КомпьюАрт

11 - 2003

Защита с помощью дизайна: миф или реальность?

Александр Шмаков

Подделывают не только деньги и ценные бумаги, но и самые разные товары, рассчитанные на широкий круг потребителей, — используя упаковки пищевых продуктов и этикетки алкогольных напитков. О том, можно ли оградить полиграфическую продукцию от подделок с помощью дизайна, рассказывает Дмитрий Перышков, арт-директор дизайн-студии Direct Design.

КомпьюАрт: Насколько, по вашему мнению, актуальна проблема подделки полиграфической продукции в России?

Дмитрий Перышков: Подделки есть везде, поэтому нельзя сказать, что в России полиграфическую продукцию подделывают больше, чем где бы то ни было. Но у нас в стране законы относительно поддельной продукции достаточно лояльны.

КА: А есть ли какая-то определенная категория продуктов, которую у нас подделывают чаще всего?

Д. П.: В первую очередь подделывают то, на что есть высокий спрос. В России это — алкогольные напитки и недорогие парфюмерные изделия, музыкальная продукция… всего и не перечесть. Например, я как-то видел флакон одной известной марки шампуня в свободной продаже в каталоге компании, занимающейся производством пластиковой упаковки. Возможно, что у них и подписан эксклюзивный договор с оригинальными производителями, но тем не менее флакон находится в открытой продаже. И надо отметить, флакон этот довольно специфической формы.

КА: Можно ли с помощью дизайна защитить тот или иной продукт от подделки?

Д.П.: На нынешнем уровне развития полиграфической и компьютерной техники подделать — отсканировать, а потом подготовить файл для печати — можно все что угодно. Поэтому область защиты переходит в область особых технологий: красок, металлизированных полосок и т.п. Конечно, на этапе разработки дизайна можно где-нибудь в уголке макета заранее запланировать дефект — поставить маленьким кеглем какую-нибудь точку. Покупатель, тщательно сравнивая подделку с оригиналом, может заметить, что на подделке этого дефекта нет, что там все аккуратно. Но насколько эффективны подобные приемы — сказать трудно, поскольку сегодня, подделывая тот или иной вид полиграфической продукции, оригинал не перерисовывают, а сканируют. Правда, иногда при подделывании предпочитают не сканировать мелкий текст, а набирать его заново, причем не всегда находятся те же самые шрифты. Однако потребитель может ничего не заметить, поскольку такие детали обычно бросаются в глаза только профессионалам.

КА: А существуют ли способы защитить продукт именно от сканирования?

Д.П.: С определенных поверхностей очень трудно сканировать, в частности с блестящих. Из-за отражения света лампы сканера, у всех рисунков и надписей получается размытый ореол. Поэтому фальсификатору придется не только его сканировать, но и после этого переделывать, и тогда визуальные различия будут очень четкими. Есть также специальные сложные технологии смещения растра в изображении, не видимые невооруженным глазом, но проявляющиеся при сканировании, к примеру слово «подделка».

Тиснение фольгой также создает при сканировании блики, от которых тоже приходится избавляться. Например, на оригинале есть рисунок с очень качественным тиснением, но этот рисунок очень мелкий, и потому при сканировании получается неразбериха. Правда, можно нанять высококвалифицированного дизайнера, который потратит на это много времени и в итоге все воспроизведет так, как надо. Но услуги таких дизайнеров стоят недешево, и это может оказаться просто невыгодным.

КА: Бывали ли случаи, когда вы сталкивались с подделкой созданного вами полиграфического продукта?

Д.П.: Мы как-то делали упаковку с очень сложным технологическим рисунком. И что вы думаете? Заказчик принес почти точно такую же упаковку, мастерски подделанную. Мы, конечно, видели, что подделка выполнена на иной полиграфической базе, поскольку каждая полиграфическая база имеет свои технологические особенности, начиная от работы печатника и заканчивая температурой воздуха в помещении, что в конечном счете сильно влияет на внешний вид продукции. Однако рядовой потребитель таких тонкостей заметить не в состоянии.

КА: Есть ли еще какие-либо способы обезопасить изделие от подделки при помощи дизайна, кроме вышеупомянутых запланированных дефектов?

Д.П.: Многие производители с этой целью весьма часто меняют внешний вид своей упаковки. Это не редизайн, который делается раз в 3-5 лет, а именно изменение формы, внешнего вида упаковки. Конечно, все это сопровождается большим количеством рекламы, чтобы потребитель воспринимал новую упаковку не как подделку, а как некий «изыск» компании.

Есть еще один немаловажный момент: дешевый продукт очень легко подделать, потому что производители экономят на упаковке и этикетке — технологически они очень простые. Если же делают упаковку, например, с очень сложной вырубкой, то она налагает определенную ценовую нагрузку на конечный продукт. В результате фальсификаторам подделывать такую продукцию оказывается невыгодно. К подобным мерам довольно часто прибегают в целях защиты: за счет того, что производители уменьшают собственную маржу в продукте, они защищают его от подделок. Мы сейчас разрабатываем новый алкогольный бренд. Наши заказчики предполагают, что упаковка будет дорогая и что продукт обязательно будет продаваться в упаковке. Поскольку упаковка будет очень сложная, то подделывать ее будет трудно и невыгодно.

КА: Какие защитные меры вы рекомендуете своим заказчикам как дизайн-бюро полного цикла?

Д.П.: В принципе, это имеет отношение скорее не к сфере дизайна, а к консалтингу. Рассчитывается экономическая таблица, на основе которой мы выясняем, насколько выгодно будет или невыгодно подделывать тот или иной товар.

КА: Говорят, что, используя бумагу из дизайнерских коллекций, можно в какой-то степени защитить продукт от подделок…

Д.П.: Следует учитывать, что дизайнерские коллекции бумаги свободно продаются на рынке. Если вы заранее рассчитали, что производителю контрафактной продукции это будет финансово невыгодно, то использование дорогих, элитных сортов бумаги целесообразно. Но здесь нужно быть очень внимательным, чтобы в конечном счете потребитель покупал такой товар — ведь невозможно бесконечно поднимать цену продукта из-за дороговизны материалов. К тому же вряд ли можно полагаться на те средства защиты, которые доступны сегодня на рынке. Например, сейчас очень многие стали делать на колпачках бутылок алкогольной продукции голографическую полоску, что создает у потребителя иллюзию защищенности товара. Но если кому-то придет в голову подделать этот товар, то он просто пойдет и купит такие колпачки с голографической полоской, а потребитель не заметит никакой разницы.

КА: Получается, что не существует никакого универсального средства защиты от подделок?

Д.П.: Подделывают всё, даже деньги. Пирата может остановить только экономическая целесообразность подделки. Только одно — цена. Взять, например, эксклюзивную водку с эксклюзивной же формой бутылки. Понятно, что сложная в исполнении форма бутылки на какое-то время остановит желающих подделать этот вид продукции — ведь им гораздо легче подделывать массовые продукты. То же самое относится и к парфюмерии. В общем, чем дороже конечный продукт и чем сложнее его дизайн, тем реже его подделывают.

КомпьюАрт 11'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства