КомпьюАрт

11 - 2003

Искусство в бумажнике

Маргарита Григорян

Альфонс Муха: чехословацкие кроны

Роберт Калина: евро и конвертируемая марка

Гарри Экклестон: фунты стерлингов

Кристофер Мак-Коли: Banknote Art

Вы никогда не задумывались , кто рисует деньги? Нет, речь идет не о фальшивомонетчиках, а о художниках и графических дизайнерах, которые разрабатывают внешний вид привычных нашему глазу купюр. Ведь деньги — это не просто средства к существованию, а порой настоящие произведения искусства.

Альфонс Муха: чехословацкие кроны

14 ноября 1918 года была провозглашена Чехословацкая Республика, и, естественно, новообразованному государству понадобилась своя валюта. Недолго думая, правительство возложило эту ответственную миссию на величайшего художника страны, мэтра направления арт нуво Альфонса Муху. К тому времени Муха уже успел завоевать всемирное признание как иллюстратор и графический дизайнер, мастерски претворяющий в жизнь коммерческие художественные проекты. Это были и календари, и ресторанные меню, и открытки, и театральные афиши, и знаменитые постеры — все они без исключения являются шедеврами мирового искусства. Поручив работу над новой чехословацкой валютой мастеру такого уровня, правительство не прогадало. Ни одно другое государство не может похвастаться валютой, созданной художником подобного масштаба! Будучи патриотом, Муха приложил все усилия, чтобы новые деньги свободной Чехословакии стали неповторимыми. Эти банкноты и по сей день заслуженно считаются одними из самых красивых денежных купюр мира и высоко ценятся коллекционерами-бонистами.

Как обычно, при работе над банкнотами чехословацких крон Муха особое внимание уделял многочисленным деталям, создавая с их помощью изящные, почти кружевные узоры. Основная тема иллюстраций на банкнотах Мухи — женщины и дети. Так, банкноту достоинством в 10 крон украшают два ангельских личика в стиле арт нуво, обрамленные сложными цветочными узорами, а банкноту в 100 крон — портрет женщины в национальном костюме. Муха использовал приятную глазу цветовую гамму — от нежных винных оттенков (как на банкноте в 10 крон) до глубокого зеленого (на банкноте в 100 крон). При изучении всех купюр создается впечатление (и, скорее всего, так оно и есть), что художник придавал большое значение защите банкнот от подделки, потому что такое количество сложнейших узорных комбинаций в то время было невероятно трудно воспроизвести в точности. Новые деньги настолько полюбились народу, что в честь художника были названы «муховками».

Помимо разработки внешнего вида новой валюты, Муха также нарисовал первую серию почтовых марок для Чехословацкой Республики — «Hradany» («Пражский Град»). На марках были изображены архитектурные памятники Пражского замка, обрамленные замысловатыми узорами в стиле арт нуво. До сих пор 18 декабря — дату выпуска первой почтовой марки — в Чехии отмечают, как День марки.

В начало В начало

Роберт Калина: евро и конвертируемая марка

Евро — валюта, используемая миллионами жителей Европы, была создана австрийским художником Робертом Калиной, который долгое время работал штатным дизайнером при Национальном банке Австрии в Вене. В его честь австрийцы именуют евро «калинами» («Kalinas»), заслуженно гордясь своим знаменитым соотечественником.

В феврале 1996 года Совет Европейского монетарного института (EMI) объявил конкурс на лучший дизайн для общеевропейской валюты. В общей сложности было представлено 44 проекта. Все они были отправлены к нотариусу, который присвоил каждому из них индивидуальный номер, сделав таким образом голосование анонимным. В сентябре того же года жюри из 14 независимых экспертов, представлявших маркетинг, рекламу, дизайн и искусство, оценило проекты. Были выбраны пять проектов на тему «Эпохи и образы Европы» и пять из серии «Модерн/абстракции». После этого агентство Gallup провело опрос, и по его результатам, а также с учетом рекомендаций жюри EMI был назван победитель — проект Роберта ­Калины.

Роберт Калина выбрал тему «Эпохи и образы Европы». Лейтмотивом лицевой стороны евро стали окна и арки, символизирующие дух открытости и сотрудничества. На оборотной стороне банкнот изображены мосты, как бы связывающие государства Европы между собой и со всем миром. Банкноты также представляют семь архитектурных стилей: классицизм на купюре достоинством в 5 евро, романский стиль — на банкноте в 10 евро, готика — на банкноте в 20 евро, ренессанс — на 50 евро, барокко и рококо на купюре в 100 евро, изображения архитектуры из металла и стекла украсили банкноту в 200 евро, а современная архитектура представлена на купюре в 500 евро.

При создании евро большое внимание было уделено тому, чтобы банкноты были удобными для слепых. Для того чтобы им было легче различать купюры разного достоинства, все банкноты слегка различаются по своим размерам. К тому же некоторые элементы (например, цифры, обозначающие достоинство банкнот) отпечатаны рельефно, методом глубокой печати. Для людей с плохим зрением тоже были предприняты меры: банкноты различного достоинства имеют контрастные цвета, а цифры отпечатаны крупным кеглем.

Однако разработкой дизайна евро Калина не ограничился. Еще один его проект — новая банкнота Боснии и Герцеговины достоинством в 200 конвертируемых марок, которая была пущена в оборот 15 мая 2002 года.

На аверсе банкноты изображен известный писатель Иво Андрич, а на оборотной стороне — мост над рекой Дриной, о котором идет речь в одном из романов Андрича. Дизайн банкноты был одобрен президентским аппаратом Боснии и Герцеговины. Невозможно не заметить потрясающего сходства этой банкноты с евро. В первую очередь бросается в глаза то, что на оборотной стороне и всех купюр евро, и банкноты в 200 конвертируемых марок изображен мост. Однако управляющих Центральным банком Боснии и Герцеговины, которые и заказывали дизайн новой банкноты Роберту Калине, это ничуть не смущает. Скорее наоборот: они открыто заявляют о том, что данная банкнота очень тесно связана с евро, и гордятся этим, поскольку именно с Европой связывают дальнейшее развитие Боснии и Герцеговины.

По словам Роберта Калины, новая банкнота в 200 конвертируемых марок по своей защищенности практически не уступает евро. «Мне удалось создать банкноту, удачную не только с точки зрения дизайна, но и в плане ее защищенности от подделок, — сказал он в своей речи, посвященной выпуску банкноты. — Банкнота получилась не только визуально приятной. Ее очень трудно подделать даже с помощью самого современного оборудования». И действительно, банкнота содержит все современные элементы защиты денег: водяной знак, защитные волокна, полоску из серебряной фольги на реверсе банкноты, рельефный герб. Рельефность герба позволяет слепым и слабо видящим людям легко узнавать банкноту.

В начало В начало

Гарри Экклестон: фунты стерлингов

Британский графический дизайнер Гарри Экклестон стал первым штатным дизайнером Банка Англии, где проработал 25 лет. На протяжении этого времени Экклестон создавал одни из самых узнаваемых во всем мире банкноты — фунты стерлингов серии «D». Банкноты этой серии стали выпускаться в 1970 году и были изъяты из обращения сравнительно недавно — перед тем, как в 1990 году была выпущена серия «Е». Полностью собрана серия «D» была в 1981 году. Помимо разработки общего дизайна банкнот Экклестон сам отрисовывал портреты британских исторических деятелей, которые украшают купюры фунтов стерлингов, — Исаака Ньютона, Уильяма Шекспира, королевы Елизаветы II и др.

Экклестон получил образование в Билстонской школе искусств и Бирмингемском колледже искусств, еще до Второй мировой войны. После войны он вернулся к занятиям искусством и получил ученую степень в школе гравюры при Королевском колледже искусств, сразу же начал карьеру художника и графического дизайнера в Банке Англии. Совсем недавно, в августе этого года, Университет Волверхэмптона наградил Экклестона почетной степенью доктора искусств за художественные и дизайнерские достижения, в частности за создание дизайна банкнот фунтов стерлингов.

Всего Экклестоном были созданы банкноты пяти достоинств: 1, 5, 10, 20 и 50 фунтов стерлингов. Аверс всех банкнот украшают портреты королевы Елизаветы II, выполненные художником в разное время. Все они различаются, за исключением портрета на аверсе банкнот в 20 и 50 фунтов стерлингов. Ни один из нарисованных Экклестоном портретов не имеет в своей основе какой-то картины другого художника — это оригинальные работы дизайнера.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2003

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства