КомпьюАрт

12 - 2000

Цифровое малотиражное книгопроизводство*

Кельвин Триттон

Рыночные факторы

Малотиражное производство и производство по заказу

Компания «Джон Уайли и сыновья» (John Wiley & Sons)

Компания Lightning Print, Inc.

Сеть книжных магазинов Borders

Компании McGraw-Hill и Primis

Печать персонализированных книг по запросу

Когда появляется новый, альтернативный метод производства старых, уже давно существующих продуктов, таких, например, как книги, вполне естественно вначале рассматривать его как простую замену старого метода. В течение последних тридцати лет книги печаталась главным образом методом офсетной литографии, который отличается высоким качеством и скоростью печати, но требует довольно продолжительной подготовки. Системы же цифровой печати почти не требуют времени на предварительную подготовку, но при этом печатают сравнительно медленно. Таким образом, прежде всего нам нужно выяснить, где находится точка пересечения кривых, изображающих зависимость стоимости одного экземпляра от величины тиража. В настоящий момент эта точка расположена где-то между двумястами и двумя тысячами экземпляров.

Несмотря на несомненную важность всего сказанного выше, еще большее значение имеет тот факт, что цифровая печать открывает совершенно иной подход к книгопроизводству. Отсюда вытекает необходимость определенной реорганизации всей цепочки получения прибыли от книгоиздательской деятельности, в результате которой может быть положено начало новым видам выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также новым возможности экономии средств. Таким образом, влияние технологии цифровой печати на процесс книгопроизводства оказывается гораздо более сильным и сложным, чем простая замена одного печатного процесса на другой.

Рыночные факторы

Цифровая печать с ее минимальными подготовительными сроками — это метод производства, который оптимально подходит для малотиражной печати, тем более что он обладает еще и такими преимуществами, как быстрое получение первого экземпляра и возможность делать каждый отпечаток отличающимся от других. Эти характеристики ставят цифровую печать в совершенно особую позицию относительно иных методов печати. Однако, как показывает история, технический прогресс — дело хорошее, но сам по себе он не гарантирует практического успеха. Заметного прогресса развитие технологии поможет достичь только в случае, если оно отвечает потребностям рынка.

Таким образом, ключевыми моментами для успешного внедрения цифровых методов книгопроизводства являются некоторые аспекты сегодняшнего положения в этом секторе рынка.

Актуальными тенденциями на рынке книгопечатания и книгоиздания на данный момент признаны следующие:

  • культ индивидуальности: возникает потребность в персонализации (индивидуализации) каждого отпечатка;
  • культура мгновенного удовлетворения: возникает потребность в производстве и/или доставке продукции по запросу заказчика;
  • вопросы охраны окружающей среды: возникает необходимость в снижении отходов прозводства;
  • экономические трудности: возникает необходимость в сокращении нереализуемых отходов, снижении финансовых рисков и издержек;
  • конкуренция со стороны электронных средств массовой информации: возникает необходимость в совершенствовании печатной продукции с целью сделать ее более удобной для читателя;
  • возросшие возможности прямой покупки книг в противоположность покупкам в книжном магазине: меняется ценовая политика и развивается экономика альтернативных методов производства.
В начало

В начало

Малотиражное производство и производство по заказу

Преобладающая часть рыночных тенденций удовлетворяется путем организации рационального, эффективного производства более мелких партий продукции (вплоть до одного экземпляра) и производства по за-просу (on-demand). В этом смысле цифровая печать может предложить оригинальные решения, невозможные при использовании традиционных методов. Способность цифровой печати делать каждую копию индивидуальной позволяет осуществлять электронную подборку страниц и таким образом печатать законченные книжные блоки в единичном экземпляре. А тот факт, что содержание книги тоже может формироваться на ходу, позволяет удовлетворять пожелания клиентов в массовой индивидуализации продуктов и в производстве продукции по запросу. Эти аспекты книгоиздания помогают также противостоять конкуренции со стороны электронных средств массовой информации. Проблемы с охраной окружающей среды решаются путем того, что рациональное книгопроизводство позволяет заранее определять необходимый объем партии, в результате чего сокращается вероятность, что тираж будет не полностью распродан или устареет и его нужно будет выбросить за ненадобностью (обычно доля такой продукции составляет примерно 20% тиража). По той же причине сокращаются и экономические проблемы издательского бизнеса. Снижаются первоначальные издержки, связанные с запуском в производство новых изданий, а также издержки, связанные со складированием и хранением готовой продукции. Все это идет на пользу как крупным, так и мелким издателям. Однако следует иметь в виду тот факт, что издержки на производство, складирование и доставку продукции составляют лишь малую часть розничной цены на издательскую продукцию, реализуемую через книготорговую сеть. Книготорговцы оставляют себе до 60% розничной цены. Следовательно, малотиражное производство и производство по запросу будут осуществимы и жизнеспособны прежде всего там, где внедрена практика прямых продаж, а также там, где речь идет о специальных изданиях, таких как академическая и техническая литература.

Приведенные ниже примеры показывают, как некоторые компании использовали технологию цифровой печати для продвижения вперед по указанным направлениям.

В начало

В начало

Компания «Джон Уайли и сыновья» (John Wiley & Sons)

Давно утвердившийся на рынке издатель академической литературы компания John Wiley & Sons впервые предложила своим клиентам такую услугу, как печать книг по запросу, в марте 1996 года под девизом «Книги от Уайли можно приобрести всегда». Производством книг для них занимается Энтони Роу (Anthony Rowe). Его опыт показывает, что печать по запросу имеет право на существование, но в данном конкретном случае — только в период, когда издание приближается к концу своего жизненного цикла. По мере того как запас подходит к концу, печатник оценивает структуру продаж и либо допечатывает издание малым тиражом, либо переводит его в категорию печати по запросу, либо снимает с производства — в зависимости от динамики запросов на последнем этапе и установленных пороговых критериев. Поначалу ожидалось, что в первый год нужно будет выполнить примерно 100 заказов на печать по запросу, а затем эта цифра будет расти приблизительно на 10% в год. На сегодняшний день эти цифры не достигнуты, однако фирмой были выполнены заказы на 98 изданий, причем объем таких заказов (за два года) варьировался от 1 до 49 экземпляров (среднее значение — 14), а принесли они 80 тыс. фунтов чистого дохода (0,03% общего дохода от продажи книг).

Типичный для «Уайли» объем публикации — примерно 400 страниц, а первоначальный офсетный тираж составляет примерно 700 экземпляров (на один год продаж), в надежде на то, что затем последует допечатка еще 300 (литографическим способом), за которой, возможно, потребуется еще один сверхмалый тираж в 25-50 копий, и, наконец, единичные копии, отпечатанные по индивидуальному запросу. Такая схема работы, вероятно, типична и для других издателей, хотя объем первоначального тиража и количество допечаток могут варьироваться. Некоторые, возможно, включают цифровой этап производства в начальную стадию жизненного цикла издания, причем здесь цифровые отпечатки можно использовать в рекламных и маркетинговых целях для более точного прогнозирования изначальной потребности рынка в данном издании.

В начало

В начало

Компания Lightning Print, Inc.

Компания Lightning Print, Inc. (LPI), расположенная в штате Теннеси, являет собой пример текущего состояния индустрии книгопроизводства по запросу в США. Данная компания является дочерним предприятием фирмы Ingram Book Group. Летом 1998 года она начала печатание и распространение книг по запросу. Книги хранятся в электронном виде и печатаются по одному экземпляру по мере поступления заказов, которые принимаются от книготорговцев и библиотек через оптовиков. Компания издает профессиональные однокрасочные книги с клеевым (бесшвейным) скреплением, в цветном ламинированном твердом или мягком переплете, в пяти разных форматах от 127×203 мм до 216×279 мм. LPI предоставляет издателям полный комплект услуг: заказ, производство и распространение. Издатели вносят предварительную плату за то, что книга будет включена в список изданий компании Ingram, а затем оплачивают каждый отпечатанный эземпляр. Первоначальный взнос покрывает расходы на сканирование, если книга доступна только в виде твердой копии. В случае если книга существует в электронном формате, первоначальный взнос обычно составляет менее 100 долл. Стоимость печати 300-страничной книги формата 127×203 мм составляет 4,80 долл., к которым фирма Ingram добавляет еще 10% как дистрибьютор. Остаток оптовой цены идет издателю. С учетом приведенных нами оценок плата за печать выглядит довольно низкой. Отсюда можно предположить, что весь процесс пользуется финансовой поддержкой со стороны поставщиков оборудования.

Книжные блоки печатаются на рулонной машине IBM InfoPrint 4000, а цветные обложки — на InfoColour 70. После печати обложка ламинируется, книжный блок брошюруется на машине Duplo методом термического клеевого (бесшвейного) скрепления. В настоящее время фирма выпускает примерно 15 тыс. книг в неделю, хотя производственные мощности позволяют при работе в три смены выпускать около 25 тыс. книг. Программную поддержку предоставляет фирма Danka; ее система отвечает за управление файлами данных, организацию очередей на печать, контроль за состоянием производства и отслеживание заданий при помощи системы DOCS (Demand Output Control System — системы контроля за печатью по запросу). Эта система также имеет связь с системой обработки заказов компании Ingram. Таким образом, можно сказать, что фирма Danka отвечает практически за все производство в компании Lightning Print, а штат Lightning Print составляют сотрудники Danka, несмотря на то, что собственником этой компании является Ingram.

В начало

В начало

Сеть книжных магазинов Borders

При печати по запросу книга может быть напечатана не только в типографии. На примере компании Lightning Print мы уже видели, как дистрибьютор может выполнять функции производителя. Но в этом деле можно пойти еще дальше, если печать будет выполнять непосредственно розничный торговец. Именно этому принципу старается следовать американская книготорговая фирма Borders, которая имеет свои магазины также в Брайтоне, Глазго, Лидсе и Лондоне. Эта компания собирается в каждом своем магазине установить цифровую печатную машину, которая будет за 15 минут печатать и брошюровать любую книгу в мягкой обложке. В настоящий момент эта концепция находится в стадии опробования, но в течение ближайших пяти лет они предполагают установить такое оборудование в каждом из своих магазинов.

В начало

В начало

Компании McGraw-Hill и Primis

McGraw-Hill — пример издателя, предоставляющего продукцию, которая может быть получена только методом цифровой печати. Это два продукта — Primis Database Publishing и Primis Custom Publishing. Оба они по сути являются учебниками, но их содержание может строиться в соответствии с индивидуальными требованиями профессора или преподавателя. Primis Database Publishing — это издательская база данных, размещенная на Internet-сайте фирмы Primis и представляющая собой коллекцию отдельных модульных текстовых файлов, которые можно подбирать, перемешивать и таким образом компоновать книги по конкретным курсам. При составлении собственного учебника преподаватель может компилировать отдельные части нескольких текстов, вставлять дополнительные статьи, примечания, материалы исследований и даже создавать учебные планы и расписания. На сегодняшний день в базу данных Primis входит более 180 тыс. страниц материалов, охватывающих более 20 дисциплин на уровне программы колледжа. Система Primis Custom Publishing обеспечивает более высокую степень индивидуализации текстов и методов их представления.

В начало

В начало

Печать персонализированных книг по запросу

Возможности современных машин позволяют при наличии малой толики воображения построить систему производства по запросу. Гипотетическая система такого рода показана на рис. 2. При этом необходимо заметить, что в нее обязательно должно входить отделочное оборудование — брошюровочно-переплетная машина, самонастраиваемая на различный формат бумаги и различную толщину корешка книги. А поскольку это производственная линия для выпуска индивидуализированных книг (то есть книг, заказанных по индивидуальным спецификациям), их необходимо прямо на месте упаковывать в термоусадочную пленку и наклеивать этикетку — иначе впоследствии невозможно будет определить, какая книга кем была заказана. Сомнительно, что такое отделочное оборудование уже существует, хотя нечто похожее было показано на последней выставке Ipex.

Если бы такая система была сконструирована сегодня, ее производительность была бы невысокой (примерно три книги в минуту), а стоимость составляла бы порядка 2 млн. фунтов стерлингов. Однако скорость систем цифровой печати напрямую соотносится с мощностью встроенных в них компьютеров, а поскольку эта мощность увеличивается по крайней мере вдвое каждые полтора года (при сохранении цены), соответственно будет повышаться и производительность систем цифровой печати. Следовательно, примерно к 2005 году можно ожидать появления таких производственных линий, которые смогут выпускать примерно тридцать 200-страничных книг в минуту себестоимостью примерно 4 фунта каждая.

Описанная система позволит реализовать на практике концепцию так называемого виртуального склада. Такое название этот склад получил потому, что в нем ничего не складируется, а только производится по запросу. С точки зрения розничного продавца, возникновение виртуального склада по сравнению с традиционными методами работы ничего не меняет: на склад поступает заказ, по которому будет получена та или иная книга. Однако издателю больше не нужно будет связываться с печатным производством. Теперь ему останется только собирать лицензионные отчисления — согласитесь, существенная смена роли. К тому же издателю больше не нужно будет угадывать, сколько копий выпустить заранее, а это ведет к значительному снижению риска. Более того, если из производственной цепочки исключаются складские помещения и хранящаяся в нем продукция, возникает солидная экономия издержек. И ничего больше не остается нераспроданным, а следовательно, не будет никакой макулатуры, никакой утилизации и переработки — существенная польза для окружающей среды. Кроме того, книга может иметь индивидуализированное содержание, что является большим плюсом для данного продукта. Таким образом, если коротко суммировать сказанное:

  • цепочка извлечения прибыли становится зависимой не от издателя, а от потребителя/розничного продавца;
  • видоизменяется как способ взаимодействия с клиентом, так и сам издательский бизнес;
  • полностью меняется структура цепочки извлечения прибыли;
  • складирование и хранение продукции исключаются, как исключаются и все связанные с этим издержки на переработку и утилизацию непроданных публикаций.

Как показано на рис. 1, виртуальный склад берет на себя функции печати и дистрибьюции. Возникает очевидный вопрос: где будет находиться виртуальный склад? Он может находиться где угодно: у издателя, в типографии или у оптового торговца, поскольку печать здесь соединяется с дистрибьюцией. Как показывает схема, в настоящее время эти изменения не касаются розничных торговцев, но можно пойти дальше и заменить розничного торговца (магазин) Интернет-торговцем. Именно такая картина, как нам кажется, будет типичной в будущем — так будут строиться новые предприятия и бизнес-структуры, основанные на новых производственных концепциях.

Ожидается, что к 2010 году доля цифровой печати достигнет 20% рынка, причем в основном это произойдет за счет традиционной полиграфии. Это будет знаковым изменением в природе печатной индустрии и используемых в ней технологий, и, как было показано, изменение это серьезно затронет также и всю структуру цепочки извлечения прибыли. В этом процессе будут как победители, так и проигравшие, но будут и те, кто во-время распознает открывающиеся перед ними потенциальные возможности и внедрит системы, разработанные для обслуживания потребностей рынка. Они-то и добьются успеха.

Так чем же может быть полезна цифровая печать для книгопроизводства? Как показали примеры, этот вид печати удовлетворяет насущным требованиям рынка, в частности:

  • отвечает потребности клиентов в индивидуализированных, персонализированных или скомпонованных по индивидуальному требованию продуктах;
  • позволяет предоставлять больший объем услуг в меньшие сроки;
  • являясь по своей сути менее за-тратным процессом, позволяет исключить этап складирования и хранения запасов, некоторое количество которых ранее приходилось утилизировать и перерабатывать;
  • позволяет существенно экономить средства и положительно сказывается на охране окружающей среды;
  • снижает риск издателя (требуется меньший объем начальных капиталовложений);
  • сокращает цепочку поставки товара покупателю — продукты быстрее появляются на рынке;
  • вся цепочка поставки товаров становится более чуткой и отзывчивой по отношению к запросам рынка;
  • предоставляет возможности для развития новых видов бизнеса;
  • открывает возможности для экономии издержек.

Если данная статья подстегнула ваш интерес и у вас возникли вопросы или замечания, мы будем рады выслушать вас. Если же вы настроены развивать свой бизнес в данном направлении — не важно, в каком качестве — издателя или производителя, — мы будем только рады возможности обсудить с вами, чем мы можем быть вам полезны.

Советуем заглянуть на следующие Web-сайты:

http://www.printer.ibm.com/

http://www.indigonet.corn/

http://www.lightningprint.com/

http://www.mhhe.com/primis/

http://www.oce.com/

http://www.scitex.com/

http://www.versamark.corn/

http://www.wiley.со.uk/

http://www.xeikon.com/

http://www.xerox.com/

КомпьюАрт 12'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства