных шрифтов. В рамках этой программы «ПараТайп» привлекает молодых дизайнеров, организует семинары и конференции, спонсирует конкурсы кириллических шрифтов. Например, сравнительно недавно фирмой «ПараТайп» был поддержан конкурс шрифтов TypeArt, организованный проектом ВЕДИ (сейчас — ProDTP&ВЕДИ), где были представлены интересные оригинальные разработки отечественных авторов шрифтов. Последняя акция фирмы под названием «Дыр бул щыл», в рамках которой проходили мастер-классы и семинары, проводилась весной этого года.

Конечно, на российском рынке шрифтов работает не только фирма «ПараТайп». Стали появляться новые независимые студии, занятые разработкой новых шрифтов, например студии «Леттерхэд» в Москве и «Пимк-Студио» в Санкт-Петербурге.

В уже упомянутом Интернет-проекте ProDTP&ВЕДИ свои силы могут попробовать начинающие дизайнеры. Там же они могут найти теоретический и практический материалы по созданию и использованию шрифтов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить две тенденции: разработчики стремятся создавать оригинальные кириллические шрифты, потребители (дизайнеры и верстальщики) предпочитают использовать легальные продукты. Таким образом, развитие кириллических шрифтов продолжается.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. — М.: Изд-во МГУ, 1984.

2. Большаков М.В., Гречихо Г.В., Шицгал А.Г. Книжный шрифт. — М.: Книга, 1964.

3. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. — М.: Книга, 1988.

4. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

5. Герчук Ю.Я. Эпоха политипажей. Русское типографское искусство 1-й трети XIX в. — М.: Книга, 1982.

6. Ефимов В.В. Кириллица. Очерк развития кириллического шрифта //Каров.П. Шрифтовые технологии. — М.: Мир, 2001.

7. Ефимов В.В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом // Да. — 1994.

8. Иванова Т.А. Старославянский язык. — 3-е изд. — С-Пб.: СПГУ, 2001.

9. Большая российская энциклопедия. М., 1999.

10. Лазурский В.В. Путь к книге. — М.: Книга, 1985.

11. Немировский Е.Л. Мир книги. С древнейших времен до начала XX в. — М.: Книга, 1986.

12. Острожская азбука Ивана Федорова. Исследование. Словоуказатель. — М.: Книга, 1983.

13. Павленко Н.А. История письма. — Минск: Вышейшая школа, 1987.

14. ПараТайп 97-98. Библиотека цифровых шрифтов РаrаТуре Originals: Каталог. — 4-е изд. — М.: ПараГраф, 1997.

15. Ровенский М.Г. Воспоминания об Отделе наборных шрифтов НИИ Полиграфмаша: Рукопись. — М., 1994. — (Неопубл. — http://www.paratype.ru/ru/e-zine).

16. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. — М.: Муравей, 1998.

17. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт (1708-1958). — М., 1959.

18. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы истории и практика применения). — 1-е изд. — М., 1974; М., 1985.

19. Шицгал А.Г. Репертуар русского типографского гражданского шрифта XVIII. — М., 1981.

20. Йончев В. Шрифтът през вековете. — 3-е изд. — София, 1974.

21. Zhukov М.G. The peculiarities of Cyrillic letterforms design variation and correlation in Russian typeface. — Typography Papers Reading. — 1996.— № 1.

КомпьюАрт 11'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства