КомпьюАрт

11 - 2003

«Терем»: 10 лет успеха

В этом году у компании «Терем» юбилей. Вот уже 10 лет она реализует интеграционные проекты и поставляет профессиональное оборудование для предприятий полиграфической отрасли, дизайн-студий и рекламных агентств. О достижениях компании, действующих проектах и перспективах на будущее рассказывает исполнительный директор «Терема» Ален Шарафатдинов.

КомпьюАрт: Какими событиями ознаменован юбилейный год «Терема»?

Ален Шарафатдинов: Прежде всего следует отметить, что завершился процесс реструктуризации компании. Начало было положено еще в прошлом году, когда компанию «Терем» все чаще и чаще стали называть холдингом. За этой переменой кроются очень важные для развития компании процессы. Например, в начале лета мы объявили о создании компании «Графитек» на основе ранее существовавшего дистрибьюторского отдела. Чуть ранее в рамках уже действующих компаний «Терем-Сервис» и «Терем Санкт-Петербург» также произошли структурные изменения, обеспечивающие более независимое развитие каждой компании в холдинговой структуре. Это позволило каждой компании сконцентрироваться на собственных задачах.

За время работы «Терем» получил богатый интеграционный опыт и стал признанным экспертом допечатных технологий, и именно поэтому мы решили сосредоточить свои главные усилия на развитии данного направления. Для нас важно предоставить клиенту оптимальное решение в плане соотношения «цена/качество» с учетом максимального соответствия специфике его производства. Например, мы предлагаем большой выбор проверенных решений для допечатных процессов в упаковке, в газетном производстве и коммерческой полиграфии, а также решения для автоматизации редакторской деятельности. При этом если анализ конкретной ситуации говорит о преждевременности перехода предприятия, например, на технологию CtP, то мы предлагаем проект, основанный на традиционной технологии и позволяющий минимизировать инвестиции при решении задач клиента.

КА: Какие процессы в развитии полиграфической отрасли вы считаете наиболее важными и какие наметившиеся тенденции вы бы здесь отметили?

А.Ш.: Мы избрали курс на специализацию, и наша компания работает в достаточно узких сегментах полиграфической отрасли — это допечатные системы, решения на основе цифровой печати и расходные материалы. Эти сегменты развиваются достаточно активно. Динамичный рост демонстрирует направление CtP в сегменте допечатных систем. Если к маю прошлого года в России были установлены четыре работающие CtP-системы, то в мае этого года их было уже порядка 12. Мы ожидаем, что к маю следующего года количество инсталлированных в России систем достигнет 50-60 единиц. Сейчас на наших глазах происходит очень быстрое переоснащение полиграфических предприятий. Такой стремительный рост является результатом работы двух последних лет, во время которых крупные типографии присматривались к CtP-технологиям и откладывали модернизацию допечатных участков. И это можно понять: технология совершила слишком быстрый скачок и потребовалось некоторое время для адаптации. А клиенту, кроме перспективности инвестиций, важно предусмотреть их быстрый возврат. Поскольку мы первыми получили позитивный опыт внедрения CtP, мы поняли, что риски, которые настораживают отечественных полиграфистов, минимальны. Поэтому мы специально разработали программу «CtP — TEST DRIVE», которую презентовали на выставке «ПолиграфИнтер-2002». Эта программа позволяет клиенту на основе собственного опыта принять решение о необходимости использования данной технологии. На период тестирования бесплатно поставляется оборудование и выполняются все необходимые сервисные работы; предприятию требуется лишь оплатить расходные материалы. Программа показала очень хорошие результаты и подтвердила большую заинтересованность полиграфистов в переоснащении оборудования. Я думаю, что период ожиданий закончился, поскольку возрастающий спрос на качество и оперативность исполнения полиграфических работ не позволяет надолго отложить вопросы реорганизации производственного процесса. В 2003 году мы инсталлируем восемь CtP-комплексов. Согласитесь, это внушительная цифра.

Увеличение количества пользователей технологии CtP обусловливает рост интереса к расходным материалам. Здесь мы тоже добились определенных успехов. Сейчас мы поставляем расходные материалы не только для систем CtP AGFA, но и для систем Creo, Heidelberg, Screen.

CtP-решения — относительно дорогие, поэтому очень важно соблюдать качество и стабильность технологического процесса. AGFA — это единственный сегодня производитель CtP-технологий, выпускающий полный спектр специализированных пластин для всех возможных технологий. Нашим клиентам доступен весь ассортимент расход­ных материалов AGFA — это термальные, серебросодержащие и фотополимерные пластины. Они обеспечивают стабильный результат, что очень важно для клиентов.

Из тенденций развития отрасли хочется отметить бурное развитие оперативной полиграфии на базе цифровых машин. Что касается нашей компании, то за время сотрудничества с компанией Xerox (с 2001 года) объемы продаж ежегодно возрастают почти вдвое. В декабре мы планируем осуществить сотую инсталляцию цифровой типографии на базе Xerox DocuColor 12. Это показатель наших активных усилий по продвижению цифровой технологии печати, с одной стороны, и привлекательности в плане инвестирования данного бизнеса — с другой.

КА: Если я не ошибаюсь, первые инсталляции цифровых печатных комплексов «Терем» выполнил три года назад. Какие произошли изменения в данной области за этот период?

А.Ш.: Вопрос очень хороший, поскольку изменилось очень многое, и даже не столько в плане технологии, сколько в отношении клиентов к данному бизнесу. Клиент приобретает оборудование для того, чтобы эффективно на нем работать, повышая доходность и конкурентоспособность своего бизнеса, поэтому он заинтересован в комплексном решении, которое гарантировало бы ему отдачу и выход на показатели, определенные в бизнес-плане. Наши достижения и успех цифровых печатных комплексов Xerox в большей степени основаны на маркетинговом подходе, представляющем собой комплекс мероприятий, содействующих продвижению услуг цифровой печати и успешному развитию бизнеса наших клиентов. Так, каждый владелец ЦПМ Xerox может рассчитывать на сервисный контракт, предоставляющий ему на определенный срок гарантированную цену за выполненную копию, оперативное инженерное обслуживание и консультации технических специалистов. Со своей стороны мы уже давно осознали, что наша цель не сводится только к продаже оборудования — это лишь элемент целого комплекса услуг, предоставляемого клиентам. На этапе подготовки мы совместно с клиентом определяем задачи и стратегию развития будущего предприятия, предположительную целевую аудиторию и ассортимент продукции с учетом конкретного расположения и других уникальных факторов. Только после этого наши специалисты предлагают аппаратно-программный комплекс, оптимально соответствующий оговоренным требованиям. После инсталляции комплекса начинается другой важный период сотрудничества с клиентом — мы продолжаем консультировать своих клиентов не только по техническим вопросам, но и по вопросам маркетинга. Иногда мы организуем совместные PR- или рекламные мероприятия. В ходе работы в сегменте цифровой полиграфии был выявлен большой спрос на законченные решения, особенно среди клиентов, не имевших опыта работы в полиграфии.

Другой момент, который хотелось бы отметить в контексте изменения рынка цифровой полиграфии, — это разнообразие направлений развития предприятий. Самое очевидное — это переход от ЦПМ начального уровня к высокопроизводительным машинам, например к Xerox Now!Press2. Такой успешный переход продемонстрировала компания «Артель-Сервис». Кроме того, многие центры и салоны оперативной полиграфии начинают расширять спектр предоставляемых услуг, осваивая сопутствующие технологии, такие как широкоформатная печать или инженерные системы XES, оснащенные широкоформатным сканером, копиром и принтером. Подобное решение, уже реализованное в салонах оперативной печати «24 копи центр» (Москва) и «Марка НН» (Нижний Новгород), позволяет оказывать высококачественные и уникальные услуги проектным организациям различной специализации.

КА: Прошел уже год с момента объявления вами программы, направленной на развитие рынка оперативной полиграфии, — «Цифровая типография в лизинг». Каких результатов вам удалось достичь?

А.Ш.: Программа была очень свое­временной, поскольку сейчас все больше и больше клиентов работают на условиях лизинга. Начало было довольно трудным, что было связано с оформлением документов. Практически все этапы прохождения проекта, включая необходимые согласования, были отлажены к апрелю, и за эти полгода было подписано 18 контрактов. Сегодня уже больше половины отгрузок решений по цифровым типографиям осуществляется на условиях лизинга.

КА: Изменились ли требования полиграфических предприятий к поставляемому оборудованию за последнее десятилетие?

А.Ш.: Несомненно. Изменились требования к качеству продукции, в связи с чем многие компании вынуждены были обновить парк оборудования . Сейчас большое внимание уделяется качеству процесса и повышению эффективности работы в целом. И это во многом относится к препрессу, прежде всего к препрессу на рынке производства этикетки и упаковки. Многие международные компании начинают производить свою продукцию в России, и возникает необходимость в упаковке, которая по качеству не уступала бы зарубежным аналогам. Именно поэтому качеству допечатных процессов в производстве упаковки сейчас уделяется серьезное внимание. В связи с этим я бы хотел упомянуть ряд проектов на основе программного решения ArtPro компании Artwork Systems для завода «Саянская фольга», предприятий «Периодика Марий Эл» и «Мультифлекс». Система ArtPro — это специализированное программное обеспечение, позволяющее быстро и удобно спроектировать и подготовить к печати макеты упаковки и этикетки с учетом технических особенностей производственного оборудования. Данное решение органично сочетается с work­flow Nexus, также ориентированным на выпуск упаковки. Использование модулей Nexus позволяет, задействуя прежний парк оборудования, значительно поднять качество производимой упаковки. Примером может служить проект, выполненный для московской компании «Профлекс» весной нынешнего года.

Аналогичные по эффективности программные решения существуют и для других специализированных производств. Например, для предприятий, печатающих периодические издания, очень важен переход на технологию CtP, а в сочетании со специализированным workflow, таким, например, как AGFA Apogee, это решение избавляет от ошибок, допускаемых при исполнении операций вручную, повышает скорость производства печатных пластин и обеспечивает стабильность их качества. Эти факторы чрезвычайно важны для рынка СМИ, поскольку оставляют редакциям больше времени на подготовку материалов и в некоторой степени влияют на актуальность публикуемого в периодических изданиях материала. Мы имеем богатый опыт внедрения автоматизированных комплексов на газетных производствах и предприятиях, специализирующихся на коммерческой печати, и готовы поделиться своими знаниями с клиентами, а также предложить оптимальное решение для их задач.

КА: Вы затронули очень интересную тему редакционно-издательской деятельности. На протяжении нескольких лет «Терем» предлагал редакциям решения на основе системы QPS, а летом объявил об инсталляции РИС К4 Publishing System. Означает ли это, что «Терем» сменил поставщика решений?

А.Ш.: Нет, это свидетельствует лишь о расширении спектра предлагаемых нами решений. Если решения Quark Publishing Systems могли позволить себе только крупные редакции или издательские дома, то К4 Publishing Sys­tem дает возможность даже небольшим редакциям осуществить «мягкий» с точки зрения инвестиций переход к автоматизированной деятельности. В этом году мы инсталлировали первую в России систему К4, предлагаемую корпорацией SoftCare. Эта система позиционируется как бюджетное решение для небольших редакций. В то же время в К4 есть некоторые особенности, которые отсутствуют или иначе решены в Quark Publishing Systems. Одно из серьезных преимуществ системы K4 в том, что она великолепно согласуется с программными решениями компании Adobe, получившими широкое распространение в российских издательствах. Это позволяет предположить, что в ближайшее время K4 станет популярным решением для большинства издательств.

В свою очередь, компания Quark объявила об изменении своей продуктовой линейки на основе Quark Publi­shing Systems и еще одной системы, менее известной в России, — Digital Media Systems (DMS). Построеная на основе Oracle/MS SQL, система DMS позволяет автоматизировать рабочие процессы крупных издательств и медиахолдингов не только в рамках одной или нескольких творческих групп, расположенных в одном офисе, но также взаимодействующих на расстоянии региональных представительств и филиалов. Более широкий функционал, интеграция с Интернет-технологиями позволяют адаптировать DMS для автоматизации редакционной деятельности любой сложности и вложенности в сфере не только бумажных, но и электронных изданий. Безусловно, задачи подобного уровня интересны сегодня в России лишь нескольким компаниям, но такое решение уже существует. Обновленная же линейка Quark позволяет клиентам приобрести систему того уровня, который наиболее точно соответствует задачам конкретной редакции, не оплачивая невостребованные возможности.

Каждая инсталляция редакционно-издательской системы — это не только предоставление удобного инструмента для пользователей и редакторов, но и отладка бизнес-процессов редакции. И, как ни странно, внедрение РИС не сводится исключительно к оптимизации технических процессов. Основной эффект от внедрения этой системы заключается в том, что люди по-иному начинают смотреть на рабочие процессы и многие операции оптимизируются.

КА: Что вы предпринимаете для того, чтобы курируемые вами проекты были успешными? Существует ли некая универсальная формула успеха?

А.Ш.: Что касается цифровой оперативной полиграфии, то мы достаточно внимательно разрабатываем бизнес-планы для каждого проекта, учитывая многие особенности деятельности клиента: вид производимой продукции, наличие других производственных мощностей в регионе, историю продукции, которую клиент производил прежде. И все эти бизнес-планы отличаются друг от друга. Кое-где выход определенного количества отпечатков осуществляется за 2-3 месяца, а где-то могут быть совершенно другие сроки. Все это очень индивидуально, поэтому сложно говорить о каком-либо общем рецепте успеха. У каждого предприятия есть своя стратегия. И каждый проект требует своего подхода и решения.

Любой интеграционный проект для нас не заканчивается установкой оборудования или инсталляцией системы; мы постоянно контактируем с клиентом, проверяя качество работы выполненного решения. Для нас важно не только помочь клиенту в его конкретной ситуации, но и учесть этот опыт в последующей работе. Сейчас мы все больше внимания уделяем качеству работы и поддержке. Ведь остановка современного полиграфического производства на несколько часов из-за простоя оборудования способна вызвать огромные убытки. Все это необходимо учитывать, поскольку от этого зависит успешность проекта и нашего сотрудничества с клиентом.

КА: Сопоставима ли сегодняшняя ситуация в полиграфической отрасли в России с тем, что сейчас происходит на Западе?

А.Ш.: На многих наших предприятиях стоит оборудование, гораздо более современное, чем в западных типографиях. Но ситуация очень неоднородная. Есть лидеры отрасли, которые используют самое современное оборудование и технологии, но в силу низкой стоимости труда в России по-прежнему для большинства операций используется ручной труд. И зачастую типографии не считают нужным автоматизировать производство, потому что существует источник довольно недорогих трудовых ресурсов. Такая ситуация продержится еще некоторое время, пока спрос на качество не станет выше, а оплата ручного труда не поднимется.

Тем не менее предприятия, заинтересованные в перспективности своего развития и конкурентоспособности, уже сегодня полностью автоматизируют производство, и все наши основные крупные проекты сейчас включают полностью автоматизированные линии. Возможно, на решение некоторых типографий повлияло знакомство с зарубежными полиграфическими предприятиями, где действующие производства управляются всего несколькими людьми, тогда как качество продукции соответствует самым строгим стандартам.

КА: Что продемонстрирует «Терем» на выставке «ПолиграфИнтер-2003»?

А.Ш.: Мы будем представлять как традиционное допечатное оборудование, так и оборудование для цифровых типографий и решения для автоматизации издательской деятельности. Кроме того, будет показан весь спектр расходных материалов, которые мы поставляем. Также будет раздел, посвященный допечатному процессу производства упаковки. Стенд будет поделен на разделы, соответствующие индустриальным сегментам, в которых мы работаем, а именно: коммерческие типографии, решения для производства упаковки, оперативная и цифровая полиграфия, а также издательско-редакционная деятельность. Надеемся, большой интерес посетителей вызовут представленные нами маркетинговые программы. В этом году их будет четыре, практически по числу направлений. Очень интересная юбилейная программа предложена клиентам, которые приобретают те или иные поставляемые нами расходные материалы. Если сумма закупок за 10 месяцев превысит 100 тыс. долл., клиент награждается туристической путевкой по странам Бенилюкс. Бельгия — родина пластин AGFA, и мы считаем, что посещение полиграфических предприятий в сочетании с отдыхом станет хорошим подарком для клиентов.

КА: Совсем недавно вы объявили о подписании дистрибьюторского соглашения с корпорацией ECRM Imaging Systems. Расскажите поподробнее о причинах такого решения, ведь «Терем» достаточно долго специализировался на допечатном оборудовании компании AGFA.

А.Ш.: Мы всегда очень внимательно относимся к потребностям наших клиентов, однако крупные вендоры имеют свою логику развития. Сейчас, например, практически все крупные поставщики отказываются от традиционной фотонаборной технологии. В этой ситуации не стала исключением и компания AGFA, снявшая в этом году с производства практически всю свою линейку традиционного малоформатного допечатного оборудования. А у наших клиентов по-прежнему существует потребность в этом оборудовании, поэтому мы и дополнили свой продуктовый ряд продукцией ECRM. Это и фотонаборные аппараты, и системы прямого вывода офсетных форм для коммерческой и газетной печати, и программное обеспечение, растровые процессоры и системы управления документо­оборотом. Кстати, для клиентов оборудования ECRM также разработана маркетинговая программа, с условиями участия в которой можно ознакомиться на нашем сайте www.terem.ru.

КА: Каковы, согласно вашим прогнозам, перспективы развития российской полиграфической отрасли в будущем?

А.Ш.: Говорить о перспективах развития полиграфии в России достаточно сложно, поскольку мы работаем в довольно узком сегменте этого рынка. Но, естественно, существуют и очевидные тенденции, например развивается направление печати цветных газет. В России в начале следующего года будут работать три очень крупные типографии по производству цветных газет. Кроме того, на печать в цвете переходят многие региональные газеты, поэтому и направление CtP для газетного производства у нас развивается достаточно успешно. В коммерческих типографиях также наблюдается тенденция к снижению тиража при общем росте числа заказов и все чаще возникает потребность в персонализации полиграфической продукции. В этом отношении цифровая печать является очень удачным решением, поскольку позволяет обеспечить персонализацию с хорошим качеством печати и в удивительно короткий срок. Это касается не только вставки изображений и текста, но и формирования различных наборов изображений для маркетинговых акций, которые требуют персонализации.

КА: Таким образом, вы полагаете, что за цифровыми технологиями печати — будущее?

А.Ш.: Именно так. Но дело не только в цифровых печатных машинах, но также в автоматизации традиционных полиграфических процессов. Все больше внимания уделяется сегодня управлению процессом допечатной подготовки, и большое значение приобретает выбор программного обеспечения. Кроме того, типографиям и коммерческим предприятиям необходимо иметь внутреннюю корпоративную систему для оценки загруженности производства, для учета заказов и стадий их прохождения. Как раз этим сейчас во многом и определяется эффективность работы. И все это позволяют осуществить цифровые технологии.

КомпьюАрт 11'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства