КомпьюАрт

11 - 2003

Печатные технологии и защита документов от подделки

Дмитрий Гудилин

Защитные изображения

Защитные краски и лаки

Защитные возможности различных способов печати

Подделывать письменные документы начали в незапамятные времена. И хотя изобретение Иоганном Гутенбергом книгопечатания повысило степень защиты документов, но вместе с тем принципиально новые возможности получили и фальсификаторы, в частности стала возможной подделка печатной продукции в промышленных масштабах. С тех пор уже почти шесть веков идет непрерывная борьба между разработчиками защитных технологий и изобретателями различных способов их подделки.

Способов защиты от подделки чрезвычайно много, и их число растет с каждым годом. Чтобы не пытаться объять необъятное, остановимся лишь на тех из них, которые реализуются с помощью печатных технологий.

Процесс печатания заключается в переносе краски на запечатываемый материал, поэтому защитные свойства отпечатка могут быть обусловлены особенностями репродуцируемого изображения, характеристиками печатных красок, а также особенностями процесса нанесения красок, то есть способа печати.

Защитные изображения

Защитные изображения1 можно разделить на три группы:

• тонкая графика и микрографика;

• скрытые изображения;

• переменная информация.

Воспроизведение сложных композиций из графических элементов малой толщины (гильоширных элементов и тангирных сеток) является одним из наиболее распространенных методов защиты печатной продукции. Гильоширные и тангирные композиции — это системы пересекающихся кривых, тонких линий, образующих фоновые рисунки, которые из-за малой толщины линий не могут быть корректно сосканированы, а значит, и воспроизведены с помощью копировальной техники. Толщина графических элементов выбирается исходя из возможностей репродукционной системы, то есть формного и печатного оборудования. Очевидно, что чем тоньше линии, тем сложнее их воспроизводить при подделке. В настоящее время для создания гильоширных элементов и тангирных сеток применяется специализированное программное обеспечение.

С целью затруднения фальсификации толщина линий может варьироваться, а композиция может накладываться на растровые изображения, создавая иллюзию трехмерности.

Еще одним способом осложнить подделку тонких линий является многокрасочная печать. Добиться требуемой точности наложения красок при последовательном запечатывании материала в нескольких секциях печатной машины чрезвычайно сложно, поэтому для многокрасочной печати гильоширных и тангирных элементов используются технологии орловской и ирисной печати (см. ниже).

Гильоширные элементы и тангирные сетки целесообразно применять только в комбинации с другими способами защиты. Для идентификации подлинности документа, защищенного с помощью тонкой графики, визуального контроля не достаточно — необходимо использование увеличительных приборов.

Микрографика представляет собой композиции из тонких графических элементов, мелкие детали которых визуально не различимы. Самым распространенным видом микрографики является микротекст — строки символов, воспринимаемых человеческим глазом в виде сплошных линий, но читаемых с помощью увеличительных приборов. Микрографика защищает документ от сканирования и усложняет его воспроизведение на традиционном полиграфическом оборудовании. К микрографике можно отнести и изображения, созданные с помощью растров со сложной формой точки, например в виде многоугольников, звезд и т.п.

Скрытые изображения представляют собой графические элементы, специально спрятанные в оформлении печатной продукции, например в композициях тонкой графики. Скрытые изображения становятся видимыми либо при рассматривании оттиска под определенным углом, либо при контроле с использованием специальных инструментов. При фальсификации документа скрытые изображения либо разрушаются и становятся невидимыми на копии, либо наоборот — проявляются, свидетельствуя о подделке. Примером второй разновидности таких изображений являются рисунки или надписи, проявляющиеся при фальсификации документа с помощью копировально-множительной техники.

Одним из способов идентификации изделия и упрощения обнаружения подделок может быть печать переменной информации, то есть персонализация документации, разновидностью которой является нумерация. Для печати переменной информации применяются нумерационные головки и цифровые печатающие устройства.

В начало В начало

Защитные краски и лаки

Для повышения степени защиты изображений от подделки могут быть использованы специальные краски и лаки, которые делятся на следующие группы:

• обладающие специальными оптическими свойствами в видимом свете;

• обладающие специальными оптическими свойствами в УФ- и ИК-излучении;

• обладающие магнитными или токопроводящими свойствами;

• чувствительные к изменениям температуры (термохромные);

• ароматические;

• изменяющие объем.

Специальными оптическими свойствами в видимом свете обладают металлизированные, перламутровые и люминесцентные краски и лаки. Первые два вида красок и лаков отличаются специфическим блеском, что делает невозможным воспроизведение выполненных с их помощью отпечатков на копировальной технике. Люминесцентные краски и лаки могут обладать собственной люминесценцией или накапливать люминесцентный эффект. Первые люминесцируют при дневном свете, а вторые светятся в темноте. Помимо этого разработаны и такие краски, которые меняют свой цвет в зависимости от интенсивности падающего на них света.

Пример защищенной банкноты

 

Для идентификации подлинности документа могут использоваться и краски, обладающие специальными оптическими свойствами в УФ- и ИК-излучении. Подобные краски светятся в УФ- или ИК-лучах либо, напротив, становятся невидимыми. При дневном свете они также могут иметь определенную окраску или быть невидимыми. Некоторые краски под воздействием УФ- или ИК-излучения демонстрируют эффект метамерии.

Краски, обладающие магнитными или токопроводящими свойствами, включают в свой состав особый металлический компонент, не влияющий на их колориметрические характеристики. Для идентификации отпечатков используются специальные магнитные детекторы.

Термохромные краски отличаются чувствительностью к воздействию тепла. Такие краски могут при нагреве проявляться, становиться невидимыми или менять цвет. В зависимости от вида термочувствительного пигмента изменение цвета может быть обратимым или необратимым. В первом случае при понижении температуры краска приобретает исходный цвет, во втором — цвет не восстанавливается.

Ароматические краски и лаки содержат специальные вещества, придающие им устойчивый запах.

Изменяющие объем краски и лаки позволяют получать рельефное изображение. В процессе их закрепления толщина красочного или лакового слоя значительно увеличивается, создавая на оттиске рельеф.

Все краски и лаки, предназначенные для нанесения на документы с длительным сроком службы, например на денежные купюры, должны обладать повышенной стойкостью к истиранию, воздействию химических веществ и светостойкостью.

В начало В начало

Защитные возможности различных способов печати

Печатные технологии характеризуются технологичностью работы с различными красками и изобразительными возможностями по воспроизведению защитной графики. Самыми широкими возможностями по нанесению разных типов красок обладает трафаретная печать. Изобразительные возможности, в свою очередь, характеризуются разрешением печати, возможностью формирования рельефа изображения и специальными возможностями, например точного позиционирования элементов многокрасочного изображения.

Высоким разрешением отличаются технологии офсетной плоской, высокой и глубокой печати. Рельеф на запечатываемой поверхности может формироваться за счет большой толщины красочного слоя — при использовании трафаретной печати, а также за счет очень высокого давления печати — при высокой и металлографской печати. Особыми изобразительными возможностями отличаются орловский способ и ирисовая печать, о которых следует рассказать подробнее.

Орловская печать была изобретена в конце XIX века служащим Экспедиции заготовления государственных бумаг Иваном Ивановичем Орловым. Первая специализированная машина для орловской печати была изготовлена в 1892 году. При орловском способе печати наряду с цветоделенными формами дополнительно применяется сборная печатная форма с изображением всего оригинала. С цветоделенных форм краски переносятся через офсетные цилиндры (или общий офсетный цилиндр) на сборную форму, а затем сформированное таким образом многокрасочное изображение переносится на запечатываемый материал. Благодаря этому удается добиться четкого воспроизведения штрихов, печатаемых разными красками, без разрыва в местах перехода одного цвета в другой. Вместе с тем, вследствие смешивания красок, цветовые переходы между частями штрихов, печатаемыми разными красками, получаются плавными. Известны разработки, позволяющие увеличить размер области плавного цветового перехода между красками, что позволяет добиться эффекта, сходного с ирисовой печатью. Постановлением Правительства Российской Федерации эксклюзивное право на применение орловского способа печати в России предоставлено объединению «Гознак».

Технология ирисовой печати (от гр. iris — радуга) предусматривает нанесение нескольких красок с одной печатной формы. Краски помещаются в один красочный ящик, разделенный перегородками. Из-за малого хода растирочных валиков краски смешиваются на ограниченном участке, что позволяет получить эффект плавного перехода цветов. Ирисовый эффект может быть реализован только при использовании высоковязких красок, поэтому ирисовыми красочными аппаратами комплектуются листовые офсетные машины.

Литература

Коншин А.А. Защита полиграфической продукции от фальсификации. М.: ООО «Синус», 2000.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства