КомпьюАрт

11 - 2004

Все что вы хотели знать о CtP

Опрос экспертов

CtP-технологии активно используются в практике офсетной печати не более 10 лет, однако за это относительно небольшое время рынок CtP пережил несколько «бархатных революций», появились новые решения, ушло в безвестность немало амбициозных компаний. Информации о CtP всегда было немало, пресса эта тему любит, однако многие вопросы, важные с точки зрения практиков, в публикациях обходятся стороной. Зачастую ответы на них полиграфистам приходится находить лишь ценой проб и ошибок, набивая шишки и теряя деньги и время. К тому же в результате активной маркетинговой деятельности отдельных компаний,
а по сути, из-за информационной войны между поставщиками конкурирующих решений некоторые из этих решений обросли мифами, которые часто не имели ничего общего с действительностью.
Для того чтобы помочь читателям разобраться в различных аспектах выбора и эксплуатации систем цифрового изготовления форм, редакция нашего журнала провела опрос ведущих российских экспертов в области CtP.

По данным маркетинговых исследований европейского рынка коммерческой печати, системы CtP с фиолетовыми лазерами занимают сегодня ведущие позиции на рынке малоформатных устройств, а термальные — на рынке устройств большого формата. Как вы считаете, сохранится ли такое положение в будущем и каковы тенденции развития рынка экспонирующих устройств?

Владимир Крысинский: Прежде не существовало устройств CtP большого формата с фиолетовыми лазерами, а сейчас такие устройства появились, причем по относительно невысокой цене. Поэтому термальной технологии придется потесниться. Однако большие форматы в основном используются в листовой высококачественной печати, и здесь термальные материалы, по сравнению с фотополимерными, пока имеют серьезные преимущества. Так что обе технологии будут развиваться параллельно.

Михаил Кувшинов: Во-первых, определимся с терминологией. Очень часто фиолетовую технологию смешивают с «видимой» технологией. Это неверно. Зеленых систем немало, и они продолжают выпускаться и продаваться. А после отделения собственно фиолетовой части рынка говорить о «ведущих позициях» этих устройств в любой его нише можно, разве что подразумевая мелких производителей, но никак не установленные устройства, объем рынка (в деньгах) или метраж потребляемых пластин. Мне не приходилось встречать исследований (не путать с мнениями!), опровергающих это, но я видел множество подтверждающих.

Во-вторых, в отличие от термального, фиолетовый сегмент разделен на две несовместимые по материалам части — для серебросодержащих и для фотополимерных пластин. Мне представляется, что у серебра, под которое установлено немало CtP, будущего нет и что мы являемся свидетелями вовсе не борьбы термала с фиолетом, а постепенного вытеснения фиолетовыми системами других, работающих в видимом спектре, с одновременным вытеснением серебра фотополимером. При этом доля термальных CtP также увеличивается за счет уходящих с рынка технологий. Любой, кто имеет доступ к цифрам по рынку, может легко в этом убедиться.

В-третьих, ниш по формату CtP не две, а четыре — VLF (сверхбольшой), В1 (~100x70 см), В2 (~70x50 см), В3 (~50x30 см). В сегменте VLF термосистемы Creo абсолютно доминируют, и такая ситуация сохранится неопределенное долгое время. В сегменте B1 термальные системы будут преобладать до тех пор, пока не появятся сравнимые по характеристикам и, что еще важнее, по цене фотополимерные пластины. При таком варианте возможно выравнивание рыночных долей. В любом случае, вскоре останется только три-четыре ведущих производителя CtP-устройств, а остальные уйдут, как только что ушла компания Esko-Graphics, а чуть раньше — basysPrint. В сегменте B2 большинству российских клиентов просто экономически не нужны CtP-технологии. Вообще, если вы производите меньше 1000 м2 форм в месяц, то CtP не является для вас приоритетным вложением. А если среди купленных фиолетовые системы и будут численно преобладать, то исключительно за счет простейших систем (плоскостных или с пластиковыми барабанами, с ручной загрузкой и позиционированием формы). Основную конкуренцию им составят в разы более дешевые струйные CtP. Термальные будут занимать 20-30% верхнего по характеристикам сегмента. А в сегменте B3 лучше подумать о цифровой печати.

Екатерина Макеева: Думаю, такая тенденция, скорее всего, сохранится. Совокупная цена владения фиолетовыми устройствами ниже из-за меньшей стоимости фиолетового лазера и большего ресурса работы по сравнению с термальным. Для небольших типографий, владеющих парком малоформатных печатных машин, объем инвестиций, требуемых для перехода на CtP, очень важен.

Наши эксперты:

Нина Друзьева, менеджер по продуктам компании «ЯМ Интернешнл»

Владимир Крысинский, технический консультант компании «Мак ц ентр»

Михаил Кувшинов, технический директор компании «Нисса-Центрум»

Екатерина Макеева, менеджер по продуктам компании «Терем»

Александр Малощинский, генеральный директор ГК «Легион»

Михаил Мартынов, менеджер по продуктам компании «Гейдельберг СНГ»

Дмитрий Мокин, ведущий специалист компании «ЯМ Интернешнл»

Сергей Спилка, генеральный директор компании «ВИП Системы»

Александр Малощинский: Видимо, что радикальных изменений на рынке уже не произойдет. Весьма возможно, что фиолетовые, как более дешевые, увеличат свою долю за счет типографий, имеющих небольшие объемы печати и не предъявляющих специальных требований к печатным формам, таких как повышенная тиражестойкость, совместимость с УФ-красками и т.п.

Михаил Мартынов: На этот счет уже делалось множество прогнозов. Компания Heidelberg поставляет на отечественный рынок и устройства с фиолетовым лазером Prosetter и термальные установки Topsetter, Suprasetter. Поэтому, как человек, представляющий обе технологии, могу сказать, что пока распространение технологии с фиолетовым лазером сдерживается отсутствием реальной конкуренции на рынке расходных материалов. Приобретая данное устройство CtP, вы практически попадаете в зависимость от одного-двух поставщиков. И до тех пор, пока на рынке не появится еще один-два поставщика с хорошими технологическими показателями материалов, мы прогнозируем приблизительно равномерное распределение продаж устройств с фиолетовым и термальным лазерами.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Сейчас ситуация стремительно меняется: серебросодержащие пластины постепенно покидают рынок, фиолетовые фотополимерные системы теснят термальные в формате В1 в силу значительно большей надежности и меньшей стоимости (как при приобретении, так и при сервисном обслуживании) аппаратов. При этом основной недостаток фотополимерной технологии — неудовлетворительное для коммерческой печати качество — сегодня полностью преодолен. Тем не менее термальные аппараты будут еще долго популярны в специфических нишах (при печати ценных бумаг, изготовлении форм очень большого формата), да и просто ввиду очень большого числа установленных машин.

 

Сергей Спилка: Фиолетовые системы постепенно занимают лидирующие позиции и в формате B1. Это происходит, например, на рынке США. Пока, согласно отчету «Investment Research» компании Dundle Securities Corporation от 5 августа 2004 года, из всех установленных там CtP-систем 60% — термальные, а 40% — фиолетовые. Если же посмотреть распределение среди установленных в нынешнем году устройств формата B1, то на фиолетовые системы приходится не менее 60%.

В сегменте VLF, то есть устройств сверхбольшого формата, термальная технология сегодня действительно преобладает, но фиолетовая начала свое наступление и здесь. Например, появились CtP Cobalt 24 формата 1270x1524 см и Cobalt 32 формата 1524x2032 см канадской компании Escher-Grad.

Вообще, по нашей оценке, сейчас отдельные CtP-решения потеряли свою уникальность, хорошие устройства изготавливают многие компании, поэтому все большее значение приобретает стоимостной критерий. При сравнимых параметрах качества и производительности покупатель выбирает более дешевое решение.

 

Мнение редакции : Пока наиболее жесткая конкурентная борьба между фиолетовой и термальной технологиями разворачивается в сегменте восьмистраничных систем (условно их можно назвать среднеформатными). Ситуация здесь во многом будет зависеть от положения дел на рынке пластин. Начало производства пластин для фиолетового лазера компанией Kodak Polychrome Graphics может сыграть в пользу фиолетовых систем.

На рынке четырехстраничных систем устройства с фиолетовым лазером имеют преимущество, поскольку требуют меньших инвестиций в оборудование, чем термальные системы. Впрочем, легкой жизни у производителей фиолетовых CtP и здесь не будет, о чем свидетельствует успех оборудования Presstek в США.

На рынке систем VLF давно и прочно обосновались термальные устройства. Учитывая, что фиолетовые VLF-устройства изготавливает пока только один производитель, то господству термальной технологии здесь еще некоторое время ничто не будет грозить.

Каковы перспективы фиолетовой и термальной технологий в области газетной печати?

Сергей Спилка: По моему мнению, пер-спективы определяются стоимостью приобретения и стоимостью использования CtP-технологии. Допечатная подготовка, в том числе и изготовление пластин, не приносит доходов типографиям — это расходная часть. Логично предположить, что при сравнимом конечном результате в выигрыше окажется более дешевая технология, поскольку позволит снизить расходы.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Фотополимерная технология имеет абсолютно доминирующее положение на газетном рынке (следует учесть, что термальные газетные пластины KPG Thermal News на самом деле фотополимерные), и вряд ли есть серьезные причины для того, чтобы ситуация изменилось в обозримом будущем.

Михаил Мартынов: И те и другие устройства предлагают сейчас высочайшую производительность, поэтому выбор останется за клиентом.

Александр Малощинский: Фиолетовая технология как лидировала на уровне 80-85%, так и сохранит свое лидерство, поскольку никто из производителей термальных систем не стремится завоевывать газетный рынок, кроме одной компании, но ее усилий не хватит на все сегменты, да она и не создает ничего нового, а лишь пытается приспособить то, что уже имеется.

Екатерина Макеева: Термальная технология обладает определенными преимуществами в коммерческой печати, а фиолетовая с применением фотополимерных пластин — в газетной.

Анализ известных инсталляций показывает, что примерно 45% газетных CtP в России работают на фотополимере (фиолетовые и зеленые лазеры с подавляющим преимуществом фиолетовых), 25% — термальные технологии, а 30% работают на серебросодержащих пластинах (фиолетовые лазеры). Перспективы будут определяться активностью продавцов соответствующих решений и наличием соответствующего оборудования у хороших знакомых либо у конкурентов. Для того чтобы производственники научились самостоятельно принимать решения по поводу выбора технологии, необходима серьезная образовательная работа общественных или государственных специализированных институтов, в частности МГУП. В настоящее же время в России такая работа ведется только силами продавцов оборудования.

 

Михаил Кувшинов: Обе технологии — новые для газеты. Абсолютно доминирующая доля инсталлированной базы — у зеленой технологии. Однако сегодня уже есть немало и фиолетовых, и термальных систем. В чем их преимущества? На западе главный фактор — скорость. Хотя термальная технология сегодня более быстрая, обе они обеспечивают скорость, многократно превышающую потребности крупнейших российских клиентов. Высокое качество, как правило, в газете не требуется. Главное здесь — цены на пластины (газетная CtP может каждый год «съедать» пластин на свою стоимость) и надежность. Надежность будет определяться исходя из собственного опыта (ведущие игроки уже имеют работающие системы). Цены на пластины определит рыночная конъюнктура. По обоим параметрам термальные системы явно впереди, поэтому их доля на газетном рынке быстро растет.

Кроме того, необходимо учитывать и российскую специфику. Во-первых, у нас встречаются очень большие форматы, что заставляет делать выбор в пользу термальных систем, например новейшей Creo News VLF. Во-вторых, многие наши типографии — не газетные, а газетно-коммерческие, а в этом случае действует фактор качества; в формате B1 преобладают термальные CtP. В-третьих, термальные пластины, в отличие от фиолетовых, бывают двойной чувствительности — и для CtP, и для копировальной рамы. Это позволяет дублировать систему уже имеющимся фотонабором, не имея на складе запаса традиционных пластин. Ведь ставить CtP парами — не всем по карману, а газета должна выйти в любом случае.

Владимир Крысинский: В газетной печати преимущества фиолетовой технологии несомненны. Вероятно, со временем фиолетовая технология почти полностью вытеснит в этой области термальную.

 

Мнение редакции : На газетном рынке термальные устройства лишены своих важных преимуществ — высокое разрешение пластин и возможность формирования очень «жестких» точек здесь не являются приоритетными требованиями. Поскольку производительность обоих типов устройств примерно равна, решающими факторами становятся их надежность и цена. С ценой все более-менее ясно, а вот по надежности достоверных данных, к сожалению, нет. 

Как вы оцениваете перспективы технологии CtcP?

Владимир Крысинский: CtcP — это явно тупиковая ветвь развития цифровых технологий. Безлазерные системы прямого экспонирования на обычных аналоговых пластинах были привлекательны только за счет разницы в ценах цифровых и аналоговых пластин. Всего год-полтора тому назад эта разница была двухкратной и больше, а в настоящий момент, особенно с учетом того, что для устройств CtcP желательно использовать более дорогие негативные пластины, эта разница составляет уже 50%. К тому же тенденция к снижению цен на цифровые пластины сохраняется.

Михаил Кувшинов: Как нулевые. Можно подробно все объяснять, но зачем? Все знают, что их эксклюзивный производитель продан за 3 млн. долл. — сколько стоит примерно полудюжина таких устройств. Рынок обмануть нельзя.

Екатерина Макеева: В случае разработки мощного, надежного и недорогого лазера, работающего в УФ-диапазоне, экспонирование обычных пластин не будет представлять сложности. Пока что отсутствие таких лазеров — главный сдерживающий фактор роста CtcP. Немаловажен и вопрос цен на пластины. Если цены на CtP-пластины будут падать, а на аналоговые — расти, то преимуществ у этой технологии не останется.

Александр Малощинский: У нее нет никаких перспектив. Если бы в этой технологии были заинтересованы ведущие производители, то она бы развивалась, но сейчас реально существует лишь одна компания, поддерживающая CtcP.

Михаил Мартынов: Не хотелось бы заниматься антирекламой, поэтому просто пожелаю коллегам успехов в их нелегком труде.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: У этой технологии нет перспектив. Системы CtcP существуют только до тех пор, пока производители пластин не перевели инвестиции в новые разработки и норма прибыли на CtP-пластинах не стала обычной для отрасли. Стоимость изготовления термальной или фотополимерной пластины мало отличается от традиционной.

Сергей Спилка: Перспективы CtcP-технологии сегодня неясны — по крайней мере, для меня. С одной стороны, идея использовать традиционные пластины для прямого экспонирования представляется заманчивой, а с другой стороны, примеры реализации этой идеи и результаты абсолютно не вдохновляют и не дают поводов для оптимизма.

 

Мнение редакции : Устройства CtcP, как и любое компромиссное решение (в данном случае компромисс между использованием традиционных пластин и цифровым принципом записи), были актуальны весьма непродолжительное время — пока аналоговые пластины были существенно дешевле цифровых. Сегодня цены выравниваются, так что и дорогим низкопроизводительным CtcP-устройствам все труднее находить покупателя. В будущем эта технология может быть востребована, скорее всего, только на рынке малоформатных систем при условии разработки компактного и недорогого экспонирующего устройства (вероятно, именно по этому пути пытается идти компания Esko-Graphics).

Каким парком печатных машин должна располагать типография, чтобы было оправданно внедрение технологии CtP?

Владимир Крысинский: Учитывая, что уже сегодня цены на установку CtP с фиолетовым лазером практически сравнялись с ценами фотовыводных устройств соответствующего формата, парк машин может быть небольшим. Многое здесь зависит от клиентской базы, характера работы, уровня качества и загрузки типографии. В будущем возможно объединение нескольких типографий для покупки CtP или даже создание небольших центров по производству форм (вроде репроцентров) для обслуживания мелких предприятий.

Михаил Кувшинов: Никак не менее шести секций. Но важнее не парк, а загрузка: мне представляется, что она должна быть не менее 1500 м 2 пластин в месяц. Дополнительные аргументы в пользу внедрения CtP — неравномерная загрузка по смене и дням недели, короткие тиражи, повышенные требования к качеству, круглосуточная работа. Аргументы против внедрения CtP — невысокая загрузка печатных машин, сколько бы их ни было, преобладание одно-двухкрасочной продукции и низких линиатур, невысокая культура производства.

Екатерина Макеева: Это зависит от состояния рынка печатных услуг в конкретном городе, где находится типография. Например, в Новосибирске планшетный CtP Mako 4 в основном занимается коммерческим выводом печатных пластин и лишь небольшое число форм производится для нужд собственной типографии. В Москве установка двух газетных автоматических CtP рентабельна при наличии двух ролевых печатных машин типа «Геоман» («Экстра-М»). А в Санкт-Петербурге репроцентр, перешедший на CtP, вообще не имеет печатных машин и все пластины делает под заказ.

Александр Малощинский: Да каким угодно! Сегодня уже нет абсолютно никакой разницы в цене между фотонабором с копировальной рамой и проявкой для обычных пластин и комплектом оборудования для CtP. Поэтому если типография пришла к выводу, что ей необходим собственный препресс, то имеет смысл купить CtP, ведь аналоговая технология — это такие новые проблемы, как дополнительные помещения, расширение штата и иные затраты (например, на электричество, которое у нас в стране отнюдь не дешевеет).

Михаил Мартынов: Здесь, наверное, правильнее было бы говорить не о парке машин, а о реальной потребности в пластинах, поскольку при одинаковом парке машин тиражность продукции в типографиях может различаться. Конечно, правильнее выбирать устройство, максимально подходящее вам по производительности, но при этом необходимо обращать внимание на возможность его последующей модернизации, так как через некоторое время потребность в пластинах может возрасти.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Достаточно всего одной сравнительно современной многокрасочной машины формата А2-В2 (включая новые машины хотя бы чешского производства).

Сергей Спилка: В различных сегментах рынка ситуация складывается по-разному. К примеру, для типографии с одной двух- или четырехкрасочной машиной формата B2 покупка устройства CtP стоимостью 100 тыс. долл. и выше мне представляется нерентабельной, а при стоимости CtP в 50-60 тыс. долл. — уже может быть оправданной. Главным критерием определения целесообразности покупки CtP-устройства для таких типографий является его цена. Для типографий с машинами формата B1 более важен другой критерий — число монтажей и приладок на машине за смену. По каждому из сегментов рынка возможно определить особый критерий или несколько таких критериев.

 

Мнение редакции : Похоже, что вопрос был сформулирован не совсем корректно — приоритетным показателем при определении целесообразности приобретения CtP должно быть число изготавливаемых за смену, день или месяц печатных форм.

Чем, на ваш взгляд, обусловлен основной экономический эффект при внедрении CtP?

Сергей Спилка: Сошлюсь на свой ответ на предыдущий вопрос. Критерий определения целесообразности приобретения CtP практически всегда указывает на источник экономического эффекта.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Повышением эффективности работы печатных машин за счет существенного сокращения времени приладки и уменьшения брака при изготовлении форм, а в случае печати на рулонных машинах — еще и за счет уменьшения количества макулатуры. Вторичный фактор — некоторое повышение качества: если для современных типографий с безупречно поставленным традиционным процессом последний фактор малозначим, то в других случаях он может быть решающим.

Михаил Мартынов: Если посчитать стоимость материалов, то в случае традиционной технологии с использованием фотоформ и технологии CtP затраты окажутся примерно одинаковыми. Поэтому основной экономический эффект здесь достигается, на мой взгляд, за счет получения более стабильного качества, повышения автоматизации процессов, уменьшения времени приладок печатного оборудования и сокращения брака.

 

Александр Малощинский: Никакого заоблачного экономического эффекта от внедрения CtP ожидать не следует. Как я уже говорил, по стоимости начальных вложений технологии равны, по стоимости расходных материалов CtP уже выгоднее аналоговой, если, конечно, рассматривать сопоставимые по качеству расходные материалы, а не сравнивать пленку из Италии и аналоговые пластины из Индии или Китая с высококачественными цифровыми пластинами от ведущих производителей. А в остальном эффект можно прогнозировать только в долгосрочной перспективе с учетом оптимизации бизнес-процессов.

Екатерина Макеева: Экономический эффект от внедрения CtP заключается в сокращении издержек вследствие уменьшения времени простоя машин, брака пленки и ошибок при изготовлении форм вследствие влияния человеческого фактора. Многие типографии отмечают значительную экономию бумаги благодаря уменьшению длительности процесса приладки. Также небольшой эффект достигается за счет имиджевого преимущества перед конкурентами, не имеющими подобной техники.

Михаил Кувшинов: Улучшением загрузки печатной машины и возможностью напечатать за месяц на 5-10% больше продукции, а также обеспечением стабильно высокого качества, что гораздо важнее повышения как такового. И только на третьем месте здесь экономия на материалах, занимаемой площади и зарплате работников формного участка.

Владимир Крысинский: Экономический эффект от внедрения CtP обусловлен прежде всего возможностью привлечения заказчиков за счет повышения качества и оперативности работ.

При каких объемах изготовления форм оправданна ком-плектация экспонирующей установки устройствами автоматизации загрузки пластин, онлайновым процессором?

Владимир Крысинский: Установка автоматизированных линий CtP целесообразна прежде всего на крупных предприятиях, выпускающих периодику (в первую очередь газеты) при жестких графиках изготовления продукции и большой пиковой нагрузке.

Михаил Кувшинов: Для большинства российских клиентов — ни при каких, за исключением случаев одновременной установки более одного устройства. Даже если производить 30 пластин в час, то труд работника на этой операции окупится за такой долгий срок, что и говорить смешно. Поэтому решение об автоматизации принимается на основании иных соображений, например необходимости защитить фиолетовые пластины от света, престижности, для ограничения доступа к конфиденциальной информации или в силу определенной специфики производства, когда, к примеру, наряду с CtP ставятся сложные автоматические формные линии.

Екатерина Макеева: Комплектация онлайновым процессором оправданна при любом объеме производства форм. В частности, устройства Маkо 4 и Маkо 8 не поставляются без устройств сопряжения с проявочной машиной. Таким образом, онлайн- и офлайн-конфигурации в плане цены не различаются. Препятствием может стать лишь нехватка площади для размещения онлайн-процессора.

Автоматизация загрузки пластин необходима при производительности свыше 20 форм в час. Если подобная производительность не требуется, приобретать устройство автозагрузки не обязательно.

Александр Малощинский: С этим вопросом я довольно часто сталкиваюсь в ходе переговоров с клиентами, которым конкурирующие компании внушили мысль о сложности и высокой стоимости автоматизации. На самом же деле автоматизация далеко не всех устройств CtP обходится дорого.

Автоматическая загрузка форм мне представляется необходимой при объемах свыше 70-80 форм в смену. Если они меньше, то в принципе можно обойтись и ручной зарядкой. Онлайн-процессор, я думаю, необходим практически всегда, тем более что разница в стоимости предлагаемых нами онлайн- или оффлайн-аппаратов составляет максимум несколько тысяч, а у некоторых моделей, наоборот, офлайн-вариант обойдется дороже, так как придется покупать стол для приема пластин из аппарата и стол для подачи пластин в проявку.

Михаил Мартынов: Наверное, здесь все-таки дело не в объемах, а в политике конкретного производства. Ведь даже при производительности 30 форм в час, как у самых скоростных моделей Suprasetter, вводить пластину в устройство нужно всего лишь каждые 2 минуты. Но следует понимать, что при работе с неавтоматизированным устройством вам всегда потребуется держать в штате рабочего, который будет заниматься только загрузкой пластин. В то же время устройство автоматической загрузки позволит максимально автоматизировать процесс производства, повысить его надежность.

Также важен тот факт, что при применении однокассетного или многокассетного загрузчика в фиолетовых устройствах отпадает необходимость использования желтого освещения. При этом только загрузка пластин в кассеты должна осуществляться в небольшой комнате, оборудованной желтым источником освещения, или в полной темноте.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Онлайн-процессор оправдан практически всегда, так как это сравнительно дешевое удовольствие. Необходимость автозагрузки связана не столько с объемом изготавливаемых пластин, сколько с системой организации работы на предприятии. Она может быть оправданна для крошечной типографии и не-оправданна для огромного полиграфического комбината, и наоборот. При принятии решения надо тщательно проанализировать организацию производства.

Сергей Спилка: Мне представляется, что здесь можно привести лишь очень условные цифры, которые в зависимости от обстоятельств могут варьироваться в любых направлениях. Например, при объеме более 50 пластин за смену имеет смысл подключать онлайн-процессор пластин, а при объеме свыше 100-150 пластин в смену целесообразно использовать магазин для автоматической загрузки пластин.

Как вы оцениваете ситуацию на рынке пластин? н асколько обширен выбор качественных пластин для поставляемых вашей компанией CtP?

Сергей Спилка: Попробуем посмотреть на этот вопрос глазами конечного покупателя. Мне кажется, что покупатель заинтересован прежде всего в широком предложении. Сегодня в России CtP-пластины для фиолетового лазера продают, по моим подсчетам, семь-восемь компаний, то есть пластины, выпускаемые компаниями Agfa, FujiFilm, KPG и Lastra можно купить у разных поставщиков. У них же, как правило, можно приобрести и термальные пластины. Если с одной компанией отношения по каким-то причинам не сложились, то можно покупать пластины у другого поставщика, не меняя технологии.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Корректнее будет говорить не только о выборе пластин и о числе их производителей, но и о возможности приобрести данные пластины у надежного поставщика в России, обеспечивающего как стабильные поставки, так и технологическую поддержку. Мы поставляем устройства, использующие как термальную, так и фотополимерную технологии, и в обоих случаях реальный выбор пластин достаточно широк. Поставляемые «ЯМ Интернешнл» пластины FujiFilm Brillia пользуются заслуженной популярностью на нашем рынке — в силу их высокого качества, стабильности характеристик и репутации нашей компании как надежного поставщика и партнера.

Если говорить об ассортименте, то FujiFilm производит фотополимерные пластины LP-NV для фиолетового лазера, фотополимерные пластины LP-NN2 для газетной печати и LP-N3 для коммерческой печати для зеленого лазера; три серии термальных пластин LH-PIE, LH-PSE, LH-PCE. Эти пластины прошли долгий путь испытаний и эксплуатации в Европе и России.

Поставляемая нами техника СtР работает со всеми пластинами, — ограничений нет. И независимо от того, приобретена ли техника у нас или у других поставщиков, многие типографии работают на наших пластинах.

Михаил Мартынов: Я уже упоминал, что количество марок пластин для устройств с фиолетовым лазером пока ограниченно. Серебросодержащие пластины, по сути, поставляет только один производитель. Фотополимерные пластины с примерно одинаковыми качественными показателями поставляются всего двумя производителями.

Что касается термальной технологии, то здесь дело обстоит куда лучше. Присутствует множество марок пластин от разных производителей, а значит, есть реальная конкуренция и цена будет постепенно снижаться.

Александр Малощинский: Выбор пластин огромен и фактически неограничен — и термальных, и серебросодержащих, и фотополимерных. На нашем рынке представлены практически все значимые производители. Компаний же, представляющих их в России, по-моему даже слишком много. Сегодня разве что ленивый не пытается продавать цифровые пластины, в связи с чем цены на них очень сильно снизились буквально за последние полгода.

Екатерина Макеева: Выбор пластин достаточен. Компания «Терем» старается обеспечить для постоянных клиентов наличие на складе оговоренного запаса материалов нужного типа. У наших клиентов всегда есть возможность выбрать подходящие материалы из имеющегося на нашем складе ассортимента.

Михаил Кувшинов: Компания «Нисса» поставляет термальные CtP Creo. Пластин для них — десятки марок, в разы больше, чем для всех остальных систем и видов вместе взятых. Наши CtP официально сертифицированы под них, подтверждение чего можно найти на сайтах производителей. «Нисса» поставляет пластины Creo, но у клиента всегда есть выбор. Переход клиента с марки на марку — обычное явление.

Серебросодержащих пластин на российском рынке всего одна марка, то есть меньше просто не бывает. Фотополимерных — пока три (если, конечно, вы не позволили всучить себе систему только под один вид пластин), но они серьезно различаются по техническим характеристикам. Поэтому здесь переход клиента с марки на марку — явление почти уникальное.

Владимир Крысинский: Компания «МакЦентр» поставляет устройства с фиолетовыми лазерами Cobalt канадской фирмы Escher-Grad. Мы можем предложить своим клиентам серебросодержащие пластины Agfa Lithostar и фототополимерные пластины Agfa N91v. Если на рынке серебросодержащих пластин доминирует Agfa, то фотополимерные пластины выпускают также FujiFilm и Lastra. В ближайшее время этот список значительно расширится, так как многие фирмы занимаются разработкой материалов для фиолетовой технологии в связи с ее перспективностью.

 

Мнение редакции : Отсутствие возможности выбора пластин долго было узким местом фиолетовой технологии, однако сейчас ситуация меняется: на рынке представлены три бренда, причем Lastra планирует с ноября начать поставки новой высокочувствительной пластины LVX.

Серебросодержащие пластины, вероятно, будут вытесняться фотополимерными по мере улучшения характеристик последних.

Рынок термальных пластин — наиболее конкурентный благодаря наличию большого числа производителей, что является хорошей предпосылкой для снижения цен. Здесь перспективные разработки связаны с созданием и не нуждающихся в проявке формных материалов.

Ситуация на российском рынке пластин для CtP вполне благополучна — продавцов много, что оставляет типографиям возможность маневра. 

Как вы оцениваете технологичность, экономичность и экологичность процесса проявки пластин для CtP, поставляемых вашей компанией? Насколько трудоемко техническое обслуживание процессора, как решены проблемы утилизации отработанных растворов?

Владимир Крысинский: Как правило, экологичность процесса обработки цифровых пластин мало отличается от обычных. Существуют и автоматические очищающие установки, в том числе для серебросодержащих пластин.

Техническое обслуживание процессоров, конечно, требует несколько большего внимания, чем в случае обычных пластин. Проблемы с чисткой могут возникнуть как с некоторыми марками фотополимерных пластин (за исключением пластин Agfa, для которых эта проблема, благодаря последним разработкам проявляющей и очищающей химии, уже решена), так и при работе с серебросодержащими пластинами, поскольку некоторые трудности вызывает наличие желатина.

Михаил Кувшинов: Процессор под термопластины аналогичен простому качественному процессору под обычные пластины. Процессор под фотополимерные пластины оборудован дополнительными секциями, что в полтора-два раза удорожает конструкцию. К сожалению, недобросовестные поставщики решают эту проблему, ставя дешевые процессоры с низким ресурсом. Процессор под серебро — совершенно особая система. Химически и экологически отходы формного производства для обычной и термальной технологий, а также для фотополимерной CtP-технологии — одни и те же. Для серебра же все обстоит совсем по-другому.

Екатерина Макеева: Поскольку мы не являемся первопроходцами в поставке и использовании установок CtP, то имеем счастливую возможность пользоваться наработками своих заграничных партнеров. Неразрешимых проблем с установкой и обслуживанием формного процесса у нас не было.

Принципиально новых видов промышленных отходов при производстве форм по любой из CtP-технологий не возникает. Соответственно те отходы, которые можно сливать в канализацию, туда и отправляются. Отходы, которым необходима предварительная обработка, проходят ее на соответствующем оборудовании. Переработка отходов серебросодержащей технологии может стать отдельным прибыльным бизнесом. По желанию заказчика мы готовы предложить ему такое оборудование. Все известные мне проблемы с утилизацией отходов носили организационный, а не технический характер, и были решены при помощи административных мер.

Александр Малощинский: Мы поставляем оборудование для всех ныне существующих технологий, поэтому кратко ответить на этот вопрос сложно. У каждой из технологий есть свои тонкости: для одной требуется мощный слив, иначе трубы просто забьются и их придется пробивать или, того хуже, вырезать забитую часть и менять на новые, для другой вообще изначально предусмотрен слив в канистру, благо там и слива-то крайне мало.

По вопросу обслуживания однозначно ответить тоже нельзя, так как существуют разные проявки, рассчитанные на различные объемы, и именно от них зависят частота и сложность обслуживания. Проявки для термальных и серебросодержащих пластин проще и быстрее в обслуживании, особенно для серебросодержащих, для фотополимерных — чуть сложнее, а сам процесс проявки занимает немного больше времени.

Проблемы утилизации отработанных растворов — что с CtP, что с фотонаборного автомата, что с печатной машины — в нашей стране, насколько мне известно, абсолютно не решаются. К сожалению, у нас пока всё сливается в обычную канализацию, хотя всем понятно, что любой из вышеозначенных сливов ничего полезного не содержит и что лучше было бы все это утилизировать.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Как термальные, так и фотополимерные пластины FujiFilm Brillia отличаются очень хорошими характеристиками в плане проявочного процесса, что является следствием высокого уровня разработки пластин и расходников для проявки. Растворы для обработки проэкспонированных пластин поставляются готовыми к использованию — это очень удобно. Для работы с реактивами достаточно соблюдать стандартные меры предосторожности, поскольку речь идет о щелочных растворах различной концентрации. Срок эксплуатации проявителя в процессоре для разных пластин различен: от 1000 м2 или одного месяца у термальных до 3000 м2 или двух месяцев у фотополимерных пластин. В течение этого срока система работает бесперебойно, без потери качества изготавливаемых форм. При замене растворов мы рекомендуем очищать процессор специальным средством, которое хорошо промывает и сам резервуар, и шланги, и щетки — в этом-то в основном и заключается обслуживание процессора.

Безопасность для окружающей среды и экологичность производства обрабатывающих составов подтверждена сертификатом ISO 14001.

Сергей Спилка: Наша компания по-ставляет серебросодержащие и полимерные пластины для устройств с фиолетовым лазером. Опыт работы показывает, что серебросодержащая технология сложнее в обслуживании, чем фотополимерная. Утилизацией отходов по использованию серебросодержащих пластин занимаются сами типографии. Отходы после использования полимерных пластин, как правило, растворяются в воде, так что их утилизация проблем не представляет.

 

Мнение редакции : Проявка является процессом, который может таить в себе подводные камни, поэтому при выборе CtP следует узнать о стоимости и нормах расхода химии для проявки пластин. Не следует забывать о том, что некоторые проявочные процессоры из-за неудачной конструкции требуют частой чистки, а это вызывает простои CtP. 

В каких случаях оправданно внедрение систем управления рабочим потоком? Каким основным требованиям они должны соответствовать?

Сергей Спилка: Всегда оправданно. Сложность заключается в том, что покупателю, обычно хорошо знакомому с технологией CtP, не всегда удается разобраться в том, какие компоненты система управления рабочим потоком (СУРП) должна включать обязательно, а какие — факультативно. Как правило, СУРП набирается из множества модулей, как из кубиков. Разобраться во всех наборах таких «кубиков» от всех поставщиков CtP — сложно. Но выход есть — купить то, что должно быть обязательно, а все остальное добавлять по мере необходимости.

К обязательным компонентам СУРП относятся растровый процессор, интегрированная база данных, система управления файлами и очередью заданий, предварительный просмотр и проба. СУРП должна быть совместима со стандартными программами изготовления спусков и стандартными программами верстки, а также должна быть независима от платформы используемых компьютеров. Перечисленный набор должен стоить не дороже 15-20 тыс. долл.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Система управления рабочим потоком, хотя бы в простейшем виде, необходима для любого CtP из-за необходимости изготовления спусковой пробы и цветопробы. Предлагаемые нами решения от FujiFilm отличаются высоким уровнем модульности и масштабируемости и могут удовлетворить как требованиям небольшого производства, так и требованиям огромного полиграфкомбината с распределенной обработкой заданий, несколькими выводными устройствами, множеством клиентских станций. Следует также упомянуть о мощных средствах управления цветом, интегрированных в систему управления рабочими потоками FujiFilm, при разработке которых был совмещен богатейший опыт Crosfield в допечатной подготовке и Fuji в обработке фотографических изображений.

Михаил Мартынов: Сначала нужно определиться с тем, что же такое система управления рабочим потоком, поскольку многие производители называют так свои растровые процессоры с возможностью осуществления некоторых In-RIP-операций (проверка файлов, треппинга, управления цветом, вывода цветопробы и т.д.). Например, все эти операции может выполнять растровый процессор Heidelberg MetaDimension. Он же обладает JDF-функциональностью, то есть способен принимать рабочие задания в формате JDF.

А система управления рабочим потоком должна предоставлять возможность управления всеми продуктами, используемыми в допечатных процессах, например программой спуска полос, растровым процессором и т.п. СУРП должна иметь модульную расширяемую структуру, которая позволит устанавливать несколько одинаковых обрабатывающих модулей для повышения пропускной способности системы (например, несколько модулей треппинга). Должна существовать возможность удаленного взаимодействия с заказчиком, например функция автоматической отправки обработанного файла на утверждение.

В скором времени важное значение приобретут методы цветоделения с поддержкой печати hi-fi. Поэтому желательно, чтобы система поддерживала и эту возможность.

Должна существовать возможность автоматического выполнения повторяющихся и схожих работ. Естественно, необходима и возможность управления системой с одной рабочей станции, причем таких рабочих станций должно быть несколько. Мы поставляем систему такого уровня под названием Prinect Printready.

Система workflow необходима тем клиентам, которые планируют полностью автоматизировать свой рабочий поток, работать с несколькими устройствами CtP, использовать системы управления производством.

Александр Малощинский: Проще ответить на вопрос: «Есть ли ситуации, когда внедрять систему управления рабочим потоком не требуется?», причем я бы ответил: « д а, есть, когда клиент — убежденный противник платы за программное обеспечение. Во всех остальных случаях без него просто невозможно работать». Основное требование, наверное, — это модульность, которая позволяет буквально по кубикам собрать workflow, полностью удовлетворяющее потребностям клиента.

Екатерина Макеева: Внедрение АСУТП всегда экономически целесообразно и, как правило, технологически необходимо. Например, некоторые системы CtP вообще не имеет смысла использовать без специализированного workflow. В результате внедрения автоматизированной системы сокращается время, затрачиваемое на производство печатных форм, уменьшается число задействованных в процессе операторов и, как следствие, повышается качество печатных форм.

Система workflow должна обеспечивать стандартизацию данных, проверку на наличие ошибок в обрабатываемых файлах и соответствие их требованиям кон-кретного техпроцесса, автоматизировать как процесс подготовки файла к выводу, так и непосредственно этапы производства печатных форм. То есть она должна обеспечить согласованную работу всех задействованных в процессе устройств. Также требуется принимать во внимание удобство работы оператора: интерфейс, возможность просмотра состояния текущих работ и др. Еще один аспект при выборе системы workflow — необходимость учитывать опыт поставщика по установке и настройке таких систем.

Михаил Кувшинов: Если типография покупает CtP — то почти всегда. Просто в постановка задачи в этом случае включает требования не только растрировать, но и делать спуск полос, треппинг, отлавливать ошибки, выводить пробу и пр. Но современные системы управления рабочим потоком являются модульными, и в каждом случае приобретается только необходимая функциональность. Иногда это может быть и всего лишь функциональность RIP.

Требования к системе управления рабочим потоком крайне многообразные. Конечно, надо уметь делать все обычные допечатные операции (входную проверку, конвертацию, треппинг, спусковой монтаж, вывод на страничную и спусковую пробу, файл для отсылки заказчику, пленку и пластину). Проблемы, как всегда, в деталях. Например, треппинг бывает растровый и векторный, интерактивный и автоматический, совмещенный с рипованием и отдельный, в стандартном и фирменном формате — все это в сочетаниях. А спусковой монтаж бывает с созданием гигантского спускового файла и странично-независимым, в собственном формате и в JDF. Есть и специальные требования. «Нисса» не раз строила системы управления рабочим потоком «по требованию кувалды», то есть так, чтобы нанесенный в любую точку системы удар кувалдой не оказывал никакого влияния на ее работоспособность.

Владимир Крысинский: Внедрение систем управления рабочими потоками оправданно там, где производятся большие объемы разнообразной продукции и где установлено несколько систем CtP, а также на предприятиях с жестким графиком выпуска продукции и высоким уровнем пиковых загрузок.

Как вы оцениваете перспективы внедрения стохастического и гибридного растрирования при использовании технологии CtP? При производстве каких видов продукции эффективно использование стохастического и гибридного растрирования?

Владимир Крысинский: Стохастическое и гибридное растрирование очень пер-спективны, особенно при установке CtP. Однако их внедрение требует стандартизации технологического процесса — от цифровой обработки информации до печати. Я думаю, что вначале стохастика будет использоваться при печати высококачественных работ, а потом и всей остальной продукции, вплоть до газет и этикеток.

Михаил Кувшинов: Давайте для начала ответим на вопрос: зачем? Чтобы: 1) печатать любым числом сепараций, 2) избавиться от объектного муара, 3) муара растрирования, включая муар в желтом, 4) подавить розетку, 5) обеспечить фотографическое качество, 6) повышенную стабильность тона и цвета, 7) низкую чувствительность к несовмещению, 8) расширить цветовой охват, 9) заменять дополнительные краскопрогоны пяти- или шестицветным синтезом,10) и при этом иметь такие требования к печатному процессу, которые не превышают обычных.

Стохастический алгоритм Creo Staccato отвечает всем этим 10 требованиям. Его внедрение перспективно в том случае, если хотя бы некоторые из этих задач критичны для типографии. Большинство клиентов компании «Нисса» используют его на практике. Наиболее востребованно применение Creo Staccato в упаковочном производстве за счет выполнения пунктов 1 и 9, в производстве газет — 4 и 7, а в высококачественной коммерческой печати, важны все преимущества, и прежде всего пункт 2.

Гибридное растрирование, например Creo MaxTone (или продукты других фирм), сохраняет в средней, большей, части тонового диапазона обычную растровую структуру, а значит, имеет в этих областях все достоинства и недостатки классических растров. То есть в этом случае сохраняются только преимущества пунктов 3, 4, 5, 10. Если это — именно то, что нужно для типографии, значит, использование гибридного растра целесообразно.

Гибридное растрирование имеет хорошие перспективы во флексографской печати. В офсете оно не прижилось, хотя доступно уже давно, и, скорее всего, уже не приживется. Любой пользователь древнего Scitex Class Screening может вывести пленки гибридным растром с линиатурой до 600 lpi, включив функцию DupliDot, — а насколько это необходимо?

Екатерина Макеева: Применение стохастического растрирования предъявляет высокие требование к каждому этапу технологического процесса, и в первую очередь к процессу печати. Гибридное растрирование позволяет достичь аналогичного качества оттисков с меньшими усилиями. Поэтому, с нашей точки зрения, гибридное растрирование получит более широкое распространение, чем стохастическое. Комбинированное растрирование типа Agfa Sublima превосходно выглядит и на полноцветных листовых отпечатках, и в газетах, отпечатанных на рулонных машинах.

Александр Малощинский: Перспективы стохастического растрирования, по моему мнению, достаточно слабы, особенно для большинства отечественных типографий, ведь у них пока и с обычным-то растром не все ладится, причем основная проблема — это культура производства, к которой стохастика весьма требовательна. Гибридное растрирование имеет, по-моему, гораздо более широкие перспективы, поскольку оно значительно менее требовательно и потому быстрее и легче внедряется и дает ощутимый и видимый результат. Мы сегодня, наверное, единственная компания в России, имеющая реальный опыт внедрения гибридного растрирования. На последней выставке drupa на стенде компании Agfa в зоне, где демонстрировалась технология гибридного растрирования sublima, стояла книжка, отпечатанная нашим клиентом. Инженер компании Agfa был весьма удивлен очень высоким полученным результатом, причем на CtP-аппарате вовсе не с hi-end-характеристиками.

Михаил Мартынов: Конечно, с появлением CtP-устройств стохастика переживает второе рождение. Недавно я взял в руки один из номеров журнала по цифровой фотографии и поразился уровню качества исполнения. Взял лупу — оказалось, что этот номер был напечатан с применением нерегулярного растра. Очень жаль, что этот журнал печатается не в нашей стране.

Поэтому применение стохастического растрирования наряду с цветоделительными алгоритмами для печати hi-fi — это путь повышения качества печати и конкурентоспособности продукции. А применяться стохастика может при печати различной продукции: от рекламных буклетов до журналов и альбомов репродукций высокого качества.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Стохастическое растрирование и по сей день в немалой степени остается лишь экзотикой, и проблема здесь не в изготовлении форм (существующие системы CtP любых типов могут изготовить безупречные формы), а в высоких требованиях к печатной машине и к печатному процессу. Иными словами, это возможно, это хорошо — но это дорого в печати и мало заказчиков, согласных платить за это. Возможно, данная технология в коммерческом офсете так и останется экзотикой, хотя мы предлагаем современную систему стохастического растрирования Fujifilm Taffeta, существенно превосходящую конкурирующие продукты по технологичности при печати.

Что касается гибридного растрирования — этот термин не вполне определен. В частности, FujiFilm не называет так свою технологию Co-Res, хотя конкуренты относят ее именно к этому классу. На самом деле, по-видимому, следует говорить просто о новом поколении классических растров с хорошими «печатными свойствами», реализация которых стала возможной с ростом вычислительной мощности растровых процессоров и с накоплением знаний о восприятии печатной продукции человеческим глазом.

Сергей Спилка: Мне кажется, что обсуждение ЧМ-растров носит скорее маркетинговый, нежели практический характер. Сегодняшняя технология старается максимально использовать достоинства офсетной печати путем применения ЧМ и/или высоколиниатурных растров. При этом 20-микронное ЧМ-растри-рование эквивалентно линиатуре 100 л/см традиционного (АМ) растра, что соответствует «нормальному качеству воспроизведения», типичному для цифровых изображений с разрешением 300 dpi. 10-микронное ЧМ-растрирование эквивалентно линиатуре 200 л/см АМ-растра, что подразумевает использование цифровых изображений с разрешением 600 dpi. Все CtP-пластины гарантируют воспроизведение широкого тонового диапазона при линиатуре 100 л/см, наводя на мысль, что за этой границей результат печати уже не гарантируется — растровые точки в светах будут теряться после печати уже нескольких тысяч листов!

ЧМ-растры могут представлять интерес в тех случаях, когда изображение содержит регулярные структуры, которые могут приводить к появлению муара. Гибридные растры могут быть интересны всем, кто печатает с низкими линиатурами не только офсетным, но и флексографским способом печати.

 

Мнение редакции : Для предприятий с четко отлаженной технологией и качественной печатной техникой стохастическое растрирование может быть средством получения дополнительных конкурентных преимуществ, и пренебрежение этой возможностью иначе, чем расточительством, трудно назвать.

Каков ресурс безотказной работы экспонирующих узлов, поставляемых вашей компанией CtP? Насколько они ремонтопригодны? Требуется ли замена всего экспонирующего блока при выходе лазера из строя?

Сергей Спилка: После выставки drupa наша компания начала поставлять CtP-устройства Cobalt компании Escher-Grad. На комплектующие, включая лазер, Escher-Grad дает гарантию три года. При выходе лазера из строя не требуется менять весь экспонирующий блок. Фиолетовый лазер сгорает не так, как лампа накаливания, то есть не в одно мгновение. Выход из строя лазера происходит в течение некоторого времени — как правило, нескольких недель. При этом мощность излучения постепенно падает, и при прогрессирующем падении мощности лазер нужно сменить. Хотелось бы подчеркнуть, что в CtP-устройствах Cobalt используются стандартные промышленные компоненты, которые без проблем можно купить через Интернет.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: В аппаратах FujiFilm Luxel гарантия на экспонирующий блок составляет пять лет, реальный срок его жизни наверняка не меньше, замена экспонирующего элемента (фиолетового диода) стоит дешево. Кроме того, большинство аппаратов по-ставляется в версии с двумя излучающими диодами, что, помимо увеличения производительности, обеспечивает запас надежности.

В термальных аппаратах Luescher используются индивидуальные инфракрасные диоды, причем процесс их замены в силу особенностей конструкции аппарата чрезвычайно прост (может выполняться даже оператором), а процесс калибровки полностью автоматизирован и занимает всего минуты. Кроме того, встроенная система диагностики позволяет предсказать перегорание диода за несколько дней или даже недель до того, как это произойдет. Ресурс современных инфракрасных диодов весьма велик, и реально можно говорить о замене одного диода в год.

Михаил Мартынов: Думаю, что вряд ли кто-либо будет оспаривать качество продукции Heidelberg. Что касается изначального срока службы лазерных диодов для различных технологий, то об этом уже написано достаточно много и повторяться, наверное, не стоит.

Напомню, что на выставке drupa было представлено новое CtP-устройство от Heidelberg — Suprasetter. Одной из его особенностей является модульное построение экспонирующей системы, то есть экспонирование производится не одиночными диодами или цельной головой, а несколькими лазерными модулями, имеющими по 64 канала. в о-первых, это позволяет, повысить скорость записи простым добавлением дополнительных модулей, а во-вторых, в случае выхода из строя поменять только один модуль. В лазерной системе Suprasetter отсутствуют модуляторы, и это также повышает надежность работы, поскольку отсутствует риск выхода их из строя.

Александр Малощинский: В поставляемых нами термальных аппаратах (как, впрочем, и практически в любых других термальных аппаратах) ресурс целиком зависит от времени работы лазера, в среднем — три-четыре года, но, конечно, если гонять формы круглосуточно, то он и года не проживет. Некоторые компании боятся открыто об этом говорить и пытаются вводить клиентов в заблуждение, но, во-первых, лазеры делают не они, а сторонние компании, у которых можно узнать точную информацию, а во-вторых, если бы ресурс был высок, то производители смело давали бы на лазер гарантию три года, а не шесть месяцев, как сейчас. Заменяться должен экспонирующий блок целиком.

Ресурс фиолетовых лазеров очень велик и по сроку жизни сравним со всем аппаратом. При выходе лазера из строя меняется не весь экспонирующий блок, а только его часть, так называемый Laser Box. Замена и последующие настройки аппарата занимают около двух-трех часов.

 

Екатерина Макеева: Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя. Можно напомнить, что использование фиолетового лазера позволяет примерно лет на десять забыть о проблеме замены лазера. Но в случае каждой конкретной инсталляции следует учитывать специфику производства, особенности техпроцесса, квалификацию персонала и только после этого можно говорить о сроке службы лазера.

За четыре года ни на одном из инсталлированных нами CtP не было отказов экспонирующей системы. Один раз была проведена плановая замена термального лазера, ресурс работы которого был исчерпан. Кстати, фактический срок его службы превысил заявленный период на 20%.

Времени с момента установок прошло не так много, поэтому статистика безотказной работы лазера пока еще не накоплена.

Михаил Кувшинов: Хороший вопрос, поскольку нас часто спрашивают о том, каков срок службы лазера. в се равно как если бы покупатель автомобиля зацикливался на стоимости и сроке службы поршня. А так — каков ресурс двигателя. н е лучше ли интересоваться стоимостью гарантии на всю машину? Ведь помимо записывающей головки в CtP много других узлов.

Экспонирующий узел CtP Creo (термоголовка) доступен в двух вариантах. Единственный изнашивающийся элемент в обоих — лазерный диод. Как и у любого лазерного диода, срок его службы экспоненциально зависит от протекающего тока и составляет при нормальной эксплуатации несколько тысяч часов. В одном варианте диоды дублируют друг друга, но при выходе из строя нескольких из них придется менять всю головку. В другом — диоды работают параллельно, и менять их можно по одному. При выходе диода из строя падает производительность системы, но работоспособность сохраняется. Мы не предлагаем системы с одним диодом, при выходе которого из строя встанет все устройство CtP, ибо цена такого простоя может быть катастрофической.

В системах с видимым светом основной изнашивающийся узел — динамическая оптика, вращающаяся со скоростью десятков тысяч оборотов в минуту. Это сложный и дорогой узел, очень чувствительный к пыли, попавшей в зону трения.

Владимир Крысинский: На все детали Cobalt, включая экспонирующие лазерные устройства, дается трехлетняя гарантия. Ресурс фиолетого лазерного диода — 10 тыс. часов. При этом необходимо учесть, что лазер включается только во время экспонирования. Просчитав загрузку, можно убедиться, что период безотказной работы лазера составляет около 8-10 лет. В случае выработки ресурса оптимальным все-таки является полная замена экспонирующего блока, который стоит не очень дорого и достаточно легко меняется.

 

Мнение редакции : Как уже было отмечено выше, пока еще нет достоверных, основанных на исследованиях независимых организаций данных о надежности CtP-устройств. Поэтому вопрос о надежности записывающей системы — одного из самых дорогостоящих и вместе с тем склонных к отказам узлов CtP — вполне закономерен.

На что еще следует обратить внимание при выборе CtP, кроме аспектов, затронутых в ответах на предыдущие вопросы?

Владимир КрысинскийВладимир Крысинский: При выборе CtP, помимо характера планируемой работы, уровня качества и загрузки, очень важно учитывать степень надежности установки, возможность быстрой диагностики возникших неполадок и устранения их собственными силами. Выход из строя плейтсеттера на длительный срок может обернуться неприятными для типографии последствиями.

Михаил Кувшинов: Во-первых, помните о расходных материалах. При сколько-нибудь серьезной загрузке CtP лишние центы за квадратный метр пластин оборачиваются тысячами долларов в год. Учитывайте стоимость всех расходных материалов, включая химию, гуммирующий раствор и утилизацию. Постарайтесь выяснить слабые места различных расходников у людей, имеющих опыт их использования. Предусмотрите возможность перехода к другому поставщику, если что-либо пойдет не так. Проведите тесты на основных и запасных марках расходных материалов. Изучите тестовые пластины и отпечатки с них, как если бы вы изучали потенциально фальшивую банкноту.

Во-вторых, если вы считаете стоимость эксплуатации — делайте это всерьез. Учитывайте стоимость гарантии не на отдельные узлы, а на все устройство. Принимайте во внимание стоимость и затраты времени на обслуживание и калибровку CtP, а также на обслуживание проявки. Оцените стоимость внезапной поломки CtP для вашей типографии и умножьте на вероятность поломки, которую надо выяснить у тех, кто имеет как можно более длительный опыт эксплуатации подобной системы. Пусть человек с инженерным образованием посмотрит на конструкцию машины. Обычно уже с первого взгляда можно определить, что механически может работать долго, а что — не очень.

В-третьих, не считайте себя умнее всех: смело используйте и чужой опыт. Хороший способ проверить спецификацию поставщика, найти в ней слабые места — дать ее на анализ конкуренту. Будьте уверены, он задействует все свои ресурсы, и в результате вы сможете оценить и все предложения, и уровень компетентности всех сторон.

В-четвертых, просчитайте сопутствующие затраты на подготовку помещения. Выясните, каковы требования к температуре, освещению, влажности, запыленности — они очень разные у различных CtP. Найдите возможность посмотреть работающую систему, поговорить с владельцами. Ведь установка, например, системы обеспыливания воздуха, которую вам забыли порекомендовать, может влететь в копеечку. Или две минуты жизни пластины при неактиничном освещении окажутся недостаточными.

В-пятых, не работайте ледоколом, прорубающим путь новому. Инсталлированная база CtP в России уже довольно велика — редко когда есть смысл выбирать неопробованное рынком решение. Не забывайте, что новые модели бывают и сырыми. Помните, что продавец, не имеющий как минимум три-пять установленных аналогичных устройств, не сможет организовать нормальный сервис, то есть держать склад запчастей; у него нет ни имеющих реальный опыт сервис-инженеров, ни специалистов по программному обеспечению. К тому же может не только сломаться узел устройства, но и исчезнуть продавец и даже производитель (последние примеры кульбитов в области CtP — события с basysPrint и Esko-Graphics). Однако компании-лидеры, имеющие большое число инсталляций, такого себе не позволяют просто потому, что большая инсталлированная база — это дойная корова, которая будет долго приносить деньги.

Екатерина Макеева: Факторов здесь очень много: от площади, которую занимает комплекс, до финансовых схем оплаты. К этому можно добавить удобство работы оператора, простоту внедрения, корректность работы всех входящих в техпроцесс компонентов (как старых, так и новых), способность поставщика решать возникающие в процессе внедрения проблемы, а также проводить квалифицированное обучение персонала.

Александр Малощинский: Я бы прежде всего посоветовал обратить внимание на свои реальные потребности. К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с желанием клиента купить аппарат, который должен делать всё, что только возможно, но при этом не должен ничего стоить. Увы, такого не бывает, да и в ходе беседы выясняется, что большинство из желаемого использоваться не будет, а указано по принципу «чтобы было».

Михаил Мартынов: Конечно, всегда необходимо обращать внимание на технические характеристики устройства — на минимальный размер лазерного пятна на формной пластине, определяющий оптическое разрешение, на наличие температурной компенсации, позволяющей осуществлять перевывод одной печатной формы из комплекта, на производительность.

Но не стоит забывать и о надежности и качестве систем растрирования и управления рабочим потоком, ведь во многом конечный продукт зависит от того, насколько качественно были выполнены цветоделение, треппинг, растрирование и т.д.

И, конечно, важнейшим фактором при выборе поставщика должно являться качество его сервиса. в случае выхода из строя CtP-устройства парализовано будет все производство, и будет крайне важно, насколько оперативно и качественно сработает сервис.

Дмитрий Мокин, Нина Друзьева: Следует обратить внимание на уровень сервисной и технологической поддержки, предоставляемой поставщиком, на репутацию фирмы–производителя. к ак бы ни был привлекателен отечественный поставщик, он не сможет обеспечить нормальное функционирование плохого аппарата, сделанного несерьезной фирмой, и последние данные это подтверждают. н ельзя забывать о стоимости эксплуатации, сервисных затратах и общей надежности аппарата, причем не следует слепо доверять заверениям продавца. м ы живем в эпоху свободного обмена информацией — сходите на американские, британские или немецкие и нтернет-форумы пользователей, посмотрите на информацию из первых рук (она тоже не всегда объективна, это все же еще один источник для серьезного аналитика, который считает деньги).

Сергей Спилка: Если вы приняли решение инвестировать в технологию CtP, обратите внимание на то, чтобы компания-по-ставщик имела возможность поставки и сервисной поддержки трех компонентов: экспонирующего устройства, проявочного процессора и офсетных CtP-пластин. Такой подход значительно сократит сроки освоения и запуска технологии, а после освоения технологии этот критерий потеряет свою актуальность.

КомпьюАрт 11'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства